Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Об Алфавите Дунайских Булгар




 

...А народ улаг-булгар (Дунайская Булгария - Примечание переводчика), как сообщили кара-бурджанские (Западный Бурджан или Дунайская Булгария - Примечание переводчика) посланники Маркар Каратун и Арслан Тертер, раньше пользовались знаками кельбиров, которые иногда называют тюркскими или туранскими. Но туранскими называют и знаки кашанцев (Кушан, Средняя Азия - Примечание переводчика), которыми пользовались некоторое время и у нас, и в Бурджане, хотя писались они одинаково - справа налево, как и арабские знаки...

 

Потом, когда бурджанцы перешли на язык крещеных сакланов, они первое время писали по-саклански знаками кельбиров или кряшенскими (греческими) буквами. Наконец, по воле Всевышнего, Баксан Куштан(крещенный Кириллом на смертном ложе - Примечание переводчика) создал для всех бурджанских булгар новые знаки - чтобы не было различий в написании...

 

Арслан привозил и книгу бия Маркара о булгарских письменах, из которой сеид Мохаммед-Гали выписал буквы и некоторые слова бурджанцев.....

 

Вот что в книге... написано так, как писалось нашими кельбирами;

слово Бог , Тангра - ..., (i r2 ή t2)

слово “каган“ - ..., (n1 γ q)

слово “небо“ , кук - ..., (k ü k)

слово “славный“ , кюлюг - ..., (g ü l2 ü k)

слово “войско“, сю - ..., (ü s)

А вот как писали знаками кельбиров на сакланском языке...

слово Бог - , , ..., (g b)

выражение “Божьей милостью кан“ ...

(n1 k m z u b)

 

 

Бурджанские булгары, также, как и наши, при написании часто сокращали слова и буквы в словах, а также искажали некоторые знаки...

 

Так, букву или (b) бурджанцы писали иногда в форме (b) , букву (g) - в форме (g) ,букву (z) в форме (z), букву (?) в форме. (?)..

Имя “Барыс“ иногда записывали одним знаком ...

 

Иногда в молитвенных текстах изображали знаки Тангры - , ,

 

алпов Биргюна - Сабана Мардукана - Кубара - изображали то, что приносили в жертву и знаки годов...

 

Вот примеры некоторых записей.., сделанных в Берсуле (Добрудже) и виденных еще Абдаллахом Ибн Башту...:

 

“Бога зову: Тангра, помилуй! Теленка зарезал за [милостивый] суд...“, “Барыс, Божией Милостью кан, в Булгарской земле воцарился в год Быка...“, “Богу [следуют знаки Тангры, Биргюна, Сабана и Кубара]...“ [обрыв записи]

 

Ф.Нурутдинов

Конспект фрагментов “Джагфар Тарихы“

Гази-Баба

О БАТЫРЕ ДЖИЛАНЕ

(КОНСПЕКТ “ТЕКСТА НИГМАТУЛЛИНА“)

Комментарий постинга - Историческая справка

 

После двух десятилетий Византийского контроля, в Дунайской Булгарии вспыхнули массовые восстания, направленные на восстановление Дунайского Булгарского государства. Первое восстание вспыхнуло в Белграде (ныне столица Сербии) в 1040. Его возглавил Петр Делян, называемом Батыр Джилан (джилан это змея в Кипчакском Тюркском). В конспекте записи Гази Баба, он был внуком славного царя Самуила, и сын царя Гавриила Радомира от его первой жены, дочери (Хедвиг? маловероятная кандидатура для продолжения Тюркской королевской памяти) Венгерского короля Стефана I (Важк Арпад, Иштван, царствовал в 997-1038). Восстание, поддержанное дядей Джилана, Венгерским королем Петром Орсеоло (также Урсеоло, царствовал в 1038 - 1041), закончилось провозглашением Петра Деляна Булгарским Каганом/Королем. Петр Делян царствовал в течение двух лет (1040-1041) и успешно освободил большую часть Булгарских земель. Восстание быстро рухнуло когда Каган был предательски ослеплен его троюродным братом королевской крови, Улушуяном (Улу стоит за Улуг = Большой, Великий; шуян - ?), стремящимся к захвату Булгарского престола.

