Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Оптико-кинестезическая знаковая информационная система 2 страница




Все это частные закономерности общения, взаимодействия людей.

Выделяют и другие закономерности общения:

• невозможно без общей, единой потребностной, ценност­ной основы у партнеров по общению;

• должно развиваться, наращиваться, совершенствоваться,

• не терпит дефицита, вакуума;

• затухает либо приобретает формальное содержание и фор­мы при отсутствии аттракции.

Общение имеет национально-культурные особенности. Так, одной из форм проявления уважения и почитания партнера по общению у японцев (да и не только у них) являются поклоны. При общении с товарищем, коллегой поклон составляет пример­но 10°, с клиентом — 30°, с начальником — 45°.

Культурная дистанция в общении между арабами (и американ­цами) обычно короче, чем она принята у европейцев. Беседую­щие почти касаются друг друга, что свидетельствует о взаимном доверии. При первом знакомстве собеседник араб выражает боль­шое радушие и любезность.

Молодому специалисту целесообразно всесторонне изучить ре­комендованную литературу по проблеме общения и разработать программу деятельности по наращиванию своего коммуникатив­ного потенциала, как общего, так и профессионального, в том числе и через активные формы обучения: тренинги, практиче­скую работу.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Что вы понимаете под общением? Всякий ли контакт между людь­ми можно рассматривать как общение?

2. Дайте характеристику общения как социально-психологического феномена.

3. Раскройте психологическую структуру общения.

4. Какие функции выполняет общение?

5. Проанализируйте психологические особенности вербальной ком­муникации в межличностном общении.

6. Охарактеризуйте невербальные средства общения.

7. Раскройте особенности общения как коммуникативного процесса.

8. Что вы понимаете под персонифицированной информацией в ком­муникативном процессе и как она влияет на его особенности?

9. Раскройте понимание и психологические механизмы возникнове­ния аттракции в межличностном общении.

10. Проанализируйте приемы и правила создания аттракции.

11. Проанализируйте наиболее типичные трудности, барьеры в ин­формационном межличностном общении.

12. Что собой представляет общение как восприятие и понимание людьми друг друга.

13. Раскройте особенности психологических механизмов взаимопо­нимания людьми друг друга.

14. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на особенности Неприятия и понимания человека человеком.

15. Дайте характеристику общения как интерактивного процесса.

16. Какие психологические механизмы взаимовлияния людей вы зна-ете и в чем их особенности?

17. Раскройте основные закономерности межличностного общения

18. Проанализируйте межличностное общение с позиций трансакт ного анализа.

ГЛАВА 25. СПЕЦИАЛИСТ И ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ

В отечественной социальной психологии коллектив рассмат­ривается как одна из разновидностей малой социальной группы как определенный уровень социального и психологического раз­вития социальной группы. Однако далеко не всегда группа стано­вится коллективом, даже если люди осуществляют совместно ту или иную деятельность. В этом смысле этимология понятия «кол­лектив» (от лат. «группа с совместной деятельностью ее членов») не совпадает с тем смыслом, который вкладывают в это понятие отечественная психология, педагогика, социология.

В зарубежной социальной психологии понятие «коллектив» обычно не используется и в случаях необходимости употребляет­ся термин «малая группа», который становится все более попу­лярным в нашей социальной психологии.

Есть основания говорить о двух традициях в разработке социо­логических и психологических проблем в контактных общностях людей.

Западная традиция: в качестве объекта исследования берется все многообразие малых социальных групп как контактных общ­ностей людей. Цель исследований социальной психологии — вы­явление особенностей, закономерностей, возникающих в таких группах социально-психологических феноменов: лидерства, вну­шения, группового давления, конформизма и т.д. Все, что каса­ется больших социальных групп (этнических, политических партий и движений, других массовых социальных феноменов), то они выступают объектом относительно самостоятельной отрасли пси­хологии — социологической социальной психологии.

Отечественная традиция: здесь акцент делается на изучении социологических и психологических проблем коллектива, на раз­работке соответствующих теорий, концепций коллектива. Что ка­сается социальной психологии, то наряду с коллективами и ДРУ" гими малыми социальными группами (семья, дружеская компания, криминальные группы, различные учебные, производственные и другие малые группы) ее объектом выступают большие социальные группы, массовые социальные явления (война, революция, мода. безработица и т.д.), процессы (миграция населения, урбаниза­ция, дифференциация и интеграция социальных структур, обше' ства в целом и др.)> движения (политические, профсоюзный спортивные, молодежные и др.), различные виды массовой ДеЯ' тельности (зрелищные массовые мероприятия, работа среДстБ

массовой информации, боевые операции и т.п.), а также основ­ные формы общественного сознания (искусство, наука, религия, политика).

