Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


VIII. Критерии оценки работы классного руководителя



2015-12-14 2432 Обсуждений (0)
VIII. Критерии оценки работы классного руководителя 0.00 из 5.00 0 оценок




Результативность деятельности классного руководителя (воспитателя) может быть оценена с помощью самых разных критериев. К ним относятся:

· упорядоченность жизнедеятельности класса;

· наличие и уровень зрелости классного коллектива;

· общий психологический климат в классе;

· уровень отклоняющегося поведения учащихся;

· социальная защищенность каждого члена коллектива и его комфортность;

· реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся;

· активная жизненная позиция классного руководителя;

· участие в опытно-экспериментальной или исследовательской работе;

· повышение педагогического мастерства классного руководителя;

· вовлеченность родителей учащихся в дела классного коллектива.

Основными критериями оценки работы классного руководителя являются степень повышения уровня воспитанности учащихся, их интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, правовое, половое, а также мировоззренческое развитие.

Итоги деятельности классного руководителя в течение года подводятся по результатам:

· анализа воспитательного плана и записей в нем;

· анализа анкет, заполненных учащимися в конце года;

· анализа материалов собеседования с классным руководителем по должностным обязанностям в конце года;

· анализа материалов посещения руководством школы воспитательных мероприятий в течение года;

· анализа участия класса в общешкольных делах.

Главная задача руководства школы состоит в том, чтобы добросовестный труд педагога-воспитателя был справедливо оценен и нашел достойное завершение в конце года: в аттестационном разряде, премии, наградах, благодарности, дополнительных днях отпуска или в каких-либо других награждениях и поощрениях работников школы. Ведь ничто так не убивает учительскую инициативу, добросовестность и желание работать, как безразличие и несправедливость в оценке труда педагога.


 

Приложение 17

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
С УЧАЩИМИСЯ[22]

Осмысление методики и форм воспитательной работы со школьниками с позиции педагогической теории становится одной из важнейших задач, в решении которой Вам помогут предлагаемые рекомендации.

При организации воспитательной работы в классе помните, что разработка каждого конкретного дела, мероприятия, всей воспитательной работы в целом подчиняется определенной логике, которую условно можно обозначить так: «цель – средство – результат».

Формирование целей (комплекса целей) предопределяет отбор содержания, оптимизацию форм, методов и приемов воспитания, сами критерии анализа эффективности воспитательной работы.

План работы с учащимися выстраивается в виде системы дел. Чем следует руководствоваться, планируя ее?

1. Необходим достаточно широкий набор форм воспитательной работы, их разнообразие. Важен элемент новизны, яркости, эмоциональности. Попробуем перечислить некоторые из возможных форм внеклассной воспитательной работы: диспуты, экскурсии (в музеи, на выставки, на предприятия, в библиотеку …), встречи с интересными людьми, устный журнал, конференции и пресс-конференции, походы, олимпиады и викторины, КВН и игра типа «Что? Где? Когда?», конкурсы (на лучшего чтеца, актера, сценариста, болельщика …), песен, танцев, рисунков, выступление концертного коллектива и постановка драматических спектаклей, общешкольные вечера и «Огоньки», день именинников и час творчества, клубы по интересам (любителей истории, поэзии, живописи, животных и т.д.). Что нужно знать, выбирая ту или иную форму работы? Вспомните алгоритм «цель – средство – результат»!

2. Выбор формы зависит от конкретных воспитательных целей. Например, если Вы поставили цель познакомить школьников с максимально обширной информацией по предмету, по вопросам науки, культуры, необходимо организовать лекцию, беседу. Если же Вы преследуете цель воспитать у учащихся умение обосновывать свои взгляды, доказывать свою точку зрения, активно искать истину, формировать умение заниматься самообразованием, то наиболее оптимальными формами станут диалог, «круглый стол», пресс-конференция, встреча с интересным человеком.