 

Ф.Нурутдинов

Конспект фрагментов “Джагфар Тарихы“

Гази-Баба

О БАТЫРЕ ДЖИЛАНЕ

(КОНСПЕКТ “ТЕКСТА НИГМАТУЛЛИНА“)

.О Батыре Джилане, сыне Бараджа (aka Gabriel Radomir, 1014 - 1015, the eldest son of Shamil - Translator's Note), внуке Шамиля (Самуила) (aka Samoil, Samuel, 976-1014 - Translator's Note) в дават-ханэ (государственный архив)... сохранилось следующее известие... Имя Джилан он получил потому, что родился в год змеи (981 год). Мать же назвала его Батыром - в память об Аспарухе, носившем прозвище Маджар или Батыр... В Маджарском (Венгерском) монастыре, где он находился, его постоянно мучило желание восстановить дом (государство) отца и деда. Чтобы как-то утолить это желание, Джилан-Батыр написал историю Бурджана... Писал он по памяти, т.к. весь архив Бурджанских царей был захвачен Крэшцами (Византийцами)... Но это только усилило его желание, и вот оно постепенно полностью подчинило все его помыслы. В результате он стал настолько безрассудным, что на старости лет переехал из своего спокойного монастыря на родину предков - в Кубардару (Македонию) по зову восставших там против Крэшцев Бурджанских Булгар...

 

Обрадованные его появлением Бурджанцы тут же избрали его Каганом Улаг-Булгара, а отвергнутых вождей, по старому Булгарскому обычаю, убили... Не имея возможности из-за преклонного возраста участвовать в войне против Крэшцев, Джилан-Батыр только читал молитвы, а его командиры одерживали одну победу за другой... Дело дошло до того, что при одном появлении ничтожного по численности отряда плохо вооруженных Бурджан сам Каган (Император) Рума в ужасе побежал прочь вместе со своей огромной армией. В брошенном им обозе капаган Джураш обнаружил вещи и книги бывших Булгарских царей, которые тут же привез Кагану Джилан-Батыру... В этот момент наивысшей славы Кагана Бурджан он посылает своего Венгерского джуру Алата Бахту... к царю Ак-Булгара (Восточной Булгарии) Балуку с богатыми подарками и просьбой о помощи... Вместе с ним в Булгар отправился и посол Урум-Бабы (папы Римского) в Бурджане Истан - один из потомков Лачына... (i.e. Rurik, 855 - ca 882, a descendent of Atilla from Dulo dynasty - Translator's Note)

 

По пути в Ак-Булгар один из спутников Алата был захвачен Балынцами, и Бек Балынцев (Yaroslav I the Wise ? - Translator's Note) узнал о цели посольства... Нуждаясь в славной и победоносной войне, дабы исправить неприятное впечатление от неудачи похода Гиласа Хина на Башту, Ашраф-кан послал на помощь Джилан-Батыру отряд Куманов во главе с Кур-Батыром. Но когда он прибыл к Суле (Дунаю), Бурджан был уже вновь захвачен Крэшцами. А бек Башту также послал в Бурджан свое войско - но на помощь Крэшцам. Однако, эта помощь не помогла Урумкану (Византийскому императору) (Michael IV, 1034-1041, or Michael V, 1041-1042 - Translator's Note)...

 

Будучи не в силах разбить Бурджанских Булгар в открытом и честном бою, нечестивые Крэшцы прибегли к своему излюбленному способу борьбы с противниками... и послали в лагерь Джилан-Батыра его родственника - Улушуяна (Алусиан, сын Ивана Владислава). Отец этого Улушуяна (Иван владислав убил своего двоюродного брата Гаврила-Радомира ударом в спину во время охоты) отличился только тем, что вероломно, ударом сзади, убил отца Джилан-Батыра... Сам Улушуян был еще более никчемным человечишкой, чем его отец, и ради приобретения выгод не погнушался даже вступить в одну мерзкую иудейскую секту Арьякцев (Армян). Когда это дело открылось, Урумкан хотел казнить сектанта, но тут пришла весть о воцарении в Бурджане Джилан-Батыра, и Урумкан решил при помощи Улушуяна погубить Кагана Бурджанцев. Нечестивцу от имени императора предложили погубить Джилан-Батыра... в обмен на жизнь и богатую награду, и тот без колебаний согласился и с радостью отправился в Кубардару (Вардара – Македония)

Там он сообщил Кагану Бурджан о том, что в Кубардару движется отряд Крэшцев и наемных Балынцев (Русов). То была часть войска Балынцев, присланная Беком Башту Урумкану, но очень скоро вышедшая из подчинения Крэшцам и принявшаяся разорять и грабить Бурджанские и Крэшские селения. Поэтому Урумкан разрешил Улушуяну погубить этот взбунтовавшийся отряд для того, чтобы войти в доверие к Кагану Бурджан и осуществить свой злодейский план. Капаган Джураш, направленный Каганом в уКазанное Улушуяном место, действительно обнаружил там Балынцев... Дождавшись, когда пьяные Балынцы уснут, Джураш со своими людьми захватил их в плен и привел к Кагану... В память об ослепленных Крэшцами Бурджанах все пленные были ослеплены... На пиру по случаю победы люди казненных вождей и Худаярцы, увидевшие в сектанте своего человека, стали кричать, что Улушуян принесет им воинское счастье и потребовали поставить его во главе войска. Джураша, усомнившегося в искренности Улушуяна и пытавшегося образумить народ, почти никто не слушал, и Каган вынужден был выполнить требование толпы.