Понятие «малая социальная группа» более широкое и емкое, чем понятие «коллектив». Есть много разновидностей малых групп, не относящихся к тому, что принято считать коллективом (диф­фузные, группы-кооперации, семья, дружеская компания и др.).

Исследование психологических проблем в малых группах на­чиналось в 20-х годах.

Одним из первых социально-психологических феноменов, на который обратили внимание исследователи, был эффект при­сутствия других членов группы [т.е. изучалось не взаимодействие, а факт одновременного действия рядом находящихся членов груп­пы («коация») и группы в целом], в рамках которого выделили эффекты социальной фасилитации (присутствие других облегча­ет действия одного, способствует ему) и ингибиции (сдержива­ние, торможение действий индивида под влиянием присутствия других).

Затем произошел переход к изучению взаимодействия инди­видов в малых группах и возникающих при этом отношений и эффектов взаимовлияния.

Далее предметом изучения становятся психологические харак­теристики группы, ее структура, различные формы проявления групповых установок (позиции, групповые традиции, привычки, ожидания и т.п.), механизмы групповой динамики.

В исследованиях американского психолога Э. Мэйо (хотторн-ские эксперименты) разрабатывается концепция неформальных групп. Малые группы делятся на формальные и неформальные.

В формальной группе четко заданы все позиции ее чле­нов, которые предписаны групповыми нормами, строго распре­делены роли всех членов группы, система подчинения («структу­ра власти»). Формальной группой является группа, созданная в условиях конкретной деятельности (школьный класс, бригада).

Внутри формальной группы Э.Мэйо обнаружил нефор­мальные, которые складываются стихийно. В таких группах ни статусы, ни роли не предписаны, нет заданной системы взаимо­отношений по вертикали. Неформальная группа может форми­роваться внутри формальной, а может возникать вне ее. Иногда в рамках такой группы, несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает Некоторые черты формальной группы: в ней выделяются опре­деленные социальные позиции и роли. Так как в реальности очень тРУДно отделить группу формальную от неформальной, в соци­альной психологии родились подходы, выделяющие понятия фор­мальной и неформальной структуры группы. И хотя предложен­ная Э. Мэйо классификация не может считаться достаточной,

на ее основе были предложены и другие классификации малых групп, структур отношений в малых группах (формальная, дело­вая, официальная и неформальная, психологическая, неофици­альная).

Дж. Морено создает социометрическую методику (начало 30-х годов) изучения неформальных отношений и структур в ма­лых группах. В современной социальной психологии социометрия используется достаточно широко. Она позволяет практику:

а) выявить неформальную (психологическую) структуру груп­пы по соответствующим критериям;

б) установить социально-психологический статус и уровень эмпатийности каждого члена группы;

в) выявить лидеров и состав стихийно складывающихся мик­рогрупп в социальной группе.

В отечественной теории и практике, прежде всего педагоги­ческой, акцент делается на разработке аксеологического и дея-тельностного подходов к пониманию групповых процессов фор­мирования, складывания и развития группы как коллектива (школьного, студенческого, педагогического, спортивного, тру­дового, воинского). Изучались проблемы межличностных отноше­ний в коллективе, формирования общих суждений, мнений, на­строений, традиций, авторитета и руководства коллективом, его сплочения и др.

Существует немало подходов к пониманию категории и явле­ния «малая социальная группа» и ее количественных границ. Это относится как к зарубежной, так и к отечественной социальной психологии.

Малая группа — это любое количество лиц, находящихся во взаимодействии друг с другом, при котором каждый член группы получает некоторое впечатление или восприятие каждого другого члена группы (Р. Бейлз).

Малая группа — это социальная общность, которая состоит из определенного количества лиц, находящихся по отношению друг к другу во взаимных, более или менее определенных позициях и ролях и которые имеют определенную систему ценностей и норм, регулирующих поведение отдельных членов по важным для этой группы вопросам (М. Шериф).

Известный отечественный социальный психолог Б. Ф. Порш-нев главной психологической характеристикой социальной груп­пы считал наличие в ней Мы-чувства, поскольку оно позволяет дифференцировать одну общность людей от другой.

