Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Нравственный кодекс влюбленных



2015-12-14 798 Обсуждений (0)
Нравственный кодекс влюбленных 0.00 из 5.00 0 оценок




Любовь – самое прекрасное в мире чувство, высшая нрав­ственная ценность.

Влюбленный, знай: ты отвечаешь за того, кого любишь.

Влюбленный, помни:

– Главное условие долгой неугасаемой любви – восхищение любимым.

– Самосовершенствуйся – тобой будут восхищаться и любить.

– Уважай любимого человека, цени в нем его индивидуаль­ность.

– Любовь – самое хрупкое, самое ранимое из всего, что существует на свете. Она не сможет долго жить без доверия друг к другу, верности, умения понимать и прощать.

– Любовь – это тайна двоих, она не должна стать достоянием многих.

– Никакие материальные блага не смогут заменить любовь.

– В любви важнее всего отдавать, а не брать. Для взаимной любви должны отдавать двое.

– Нет любви без веры в нее. Даже в самых тяжелых жизнен­ных ситуациях надо жить, надо любить, надо верить.

 

Учитель:

Давайте же запомним этот разговор, который вели сегодня. Будем соблюдать правила для влюбленных и будем помнить слова В. Высоцкого:

Если не любил – значит, не жил и не дышал.

Литература

1. Новый Завет. Послания Апостола Павла. Первое послание к Коринфянам.

2. Высоцкий В.С. Стихотворения. – Екатеринбург, 1994.

3. Цветаева М. Стихотворения. Поэмы. – М., 1991.

4. Энциклопедия для мальчиков / Сост. А.И. Борисов, М.Г. Но­вик. – СПб., 1995.

5. Классному руководителю о классном часе. Технология подго­товки и проведения личностно-ориентированного классного часа / Под ред. Е.Н.Степанова, М.А.Александровой. – М., 2004. – С. 104–111.

6. «Участь твоя решится в Бородине!» //Глинские чтения. – 2005. – Сентябрь, октябрь. – С. 74–77.

 


Приложение 25

ЧТО ТАКОЕ «ХЭЛЛОУИН»?[32]

В последние годы в европейских и российских школах активно распространяется обычай справлять американский праздник Halloween. Мы беспечно привыкли считать «Веселый Праздник Тыквы» Хеллоуин чем-то вроде фольклорного фестиваля, хотя по характеру «фестивальных персонажей» можно догадаться, что разгул нечистой силы не имеет никакого отношения к «празднику всех святых».

Стало традицией взрослым и детям в процессе Хел­лоуина изображать убийц и маньяков, играть в монст­ров, вампиров и всякую нечисть, попрошайничать, уст­раивать жестокие и антиморальные розыгрыши, а так­же оргии с вандализмом и сексуальной разнузданнос­тью. Для детей считается нормальным – копировать че­ловеческие жертвоприношения, глумиться над челове­ческими страданиями и смертью, что не может пройти бесследно ни для их психического состояния, ни для личностного развития. На Западе известно о сотнях де­тей – физических жертвах этого чудовищного разгула: отравленных, убитых, повешенных, сгоревших в этот день. Чего стоит недавняя трагедия в Швеции, где от пожара на дискотеке по случаю Хеллоуина пострадало свыше 200 подростков и молодых людей!

А как это происходит у нас? Учителя и дети всю пер­вую учебную четверть пишут сценарии и изобретают ос­троумные приспособления для садистских трюков и ужа­сающих костюмов. Например, в одной из школ закупа­ются гвозди для прибивания пальцев (!) нерадивых школьников и иголки для зашивания ртов болтающих на уроках. Занятия в этот день с одобрения администрации, как правило, срываются вбегающими в классы разнуз­данными группами детей в костюмах монстров, ведьм и прочей нечистой силы. В прошлом году в другой школе в спортивном зале в присутствии всех учащихся, педаго­гов и родителей имитировали... казнь через повешение одного из «двоечников». Дети радовались насилию, смер­ти, страданиям, пусть даже игровым, в условиях деклари­рованной гуманизации образования.

Участие в этих беснованиях учителей и администрации школы снимает воспитанное в течение сотен лет уважитель­ное отношение маленьких – к старшим, учеников – к учите­лям, способствует проявлению самых низменных инстинктов и потребностей в разрушении, агрессии, разврате. Шко­ла – не место для подобных нововведений и «традиций». Многие учителя после проведения праздника отмечают возникаю­щие большие сложности в проведении учебно-воспитатель­ного процесса; лишь спустя недели оказывается возможным большими усилиями вернуть детей в нормальное русло об­щения и взаимодействия на уроках.

Что происходит с ребенком в процессе подготовки и празднования Хеллоуина? Наличие в Хеллоуине ярких образов, отчетливой символики и бессознательных смыслов, носящих архетипический характер, а также групповой эффект совместного действа, негативного возбуждения (беснования) детей обеспечивают сильнейшее психофизическое, эмоциональное, суггестивное воздействие на всех участников, но особенно на млад­ших школьников и подростков. Разрушительными по­следствиями этого процесса оказываются:

– общая деморализация сознания современных школь­ников – участников Хеллоуина. Здесь происходит под­мена и переворачивание общечеловеческих представ­лений о Добре и зле. Красоте и безобразии, Истине и лжи. В самом названии Хеллоуина как «дня всех свя­тых» (что является ложью – никакая церковь не празд­нует этот день 31 октября) осуществляется беззастен­чивая спекуляция на уважении россиян к Православ­ной Церкви, святости, святым. Снимаются естественные для человеческой и особенно ранимой детской психи­ки табу и внутренняя цензура по поводу глумления над смертью и страданиями человека, по поводу использо­вания даже в игровой форме человеческих экскремен­тов и крови жертв в качестве лакомства, по поводу ван­дализма, что не может не привести к серьезным психическим и личностным нарушениям ребенка;

– осуществляется вестернизация детского сознания: навязывание англоязычной псевдокультуры и образа жизни, агрессивная экспансия сомнительных «развле­чений», реставрация древних культов служения силам зла под видом «Дьявольского карнавала». Все это осу­ществляется в школе при забвении собственных тради­ций и культурных форм, в частности, праздников, кален­дарных обрядов, обычаев. И немаловажный факт: Хел­лоуин, по сути, еще и прибыльный бизнес, опустошаю­щий кошельки родителей (в США ежегодно тратится до 2,5 млрд долл. на его празднование; у нас эти цифры неизвестны, но в каждом супермаркете бойко раскупа­ются и дорогие костюмы монстров и убийц, и чудовищ­ные лакомства, и демонические игрушки);

– идет полным ходом демонизация сознания детей. Детские страхи, неврозы, психические нарушения, немотивированная агрессия, ночные кошмары, «голоса», одержимость бесами – вот следствия последействия Хеллоуина. Именно с этим сталкиваются детские врачи, психологи, психотерапевты на приемах и священники на исповедях, спустя много недель после 31 октября;

– происходит активная танатизация сознания (от греч. танатос – олицетворение смерти). Воспевание культа смерти не только в карнавальных костюмах па­лачей и серийных убийц типа Джека-Потрошителя, но и в наборах сладостей в виде гробиков, черепов, костей и человеческих эмбрионов и «прикольных» конфет из экскрементов. Снятие табу на отвращение к подобным вещам, ослабление и уничтожение нормальной внутрен­ней цензуры особо опасны для детей и чреваты не только личностными деформациями, но и патологическими изменениями личности. Танатизация как патологическая поэтизации смерти, разрушения, деструкции, навязыва­емая, по сути, и Хеллоуином, и всеми СМИ, несет в себе еще одну серьезную опасность. Психосемантический анализ изобразительных средств в Хеллоуине показал их несомненную связь с содержанием рисунков малолетних правонарушителей – подростков-убийц и самоубийц: их навязчивое рисование черепов, могильных крестов, виселиц, предметов пыток и орудий убийств. Этот анализ свидетельствует о том, что сходная семан­тика смерти как показатель определенной психологи­ческой готовности субъекта к ситуации насилия влечет за собой его идентификацию либо с агрессором, либо с жертвой и конструирует соответствующие формы пове­дения. Надо сказать, что настойчивое внедрение в со­знание детей и молодежи темы смерти, умирания, ник­чемности жизни привело к тому, что Россия, которая в начале XX века была на последнем месте в мире по коли­честву самоубийств, и прежде всего детских, сейчас ока­залась на верхних ступеньках этой страшной статисти­ки, при этом детские суициды все чаще приобретают групповой характер, и нижняя их граница – возраст 5-6 лет!

Таким образом, влияние такого мероприятия, как Хеллоуин, на детское сообщество, особенно в стенах школы, ведет к росту неконтролируемых, девиантных форм поведения и к психопатологическим реакциям.

