Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Понятие и свойства ощущений




Ощущение — простейший психический процесс, который состоит в отражении признаков и свойств предметов при непосредственном воздействии раздражителя на рецепторы.

Различные виды ощущений имеют общие свойства: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество — это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида.

Интенсивность ощущений является их количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Продолжительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое назвали латентным (скрытым) периодом ощущения. Также ощущение не исчезает одновременно с прекращением раздражителя. Эта инерция ощущений проявляется в последействии. Например, в зрительном ощущении след от раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы.

Для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве.

 

5.2. Виды ощущений.

Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.

По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют дистантную (зрение, слух, обоняние) и контактную (вкусовые, болевые ощущения) рецепцию.

По расположению рецепторов на поверхности тела, мышцах и сухожилиях или внутри организма различают соответственно экстероцепцию (зрительная, слуховая и др.), проприоцепцию (ощущения с мышц, сухожилий) и интероцепцию (ощущение голода, жажды).

По времени возникновения в ходе эволюции животного мира выделяют древнюю и новую чувствительность.

Предложенные для классификации основания позволяют сгруппировать виды ощущений в системы и представить их связи.

По модальности различают следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, вибрационные, обонятельные, вкусовые, осязательные, болевые, температурные, статические, кинестезические, органические.

1. Зрительные ощущения. Аппаратом зрения является глаз — орган чувств со сложным анатомическим строением. Сетчатая оболочка глаза состоит из нескольких десятков тысяч окончаний нервных волокон зрительного нерва, окончания которого различают по форме и функциям. Рецепторы, напоминающие по форме колбочки, приспособлены к отражению цвета. Они расположены в центре сетчатой оболочки и являются аппаратом дневного зрения. Нервные окончания в виде палочек отражают свет. Они расположены вокруг колбочек ближе к краю сетчатки. Это аппарат сумеречного зрения. Выделяют две большие группы зрительных ощущений: ощущения ахроматические, отражающие переход от белого к черному, через массу оттенков серого цвета, и ощущения хроматические, которые отражают цветовую гамму с многочисленными оттенками и переходами цветов.

2. Слуховые ощущения. Различают 3 вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет 4 качества звука: силу, высоту, тембр, длительность.

Слух к различению звуков речи называется фонематическим. Он формируется прижизненно в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок.

Музыкальный слух заложен в эмоциональном тоне, который связан со звуком. Отдельный звук может быть приятным или неприятным. Музыкальный слух ребенка воспитывается и формируется как и речевой.

Шумы могут вызывать определенный настрой (шум дождя), иногда служит сигналом опасности (шипение змеи). В школе шумы отрицательно влияют на учеников: мешают выделению полезных сигналов, утомляют нервную систему.

3. Вибрационные ощущения. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. В жизни глухих и слепоглухих вибрационная чувствительность компенсирует потерю слуха. На организм здорового человека непродолжительные вибрации оказывают тонизирующее действие. Длительные и интенсивные — утомляют и способны вызвать болезненные явления.

4. Обонятельные ощущения. Вызывающими обонятельные ощущения, являются микроскопические частицы веществ, которые попадают в носовую полость с воздухом, растворяются в носовой жидкости и воздействуют на рецептор. У человека обонятельные ощущения мало связаны с ориентировкой в окружающей среде, в отличие от животных. Эта функция обоняния подавлена зрением и слухом. Обонятельная чувствительность тесно связана с вкусовой, помогает распознавать качество пищи. Обоняние предупреждает об опасной для организма воздушной среде.

5. Вкусовые ощущения.Вкусовые ощущения возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Органом вкуса является язык. Выделяют 4 основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое. Вкусовые ощущения повышают аппетит человека. Особенностью динамики вкусовых ощущений является их тесная связь с потребностью организма в пище. Также на вкусовую потребность и аппетит влияют обстановка, в которой принимается пища и сервировка стола.

6. Осязательные ощущения. Осязание — специфически человеческая, выработанная в труде система познавательной деятельности руки. Благодаря осязанию, рука может отражать форму, пространственное расположение предметов и в этом отношении является чувством, параллельным зрению.

7. Болевые ощущения. Если прикоснуться к поверхности тела, затем значительно надавить на него, то давление вызовет болевое ощущение. Болевые ощущения сигнализируют организму о необходимости оторваться от раздражителя и имеют ярко выраженный отрицательный эмоциональный тон. Болевая чувствительность дает сигнал о вреде, наносимом организму.

8. Температурные ощущения. Температурные ощущения — ощущения тепла и холода. Температурная чувствительность регулирует теплообмен между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и холодовых рецепторов по коже неравномерно. Наиболее чувствительна к холоду спина, наименее — грудь.