Г.М.Андреева отрицательно относится к пониманию малой социальной группы как просто множества людей. Она рассматри­вает социальную группу как реальную ячейку общества, как вза­имодействие людей, отличающихся общностью социальных рм и моральных ценностей и находящихся в определенных

Лиях друг к другу. Г.М.Андреева отмечает, что для социальной психологии малая социальная группа — это общность людей как субъект деятельности. По аналогии с западными исследователями она считает основными характеристиками группы ее композицию (состав), структуру, групповые проблемы (динамические соци­ально-психологические процессы), групповые нормы и ценно­сти, систему санкций в группе.

Под малой социальной группой целесообразно понимать кон­тактную общность людей (до 40 человек), связанных единством жизни и деятельности по месту, времени, а в отдельных случаях и единством целей, потребностей, общих норм, правил, способов деятельности.

Малые социальные группы различаются:

а) как условные и реальные, лабораторные и естественные;

б) по способу возникновения: стихийно складывающиеся (не­формальные) и специально создающиеся (формальные) для ре­шения определенных задач;

в) по характеру контактности: непосредственно (первичные) и опосредованно (вторичные) контактные группы;

г) по содержанию деятельности: профессионально-деловые, учебные, бытовые, самодеятельно-творческие и др.;

д) по характеру социальной ориентированности: социально-полезные или асоциальные группы;

е) по уровню развития: диффузные группы, группы-коопера­ции, корпорации, коллективы;

ж) по степени принятия личностью групповых норм и вклю­ченности ее в групповые отношения: группы членства и референт­ные группы.

Для социальной психологии малая группа представляет инте­рес как носитель групповой, массовой психики, как система пси­хологических связей и отношений, психических регуляторов, норм, правил поведения и деятельности людей.

Предметом изучения социальной психологии в малых соци­альных группах выступают прежде всего такие психические фено­мены, как групповые, коллективные мнения, настроения, тра­диции, отношения, ценности, потребности, цели, лидерство, са­моутверждение, адаптация личности, сплоченность группы, ее морально-психологическое состояние, социально-психологиче­ский климат и др.

Психика группы — это реальное сознание людей данной общ­ности, характеризующееся конкретным содержанием (нравствен-ньщ, эстетическим, политическим, профессиональным, право­вым и др.), направленностью, уровнем функционирования (от апатии, безразличия до энтузиазма), действенностью; это слож­ная совокупность внутри групповых социально-психологических Процессов и явлений.

.тле И||ицс1:сы И ИВЛеНИЯ В МЭЛЫХ

пах— понятие собирательное. Оно служит для обозначения раз­нообразных форм существования группового сознания (психики) социально-психологического поведения и проявления членами группы своей индивидуальности (лидерство, подчинение, стиль общения, самоутверждения и др.), механизмов взаимодействия людей и воздействия на них группового и общественного созна­ния (психическое заражение, подражание, внушение, убеждение принуждение и др.).

Функции социально-психологических феноменовразнообразны. Одни преимущественно осуществляют целеполагание группового поведения, деятельности группы (групповые потребности, инте­ресы, установки), другие — главным образом выполняют функ­цию побуждения (настроения, мнения, традиции и др.). Социальные привычки, навыки групповых действий, обычаи, ритуалы преиму­щественно обеспечивают исполнение действий, поведение членов группы. В целом социально-психологические феномены выполня­ют и функцию познания действительности и ориентирования в ней.

Существуют разные подходы к выделению феноменов группо­вой психики и их классификации.

По влиянию на сплочение данной группы, на тенденции ее развития социально-психологические процессы и явления разде­ляют на интегрирующие социальную группу, способствующие ее сплочению, единению (общие потребности, интересы, цели, мне­ния, суждения, настроения, традиции и т.п.) и приводящие к дифференциации социальной группы (лидерство, самоутверждение, конфликты и т.п.).

По степени устойчивости различают статические, динамиче­ские и статико-динамические социально-психологические процес­сы и явления (А. Д. Глоточкин).

По влиянию на деятельность социальной группы и ее членов: побудительные и исполнительные процессы и явления.

По тому, кто выступает носителем групповых процессов и яв­лений, различают:

а) массовидные социально-психологические процессы и явле­ния, характеризующие группу в целом (общие для группы по­требности, интересы, мнения, настроение, паника, мода, мо­рально-психологическая атмосфера и др.);

б) процессы и явления, характеризующие социально-психо­логические особенности поведения личности в социальной группе (самоутверждение, лидерство, подчинение, сотрудничество, кон­формизм, нонконформизм, эмпатийность, ригоризм и т.п.);

в) социально-психологические процессы и явления, характе­ризующие взаимодействие людей в социальной группе (социальная перцепция, взаимопонимание, аттракция, состязательность, кон­фликтность и др.).

