Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА




СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ХАКАССКИЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра гуманитарных дисциплин

СОЦИОЛОГИЯ

План семинарских занятий

И методические рекомендации к ним

АБАКАН – 2013


 

УДК

 

Рекомендовано к изданию

Научно-методическим советом ХТИ – филиала СФУ

 

Предназначено для студентов укрупнённых групп направлений 080000 «Экономика и управление», 230000 «Информатика и вычислительная техника», 190000 «Транспортные средства», 140000 «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника», 270000 «Архитектура и строительство», 150000 « Металлургия, машиностроение и материалообработка» очной и заочной форм обучения.

 

СОЦИОЛОГИЯ. План семинарских занятий и методические рекомендации к ним: учеб. пособие для студентов технического вуза / Составитель С.А. Угдыжеков – Абакан : Ред.-изд. сектор ХТИ – филиал СФУ, 2013. – __с.

 

 

План семинарских занятий по социологии ориентирует студентов на то, что предстоит изучать в течение семестра. К каждой теме прилагается перечень основных понятий и терминов, а также методические указания. Пособие отражает реалии технического вуза, подготовлено на основе соответствующих курсов в МИФИ (Горохов В.Ф. Социология: Учебное пособие в 2-х частях. М.: МИФИ, 2008) и СФУ.

 

© ХТИ – филиал СФУ, 2013


ВВЕДЕНИЕ

 

Темы и вопросы, представленные в плане семинарских занятий, являются обязательными, входящими в учебную программу. Разумеется, не все они могут прозвучать на лекции или на семинаре. Некоторые из них могут быть рекомендованы преподавателем, ведущим семинарские занятия, для самостоятельной проработки студентами. Согласно программе курса социологии, помимо аудиторных занятий студент обязан выделить из бюджета собственного времени примерно такое же количество часов на самостоятельное овладение социологической проблематикой.

Предполагается, что семинары, обозначенные в нашем плане, должны усваиваться соответственно предложенному порядку. Нередко преподаватель даёт дополнительные вопросы к изучаемой проблематике.

К каждой теме прилагается перечень основных понятий и терминов. Все они в обязательном порядке должны быть усвоены студентами. Их знание на семинаре или на зачёте проверит преподаватель. К каждой теме даётся список литературы. Она может быть научной или учебно-методической. Студенту желательно проработать её в процессе подготовки к семинару. Обозначенная литература имеется в библиотеке ХТИ, республиканской библиотеке, либо в сети «Интернет».

В плане семинарских занятий к каждой теме семинара предлагаются методические рекомендации. Их цель состоит в том, чтобы проиллюстрировать основное направление и главное содержание изучаемой темы и отдельных вопросов. То, о чём говорится в рекомендациях необходимо студенту прочитать и, соответственно, знать. Усвоение данного материала поможет лучше ориентироваться в социологическом пространстве.

Данное учебное пособие представляет собой один из вариантов изложения в доступной и краткой форме материала по вопросам, закрепленным Государственными образовательными стандартами по курсу «Социология». Студент, освоивший материал семинаров получает знания по теории и основным отраслям социологии.

План семинарских занятий и методические указания составлены с использованием в качестве основных следующих учебных пособий:

Горохов В.Ф. Социология: Учебное пособие в 2-х частях. М.: МИФИ, 2008

Гидденс Э. Социология М.: Эдиториал УРСС, 1999.

 


Тема 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА

 

1. Предмет, методы и функции социологии.

2. Уровни и структура социологического знания.

3. Эмпирическое социологическое исследование.

 

Основные понятия и термины:

социология, объект социологии, предмет социологии, макросоциология, микросоциология, социология среднего уровня, эмпирическое социологическое исследование, гипотеза, выборка, репрезентативность, методы эмпирического социологического исследования, наблюдение, анкетирование, контент-анализ, экспертный опрос, эксперимент, качественные методы исследования, кейс-стади, глубинное интервью.