3. Выбор формы воспитательной работы зависит от уровня воспитанности уча­щихся. При этом необходимо учитывать и уровень нравственных мотивов, знаний и нравственного поведения, и нравственных чувств. Как изучать вос­питанность учащихся? Какими способами? Правильно организованное целе­направленное наблюдение является необходимым повседневным методом изучения школьников. Предметом наблюдения могут быть интересы и склонности отдельных членов детского сообщества, отношение их к различ­ным видам деятельности, к окружающим людям. Метод наблюдения обязывает пе­дагога систематически фиксировать и анализировать некоторые поступки, суждения, эмоциональные реакции учеников на те или иные явления жизни. Метод создания преднамеренных ситуаций (включение ребенка в разрешение воображаемой или реальной конфликтной ситуации, организация субботника на добровольной основе и т.п.) предлагает создание таких ситуаций, в которых интересующий нас школьник или ученический коллектив наиболее ярко обнаруживает свои позиции, взгляды, мотивы. Довольно распростра­ненным методом изучения школьников является беседа с различными людьми (одноклассниками, учителями-предметниками, родителями), в об­щение с которыми вступает ребенок. Полученные из разных источников дан­ные несут в себе элементы объективной оценки и субъективного отношения, а в целом помогают воспитателю составить итоговую обобщенную характе­ристику школьника или ученического коллектива.

4. Выбор форм определяется и уровнем развития школьников, их логиче­ского мышления, степенью самостоятельности в суждениях и выво­дах, особенностями эмоционально-волевой сферы и т.д.

5. Обязателен учет возрастных особенностей школьников.

6. Обязателен также учет сложившихся взаимоотношений между учащимися в классе. Например, в какой форме и как лучше организовать соревнование? Возможно организовать соревнование внутри класса, разделив его на бри­гады, группы. Но если внутри класса существуют конфликтующие группи­ровки, такая форма работы будет ошибкой. В данной ситуации лучше плани­ровать дела, требующие сплочения многих ребят, сложения коллективных усилий для получения общего результата.

7. План обязательно должен предусматривать дифференцированный подход к воспитательной работе. Отдельные дела должны планироваться с учетом различных групп учащихся (хорошо успевающих в учебе или не желающих учиться, педагогически запущенных).

8. Необходимо учитывать индивидуальные особенности данного класса. У каж­дого класса есть свое неповторимое лицо, в том числе преобладающие инте­ресы, увлечения, сама атмосфера классного коллектива, традиции.

Перед началом планирования необходимо побеседовать с ребятами, может быть, провести письменную анкету, задав, например, такие вопросы: какой вы представляете себе жизнь в нашем классе, школе в этом году? что запомнилось вам больше всего в предыдущей работе? что бы вы сделали, если стали бы ди­ректором школы, классным руководителем? Обязательно участие в составлении плана работы органов детского само­управления.

Планируя воспитательную работу, важно помнить, что человек как субъект труда, познания и общения формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизируют волю, энергию – все то, что слу­жит строительным материалом для развития и становления личности. Какие же виды деятельности может организовать классный руководитель? Обстоятельная классификация развивающих видов деятельности детей на основе анализа че­ловеческой деятельности, проведенного М.С. Каганом, предложена Н.Е. Шур­ковой:

– познавательная деятельность, которая расширяет кругозор школьника, приоб­щает его к чтению, развивает любознательность, формирует потреб­ность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладе­нию научными знаниями;

– трудовая деятельность, направленная на создание, приумножение материаль­ных ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного труда;

– художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным переживаниям, стимулирующим художественную самодеятельность школьников;

– спортивная деятельность, культивирующая здоровый образ жизни, формирующая силу, выносливость и красоту человеческого тела, сочетающаяся с культивированием высокой гигиены жизни;

– общественная деятельность, которая содействует социализации школьника, формирует его гражданскую позицию, приобщает к активному преобразованию действительности;

– ценностно-ориентированная деятельность, направленная на рациональное осмысление общечеловеческих, религиозных и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях, поднимающая школьника на уровень субъекта формируемых отношений;

– коммуникативная деятельность, осуществляемая как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком как ценностью.