I

Различают также социально-психологические процессы и яв­ления, выступающие формой существования группового созна­ния, психики, и социально-психологические процессы и явле­ния, которые как бы нейтральны по отношению к содержанию и направленности групповой психики: убеждение, внушение, пси­хическое заражение, подражание, принуждение, групповое мыш­ление и др. Все это социально-психологические механизмы взаи­мовлияния людей в группе.

Под влиянием реальных условий жизни и деятельности людей происходит формирование и функционирование социально-пси­хологических процессов и явлений и как результат их взаимодей­ствия складывается и развивается малая социальная группа: осу­ществляется ее движение от диффузной группы к коллективу.

2\

\3

ЦОЕ

\5\

Примечания: а) ось абсцисс — степень ценностно-ориентационного един­ства людей группы (ЦОЕ);

б) ось ординат — степень и характер общественной значимости деятельности членов группы;

в) группа в позиции 1 — диффузная; 2 — кооперация; 3 — коллектив; 4 — сплоченная бандитская шайка или другая достаточно сплоченная асоциальная группа; 5 — складывающаяся асоциальная группа.

Психика социальной группы не сводима к психике человека, к психологии личности. Групповая психика, выступая сложной со­вокупностью содержания и состояния социально-психологических процессов и явлений, обусловлена не только особенностями дея­тельности членов группы, своеобразием материально-технических и экологических условий ее жизни и деятельности. Большое влия­ние на содержание, направленность и уровень функционирова­ния групповой психики оказывают личностные особенности ее членов, своеобразие восприятия и понимания ими мира, дей­ствительности, конкретной ситуации, друг друга, возникающие у них отношения к деятельности, к реальным фактам и событиям как внутри групповой, так и вне групповой жизни.

В целом содержание, направленность и уровень функциониро­вания групповой психики, ее отдельных феноменов (и это не яв­ляется исключением для коллектива) определяются многими факторами и обстоятельствами: историческим опытом жизни и де­ятельности данной группы, экономическими, политическими,

правовыми и другими социальными условиями, своеобразием дея­тельности и конкретных обстоятельств, в которых группа оказалась в тот или иной момент или в течение какого-то времени, и др.

Что же касается специфики психики социальной группы, кол­лектива, то она определяется в первую очередь ее группообразую-щими признаками: для группы подростков — подростковый воз­раст, спортивного коллектива — вид спортивной деятельности студенческой группы — учебная деятельность и возраст, этниче­ской группы — общность этнических признаков, политической организации — организационно-идеологической основы, воин­ского коллектива — воинская деятельность и ее специфика (воен­но-морской флот, авиация, сухопутные войска, артиллерия и т.п.).

Без правильного учета группообразующих признаков нельзя понять психику той или иной социальной группы (семья, произ­водственный, учебный или педагогический коллектив, криминаль­ная группа, спортивная команда и т.п.).

В отечественной психологии при едином, общем понимании сути коллектива и коллективизма есть и некоторое своеобразие в определении понятия «коллектив».

К. К. Платонов считал, что коллектив — это группа людей, со­ставляющая часть общества, объединенная общими целями и близ­кими мотивами совместной деятельности, подчиненными целям этого общества (см.: Коллектив и личность. — М., 1975. — С. 13).

А. В. Петровский под коллективом понимает организованную группу, в которой члены объединены общими ценностями, целя­ми и задачами деятельности, значимыми для группы в целом и для каждого ее члена в отдельности, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым со­держанием совместной деятельности (см.: Петровский А. В., Шпа-линский В. В. Социальная психология коллектива. — М., 1978. — С. 69).

Коллектив — это контактная общность людей, объединенных единством общественно полезной деятельности, организации и коллективистической психологии.