Соответственно:

– необходимо раскрыть педагогам подлинный смысл этого мероприятия и его последствий; считать недопус­тимым его проведение в стенах школы ни с учебно-вос­питательной, ни с духовно-нравственной точек зрения;

– необходимо возродить в стенах школы формы тра­диционной игровой культуры детей и подростков;

– необходимо создавать новые формы совместных (дети - педагоги - родители) школьных праздников в со­ответствии с базовыми ценностями отечественной куль­туры (например, организовать 31 октября конкурс на лучший про­ект праздника класса, школы и пр.).

Общественно-консультативный совет «Образование как механизм формирования духовно-нравственной культуры общества» при департаменте образования г. Москвы рассмотрел на своем заседании последствия воздействия Хеллоуина на сознание и поведение школьников. В 2002 году департамент образования г. Москвы запретил празднование Хеллоуина в московских школах в какой бы то ни было форме.

 

Приложение 26

ЧТО ТАКОЕ «ДЕНЬ СВЯТОГО ВАЛЕНТИНА»?[33]

В последние годы в российских школах 14 февраля отмечают так называемый «день святого Валентина». Учащиеся, включая начальную школу, посылают друг другу бумажные сердечки – «валентинки». Победителем конкурса становится тот, кто наберет их больше всех. Учителя, затевая всеобщую «валентинизацию» школы, даже не задумываются над смыслом искусственного праздника «всех влюбленных». Интересно, в кого должны быть влюблены 8-летние дети, которых тоже вовлекают в «шоу с сердечками»?... Кстати, дети, покупая «валентинки», рискуют нарваться на нечто, мягко говоря, антипедагогическое, – крайне непристойное по содержанию.

Совершенно очевидно, что «праздник» этот – антисемейный, поскольку из концепции выходит, что у человека должна быть не нормальная, традиционная семья, а множество «возлюбленных» (партнеров), которым полагается дарить игривые или двусмысленные «валентинки».

Средства массовой информации, насаждающие в России нелепую «традицию» непрошеного «праздника», ссылаются на легенды о некоем епископе Валентине, якобы «покровителе всех влюбленных». Но действительно ли у «дня Валентина» есть христианские корни? Если заглянуть в православные святцы или католические календари, то мы увидим, что в христианском мире нет святого, чья жизнь напоминала бы легенды, излагаемые в прессе. В подробных католических календарях 14 февраля имеет пометку «Св. Валентин Римлянин». Скорее всего речь идет о священномученике епископе Валентине Интерамском (Италийском). Этот святой известен добротой, ученостью и праведной жизнью. Он врачевал больных и вылечивал безнадежных. Но нет никаких сведений о том, имел ли священномученик Валентин какое либо отношение к влюбленным. Очевидно, что вся эта легенда придумана западными журналистами и подхвачена нашими российскими СМИ.

Скорее всего «праздник всех влюбленных» явился отголоском греко-римских праздников в честь любвеобильного бога Пана. Обычно их отмечали 15 февраля. В 496 году папа Римский запретил подобные языческие празднества. Поскольку самым близким ко дню отмененного праздника оказался день святого Валентина, он, видимо, и стал считаться новым «днем влюбленных». Так что этот праздник, берущий начало от блудных игрищ в честь языческого Пана, никогда не имел церковного статуса ни в Православной, ни в Римско-католической Церквах. Но его пытаются выдать за «день святого» – точно так же, как главный праздник сатанистов Хэллоуин пытаются прикрыть «днем всех святых».

А для женихов и невест, которые хотели бы иметь свой праздник, напомним, что высочайший пример любви и преданности явили для нас русские святые благоверные князь и княгиня Петр и Феврония, Муромские чудотворцы. Вот «Повесть о Петре и Февронии», созданная писательницей Еленой Григорьевой на основе «Житий русских святых».

В славном городе Муроме правил князь по имени Павел. Дол­го жил он со своею супругой в любви и согласии, а потом вот что случилось. Начал княгиню прельщать злой дух в образе змея. Когда князя не было дома, змей принимал его облик, подсаживался к его суп­руге и сладкими речами уговаривал на поцелуи и ласки. Княгиня, по женской своей слабости, не могла сопротивляться ему, а меж­ду тем силы ее таяли не по дням, а по часам. Наконец, любя сво­его мужа, она открылась ему. С тех пор князь только и думал, как бы извести проклятого змея.

– Вызнай, любезная моя супруга, отчего может произойти его смерть, – сказал он княгине.

На другой день княгиня заговорила со змеем ласково, похва­лила и ум, и красоту его, а после спросила:

– Многое ты знаешь, а ведомо ли тебе, какова будет твоя кончина и отчего?

Княгиня смотрела так нежно, слова ее были так приятны, что змей открыл ей свою тайну: «Смерть моя от Петрова плеча, от Агрикова меча».