Литература:

1. Горохов В.Ф. Социология: Учебное пособие в 2-х частях. М.: МИФИ, 2008

2. Гидденс Э. Социология М.: Эдиториал УРСС, 1999.

3. Методы социологического исследования: учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. М.: ИНФРА-М, 2006.

4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности: учебное пособие М. : Омега-Л, 2009..

 

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем состоит принципиальное отличие научного подхода от всех остальных способов получения знания?

2. В чём состоит специфика предмета исследования социологии, и чем он отличается от предмета других наук об обществе?

3. Почему П. Сорокин называет социологию «генерализирующей наукой»?

4. Что представляют собой “теории среднего уровня”? Какую роль они играют в развитии социологии как науки?

5. Что такое “гипотеза”, “выборка”, “генеральная совокупность”, “репрезентативная выборка” в эмпирическом социологическом исследовании?

6. Какие методы сбора информации используют социологи в эмпирическом социологическом исследовании?


Методические указания

Данная тема не случайно первая в нашем плане семинарских занятий. Студент обязан разобраться в общих теоретико-методологических аспектах социологической науки, по крайней мере, в сжатом виде

Социология более 60 лет со времени объявления О. Контом о создании этой науки доказывала своё законное право на собственное существование. И только в начале ХХ в. она становится относительно равноправной, наряду с другими отраслями знаний. Во всём просвещенном мире активно исследуются актуальные социальные проблемы, создаются научно-исследовательские учреждения, социологические ассоциации, журналы, кафедры и факультеты в вузах, возникают социологические школы, направления, течения. Социология становится важной учебной дисциплиной.

Вместе с тем, такие достижения и успехи не сняли другой сложной проблемы, а именно: каков, собственно, чёткий предмет социологической науки, каковы её подлинная структура и методы, с помощью которых добываются знания, каков её понятийно-категориальный аппарат, наконец, какие функции она должна выполнять в обществе. Эти вопросы имеют принципиальное значение, ибо принято считать, что наука конституировалась тогда, когда она чётко определила свой объект, предмет, располагает собственными методами и категориями.

Рассматривая первый вопрос данной темы обращаем внимание студентов на следующие нюансы. Объект социологииочевиден и, пожалуй, бесспорен. Он заложен в самом названии науки (кстати, объект любой науки заложен в её названии). В нашем случае – это общество. Социология – наука об обществе. Между прочим само название науки – «социология», вызвало жаркие споры. Кое-кто называл его варварским, ибо оно, дескать, включает термины двух разных языков – латинского и греческого (от латинского socius – общественный и др.-греч. λóγος – учение). Справедливо ли подобное обвинение? Аргументируйте свой ответ.

Что же касается самого предмета социологии, то здесь разногласия и споры весьма существенны.

Предлагаем студентам снова обратиться к мнению классиков социологии на сей счёт. Помимо Конта, Маркса, Дюркгейма и Вебера, многие другие светила социологии также оставили заметный след в контексте поиска истинного предмета социологии. Вот, к примеру,П.А. Сорокин утверждал, что «Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия – с другой».

Представители так называемой феноменологической социологии (А. Щюц, Дж. Мид) предметом социологии рассматривали открытие общих принципов организации повседневной жизни людей, а также получения знания о социальной реальности, причём такой, какой она представляется обыденному сознанию.

По мнению современного английского исследователя Э. Гидденсаполе деятельности социолога чрезвычайно широко – от анализа случайных столкновений индивидов на улице, до исследования глобальных процессов. Его размышления по этому поводу изложены в учебнике «Социология». Рекомендуем студентам проработать соответствующую главу.

Можно привести мнения других известных учёных на сей счёт. Они будут различны. Поэтому не случайно П.А. Сорокин в своё время утверждал, что имеется столько социологий, сколько есть социологов.