 

После этого Улушуян спросил у Кагана, куда лучше повести войско, и тот указал... Улушуян тут же повел большую часть черни, вооруженной лучшим оружием, в уКазанное Каганом место Багыл (Solun, the site of the decisive battle? - Translator's Note) и сумел сообщить об этом Крэшцам. Те внезапно атаковали и перебили почти всех простаков. С небольшой горсткой уцелевших Улушуян вернулся в ставку и, принародно обвинив Кагана в поражении, потребовал избрания нового Кагана. Действительно, по старому обычаю Булгар, Кагана могли свергнуть и даже убить в случае сильной неудачи на войне. Джилан-Батыр и Джураш привели ряд доводов в свое оправдание, но чернь не прислушалась к ним и избрала новым Каганом Улушуяна. Почувствовав себя увереннее, Улушуян сказал черни: “По обычаю мы должны казнить нашего прежнего Кагана, переставшего видеть будущее. Но я не желаю, чтобы и меня, как и моего отца, обвиняли в братоубийстве. Поэтому я предлагаю только ослепить Джилан-Батыра“... Сыновья казненных вождей и Худаярцы, возглавляемые Улушуяном, связали Джураша и ослепили Джилан-Батыра. После этого Улушуян в первую же ночь бежал обратно к Урумкану с радостным для того известием и был прощен и щедро награжден...

 

Утром узнавшие правду и сразу пришедшие в себя от опьянения люди освободили Джураша от пут и стали уговаривать его возглавить их. Но капаган отделился от них с ослепленным Каганом и наиболее знатными... По пути в горное убежище Каган решил отправить своего сына Мамиля с частью архива Бурджанских царей к Суле (Дунай) для встречи Ак-Булгарского войска и найма Маджар... Большинство черни густыми толпами также бежало к Суле и отвлекло на себя Крэшскую стражу. Благодаря этому Мамиль сумел... встретиться с Кур-Батыром и сообщить ему о занятии Бурджана Крэшцами... Встревоженные движением через Сулу многих тысяч Бурджан, Маджары... не позволили Мамилю заняться сбором нового войска, но приняли его людей... В то же время к горному убежищу с одной стороны стали подходить наемные Балынцы, желавшие отомстить за своих ослепленных товарищей, а с другой - Крэшцы...

 

Каган Джилан-Батыр, узнав об этом, а также о том, что надежды на помощь Маджар рухнули, приказал капагану Джурашу Кабану сдать укрепление Крэшцам для сохранения жизни хотя бы некоторым знатным... Урумкан, почти не обращавший внимания на чернь... и боявшийся только Джилан-Батыра, пришел в неописуемую радость от известия о пленении Кагана Бурджан. Он даже решился встретить отряд, везший пленников, на безопасном расстоянии от Истанбула (Constantinopole), чтобы создалась видимость его личного участия в победоносном деле... Народ Рума приветствовал его, как великого полководца, что усилило радость Императора. В этом состоянии он сохранил жизнь наиболее знатным пленникам и заточил их в темницу. Но после скорой смерти Джилан-Батыра, сломленного неблагодарностью толпы и утратой последних надежд на освобождение своей земли, Урумкан отпустил на свободу некоторых из знатных... Мамиль, женатый на дочери одного из потомков Кагана Азана, остался в Маджаре и несколько раз приезжал в Ак-Булгар с Маджарскими и Алтынбашскими (Итальянскими) послами. В один из этих приездов он принял истинную веру... и подарил кану Ахаду список царей из рода Дуло... Часть его потомков вернулась на службу Урумкану и к заблуждению троебожия из желания жить на земле предков

 

[обрыв записи].

 

Ф.Нурутдинов

Конспект фрагментов “Джагфар Тарихы“

Гази-Баба

О КАРАМАТАХ

(Священная роща, Храм)

...Наиболее большие и красивые ворота, деревянные столбы которых были украшены искусной резьбой, находились с восточной стороны... Справа от восточных ворот строились башни.., в которые вселялись, как думали, всевозможные Бараджи - Ельбегены, Алабуги, Леугены, Атрячи, Кюнгоши, Симбиры... Они, полагали, охраняли караматы от нечистых сил и святотатцев. Я видел изображения этих Бараджев: некоторые имели головы быков, другие - петухов, третьи - тигров, четвертые - собак, пятые - орлов... В Буляре также караматы находились на холме Балын-Касэ или Джерем-Шан в слободе Тытъяк, на месте Джурдизэ, на.., в Болгаре -.. в Гюлистане...