Основные признаки социальной группы, дающие основание считать ее коллективом:

1) общественно полезная цель деятельности людей данной общ­ности (А. С. Макаренко, А. В. Петровский);

2) контактность (как непосредственная, так и опосредован­ная);

3) наличие организации, субординации отношений, единого и авторитетного для всех членов группы руководства (А. С. Мака­ренко);

4) определенный уровень развития коллективистической пси­хологии — психологии взаимного понимания, сотрудничества, по­мощи, поддержки и взаимной требовательности, ответственности-

Интересен подход А. С. Макаренко к пониманию коллектива. Основные позиции педагога по данному вопросу таковы:

коллектив — целеустремленный комплекс личностей;

коллектив — такая общность людей, цели деятельности кото­рой выходят за рамки собственной организации и вплетаются в интересы других, более широких общностей, общества в целом;

подлинный коллектив возможен только на социалистическом Принципе организации;

коллектив — непростая совокупность людей. Коллектив ха­рактеризуют те связи и отношения, которые возникают между людьми;

в коллективе никто не имеет не только права, но и возмож­ности куражиться и издеваться даже над самым слабым членом коллектива. В коллективе каждый ощущает свою защищенность.

Подлинный коллектив играет исключительно большую роль в жизни и деятельности человека.

Во многих видах современной профессиональной деятельно­сти коллектив становится основным ее субъектом. Особенно это относится к использованию современной техники, многим видам спортивной, воинской и другой деятельности.

Коллектив является одним из основных субъектов формирова­ния и развития гуманистической, коллективистически ориенти­рованной личности, способной всесторонне проявить и утвердить свою индивидуальность. В этом смысле слова коллектив выступает своеобразным социальным и социально-психологическим полем, полигоном для соответствующей самореализации и самоутверж­дения личности, удовлетворения многих значимых для нее по­требностей.

Коллектив, его духовная жизнь, массовая психика и ее отдель­ные феномены являются своеобразной призмой, трансформато­ром, преломляющим идущие извне воздействия на личность. Вот почему работа по сплочению коллективов, поддержанию в них здоровой морально-психологической атмосферы выступает одной из главных забот руководителей, каждого члена коллектива.

Оптимальным количественным составом группы, при котором она становится дееспособным коллективом, А. С. Макаренко счи­тал 15 человек: «Больше 15 человек иметь в одном отряде нельзя». Минимальное количество людей, при котором социальная груп­па может приобрести черты подлинного коллектива, — 7 человек. По утверждению А. С. Макаренко, в группах численностью менее 7 человек трудно создать подлинный коллективизм, в них обычно и развивается дух семейственности, вседозволенности, попусти­тельства, корпоративности, группового эгоизма.

А. С. Макаренко выделил четыре уровня развития коллекти­ва, превращения социальной группы в подлинный дееспособ­ный коллектив. Основным показателем развития коллективизма,

преобразования группы в коллектив он считал развитие требова­тельности в группе. В зависимости от этого он вьщелял следующие уровни:

1. Требования предъявляются руководителем и им же прилага­ются усилия для их претворения в жизнь.

2. Требования руководителя поддерживаются и проводятся в жизнь активом коллектива.

3. Требования к людям предъявляет сам коллектив как непо­средственно, так и через свой актив, органы управления. Коллек­тив при необходимости использует и соответствующие санкции если его требования не исполняются.

4. Каждый член коллектива предъявляет требования к себе и к окружающим.

В современной отечественной социальной психологии разра­ботана и считается общепринятой так называемая многоуровне­вая, стратометрическая концепция коллектива (А. В. Петровский и др.), суть которой в следующем: малая социальная группа в сво­ем развитии и превращении в коллектив проходит три этапа, со­ответственно которым в ней выделяются три уровня (слоя) меж­личностных связей и отношений.

Первый — внешний, эмпатийный уровень, когда взаимоот­ношения между членами группы основаны на взаимных или од­носторонних симпатиях — антипатиях, доверии — недоверии, вле­чении — отторжении и т. п. Такие отношения, по существу, ни к чему не обязывают и как складываются спонтанно, так и разру­шаются. Это поверхностный слой взаимоотношений.

Второй — более глубинный слой межличностных отноше­ний, когда они обусловлены технологией и результатами совмест­ной деятельности, использованием средств и способов по ее осу­ществлению. Социальная группа становится достаточно слаженной кооперацией.

Третий — ядро, база коллективистских отношений и при­знак, дающий основание говорить о складывании коллектива: когда взаимоотношения между людьми обусловлены общностью их це­лей и устремлений в совместной деятельности, ее содержанием и смыслом, ценностями.