Тем не менее, студент должен знать, что при всей своей широте предметная область социологии включает ряд фундаментальных проблем, которые в той или иной степени исследует каждый социолог, и, которые являются обязательными для социологического исследовательского поля. Они также являются обязательными для тех, кто изучает курс социологии. Сюда можно отнести такие вопросы:

- общество, его признаки, функции, структура, типы;

- социальные институты, их типы и функции;

- социальная структура, социальные общности;

- социальная структура....

А теперь далее попробуйте расширить вопросы предмета социологии и самостоятельно дополнить актуальную социологическую проблематику.

В заключение этой части вопроса можно сделатьвыводсоциология изучает общество, исследует мнения людей об обществе, обобщает наработанное социологами как об обществе, так и о общественном мнении.

Вторая часть первого вопроса посвящена проблеме методов социологического анализа.Студентам надо принять во внимание, что здесь целесообразно вести речь о методах теоретической социологии. О методах эмпирической социологии предстоит разговор в третьем вопросе данной темы.

Проблема методов, как показывает опыт, для изучающих социологию всегда сложна. В общем-то не проста она и для самих исследователей. Но главное здесь видимо понимают все – от умелого применения тех или иных методов научного поиска в значительной степени зависит эффективность изучения общества. Для начала студенту необходимо усвоить, что представляет собой метод теоретической социологии, да и метод вообще. Затем целесообразно перейти к изучению особенностей таких ключевых методов теоретической социологии, как исторический (сравнительно-исторический), функциональный (структурно-функциональный), типологический, генетический, эволюционный и др. Например, суть функционального метода состоит в том, что социологи в процессе его применения исследуют внутренние, причинно-функциональные, повторяющиеся, стандартизированные, типовые явления и связи между различными составляющими. С помощью этого метода исследуются как общества, так и отдельные их части. В обществе выделяются мельчайшие структуры, выявляются их особенности, взаимосвязи с другими составляющими и их влияние друг на друга, их интеграция, дифференциация, взаимодействия, противоречия. Общество делится на 2, 4, 8, или 16 составляющих. Выявляется специфика этих составляющих, показывается как они воздействуют друг на друга. Например, государство на экономику, экономика на право, право на религию, религия на государство и т. д.

Попробуйте самостоятельно рассмотреть суть эволюционного и исторического методов. Из этого анализа важно сделать правильный вывод, а именно – ни один из методов исследования, взятый в отдельности, не даст полноценных результатов. Необходимо одновременное применение нескольких методов научного анализа, которые будут дополнять друг друга. Этот процесс Э. Гидденс назвал триангуляцией

Наряду с методами важную роль в социальном познании играют категории, под которыми понимают, как фундаментальные, так и специфические обобщённые представления об обществе, его составляющих, их свойствах и процессах. Студенты должны понять, что категории – это язык социологической науки с помощью которого создаётся идеальная мысленная картина общества. Категории позволяют чётко фиксировать социальную реальность, создавать её объективный мысленный портрет. Основными категориями социологии являются: общество, социальная система, социальный институт, социальная группа.Далее попробуйте самостоятельно определить наиболее значимые категории социологической науки. Хорошо проработайте этот важный вопрос. Он имеет не только чисто социологическое, но и общенаучное значение.

В заключение первого вопроса предстоит рассмотреть функции социологии, т. е. роль, которую она выполняет в обществе. Чаще всего социологи отмечают такие функции: гносеологическую (познавательную), образовательно-воспитательную, прогностическую, инструментальную. Попробуйте самостоятельно уяснить суть каждой из функций.

Вывод, который напрашивается из этого вопроса таков – главная задача социологии познавать и объяснять общество. Всё остальное – дело второстепенное.

Второй вопрос «Уровни и структура социологического знания» имеет своей целью рассмотреть попытки упорядочения всей суммы социологических знаний на определённые разделы, уровни, группы специфических проблем и т. д. Изучающие курс социологии уже знакомы с этой проблематикой. Вспомним, что О. Конт делил социологию на две составляющих – социальную статику и социальную динамику. Э. Дюркгейм – на социальную морфологию, социальную физиологию и общую социологию.