 

[обрыв записи]

 

Ф.Нурутдинов

УКРАИНСКАЯ ТРОЯ

 

Речь в этой заметке пойдет о том, что не может не волновать всех - о сокровищах знаменитых царей, но не только о них.

 

Всем известно, что самым сенсационным археологическим открытием в истории человечества было обнаружение немецким исследователем Генрихом Шлиманом (1822-1890 гг.) сразу обеих столиц ближневосточных Булгар - городов Атряч (“Троя“) в Турции и Мекен (“Микены“) в Греции.

 

Булгары, как этнос, возникли в Волго-Урале на основе слияния части местных Сакланов (восточных Арийцев) и пришлых Финно-Угров в один народ. Одно из отюреченных в глубинах Азии Угорских племен, участвовавших в этом процессе, передало Булгарскому народу Тюркский язык Огузского типа (“Булгарский Тюрки“) и особый язык кам-боянов (шаманов древней Булгарской религии - Торе или “Тенгрианства“) - смесь Тюркского, Финно-Угорского, Самодийского (i.e. Nenets), Маньчжурского и др. дальневосточных языков. Около 17 тысяч лет назад Булгары объединили семь родственных им Сакланских и Финно-Угорских племен Волго-Урала в одно государство Идель - “Семь (иде) Племен (эль)“, и все эти племена стали называться также Идельцами, а иногда - и Булгарами. Для Булгарских летописцев все эти семь племен были Булгарами, хотя говорили они на разных языках. Уже более 10 тысяч лет назад в среде Булгар возникает и затем становится господствующей древнейшая религия мира - Торе (“Тенгрианство“).

 

Отдельные группы Идельцев (в т.ч. и Булгар) часто переселялись из Иделя в другие страны - на Украину, Ближний Восток, в Среднюю Азию, Индию и т.д. - где создавали свои государства. О том, как Идельцы заселили Украину, мы уже рассказывали. Напомню только, что на Украине с древнейших времен до XVIII века говорили на двух Идельских языках - на “Булгарском Тюрки“ (его знали все Казаки) и на Сакланском языке. После вероломного уничтожения Русским царизмом Украинского Казаческого самоуправления “Булгарский Тюрки“ был запрещен и все Украинцы стали говорить только на Сакланском языке (он стал основой современного Украинского языка).

Предки Троянских и Микенских Булгар ушли из Иделя на Ближний Восток (Шумер, Турция, Балканы) более 10 тысяч лет назад. В названии своей царской династии Троянцы сохранили самое древнее Булгарское название Бога - Бир Джам (Ям, Яма), а в названии своей земли - Булгарское слово иль (эль) - “страна, племя, народ“.

 

Вспомним, что один из царевичей Трои носил чисто Булгарское имя Барыс и был сыном Троянского царя Бир Джама (в “Илиаде“ Гомера, имя которого происходит от названия Булгарского племени Камыр-Кимер, эти имена переданы в формах “Парис“ и “Приам“). И Микенцы сохранили многие Булгарские слова: мек или мак (волк) - в названии своей столицы, ага (старший, верховный) и мумин или бумын (вождь) - в титуле Микенских царей (в дошедшем до нас Греческом списке “Илиады“ Гомера этот титул передан в форме “Агамемнон“),.. Кроме этого Микенцы, по Булгарскому обычаю, делали маски усопших. Эти маски сохранились в Микенах и Волжской Булгарии - и сохранили черты древних Булгар, ничем не отличные от черт Булгар современных.

 

Во время похорон своих героев и вождей Троянские и Микенские мужчины, по описанию Гомера, рыдали по усопшим, обрезали часть своих волос, делали жертвоприношения, устраивали пиры, скачки, борьбу и боевые турниры. Точно также делали спустя более двух тысяч лет Волжские Булгары - судя по описанию Ахмеда Ибн Фадлана (922 г.).

 

Но Булгары, по представлениям соседей, были очень недружными, т.к. чрезмерная любовь к свободе не позволяла им подчиняться друг другу. Старинная Булгарская поговорка гласит: “Сколько Булгар - столько и беков (князей, правителей)“.

 

Около 1200 г. до н.э. Булгарские правители Трои и Микен поссорились друг с другом и начали братоубийственную войну. Микенцы во главе со своим Агамемноном (т.е. “Ага-Мумином“ - верховным вождем) подступили к стенам Трои и после 10-летней осады взяли и разрушили ее. От Трои осталось только имя, а где она была - люди забыли. Ведь эта победа настолько ослабила самих Микенцев, что они вскоре были разгромлены дикими племенами Дорийцев (предка Греков), пришедшими на Балканы откуда-то с севера, и Микенское царство превратилось в Грецию...