9. Статические ощущения. Статическая чувствительность отражает положение нашего тела в пространстве. Рецепторы ее расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Психофизиологические исследования последних лет показали, что нормальная работа статического анализатора необходима для отражения пространства другими анализаторами, в частности зрением. Если раздражать вестибулярный аппарат электрическим током, то зрительно воспринимаемые линии смешаются в горизонтальном направлении.

10. Кинестезические ощущения. Кинестезическими ощущениями называются ощущения движения и положения отдельных частей тела. Рецепторы кинестезических ощущений расположены в мышцах и сухожилиях. Раздражение в этих рецепторах возникает под влиянием растяжения и сокращения мышц. В результате кинестезических ощущений складываются знания о силе, скорости, траектории движения частей тела. Большое количество двигательных рецепторов расположено в пальцах рук, языке и губах, т.к. этими органами необходимо осуществлять точные и тонкие рабочие речевые движения.

11. Органические ощущения. Большое количество рецепторных окончаний расположено на внутренних органах. Ощущения, возникающие от них, образуют органическое чувство (самочувствие) человека. Выделяют и отдельные органические ощущения, как, например, чувство голода, жажды, болевые ощущения.

Возникновение органических ощущений сопровождается яркими переживаниями отрицательных эмоций, а снятие ощущений связано с положительным эмоциональным тоном.

 

5.3. Закономерности ощущений.

5.3.1. Пороги

Чувствительность органа чувств определяется минимальным раздражителем, который в данных условиях оказывается способным вызвать ощущения, называется нижним абсолютным порогом чувствительности.

Подпороговые раздражители не вызывают возникновения ощущений, т.к. если бы кора больших полушарий одинаково воспринимала бы все импульсы и обеспечивала на них реакции, то организм бы погиб. Однако подпороговые импульсы не безразличны для организма. Подтверждения этому — возникновение галлюцинаций.

Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора. Между абсолютной чувствительностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Это отношение можно выразить формулой: Е = 1/Р, где Е - чувствительность, а Р - пороговая величина раздражителя.

Верхним абсолютным порогом чувствительности называется такая сила раздражителя, при которой еще возникает адекватная действующему раздражителю ощущение.

Величина абсолютных порогов изменяется в зависимости от различных условий: характера деятельности и возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности раздражения и т.п.

С помощью органов чувств мы можем не только констатировать наличие или отсутствие того или иного раздражителя, но и различать раздражители по их силе и качеству. Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения или разностным порогом. Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора. Немецкий физик Г. Фехнер выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя формулой: S = KlgJ + C - где S - интенсивность ощущений, J - сила раздражителя, К и С - константы. Согласно этой формуле, интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Разностная чувствительность также находится в обратной зависимости к величине порога различения: чем порог различения больше, тем меньше разностная чувствительность.

Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, не постоянна и изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий, среди которых особое место занимает явление адаптации.

5.3.2. Адаптация органов чувств.

Адаптация — это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя. Различают 3 вида адаптации:

1. Негативная полная адаптация как полное исчезновение ощущения в процессе продолжительного действия раздражителя. Например: легкий груз, покоящийся на коже, вскоре перестает ощущаться, т.к. в случае действия постоянных раздражителей ощущение имеет тенденцию к угасанию.

2. Негативной неполной адаптацией называют также другое явление, близкое к описанному, которое выражается в притуплении ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. Например: при погружении руки в холодную воду интенсивность ощущения, вызываемого холодовым раздражителем, снижается.

Описанные два вида адаптации можно объединить термином негативная адаптация, поскольку в результате их снижается чувствительность анализаторов.

3. Позитивная адаптация - повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации, свойственный некоторым видам ощущений, можно определить как позитивную адаптацию. Например: в зрительном анализаторе это темновая адаптация, когда увеличивается чувствительность глаза под влиянием пребывания в темноте.

Исследования показали, что одни анализаторы обнаруживают быструю адаптацию, другие — медленную.

Явление адаптации можно объяснить теми периферическими изменениями, которые происходят в функционировании рецептора или продолжительном воздействии на него раздражителя.

5.3.3. Взаимодействие ощущений.

Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражителя других органов чувств называется взаимодействием ощущений, которое проявляется в двух противоположных процессах: повышении и понижении чувствительности.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Изменение чувствительности анализаторов может быть вызвано воздействием второсигнальных раздражителей. Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно путем применения специальным образом подобранных побочных раздражителей сенсибилизировать тот или иной рецептор, т.е. повышать его чувствительность.

Сенсибилизация может быть достигнута и в результате упражнений. Возможности тренировки органов чувств очень велики. Можно выделить две сферы, определяющие повышение чувствительности органов чувств:

1. Сенсибилизация, к которой стихийно приводит необходимость компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота).