Рекомендуем студентам ознакомиться с представлениями других классиков социологии. Попробуйте разобраться кто из мыслителей делил социологию на теоретическую и практическую. А теоретическую, в свою очередь, на три отдела – социальную аналитику, социальную механику, социальную генетику.

Целесообразно рассмотреть структурирование всех социологических знаний на макро- и микросоциологию. Попробуйте рассмотреть специфику каждой из подструктур.

Интересна и точка зренияЭ. Гидденса на этот вопрос. Он условно разделил социологию на четыре группы проблем:

1. Фактологические вопросы, дающие знания о реальных фактах жизни людей...

А вот три оставшиеся группы вопросов попробуйте определить сами, прочитав соответствующий раздел в учебнике Э. Гидденса «Социология».

При всём многообразии подходов к трактовке структуры социологии большинство современных исследователей склоняются к тому, что социологию, с некоторыми оговорками, целесообразно делить на три составляющих (или на три уровня):

1. Теоретическую социологию, или фундаментальные общесоциологические исследования (макросоциологию).

2. Отраслевую социологию, или теории среднего уровня (мезосоциологию).

3. Эмпирическую социологию, или первичное обобщение эмпирических данных (микросоциологию).

Важно чётко уяснить, что главная задача теоретической социологии – изучать и обобщать предельно широкие явления и процессы, выявлять их закономерности и тенденции, питать фундаментальными идеями отраслевые и прикладные исследования. Она также призвана разрабатывать методы социологического анализа, формировать понятийно-категориальный аппарат.

Что касается отраслевой и эмпирической социологии, то попробуйте самостоятельно уяснить их особенности, прочитав соответствующие разделы рекомендуемой литературы. Особое внимание обратите на отраслевую социологию, поскольку её значимость в последние годы сильно возросла.

Третий вопрос данной темы имеет своей целью разобраться в особенностях и некоторых нюансах, этапах и технологии проведения эмпирического социологического исследования. Прежде всего, необходимо понять, что предварительным условием любого социологического исследования является наличие актуальной проблемы и заинтересованность в её изучении определённых субъектов. Подумайте, кто может быть таким субъектом.

Далее необходимо рассмотреть этапы и подэтапы самого исследования. Ну, к примеру, принято считать, что первый этап – это обоснование программной установки, а именно:

а) концептуальная оценка имеющейся социальной проблемы;

б) формулировка темы исследования;

в) определение целей и задач исследования.

Далее попробуйте самостоятельно установить последующие этапы и подэтапы. Должно быть не менее шести этапов.

Любой мало-мальски понимающий эмпирическую социологию человек, скажет, что в значительной степени успех социологического исследования зависит от методов его проведения, то есть способов получения эмпирической информации. Таких методов существует много. Наиболее распространёнными являются:

- наблюдение,

-контент-анализ,

-метод экспертной оценки,

-эксперимент,

-опрос (устный и анкетный).

Студентам необходимо самостоятельно рассмотреть содержание названных методов, уяснить их смысл.

В последнее время особую актуальность приобрели так называемые качественные методы в социологическом исследовании. Речь идёт о глубинном интервью (неформальном, индивидуальном, групповом, стандартизированном и т. д.), кейс-стади, этнографических методах, методике БОУ и др. Всем студентам желательно разобраться в их особенностях.

Обучающимся будет весьма полезно под руководством преподавателя провести учебно-научное социологическое исследование на любую актуальную тему.

Чтобы качественно освоить данную тему и удачно провести социологическое исследование необходимо добротно усвоить понятийный аппарат, как впрочем и всё содержание четвёртой темы. Не забывайте, что она одна из основных в курсе социологии.

Для успешного решения учебных задач внимательно проработайте рекомендуемую учебную и научную литературу, а также конспект лекций. Учтите предлагаемые здесь методические рекомендации

 




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (711)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)