 

Однако, случилось невероятное - Г.Шлиман не только нашел Трою под толщей земли, но в одной из ее стен обнаружил сокровища царя Бир Джама (Приама). Во время II мировой войны эти сокровища были вывезены из Германии в Россию, что долгое время хранилось в секрете...

 

Но при чем здесь Украина? - воскликнет иной нетерпеливый читатель. А при том, что Украина в VII веке стала центром другого большого Булгарского государства - Великой Булгарии, простиравшейся от Карпат до Алтая. Каждый Украинец - потомок Булгар и других Идельцев - а следовательно, Булгарская история, начиная с Иделя (куда Украина уже входила) и до распада Великой Булгарии на Киевскую Булгарию (Русь) и Волжскую Булгарию в IX веке - является и его историей.

 

И уж каждый Украинец должен знать, что именно на земле Украины в 1912 г. был обнаружен крупнейший в мире - после Троянского - клад Булгарских сокровищ, положенных в могилу знаменитого кана или Кагана (царя) Великой Булгарии VII века Курбата Кюнграта (его имена очень часто искажались и принимали такие формы: “Курт“, “Хор“, “Хорт“, “Кубрат“ и т.д.). Но прежде, чем мы расскажем о кладе, скажем несколько слов о его хозяине - царе Курбате -“Кубрате“.

 

Большинство сведений о Курбате мы находим в своде Булгарских летописей Бахши Имана “Джагфар тарихы“ (1680 г.) и в замечательной работе болгарского ученого Христо Тодорова-Бемберского “Великая Булгария кана Кубрата“. Некоторые моменты биографии Курбата отражены в Византийских источниках и (как выявил Х.Тодоров-Бемберский) в Арабских летописях.

 

Согласно данным “Джагфар тарихы“, Курбат был потомком знаменитого Булгарского царя Атиллы, происходившего из Гуннской династии Дуло (эта династия правила Великой и Волжской Булгарией во 2-16 вв. н.э.). Отец Курбата - бек (князь) придунайского Булгарского бейлика (княжества) Албури Аскал - погиб в 602 г. во время нападения на его ставку Ази-Улаг (современный Румынский город Яссы) Аварских Булгар. Бедняга Албури был в это время уже слепым и в суматохе нечаянно попал под лошадь... После гибели Албури его Булгарский бейлик распался на множество мелких владений, т.к. наследник бека - Курбат - был еще очень мал (Курбат родился в 593 г.). Мать Курбата - Акджан (ее имя в форме “Оксана“ популярно на Украине до сих пор) происходила из рода Кюнграт, и в числе ее предков был знаменитый Тюркский Каган VI в. Иджим-Истан (Истеми-Каган). Детское шаманское имя Курбата было Барадж, а юношеское - Курбат.

 

Пока Курбат был мал, о нем заботился его дядя - брат Акджан Телес Юрган (Бюрган), сумевший сохранить под своей властью часть бейлика. Главным делом для Юргана (Византийцы называли его “Органа“) стало восстановление единства Булгарского бейлика. Но многие Булгарские племенные князья - беи и вельможи - баилы (“багылы“, “были“) не хотели признавать власть Курбата и отчаянно сопротивлялись объединительным действиям Телеса - при поддержке Аварского и Тюркского Каганатов. В 619 г. беям-сепаратистам удалось разгромить ставку Курбата, и он вместе с Телесом бежал в Рум (так называли Булгары Византию и столицу Византии город Константинополь). Историю бегства Курбата в Рум достаточно подробно восстановил Х.Тодоров-Бемберский. Византийский император Ираклий (610-641 - Translator's Note) тепло встретил изгнанников. Византийские источники отмечают, что император оказал им царские почести и даровал Курбату титул патриция (высший аристократический титул Византии), которым Курбат очень дорожил и называл себя до самой смерти. В работе Х.Тодорова-Бемберского отмечается, что Арабские источники называют Курбата Шахриаром. Это слов “Шахриар“ (точнее - “Шахрияр“) как раз и является Булгарским эквивалентом Византийского титула “патриций“. Разумеется, у Курбата были титулы и более высокие, но он сохранял титул “шахрияр“ в знак того, как он умеет ценить настоящую дружбу. Действительно, за все время правления Курбата мир между Великой Булгарией и Византией ни разу не был нарушен. Верность друзьям, как видим, была благородной чертой характера Курбата. У Булгар был и другой эквивалент титула “патриций“ -“Буляр“, что означало также “мудрый“. Поэтому Курбата называли также и Буляром.