Эти слова княгиня пересказала мужу. «Загадками говорит змей», – подумал князь и решил посоветоваться с родным бра­том. А брата звали Петром. Когда он услышал свое имя, сердце его загорелось мужеством и решимостью. «Видно, Бог подает мне знак, и я должен освободить княгиню от ужасного змея», – решил Петр. Не знал он только, что это за меч и где его взять, но верил, что Бог поможет ему.

Однажды зашел он в церковь Воздвиженья Честного и Жи­вотворящего Креста. Стал на молитву, как вдруг явился ему ан­гел в сияющих одеждах и произнес:

– Хочешь, покажу тебе Агриков меч?

– Скорее же, где он!? – воскликнул князь.

Ангел привел его к алтарной стене, и в нише между двумя плитами увидел князь лежащий меч. А когда взял его в руки, то почувствовал, как теплая волна пробежала по всему телу и небывалая сила вошла в него.

Вернувшись домой, Петр стал ждать подходящего случая, чтобы сразиться со змеем. Однажды зашел он в хоромы к брату, поздоровался с ним и отправился в покои к снохе. Что же он ви­дит? И там сидит князь, обнявшись со своею супругой.

– Не обознался ли я? – подумал Петр и спросил слугу, не выходил ли брат из своих хором.

– Нет, – отвечал слуга, – князь все время был здесь.
«Не проделки ли это лукавого змея?» Придя к брату, он спросил:

– Не навещал ли ты супругу свою?

– Нет, – отвечал Павел.

– А ведь я только что видел тебя сидящим в покоях твоей жены. Это, видно, змей! Теперь же, брат, чтобы мне не ошибить­ся, никуда отсюда не выходи!

Взяв Агриков меч, Петр отворил дверь в покои княгини. Пе­ред ним была та же картина: она сидела, обнявшись с братом. Твердо уверившись, что пе­ред ним змей, князь ударил его мечом. В тот же миг сверкнула молния, и показался змей в своем подлинном облике. Начал он, шипя, извиваться, и вдруг из раны его брыз­нула кровь и попала на тело князя. Издох змей, а Петр по­крылся от этой ядовитой крови страшными струпьями и язвами. Он тяжко страдал, но никто не мог его исце­лить.

Узнал князь, что много есть врачевателей в Рязанс­кой земле и повелел везти себя туда. Сам он так осла­бел, что и на коне не мог уси­деть. Разослал слуг по раз­ным селам и деревням, и оказался один гонец в селе Ласково. Зашел он в избу, что стояла у самого края леса, и увидел чудную кар­тину: на лавке сидела деви­ца и ткала полотно, а перед ней прыгал заяц. Юноша спросил имя девицы.

– Имя мое – Феврония, и я знаю, о каком деле ты хлопочешь. Передай же князю, что он должен прийти к тому, кто его потребу­ет, и если будет добросердечен в ответах, то станет здоровым.

– Кто же может потре­бовать князя? – спросил юноша.

– Привези его сюда, – ответила девица.

Гонец вернулся к князю и передал все виденное и слышанное.

– А у той девицы жених есть, – улыбнулся он.

– С чего ты взял? – спросил князь.

– А примета есть вер­ная: если заяц перед деви­цей скачет – значит, свадь­бе быть.

Князь Петр тут же от­кликнулся на слова девицы и послал к ней с вопросом: кто его вылечит и много ли возьмет богатства?

Девица же, не смуща­ясь нимало, ответила:

– Я его вылечу, но никакого богатства с него не возьму, а условие мое та­кое: если князь меня в жены не возьмет, то и ле­чение впрок не пойдет.

Князь послал к ней юношу с ответом, что пусть, мол, лечит, а если вылечит, тогда и в жены возьму. А про себя подумал: негоже мне, князю, брать в жены крестьянскую дочь!

Когда девице передали эти слова, она взяла небольшой сосуд, зачерпнула хлебной закваски и, подув на нее, сказала:

– Пусть князь ваш выпарится в бане, а потом смажет этим струпы и язвы на всем теле. А один струп пусть оставит ненама­занным. Если он сделает, как говорю, то выздоровеет!

Когда князю принесли мазь, он велел тотчас приготовить себе баню. Выпарился в ней хорошенько, помазал целебной мазью струпы и язвы на всем теле, а один струп оставил несмазанным. Выйдя же из бани, почувствовал, что словно заново родился. Тело стало здоровым и чистым, остался только один струп.

Князь хотя и выздоровел, но слова своего держать не стал и вместо того, чтоб жениться на девице, послал ей подарки. Она же отказалась их принять.

Петр вернулся в Муром исцеленным, но стал замечать, что от одного струпа стали по всему телу другие расходиться, слов­но ржа какая.

Измученный болезнью князь не решался ехать к девице за ис­целением, но тут явился перед ним тот же ангел и молвил:

– Смири гордость свою, князь, поезжай к девице. Когда же исцелит она тебя, непременно женись на ней, ибо это невеста, су­женая тебе Богом.

И вновь князь послал к Февронии с просьбой вылечить его. Девица, нисколько не сердясь на князя и не попрекая его про­шлым, опять повторила, что он будет исцелен, если возьмет ее в жены. Князь твердо обещал жениться на ней. Она приготовила ему прежнее снадобье, и вскоре князь был здоров. На этот раз он сдержал слово, и девица Феврония стала княгиней. Супруги при­ехали в город Муром и жили там в любви и согласии, соблюдая все заповеди Божьи.

Прошло время, и князь Павел отошел в мир иной. Теперь брат его, Петр, стал княжить в Муроме.

Супругу его, княгиню Февронию, бояре не любили. Не нра­вилось их женам ее низкое происхождение, и они строили княги­не всякие козни.

Как-то пришел к князю слуга и говорит:

– Твоя-то княгиня из-за стола точно голодная выходит: все крошки до единой в руку собирает.

Решил князь это проверить. После обеда княгиня как обыч­но собрала в руку все крошки со стола. Князь Петр разжал ей руку и увидел на ладони не хлеб, а благовонный фимиам. Подивился он этому чуду и с тех пор во всем доверялся своей супруге.

Через какое-то время приходят к нему бояре и говорят:

– Не хотим, чтобы княгиня Феврония над нашими женами господствовала! Не того она роду-племени. Дай ей богатства, сколько захочет, и пусть уходит подобру-поздорову. А ты возьми себе другую жену, ровню, тогда станем тебе служить верой и правдой!

Выслушал их князь и духом не смутился.

– Скажите все это Февронии, – отвечал он со смирением. И вот на пиру раздались голоса: «Отдай нам, Феврония, то, что мы у тебя просим!»

– Возьмите, что просите, – отвечала княгиня.

– Мы хотим князя Петра, а тебя наши жены не хотят. Возьми богатства, сколько надобно, и ступай куда хочешь!

– Что ж, – отвечала княгиня, – я отдам вам, что просите. Дайте и мне, что попрошу у вас.

От ярости бояре совсем разум потеряли и поклялись княгине исполнить ее просьбу. Она же сказала:

– Ничего, кроме супруга моего Петра, я у вас не прошу.

– Ладно, – ответили бояре, – если он сам захочет из Мурома уйти, мы тебе ничего не скажем.

Втайне каждый из них мечтал самодержцем стать. Князь Петр любил свою княгиню и не захотел с ней разлу­чаться, Обрадовались бояре! Дали они князю с княгиней ко­рабль, и те поплыли.

Как-то вечером остановились они и расположились на бе­регу. И запала в сердце Петру горестная мысль: как они теперь жить будут? А мудрая Феврония словно услышала его думы и говорит: «Не горюй, князь мой ласковый! Бог Промыслитель не ос­тавит нас в нищете».

Когда повар готовил ужин, обрубил он два засохших деревца и, воткнув в землю, повесил на них котел. Феврония указала Петру на те палки и, благословив их, сказала:

– Пусть к утру расцветут!

Наутро все увидели чудо: на месте вчерашних обрубков ше­лестели два стройных деревца. Понял князь, сколь велика милость Божья и что напрасно он беспокоился о завтрашнем дне. А ког­да стали они собираться на корабль, увидели, что идут люди из Мурома и просят:

– Господин великий князь! Пришли мы к тебе на поклон от бояр наших и от всего города! Не оставь нас сиротами, возвращайся на отчий престол. Как псы разъяренные дрались бояре за место твое, и многие от меча погибли. Ныне же молим вас обоих: простите нас, грешных!

Князь и княгиня вняли их уговорам и вернулись в Муром. Стали править они не яростью, а кротостью, не ложью, а правдой. На подданных своих смотрели, как отец с матерью. Пребывая в непрестанных молит­вах, для всякого нахо­дили они ласковое слово, насыщали го­лодных, одевали на­гих, принимали стран­ников.