2. Сенсибилизация, вызванная деятельностью, специфическими требованиями профессии субъекта.

Утрата зрения или слуха в известной мере компенсируются развитием других видов чувствительности.

Известны случаи, когда люди, лишенные зрения, занимаются скульптурой, у них высоко развито осязание.

Особый интерес представляет возникновение у человека чувствительности к раздражителям, по отношению к которым не существует адекватного рецептора. Такова, например, дистанционная чувствительность к препятствиям у слепых.

Явления сенсибилизации органов чувств наблюдается у лиц, длительно занимающихся некоторыми специальными профессиями. Так, например, высокой степени совершенства достигают обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов чая, сыра, вина, табака. Дегустаторы могут точно указать не только, из какого сорта винограда сделано вино, но и место, где вырос этот виноград. Все это доказательство того, что наши ощущения развиваются под влиянием условий жизни и требований практической трудовой деятельности.

Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном роде явлений, называемого синестезией. Синестезия — это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Синестезия наблюдается в самых различных видах ощущений. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии. На явлении синестезии основано создание в последние годы цветомузыкальных аппаратов, превращающих звуковые образы в цветовые.

Синестезией обладают далеко не все люди, хотя она широко распространена. Ни у кого не вызывает сомнений возможность употребления таких выражений, как «острый вкус», «кричащий цвет», «сладкие звуки» и т.п. Явление синестезии — еще одно свидетельство постоянной взаимосвязи анализаторных систем человеческого организма, целостности чувственного отражения объективного мира.

 

5.4. Понятие и свойства восприятия.

Восприятие — отражение предмета в целом, в совокупности его частей при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом. При этом восприятие не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет качественно новую ступень чувственного познания с присущими ей особенностями. К числу особенностей восприятия относят – предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепцию.

Предметность восприятия выражается, в так называемом, акте объективации, то есть отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности человека.

Осмысленность восприятия. Восприятие человека предметно и осмысленно. Оно не сводится к одной лишь чувственной основе. Мы воспринимаем предметы, которые имеют определенное значение. Сознательно воспринять предмет – это значит мысленно назвать его, то есть отнести воспринимаемый предмет к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове.

Другая особенность восприятия – его целостность. Восприятие есть целостный образ предмета. Этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах предмета, получаемых в виде различных ощущений.

С целостностью восприятия связана его структурность. В силу расчлененности и специфической взаимосвязи воспринимаемого оно имеет структуру. Такое структурирование проявляется, например, в ритмичности, представляющей определенное членение и объединение, то есть структурирование звукового материала. В зрительном материале такое структурирование проявляется в виде симметрического расположения однородных частей или в известной периодичности однородных объектов.

Константность восприятия. Под константностью понимается относительное постоянство воспринимаемой величины, формы, цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Так, например, тетрадь кажется синей и при дневном освещении, и при искусственном. Другой пример – в театре актерам все лица кажутся почти одинаковыми, несмотря на то, что расстояние до первых рядов значительно меньше, чем до последних.

Константность восприятия объясняется тем, что восприятие представляет собой своеобразное саморегулирующееся действие, обладающее механизмом обратной связи и подстраивающееся к особенностям воспринимаемого объекта и условиям его существования.

Если бы наше восприятие не было константным, то при каждом нашем движении, при всяком изменении расстояния, изменялись бы все основные свойства, по которым мы узнаем предметы. Мы перестали бы воспринимать мир устойчивых предметов. Константность восприятия объясняется опытом, приобретенным в процессе индивидуального развития личности.

Апперцепция. Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Воспринимает не изолированный глаз, не ухо само по себе, а конкретный человек. В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего: его отношение, потребности, интересы.

Зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношения к жизни, установок, богатства знаний называется апперцепцией.

Так, один и тот же художественный фильм вызывает совершенно разные впечатления у зрителей. Концерт воспринимается по-разному опытным и начинающим пианистами.

 

 

5.5. Виды восприятия.

В основе классификации восприятия, также как и ощущений лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет у восприятия преобладающую роль, различают зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые восприятия.

Зрительное восприятие – это рассматривание картины, скульптуры, выставки; слуховое восприятие – слушание рассказа, вокального или инструментального концерта; осязательное восприятие – отражение предмета, его основных частей путем ощупывания и т.д.

Основой другого типа классификации восприятия являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

5.5.1. Восприятие пространства.

Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека. Оно представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся.

Величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и одновременный анализ положения собственного тела относительно окружающих предметов совершаются в процессе двигательной деятельности организма и составляют особое высшее проявление аналитико-синтетической деятельности, ни одному из которых не присуща монопольная роль в анализе пространственных факторов среды.