 

Очень много споров вызывало и вызывает сообщение Византийских летописцев о том, что один из Булгарских князей во время пребывания в Руме принял крещение. Но в 619 году (the 26-year old - Translator's Note) Курбат не был еще князем (правителем) Булгарского бейлика, зато фактическим правителем - князем части бейлика - являлся его дядя Юрган. Поэтому, скорее всего именно Юрган и принял крещение. После этого Византия стала всячески помогать Юргану, и, кроме того, на сторону Телеса перешли Валахи (предки современных Румын) и Сакланы, среди которых успело уже распространиться Христианство.

 

Получив такую мощную поддержку, Юрган и Курбат возвращаются в Булгарский бейлик и в 620 году наносят поражение беям-сепаратистам и Аварам. После этой победы единство Булгарского бейлика было восстановлено и Юрган добровольно передал всю полноту власти Курбату. В память об этой победе Курбат велел возвести на месте древней ставки Булгарских царей Кан-Булун (“Царский холм“), основанной еще в 375 г. Булгарским царем Булю-маром, город Башту (значит то же самое - “Царский холм“). Возвел Башту в 620 г. по приказу Курбата его младший брат Шамбат, носивший также прозвище “Кый“, поэтому позднее крепость Башту стали называть “Шамбат“, а весь город (крепость с посадами) - Кыем. Так в 620 г. образовался город Кый - современный Киев, ставший главной столицей Курбатовской Булгарии ( for description of the archeological developments in Kyiv that decimate the “Tale of Bygone Years“ used in Russian historiography as a gospel - Translator's Note).

 

Кроме Башту-Кыя Курбат построил и многие другие города - Иске Банджа (на месте старой римской Фанагории) (which in turn was built by the Greeks before the 5th c. BC in the place of the Hunnogurian /Onogurian, i.e. Bulgarian, settlement - Translator's Note), Балын (Балин, Балынджер) (supposedly near v. Haidar in the Don area of the modern Kharkiv province; Balanjar was also in the Causasus, a miliatary command post Bülün - army + dhar - head - Translator's Note), Шыгэр (Сугров) на Северском Донце (present Izüm, 130 km SE of Kharkiv, on r. Severian Don - Translator's Note), Саркел (Белая Вежа) (Sary-kel, White Fortress - Translator's Note) на Дону и др. Именно с этого времени, как это выявил Х.Тодоров-Бемберский, во всем мире слово “Булгар“ стало осмысливаться, как “житель города“, “горожанин“. В свете открытия Болгарского ученого становится понятным древнейшее Скандинавское название Булгарии - Гардарика (“Страна Городов“ по-Скандинавски).

 

В 635 г. Курбат, воспользовавшись развалом Тюркского Каганата, без войны отобрал у Тюрков старинные Идельские владения (Предкавказье, Поволжье, Сибирь и Казахстан) и немедленно провозглашает себя Каганом (Императором) Булгар, а свою бескрайнюю империю - Великой Булгарией.

 

“Джагфар тарихы“ сохранила малоизвестное шаманское имя Курбата - “Магулы“ - “Сын (улы) Волка (маг, мек)“. Это имя он получил сразу после рождения - возможно, потому, что его отца звали Албури - “Царственный (ал) Волк (бури)“. Но именно это шаманское имя Курбата позволило нам установить, что это он был воспет в Киевской былине под именем “Микулы Селяниновича“. Шаманское “Магулы“ Сакланы-Христиане легко превратили в “Микула“, а титул “Шахрияр“ (по-Булгарски это слово значит не только “патриций“, но и “горожанин“, “живущий оседло“!) - в “Селяниновича“ (что по-Саклански также значило: “живущий оседло“!). В этой же былине Юрган воспет под именем “Вольга“ (искаженное слово “Волхв“ -“Волшебник“) - ведь Юрган (Бюрган) по-Булгарски и значит “волшебник“! Суть былины “Микула и Вольга“ - в показе победы оседлой, городской жизни (ее олицетворяет Микула-Кубрат) над кочевой (ее символом являются Вольга-Юрган и его тридцать дружинников, позднее превращенные Пушкиным “в дядьку Черномора“ и в тридцать трех богатырей). А где происходит эта победа? Да на древнем Булгарском празднике акатуй-сабантуй (“праздник сохи“), который был главным праздником еще для Булгар Шумера 6 тысяч лет назад и является таковым до сих пор для Волжских Булгар Казани. Вспомнил, дорогой читатель? Микула (Курбат) побеждает дружинников в силовой борьбе (они не смогли, а он поднял соху), а своего дядю Вольгу (Юргана) в скачке. Точно по такой программе (силовая борьба и скачки) Булгарский сабантуй проводится и сейчас.