В таких трудах милосердных подошли они к своему жизнен­ному пределу. Теперь просили они Бога об одном: чтобы умереть им в один день и час, и завещали положить их в одном гробу. Для этого повелели сделать в камне два гроба, которые бы имели между собой тонкую перегородку. Сами же решили провести остаток дней своих в монашеских кельях, вдали от мирской суеты. Приняли монашеский постриг, и назван был Петр – Давидом, а Феврония – Ефросиньей. Впервые за многие годы разлучились супруги – Петр стал жить при Богородичном храме внутри города, а Феврония – за городом, в женском монастыре.

В то время преподобная Феврония, нареченная Ефросинь­ей, вышивала для храма Пречистой Богородицы покрывало с ликами святых, называемое «воздýх». Супруг ее Петр, наречен­ный Давидом, чувствуя приближение смерти, отправил к ней человека со словами:

– О, сестра моя Феврония! Душа моя вот-вот расстанется с телом, только тебя я жду, чтобы умереть вместе!

– Подожди, господин мой, – отвечала Феврония, – пока закончу рукоделие свое.

Спустя короткое время он опять посылает к ней: «О, сестра моя, немного мне осталось…». А в третий раз просил передать: «Душа моя хочет уже прощаться с телом, и не могу я ждать тебя».

Февронии осталось вышить только ризы одного святого, но, услышав эти слова, она воткнула иглу в воздух, обернула ее нит­кой и послала к Петру весть, что готова умереть с ним в один день и час. И так, помолившись, предали они свои души в руки Божьи. Из келий их выпорхнули одновременно две голубки и, покружив над Богородичным храмом, улетели. Было это в 25-й день июня (по старому стилю).

После их кончины сделали для благоверных супругов два гроба. Петра положили в соборной церкви Пречистой Богородицы, а Февронию – в женском монастыре, в церкви Воздвиженья Честного и Животворящего Креста. Общий же гроб, который суп­руги повелели себе вытесать, стоял в пустом храме Богородич­ной церкви. Утром люди увидели, что отдельные гробы, куда их положили, пусты, а святые их тела нашли в едином гробу в Бого­родичной церкви. Неразумные люди! Как и при жизни блаженных пытались их разлучить, так и после не оставили свои суетные мыс­ли. Снова переложили они их тела в отдельные гробы и разнесли по разным церквам. Наутро же Петр и Феврония вновь оказались рядом. После этого не смели прикасаться к святым телам.

Весть о чуде быстро разнеслась по Мурому, и к могиле у Бо­городичного храма потянулись страждущие. Многие находили здесь успокоение душе и исцеление телу, и вскоре Церковь при­числила блаженных супругов к лику святых.

Теперь каждый из нас может просить о заступничестве перед Богом святых, неразлучных в жизни и в смерти Петра и Февронии.

Святые Муромские чудотворцы Петр и Феврония (Давид и Ефросинья) были причислены к лику святых на церковном соборе 1547 года. Память их празднуется 8 июля (по новому стилю).


Приложение 27

СЕМЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КЛУБ
В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ[34]

(программа и тематическое планирование)

 

Вступая в XXI век, мы особенно остро осознаем необходимость духовно–нравственного воспитания подрастающего поколения как ядра всей воспитательной работы. При этом нам нужно опираться на лучшие достижения отечественной культуры, ее духовно-нравственный потенциал, основу которого составляют традиционные для нашего национального мента­литета черты: миролюбие, сострадание, любовь, терпение, готовность жертвовать, помогать и прощать, трудолюбие, целомудрие, доброделание.

Для сохранения и развития этих ценностей в сознании и образе жизни современного ребенка важно организовать адекватную школьную среду. В этой работе главным условием становится объединение усилий всех участников педагогического процесса (учителей, школь­ников, родителей) на прочном фундаменте проверенного веками национального культурно–исторического опыта.

Многолетний опыт развития отечественной школы свидетельствует о том, что начиная с 60-х годов XIX века в России повсеместно возникали творческие объединения ученых и педагогов, которые занимались педагогическим просвещением родителей: это Родительс­кий кружок в Санкт-Петербурге, семейно-педагогические кружки в Казани, Симбирске, Оренбурге, Астрахани, Нижнем Новгороде и других городах, курсы для матерей и воспитательниц, школы для матерей, в частности школа доктора Е.А. Покровского – детского врача, редактора журнала «Вестник воспитания».