Особую роль в пространственной ориентировке выполняет двигательный анализатор, с помощью которого устанавливается взаимодействие между различными анализаторами. К специальным механизмам пространственной ориентировки следует отнести нервные связи между обоими полушариями анализаторной деятельности: бинокулярное зрение, бинауральный слух, бимануальное осязание, дириническое обоняние и т.д. Важную роль в отражении пространственных свойств предметов играет функциональная асимметрия, которая состоит в том, что одна из сторон анализатора является в определенном отношении ?

А) Восприятие формы.

Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестезического анализаторов.

В поле нашего зрения множество элементов, тем не менее мы легко выделяем объекты, предметы. Такое выделение происходит благодаря выделению фигуры из фона. Фигура обладает характером вещи. Поле зрения отчетливо расчленяется на две части, где к одной части относится фигура, а другая выступает в качестве фона, на которой фигура воспринимается. Фон относительно аморфен и имеет характер материала. Части фигуры кажутся лежащими ближе к наблюдателю, чем фон. Фигура кажется лежащей поверх фона. Когда обратимые фигуры переворачиваются, возникает впечатление движения назад и вперед. Контуры – это линия, которая извне и изнутри ограничивает данную форму. Контуры воспринимаются принадлежащими фигуре, а не фону. При восприятии перевертывающихся фигур контур как бы «прилипает» к той части поля, которая выступает в данный момент как фигура.

Наиболее информативный признак, который нужно выделить при ознакомлении с фигурой, это контур. Благодаря микродвижениям глаз может выделять границы объектов (контур и мелкие детали). Зрительная система должна быть способна не только выделять границу между объектом и фоном, но и научиться следовать по ней. Это осуществляется посредством движений глаза.

Аналогичный процесс мы имеем в осязательном восприятии. Чтобы определить на ощупь форму невидимого предмета, необходимо брать этот предмет, поворачивать его, прикасаться к разным его сторонам. При этом рука ощупывает предмет легкими движениями. Формирующийся образ предмета складывается на основании объединения в комплекс тактильных и кинестезических ощущений.

Б) Восприятие величины предмета.

Воспринимаемая величина предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Четкое видение удаленных предметов осуществляется с помощью механизмов аккомодации и конвергенции. Аккомодация – это изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны. Так, при взгляде на близко расположенные предметы происходит мышечное сокращение, в результате чего уменьшается степень натяжения хрусталика и его форма становится более выпуклой. Аккомодация обычно связана с конвергенцией, то есть сведением зрительных осей на фиксируемом предмете. Определенное состояние аккомодации вызывает и определенную степень конвергенции и наоборот.

Угол конвергенции используется как индикатор расстояния. Можно изменить угол конвергенции для данного расстояния с помощью призм, помещенных перед объектом. Если при этом угол конвергенции увеличивается, видимая величина объекта тоже увеличивается, а воспринимаемое до него расстояние уменьшается.

Комбинация двух раздражителей – величины изображения предмета на сетчатке и напряжение глазных мышц в результате аккомодации и конвергенции – и являются условнорефлекторным сигналом величины воспринимаемого предмета.

В) Восприятие глубины и удаленности предметов.

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется благодаря бинокулярному зрению (т.е. восприятие двумя глазами). Поскольку мы воспринимаем окружающие предметы двумя глазами, у нас существует два сетчаточных изображения от одного и того же предмета. Но эти изображения объединяются в единый образ. Такое объединение возможно лишь в том случае, когда объекты проецируются на центральные ямки сетчатки обоих глаз или точки, удаленные от середины центральных ямок на одно и тоже расстояние. Эти симметрично расположенные точки сетчаток обоих глаз называются корреспондирующими точками. Совокупность точек пространства, которые при данном угле конвергенции проецируются на корреспондирующие точки сетчатки, называется гороптером.

Если изображение предмета падает в оба глаза на различно удаленные от центра сетчатки некорреспондирующие (диспарантные) точки, то возникает один из двух эффектов:

1) если диспарантность точек слишком велика, то изображение начинает двоиться;

2) если диспарантность невелика, возникает стереоскопический эффект (впечатление объемности).

В основе восприятия удаленности лежит бинокулярный параллакс – то есть рассогласование изображений на сетчатке левого и правого глаза, которые возникают вследствие различий в пространственном положении обоих глаз. Мерой бинокулярного параллакса для данной точки пространства служит разность углов, под которым она видна правому и левому глазу. Эта мера называется диспарантностью.

Восприятие глубины может достигаться благодаря вторичным признакам, являющимся условными сигналами удаленности:

1. видимая величина предмета;

2. линейная перспектива;

3. загораживание одних предметов другими;

4. влияние цвета и тени.

5.5.2.Восприятие времени.




Читайте также:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (583)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.029 сек.)