 

Но мало того - Курбат вошел даже в Киевские летописи - под именем “Хорива“ (вспомни, читатель, что одна из форм имени Курбат было “Хор“). Волжские Булгары называли Курбата чаще всего “Бараджем“ и “Буляром“ (“Мудрым“), а Арабы - Хакимом (“Хаким“ также значит по-Арабски “Мудрый“), А вот что говорится о Курбате в “Джагфар тарихы“: “...Это был могущественный царь, любивший мир, порядок и городскую (оседлую) жизнь;.. Кроме Башту он построил города Иске Банджа, Балын или Балынджер, Шыгэр, Саркел, Истян... Величием и мудростью Курбат напоминал Туки (Атиллу), но из всех занятий предпочитал торговлю и не гнушался лично подъезжать к прибывавшим из Рума (Византии) кораблям и пересчитывать привезенный товар. По всему Буричаю (Днепру) он устроил таможенные заставы и платные перевозы, приносившие ему огромные доходы. Во всем этом кан Алмыш (царь Волжской Булгарии в 895-925 гг., живший до этого в Киеве и Караджаре-Чернигове) старался подражать ему...

 

Ради безопасности плавания... Курбат сам поплыл по Буричаю и дал каждому (днепровскому) гану (порогу) особое название...

 

Первыйпосле Башту (Киева) порог он, как передают, велел называть Катраг - в честь своего любимого сына Катрага

другой... - Кубар, в честь приемного сына

третий - Гулям Сюри, что значит “Весенние поминки“ и “Шум“..

четвертый - Юлбарыс или Леу, что значит “Устрашающий“, “Чудовищный“

пятый- Азбарган, что значит “Отличный Стрелок“, в честь сына Азбаруга (Аспаруха)

шестой - Кугюнчаган, в честь своей жены...

седьмой - Айяр, что значит “Жадный“, “Ненасытный“

восьмой- Лиманган или Балынган, что значит “Порог Залива“ (

девятый- Илятбир (“Правитель Благоденствующей страны“), титульным именем его старшего сына Бат-Бояна,

 

 

двенадцатый - Кермек (“Молодой Удалец“, “Молодец“), в честь кана Кермека основавшего Булгарский бейлик...

 

Остров на Буричае, к которому подплывали после преодоления этих порогов, Курбат назвал Бюрганом, в честь дяди Телеса, но народ стал называть его Курдизе или Хурдизе - “Ставка Курбата“... На Курдизе была устроена таможня...

Порог, бывший за этим островом, Курбат назвал Билиг - в честь любимого сына Бюргана...

 

Когда это дело было завершено, Курбат вышел на берег и водрузил на нем свое знамя с навершием в виде трезубца... Простые Сакланы и Анчийцы очень любили его и звали его Хур (“Хорь“, “Хорив“) и Мегулы (“Микула“)...“

 

В 640-х гг. во владения Великой Булгарии через Кавказ стали прорываться новые завоеватели - Арабы. В то же самое время Тюркские Каганы из рода Афшина наняли на службу Огузское племя Тугыз-Угыш и стали с ним нападать на Великую Булгарию с востока, а Балтийские пираты - Аскалы или Бурлаки - с севера. Если грабительские набеги пиратов и кочевников были привычны для Булгарии, умевшей с ними бороться, то мощное наступление армии Ислама было явлением новым и поэтому особенно опасным.

 

В 642 г. (по данным, приведенным в работе Х.Тодорова-Бемберского) Арабский полководец Абдуррахман впервые вышел в Предкавказье, где встретился с Курбатом, запомнившимся Арабам под именем Шахриара (Шахрияра). Верный себе Курбат предпочел избежать ненавистной ему войны и заключил с Арабами мирный договор. Эту встречу, как установил Х.Тодоров-Бемберский, подробно описал Арабский историк Абу-Джафар ат-Табари в свой книге “История царей“ (цитируем ее по работе Х.Тодорова-Бемберского, но в ряде случаев мы даем собственный перевод): “Царь по имени Шахриар... пошел навстречу Абдуррахману и заключил мир с тем, чтобы не платить дани (Арабам), сказав при этом следующее: “Я нахожусь между двумя врагами, один - Хазары (так Булгары называли Тугыз-Угышев), а другой - Руссы (ат-Табари вносит в рассказ прозвище скандинавов IX в.- “Руссы“; на самом деле, Булгары 7-го в. называли Скандинавов и других Балтийских пиратов “Аскалами“, “бурлаками“ или “Садумцами“), которые враги целому миру, в особенности же Арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей (Булгар), никто не умеет. Вместо того, чтоб мы платили дань, будем воевать с Руссами сами и собственным оружием и будем их удерживать, чтобы они не вышли из своей страны. Считайте это нашей данью и податью, чтоб мы ежегодно так делали“. Абдуррахман ответил (Курбату): “Надо мною есть высший повелитель (Халиф), я его извещу“- и он послал Шахриара с одним из своих (людей) в Сурраке, который (проводил Курбата и) сказал: “Извещу об этом (Халифа) Омара“.