В 1907 году в Москве начал свою деятельность созданный К.Н. Вентцелем «Кружок совместного воспитания и образования детей», в котором был народный детский сад, клуб городских школьников и родительский клуб. Обширная программа включала педагогический лекторий для родителей, педагогическую библиотеку и музей, кабине­ты, мастерские, лаборатории. Дети, родители и учителя составили своеобразную педагогическую общину, трудовую ассоциацию, кото­рая, по замыслу К.Н. Вентцеля, должна была стать местом счастья, радости и свободы, справедливости и братской любви, творчества и импровизации.

В советский период отечественная школа накопила значительный опыт в деле сотрудничества с семьей. Социалистический уклад жизни предполагал тесное взаимодействие всех социальных институтов, по­этому семья и школа не только испытывали потребность друг в друге, но и активно сотрудничали. При этом, надо признать, школа зачастую проявляла известный патронализм в отношении к семье, диктуя ей линию поведения в воспитании детей и помощи школе. Главным принципом этих взаимоотношений был принцип коллективизма – социалистическая модификация принципа соборности, традиционно­го для российского общества. Принцип коллективизма требовал, чтобы все члены коллектива соблюдали общепринятые правила жиз­ни, основанные на нравственных ценностях в их марксистском толко­вании, проявляли взаимовыручку и взаимопомощь. Среди нравствен­ных ценностей особое место занимали идеи мирного сосуществова­ния, борьбы за мир во всем мире, ориентации на мирное разрешение конфликтов, а также усвоение культурных достижений своей Родины и зарубежных стран.

Как видим, в истории отечественного образования имеется замеча­тельный и плодотворный опыт педагогических объединений детей и взрослых на принципах клубной деятельности. При этом усвоение и развитие культуры в рамках коллективной формы жизни стало устойчивой традицией российского образования. Продолжая эту традицию, мы разработали и применили в практике современной школы модель семейно-педагогического клуба как педагогической системы, в которой наиболее плодотворно решаются многие воспитательные задачи.

В соответствии с системным принципом были разработаны концеп­туальный и технологический аспекты (блоки) данной педагогической модели.

Концептуальный аспект (блок) модели семейно-педагоги­чес­кого клуба предполагает совокупность следующих принципов:

– трактовка воспитания как процесса создания условий для восхож­дения личности к индивидуальности через преодоление противоречий. И на основе общечеловеческих ценностей;

– оптимистическая гипотеза в отношении развития ребенка на всех возрастных ступенях;

– деятельностный подход к организации общения, игры, физичес­кого и умственного труда;

– стремление зажечь в детях и взрослых огонь творчества и искрен­ний интерес к полезным видам деятельности на основе традиционных духовно-нравственных ценностей;

– соблюдение демократического стиля общения и взаимодействия в семье и школе, ориентация на деловой и духовный уровни общения;

– уважение, доверие и доброжелательность в отношениях семьи и школы друг к другу и к ребенку;

– диалогизм, уважение права свободного выбора, забота об эмоци­ональном благополучии, зашита прав, чести и достоинства всех учас­тников педагогического процесса;

– готовность повышать свой психолого-педагогический (учительс­кий и родительский) уровень, вступать в диалог, ради пользы ребенка конструктивно подходить к разрешению конфликтов.

Технологический (деятельностный) аспектмодели семейно-педаго­гического клуба включает этапы и формы работы, формы рефлексии, критерии эффективности, а также права и обязанности членов клуба.

Работа семейно-педагогического клуба организована по этапам.

1. ИНФОРМАЦИОННО-ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП,
ИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СЕМЬИ

Цель данного этапа – составить достаточно объективный портрет семьи (ее состав, жилищные условия, материальные условия, профес­сиональное образование родителей, место работы и должность, люби­мые формы досуга семьи, хобби детей и родителей). Необходимо также выявить уровень педагогической культуры родителей, их заин­тересованность в решении проблем семейного воспитания, опреде­лить спектр проблем, актуальных для данного класса и данной школы, спланировать работу с благополучными и неблагополучными семья­ми, наметить наиболее эффективные пути включения родителей в деятельность по развитию личности ребенка. Педагогическая диагностика семьи не только способствует грамотному началу работы, но и помогает отслеживать проме­жуточные результаты и намечать ближние и дальние перспективы.

2. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ,
РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
В СЕМЕЙНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КЛУБЕ

Стремление зажечь в детях и родителях искренний интерес к полезным видам деятельности воплощается в организации совместных дел по следующим направлениям.

1-е направление. Совместный досуг детей и родителей. Цель – сплочение семьи, воспитание будущего семьянина, нравственное и эстетическое воспитание на традиционных духовных ценностях.

