Семинар 6. Развивающее и воспитывающее обучение в теориях И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, И.Ф. Гербарта, Р.Оуэна, Д.Локка, Ж.Руссо
Вопросы для обсуждения 1.Цели и задачи обучения и воспитания в педагогических теориях И.Г. Песталоцци, А. Дистервега и И.Ф. Гербарта. 2.Принципы обучения и воспитания в трудах И.Г. Песталоцци, А. Дистервега и И.Ф. Гербарта. 3.Содержание, ход и методы обучения по И.Г. Песталоцци, А. Дистервега и И.Ф. Гербарта. 4.Значение педагогической теории и практики И.Г. Песталоцци, А. Дистервега и И.Ф. Гербарта для современной школы. Задание: заполните таблицу
Темы докладов и выступлений 1.Проблема соединения обучения с трудом в теории и практике И.Г. Песталоцци. 2.Взгляды И.Г. Песталоцци и А. Дистервега на развивающее обучение. 3.А. Дистервег о формальном и материальном образовании. 4.Идея развития многостороннего интереса в трудах И.Ф. Гербарта. 5.Философско-психологическое обоснование целей и средств воспитания в трудах И.Ф. Гербарта. Вопросы для обсуждения: - Какие изменения претерпел принцип природосообразности в педагогических учениях Д.Локка, Ж.-Ж.Руссо, И.Песталоцци, А.Дистервега, Р.Оуэна. - Где должно осуществляться образование и чему необходимо учить детей, по убеждению Д.Локка, Ж.Руссо и т.д.? Случайны ли различные решения этих вопросов? - Как развивалась идея трудового воспитания в учениях западноевропейских педагогов? - Раскройте содержание теории элементарного образования И.Песталоцци. - В чем заключается прогрессивность взглядов в социально-педагогической практике Р.Оуэна? - Охарактеризуйте взгляды французских материалистов XYIII века на роль воспитания в формировании личности. Учебные ситуации. 1. "9/10 людей становятся тем, что есть благодаря воспитанию". Прокомментируйте это утверждение Д.Локка. 2. И.Песталоцци в методику элементарного образования вводит три элемента. Назовите и оцените их. 3. Структура урока, по Гербарту, складывается из четырех элементов: ясность, ассоциация, система и метод. Оцените эти этапы и раскройте их содержание. Какие этапы считаете необходимым снять или дополнить и почему? 4. Вы включаете ребенка в производительный труд с 10-ти летнего возраста. Кроме того, предлагаете ему одновременно приобретать теоретические знания. Оперируя взглядами на трудовое воспитание у Песталоцци и Оуэна, раскройте положительные и отрицательные стороны данных подходов Литература Основная литература 1.Гербарт И.Ф. Первые лекции по педагогике; Общая педагогика выведенная из целей воспитания // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971. 2.Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971. 3.Ответы на девять вопросов Гербарта // Изб. пед. соч.: В 2 т. М., 1981. Т.1 4.Песталоцци И.Г. Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода; Лебединая песня // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1971. 5.Песталоцци И.Г. Метод (Памятная записка) // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1981. Т.1 Как Гертруда учит своих детей // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1981. Т.1
Дополнительная литература 1.Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. Т.1. М., 1940. 292с. 2.Главнейшие педагогические сочинения И. Гербарта о систематическом извлечении / Пер. с нем. А.Ф. Адольфа. С очерком жизни и деятельности Гербарта. М., 1966. 365с. 3.Дистервег А. Избранные педагогические сочинения / Сост. В.А. Ротенберг; Общая ред. Е.Н. Медынского. М., 1956. 374с. 4.Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. В.А. Ротенберг, В.М. Кларина. М., 1981. Т. 1 . 336 с. Т.2. 416с. 5.Пинкевич А.И., Медынский Е.Н. Иоганн Генрих Песталоцци: Его жизнь, учение и влияние на русскую педагогику. М., 1927. 116с. 6.Пискунов А.И. Проблемы трудового обучения и воспитания в немецкой педагогике XIX – начале XX в. М., 1976. 296с. Рекомендуемая литература: 1. Локк Д. Соч.: В 3 т. - Т. 1-2 - М.: Мысль, 1985. 2. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения в 2-х т. - М.: Педагогика, 1981. 3. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения /Сост. В.А.Ротенберг. Общая ред. Е.Н.Медынского. - М.: Учпедгиз, 1956. 4. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. /Под ред. В.А.Ротенберг, В.М.Кларина. - М..: Педагогика, 1981.
Семинар 7. Тема: Просвещение на Руси в X-XVII вв. Воспитание и образование в России XYIII века. Образовательные проекты Петра I. План Вопросы для обсуждения: 1. В чем состояли особенности начального периода развития просвещения на Руси? 2. Какими были идеалы воспитания? 3. Что являлось характерным для школьного обучения? 4. Каковы особенности школ различных типов и характер обучения в них? 5. Как соотносились между собой цели семейного и школьного воспитания? 6. Как организовывалось трудовое воспитание детей? 7. Каково значение указов Петра I для истории российского образования? 8. В чем заключается историческое значение документа об учреждении гимназии при Московском университете? 9. Какими новыми чертами отличалась школа, созданная в начале XYIII века? 10. Охарактеризуйте принципы организации школ, содержание обучения. 11. Какие трудности возникли в развитии школ? 12. Проанализируйте план И.И.Бецкого "О воспитании обоего пола юношества". 13. Проведите сравнительный анализ уставов привилегированных учебных заведений XYIII века. 14. В какой степени педагогические идеи И.И.Бецкого отражают официальную политику Екатерины II. 15. Что общего вы находите в деятельности выдающихся отечественных просветителей XYIII века? 16. Какие педагогические идеи, высказанные ими, представляются значимыми для практики трудового воспитания и в наши дни?
- Законспектируйте материал, характеризующий состояние просвещения в России XYIII века. - Составьте перечень педагогических событий и дат XYIII века. - Выявите ситуации успеха и факторы, способствующие реализации педагогических замыслов М.В.Ломоносовым, И.И.Бецким, Ф.И.Янковичем де Мириево, Н.И.Новиковым.
Рекомендуемая литература. 0 Древне-русская педагогика X-XII вв. СПб.: РГПУ, 1997. 1 Каптерев П.Ф. История русской педагогии. СПб., 1915. Терентьева А.В. История отечественного образования. СПб.: РГПУ, 1996 0 Демков М.И. История русской педагогии. Ч. II. М., 1910. 1 Ключевский В.О. Соч. в 9 т. Т. IX, М., 1990. 2 Латышина Д.И. История педагогики. М.: Форум,1998. 3 Терентьева А.В. История отечественного образования. СПб.: РГПУ, 1996.
Семинар 8. К.Д. Ушинский – учитель русских учителей (1824-1870).Педагогические концепции, теории и воплощение их в практике воспитания и образования Вопросы для обсуждения
Темы докладов и выступлений 1. Жизненный путь К.Д. Ушинского, ярославский и петербургский периоды. 2. Приоритет нравственного воспитания в педагогической системе К.Д. Ушинского. 3. Труд в его психическом и воспитательном значении. 4. Учебные книги К.Д. Ушинского. 5. К.Д. Ушинский об учителе и его подготовке. Законспектируйте работу К.Д.Ушинского "Труд в его психическом и воспитательном значении". Литература 1. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 1-11. М., 1948-1950. 2. Ушинский К.Д. Пед. сочинения: В 2 т. М., 1974. 3. Струменский В.Я. Очерки жизни и педагогической деятельности К.Д. Ушинского (биография). М., 1960.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (832)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |