Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Цели и мотивы деятельности




Деятельность – это активное взаимодействие с окружающей средой, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности.

Анализ структуры как материальной, так и духовной деятельности обнаруживает следующие составные элементы, составляющие ее примерное содержание: мотивы, побуждающие субъект к деятельности, и цели – результаты, на достижение которых направлена деятельность, а также средства, с помощью которых деятельность осуществляется. В соответствии с этим в самом процессе взаимодействия субъекта с действительностью выделяются определенным образом мотивированная деятельность в целом, входящие в ее состав целенаправленные действия и, наконец, автоматизированные компоненты этих действий - операции, обеспечивающие использование имеющихся средств, и условия для достижения необходимого результата.

Как показали исследования российских психологов (А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.А. Смирнова и др.), протекание и развитие различных психических процессов существенно зависят от содержания и структуры деятельности, от ее мотивов, целей и средств.

Деятельность человека на всех этапах исторического развития человечества осуществляется сознательными действиями, в которых совершается переход целей в объективные продукты, и подчиняется побуждающим ее мотивам. В ходе исторического развития человека изменяются содержание и технические средства деятельности, что определяет и формирование его сознания.

Для человека осознание и достижение им конкретных целей, овладение средствами и операциями действий есть способ утверждения его жизни, удовлетворения и развития его материальных и духовных потребностей, реализованных в мотивах его деятельности. Функция мотивов состоит в том, что они как бы оценивают жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действий в этих обстоятельствах, придают им личностный смысл, который и создает пристрастность человеческого сознания.

В индивидуальном сознании значения возвращаются к чувственно данной человеку реальности мира. Другим обстоятельством, превращающим значения в психологическую категорию, является то, что, функционируя в системе индивидуального сознания, значения реализуют не самих себя, а движение воплощающего в них личностного смысла.

Воплощения смысла в значениях – это глубоко интимный, психически содержательный процесс. Научная психология знает этот процесс только в его частичных выражениях: в явлениях рационализации людьми их действительных побуждений, в переживании муки в процессе перехода от мысли к слову.

Проведенные исследования российских ученых (Гальперин и др.) обнаружили, что на основе внешних материальных действий путем их последовательных изменений и сокращений формируются внутренние, идеальные действия, совершаемые в умственном плане и обеспечивающие человеку всестороннюю ориентировку в окружающем мире.

 

 

Структура общения.

Три стороны общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная

Общение – это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение, коллективная игра и т.п.),, обеспечивая планирование, осуществление и контролирование их деятельности.

Общение – сложное явление. И для того, чтобы был возможен анализ каждого элемента, необходимо обозначить его структуру:

 

Общение

           
   
     
 

 

 


Коммуникация Интеракция Социальная перцепция

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. В коммуникативном процессе информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается. В коммуникативном процессе происходит не простое движение информации, а обмен ею Суть коммуникативного процесса – совместное постижение людьми информации, а не только простое информирование друг друга. В процессе коммуникации люди влияют друг на друга посредством знаковой системы. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда люди общаются с помощью единой системы значений.

В коммуникативном общении могут возникать барьеры, которые связаны с наличием у людей социальных, политических, религиозных, профессиональных и др. различий, которые не только порождают разную интерпретацию одних и тех же понятий, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание.

Передача любой информации возможна лишь при наличии знаковых систем, с помощью которых она передается. Существует несколько знаковых систем, используемых в коммуникативном процессе:

¨ человеческая речь (вербальная коммуникация) – естественный звуковой язык, т.е. система фонетических знаков. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации. Кодирование осуществляет коммуникатор (сообщающий информацию), а декодирование – реципиент (принимающий информацию);

¨ оптико-кинетическая система. Включает в себя жесты, мимику, пантомимику;

¨ паралингвистическая система - качество голоса и тональность, и экстралингвистическая – включение в речь пауз, темп речи;

¨ организация пространства и времени коммуникативного процесса;

¨ контакт глаз.

 

Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть между ними происходит обмен не только знаниями и идеями, но и действиями, реальными актами.

В ходе взаимодействия для участников важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность.

В социальной психологии существует несколько различных попыток структурировать взаимодействие. Это транзактный анализ Э. Берн, предполагающий наличие в структуре личности 3-х подструктур: Родитель, Взрослый и Ребенок; теория Парсонса, подход польского социолога Я. Щепаньского.

Существует следующие типы взаимодействия:

¨ кооперация – необходимый элемент совместной деятельности;

¨ конкуренция, приводящая к конфликтам, которые подразделяются на конфликты продуктивные и деструктивные.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на основе взаимопонимания. Само взаимопонимание может быть истолковано может быть истолковано по-разному: или как понимание целей, мотивов, установок партнера по взаимодействию, или как не только понимание, но и принятие. И в том и в другом случае имеет большое значение тот факт, как воспринимается партнер по общению

Так как человек вступает в общение как личность, то он и воспринимается партнером по общению как личность. На основе внешней стороны поведение мы как бы расшифровываем человека. При этом возникают впечатления, играющие весьма важную роль в процессе общения.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания человека. Эта связь двухсторонняя: чем более богато представление человека о самом себе, тем более богат и мир его восприятия других людей. Вместе с тем, познавая другого человека, обогащается и собственное самосознание личности.

Люди не просто воспринимают друг друга, но также и формируют отношение к воспринимаемому партнеру по общению. Область исследований, связанных с выявлением механизмов различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего и продукт этого процесса. Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в котором преобладает эмоциональный компонент.

 

Для того, чтобы понять, как личность включена в процессы общения, что она в них вносит, необходимо проследить, как конкретно раскрываются процессы общения в различных группах, то есть в условиях различной по содержанию деятельности. Общение – процесс многосторонний и важный для каждого из членов социума.

 

 




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (402)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)