Мероприятия:

– посещение театров с последующим обсуждением спектаклей;

– встречи с интересными людьми, артистами, деятелями культуры, студентами областного колледжа культуры;

– посещение планетария, встречи с космонавтами и астрономами, беседы о Вселенной,

– спортивные праздники, конкурсы, соревнования;

– экскурсии, туристические походы, краеведческая работа;

– деятельность «Детской творческой студии» (с учетом индивидуаль­ных творческих способностей детей и родителей);

– празднование дней рождения членов клуба;

– празднование красных дат календаря (с целью изучения и «проживания» истории Отечества);

– коллективные творческие дела, организованные по принципу «перспективных линий» и «ожидания завтрашней радости».

Разработана специальная программа совместного досуга членов клуба на базе Детского музейного центра Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В программу включены следующие тематические встречи.

1. Быт и нравы Древней Руси. Старая русская школа, обучение и воспитание детей.

2. Праздник Рождества Христова с просмотром слайд–фильма о традициях и символах Рождественской истории. Вертеп в исполнении студентов областного колледжа культуры.

3. Праздник «Русская масленица».

4. Встреча в музейной экспозиции «Русский дом». Уклад жизни традиционной русской крестьянской семьи. Любовь к ближнему и доброделание как основа жизни христианина.

5. Культура и быт русского народа. Особенности жизни в интеллигентной городской семье.

6. Современное искусство Владимирской земли. Встреча в художе­ственном фонде имени Б.Ф. Французова.

7. Встреча с писателями и поэтами традиционного направления – приверженцами духовно-нравственных ценностей русского народа. Литературно-музыкальный вечер «Живу я в России».

9. Традиционные праздники русского народа. Особенное отноше­ние к христианским праздникам в русской семье.

10. Мир дворянской усадьбы. Аристократизм русской культуры. Взаимоотношения русской и мировой культуры.

11. Наши славные земляки. Памятные места г. Владимира. Музей Столетовых.

12. «Вечер в светелке» – встреча членов клуба с участниками дизайн–студии Дворца творчества юных, посещение музея прикладно­го искусства.

2-е направление. Моя родословная.

Цель – изучение истории рода и семьи как духовной общности и хранительницы народной культуры, воспитание патриотизма и чувства ответственности за сохранение традиций своего народа и своей семьи.

Мероприятия:

– встречи, огоньки, мероприятия по темам: «Моя родословная», «Они сражались за Родину», «История, традиции и современный мир» и др.;

– оформление тематических альбомов и выставок;

– ролевые игры и посиделки.

3-е направление. Общественная благотворительная деятельность клуба.

Цель – воспитание доброты, бескорыстного служения людям, мило­сердия и трудолюбия; развитие коллективизма, соборности, «привив­ки» против бездушия и агрессивности.

Мероприятия:

– установление шефских связей с детским садом, детским домом, а также партнерских связей с клубом по месту жительства;

– уборка территории, ремонт игрушек и оказание иной помощи нуждающимся детям;

– благотворительные концерты для детей из детского сада и детдома;

– благотворительная выставка-ярмарка;

– помощь одноклассникам в учебе;

– встречи с ветеранами войны и труда, помощь инвалидам, пожилым и больным людям.

 

3. Параллельно со вторым этапом деятельности клуба осуществля­ется ПРОСВЕЩЕНЧЕСКИЙ ЭТАП РАБОТЫ – ПЕДАГО­ГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ПО ОБЩИМ И ЧАСТНЫМ ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ, СЕМЕЙНОГО ВОСПИ­ТАНИЯ И СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ. В процессе повышения педагогической куль­туры родителей используются следующие формы и методы организа­ции эффективного взаимодействия учителей и родителей: лекции, беседы, консультации, конференции и пресс-конференции с участием специалистов по различным проблемам детства, деловые игры с «проблемными» и «благополучными» семьями, малые домашние пед­советы; семинары по анализу педагогических ситуаций и решению педагогических задач, встречи с интересными людьми. Такая работа, организованная на высоком профессиональном уровне, не только поможет родителям эффективно осуществлять семейное воспитание, но и будет стимулировать взрослых людей к самосовершенствованию. При этом решается важнейшая социальная задача: пробуждая в роди­телях чувство ответственности за благополучное развитие детей и радости за их успехи, школа может помочь многим семьям нормали­зовать собственную жизнь на основе духовных ценностей и социального оптимизма. Таким образом, предотвращаются дополнительные соци­альные проблемы в современном обществе.

 

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕ­ЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Историко-педагогический экскурс в проблему: семейно-п



2015-12-14 798 Обсуждений (0)
Нравственный кодекс влюбленных 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Нравственный кодекс влюбленных

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (798)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)