В разные периоды возрастного развития содержание деятельности школьни­ков и соотношение ее различных видов изменяются. Появление психических новообразований обусловлено характером ведущего для того или иного возраста вида деятельности. Вместе с тем на всех возрастных этапах необходимо стремиться к разумному сочетанию всех видов деятельности.

Каждый из видов деятельности специфичен и относительно самостоятелен, но лишь относительно. В школьной практике вы встречаетесь с их взаимопереплетением. Так, занятие искусством (художественная деятельность) может стать средством духовного развития личности, может способствовать формированию нравственных идеалов, сближает ее с ценностно-ориентированной деятельно­стью, которая в свою очередь выступает совместно с другими видами деятель­ности. Какая же связь существует между отдельными воспитательными делами и различными видами деятельности?

Каждый вид деятельности может быть представлен определенными воспи­тательными делами, их системой.

Так, например, план по эстетическому на­правлению воспитательной работы может выглядеть так:

 

Виды деятельности Дело
Познавательная 1. Экскурсия в музей, картинную гале­рею, на выставку и т.п. 2. Краеведческий поиск. 3. Устный журнал: «Ты и искусство», «Изобразительное искусство и мир ин­тересов человека» и т.п.
Общественно полезная (общественная и трудовая) 1. Ярмарка–продажа изделий детского творчества с последующим перечислением финансовых средств в дома-интернаты, детские дома. 2. Субботник по благоустройству школьного двора, детской площадки. 3. Уход за сквером, аллеей.
Ценностно-ориентированная 1. Обсуждение кинофильма. 2. Заседание клуба друзей искусства. 3. Диспут на тему: «О красоте внешней и внутренней». 4. Операция «Спасенный шедевр».
Художественная 1. Конкурс сочинений на тему «Художник. Профессия это или призвание?». 2. Постановка спектакля, инсценировка сказки. 3. Конкурс чтецов. 4. Конкурс рисунка, плаката, изделий декоративно-прикладного искусства.
Спортивная 1. Сюита спортивных игр. 2. Боевые искусства народов Востока и России.
Коммуникативная 1. Огонек. 2. Вечер поэзии. 3. Общешкольный вечер «Каждый народ – художник» и т.д.

 

Эта схема вовсе не означает, что успех воспитания будет зависеть от количества запланированных и проведенных дел. Ведь в каждом из них аккумулируются, как правило, несколько видов деятельности. Ваша задача будет заключаться в оптимальном отборе наиболее эффективных в воспитательном отношении дел, позволяющих включить максимально возможное число детей в разнообразные виды деятельности.

Уместно отметить, что в плане методики подготовки и проведения весьма эффективными станут коллективные творческие дела (КТД). Интересные образцы КТД с конкретными рекомендациями по их планированию и проведению даны в книге И.П. Иванова[23]. Описание сценариев КТД можно найти в книге «Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников» под ред.И.Б. Первина[24]. Познакомьтесь с книгами В.А. Караковского: «Воспитать гражданина», «Чтобы воспитание было успешным», «Любимые мои ученики»[25]. Московская школа № 825, директором которой является В.А. Караковский, в течение ряда лет занимается разработкой методики КТД.

Кроме того, различные методики и сценарии воспитательных дел регулярно публикуются в журналах «Классный руководитель», «Воспитание школьников» и др.

Не забывайте, что процесс воспитания сложен, длителен и противоречив. Первая его особенность состоит в том, что он не может осуществляться в отрыве от реальной жизни, социальных взаимодействий, деятельности школьников. Успешность работы воспитателя зависит от взаимодействия совокупности основных факторов воспитания. Вторая особенность – нельзя воспитывать нравственные качества личности, если ученик не проявляет собственной активности, не движется навстречу воспитателю. Чтобы более наглядно представить взаимодействие ребенка и воспитателя, воспользуемся образом: «Движение изнутри (потребность ребенка в определенных поступках) встречается с движением внутрь (воздействие внешнего мира), словно две строительные бригады идут навстречу друг другу, – образуется тоннель, и качество постепенно закаляется. Старания что-либо привить без встречного движения изнутри души бесполезны: получается не тоннель, а подкоп, мы не воспринимаем, а подкапываем, причем подкоп наш в никуда, – хоть всю жизнь рой».