Коллективу присущи общие психологические черты (парамет­ры), к числу которых в первую очередь относятся:

достаточный уровень профессиональной подготовленности, сработанности, слаженности совместных действий;

нравственная воспитанность, проявляющаяся в подлинно кол­лективистических взаимоотношениях членов коллектива;

высокая организованность, дисциплинированность, управля­емость социальной группы;

достаточный уровень политической, правовой, в целом соШ1' альной зрелости членов коллектива;

благоприятный и устойчивый морально-психологический кли­мат, создающий для каждого члена коллектива ощущение личной свободы, защищенности, уверенности, психологической комфорт­ности.

При вхождении молодого сотрудника в трудовой коллектив ха­рактер и успешность разрешения возникающих проблем во мно­гом зависят от того, как он настроен на принятие сложившихся в коллективе норм, правил, ценностей, как проявляет себя (актив­но или пассивно), какова мотивация его профессиональной дея­тельности.

Например, люди в коллективе могут в разной степени прояв­лять готовность принять профессиональные, нравственные и дру­гие ценности и нормы, правила группы, коллектива. На этом основании можно выделить пять основных категорий сотрудни­ков.

Ориентация

на ценности

группы

Ориентация на

нормы, правила

группы

Очевидно, что сотрудники типов 1 и 4 менее предпочтительны в коллективе, поскольку их личные ценности и интересы не соот­ветствуют групповым, профессиональным. При первой же возмож­ности им лучше предложить поискать другое место работы. Сотруд­ники типа 2 имеют высокую личную ориентацию на профессио­нальные и другие ценности коллектива, но имеют нонконформную ориентацию личности, всячески выступая против норм и правил, принятых в группе либо исходящих от руководства. При всем их бунтарском поведении, нарушениях трудовой дисциплины эти со­трудники любят свое дело, профессию, принимают и отстаивают Ценности коллектива. Наиболее предпочтительны и надежны со­трудники типа 3, поскольку они принимают и нормы, правила, и Ценности коллектива. Для этих сотрудников коллектив стал рефе­рентной группой. И наконец, сотрудники типа 5— золотая середи­на. Их обычно больше всего в коллективе, и именно они составля­ют его основной костяк.

В свою очередь, и сотрудники типов 2, 3 и 5, и сотрудники типов 1 и 4 могут занимать активную позицию в коллективе, а могут вести себя и пассивно. В зависимости от этого у них прояв­ляются разные психические состояния, что сказывается на их вкла­де в дела коллектива.

Степень непринятия

норм, ценностей

коллектива

Степень активности личности

Степень пассивности личности

Степень принятия норм, ценностей коллектива

Характерным для сотрудников представленных в системе ко­ординат групп является:

для 1-й группы — наличие радостного, мажорного настрое­ния, оптимизма, контактности, общительности, инициативы, творчества при решении задач;

для 2-й группы — благодушие, умиротворение, безынициатив­ность, стороннее наблюдение за ходом дел в коллективе. Они обычно останавливаются в своем профессиональном и творческом разви­тии, проявляют инертность в отношении инноваций, перемен, достаточно консервативны, устойчивы в своих позициях;

для 3-й группы — проявление уныния, пессимизма, замкнуто­сти, апатии и т.п.;

для 4-й группы — неудовлетворенность, тревожность, психи­ческая напряженность, проявления агрессии, нонконформности.

Это повышенно конфликтные члены коллектива. Очевидно, что мотивация поведения и деятельности сотрудников названных групп разная: для 1-й группы — это преимущественно мотивы делово­го, профессионального, деятельностного плана, мотивы дости­жения целей; для 2-й группы преобладают мотивы личностного престижа, самоутверждения в глазах сотрудников, в своем мне­нии, мотивы избегания неудач, мотивы одобрения своих качеств, достижений, мотивы статусного характера; для 3-й группы харак­терны мотивы так называемого вынужденно безысходного плана (страх остаться без дела, близость работы от дома, приемлемая сменность работы и т. п.); у 4-й группы чаще проявляются мотивы материального плана, связанные с престижем профессии, ее со­временным статусом, надежностью и др.

В социальной группе, производственном, трудовом коллекти­ве складываются различные структуры связей и отношений лЮ"

дей. Их знание позволяет специалисту, руководителю лучше ори­ентироваться в реальных взаимоотношениях в коллективе, малой группе.

Различают социометрическую и коммуникативную структуры малой группы и структуру властных отношений.

Социометрическая структура — это совокупность соподчинен­ных позиций членов группы в системе внутригрупповых межлич­ностных предпочтений по тому или иному критерию, признаку.




Читайте также:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (515)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)