 

Когда Омар был уведомлен об этом, он дал ответ, чтоб это считалось данью“. В “Джагфар тарихы“ сохранилось известие, о посылке Курбатом-Шахрияром к халифу Омару (“Умар“ или “Гумар“ по-Булгарски) своего старшего сына и наследника Бат-Бояна Илятбира, который первым из Булгар принял Ислам и имя халифа - “Гумар“ (“Умар“). Поэтому в народные легенды Сакланов Украины Бат-Боян вошел под именем Бат-Умара (“Будимир“), а в легенды Волжских Булгар - под именем Камыр-Батыра (здесь “Камыр“ - искаженное “Гумар“). Бат-Боян был и первым Булгаром, совершившим хадж. “...Халиф Омар, считавшийся наиболее мудрым и справедливым из всех халифов, принял Бат-Бояна и спросил у него: “Кто были предками Булгар и где живут Булгары?“ На это Бат-Умар ответил: “Предками Булгар... являются Сакланы (восточные Арийцы) и Тюрки (у Булгар слово “Тюрк“ в то время означало Финно-Угров, Угров и Отюреченных Угров). А населяют Булгары землю, которую раньше называли “Балынджер“, “Джеремель“ или “Сэбэр“. А все эти названия означают одно и то же “луг“ или “поле с небольшими зарослями (лесостепь)“. Теперь же мы называем нашу землю по имени нашего народа - Булгарией“. На это халиф ответил: “Вся земля - Божья, ведь это Он создал ее, и все, что на ней есть, поэтому называть ее именем народов неправильно“. Бат-Умар согласился с этим, и они решили, что Халиф в своих посланиях будет называть Великую Булгарию “Балынджером“... На обратном пути Халиф вновь принял Бат-Умара и передал ему... Коран, полезные книги и зеленое знамя с тем, чтобы он вручил эти бесценные дары Курбату...

 

Бат-Боян вернулся в ставку Сандугач (на реке Кубань), откуда уже приехал в Башту, где вручил отцу дары и послание халифа... После этого Бат-Боян отправился в свой город Барыс или Ширкан (“Шарукан“) на реке Сэбэр (Северный Донец)...

 

Но вскоре - увы!- Халиф Умар... был злодейски убит (в 644 г.) Барджийцем (Персом), желавшим отомстить Арабам за разгром Барджиля (Персидского государства)...“ После этого настроение Абдуррахмана изменилось, и он внезапно потребовал у Великой Булгарии весь Северный Кавказ. Курбат пытался его успокоить, но он проявил нетерпение и первым напал на Великую Булгарию в том же 644 году. В “Джагфар тарихы“ рассказывается, как “Тазбаш (Булгарское название Абдуррахмана, а иногда - Арабов и Арабских стран) подошел к городу Сандугачу и устроил возле него засаду... Когда Бат-Умар вышел из Сандугача навстречу Арабам, то тут же угодил в эту засаду... Счастье было на стороне Бат-Бояна - он смог спастись бегством, но потерял почти всех своих воинов и красивейший город Сандугач, который был безжалостно разгромлен Тазбашем... Узнав об этом разгроме, Бат-Боян... велел называть Тазбаша Сандугачем, чтобы никто не забыл о его преступлении...

 

Этот разрыв Арабов с Великой Булгарией после смерти халифа Омара так описал ат-Табари (цитируем по работе Х.Тодорова Бемберского, в ряде случаев дается наш перевод): “Абдуррахман (после смерти Омара) совещался с Шахриаром (Курбетом) и сказал: “Я буду вести в этих Дербендах (на Северном Кавказе) священную войну, выступлю с войском и обращу жителей городов и ущелий в Мусульман“. На что Шахриар (Курбат) сказал: “(Но) именно эти жители - хвала им! - не позволяют врагам нападать на нас!“ Абдуррахман же сказал: “Я с этим не согласен. За этими Дербендами (т.е. за Северным Кавказом) в той стороне, откуда приходят Руссы и Джуран (т.е. “Туран“ - Тюрки) находится государство со многими городами, которое называется Баланджар (Балынджер - Великая Булгария)... Я не удовольствуюсь, пока не достигну границы Баланджара с войском...“ И взял он войско (и) отправился через один проход в горах в поход против Баланджара...“

 

Однако, Булгары, а также Чеченцы (Нахи), Iнгуши (Нахи), Лакцы и другие народы Северного Кавказа оказали завоевателю настолько ожесточенное сопротивление, что Тазбаш-Абдуррахман на время отложил план броска “в 200 фарсангов“ (1,200 км, расстояние от Северного Кавказа до Киева) на Великую Булгарию - Балынджар.

 

Сохранившийся в “Джагф




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (588)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)