Что делать, чтобы вызвать внутреннюю активность воспитанника? Как пробудить его потребность в нравственном поведении?

«Пленить моралью и создать опыт нравственного поведения», – так отвечали на этот простой вопрос А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский. Поясним. В самом общем виде это означает: прежде всего, пленить ученика высшими идеалами, создать в его сознании своего рода «образец должного поведения» и на этой основе организовать его деятельность и отношения, где ученик сможет проявить эти свои стремления, «накопить умения и опыт поведения».

Если схематизировать процесс возникновения того или иного качества, то можно выделить следующие этапы, необходимые для того, чтобы сформировать то или иное нравственное отношение.

1. Ученик должен знать, в чем это качество состоит, иметь представление о нем, то есть усвоить моральные ценности, нравы и идеалы поведения. Достаточно ли этого? Конечно же, нет! Иначе бы не возникали случаи, когда школьник знает требования, нормы поведения, но не выполняет их, не считает нужным выполнять.

2. Помогите ученику понять, почему и зачем необходимо выполнять то или иное требование, и положительно отнестись к их выполнению, то есть «принять». Например, учителя часто повторяют: «На урок нельзя опаздывать», «Нельзя отвлекаться во время ответов одноклассников»… Но далеко не всегда он объясняет: почему надо, почему нельзя… Нужно, чтобы школьники связывали эти требования с отношением к людям, учитывали интересы другого человека: «Опоздание одного отвлекает от работы тридцать человек, нарушает процесс познания истины, способно убить вдохновение у ведущего урок, служит свидетельством неуважения к товарищам». Подобное объяснение поможет ребенку прочувствовать нравственный смысл требований и облегчит процесс их присвоения.

3. Ученик должен быть убежден в истинности предъявляемых требований, в необходимости следовать им, на этой основе формируется оценка своих и чужих поступков с позиции требований нравственности.

4. Он должен уметь выполнять нравственные требования и свои обязанности, вести себя в соответствии с нравственными нормами. Этому нужно учить специально (в игре, в воспитывающих ситуациях). Надо, чтобы ребенок приобрел опыт успешного добровольного нравственного поведения. Не забывайте поощрять ребенка, ободрить его.

Осуществляя воспитательную работу со школьниками, необходимо:

1. Выявить круг знаний, представлений учащихся по обсуждаемой проблеме.

2. На этой основе определить главную цель и отдельные, способствующие ее достижению задачи. (Какие понятия сформируете в ходе мероприятия? Какими умениями овладеют ваши воспитанники? Какие личностные состояния возбудите? Какие отношения сформируете?)

3. Представить себе, как можно обеспечить выполнение этих целей, дела, мероприятия:

– какое содержание отобрать? Содержание каждого дела, мероприятия необхо­димо рассматривать в соответствии с целями (стратегия и тактика);

– какие методы, приемы можно использовать для реализации (достижения) дан­ной цели?

– Представили? Теперь отберите из них необходимые методы и приемы для достижения поставленных вами задач. Найдите их сочетание. Подумайте, как вы обеспечите контроль, выявите эффективность проведенного дела;

– теперь можно составить конкретный план дела, распределить поручения для его подготовки.

Примерная схема плана-конспекта воспитательного дела

1. Класс (возраст учащихся)

2. Тема.

3. Название формы (беседа, диспут, классное собрание и др.), продолжительность.

4. Цель и задачи (образовательные, воспитательные, развивающие).

5. Подготовительный этап. Распределение поручений и выбор ответственных.

6. Оборудование. Наглядность. Оформление.

7. Литература.

8. Если дело «вербальное» (беседа, диспут, лекция), необходимо составить конспект в виде развернутых вопросов – тезисов. Если «действенное» – разработать сценарий (ход мероприятия, роли, тексты).

9. Анализ. Замечания. Выводы.



2015-12-14 2432 Обсуждений (0)
VIII. Критерии оценки работы классного руководителя 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: VIII. Критерии оценки работы классного руководителя

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2432)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)