Оптико-кинестезическая знаковая информационная система 2 страницаВсе это частные закономерности общения, взаимодействия людей. Выделяют и другие закономерности общения: • невозможно без общей, единой потребностной, ценностной основы у партнеров по общению; • должно развиваться, наращиваться, совершенствоваться, • не терпит дефицита, вакуума; • затухает либо приобретает формальное содержание и формы при отсутствии аттракции. Общение имеет национально-культурные особенности. Так, одной из форм проявления уважения и почитания партнера по общению у японцев (да и не только у них) являются поклоны. При общении с товарищем, коллегой поклон составляет примерно 10°, с клиентом — 30°, с начальником — 45°. Культурная дистанция в общении между арабами (и американцами) обычно короче, чем она принята у европейцев. Беседующие почти касаются друг друга, что свидетельствует о взаимном доверии. При первом знакомстве собеседник араб выражает большое радушие и любезность. Молодому специалисту целесообразно всесторонне изучить рекомендованную литературу по проблеме общения и разработать программу деятельности по наращиванию своего коммуникативного потенциала, как общего, так и профессионального, в том числе и через активные формы обучения: тренинги, практическую работу. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Что вы понимаете под общением? Всякий ли контакт между людьми можно рассматривать как общение? 2. Дайте характеристику общения как социально-психологического феномена. 3. Раскройте психологическую структуру общения. 4. Какие функции выполняет общение? 5. Проанализируйте психологические особенности вербальной коммуникации в межличностном общении. 6. Охарактеризуйте невербальные средства общения. 7. Раскройте особенности общения как коммуникативного процесса. 8. Что вы понимаете под персонифицированной информацией в коммуникативном процессе и как она влияет на его особенности? 9. Раскройте понимание и психологические механизмы возникновения аттракции в межличностном общении. 10. Проанализируйте приемы и правила создания аттракции. 11. Проанализируйте наиболее типичные трудности, барьеры в информационном межличностном общении. 12. Что собой представляет общение как восприятие и понимание людьми друг друга. 13. Раскройте особенности психологических механизмов взаимопонимания людьми друг друга. 14. Какие факторы оказывают наибольшее влияние на особенности Неприятия и понимания человека человеком. 15. Дайте характеристику общения как интерактивного процесса. 16. Какие психологические механизмы взаимовлияния людей вы зна-ете и в чем их особенности? 17. Раскройте основные закономерности межличностного общения 18. Проанализируйте межличностное общение с позиций трансакт ного анализа. ГЛАВА 25. СПЕЦИАЛИСТ И ТРУДОВОЙ КОЛЛЕКТИВ В отечественной социальной психологии коллектив рассматривается как одна из разновидностей малой социальной группы как определенный уровень социального и психологического развития социальной группы. Однако далеко не всегда группа становится коллективом, даже если люди осуществляют совместно ту или иную деятельность. В этом смысле этимология понятия «коллектив» (от лат. «группа с совместной деятельностью ее членов») не совпадает с тем смыслом, который вкладывают в это понятие отечественная психология, педагогика, социология. В зарубежной социальной психологии понятие «коллектив» обычно не используется и в случаях необходимости употребляется термин «малая группа», который становится все более популярным в нашей социальной психологии. Есть основания говорить о двух традициях в разработке социологических и психологических проблем в контактных общностях людей. Западная традиция: в качестве объекта исследования берется все многообразие малых социальных групп как контактных общностей людей. Цель исследований социальной психологии — выявление особенностей, закономерностей, возникающих в таких группах социально-психологических феноменов: лидерства, внушения, группового давления, конформизма и т.д. Все, что касается больших социальных групп (этнических, политических партий и движений, других массовых социальных феноменов), то они выступают объектом относительно самостоятельной отрасли психологии — социологической социальной психологии. Отечественная традиция: здесь акцент делается на изучении социологических и психологических проблем коллектива, на разработке соответствующих теорий, концепций коллектива. Что касается социальной психологии, то наряду с коллективами и ДРУ" гими малыми социальными группами (семья, дружеская компания, криминальные группы, различные учебные, производственные и другие малые группы) ее объектом выступают большие социальные группы, массовые социальные явления (война, революция, мода. безработица и т.д.), процессы (миграция населения, урбанизация, дифференциация и интеграция социальных структур, обше' ства в целом и др.)> движения (политические, профсоюзный спортивные, молодежные и др.), различные виды массовой ДеЯ' тельности (зрелищные массовые мероприятия, работа среДстБ массовой информации, боевые операции и т.п.), а также основные формы общественного сознания (искусство, наука, религия, политика). Понятие «малая социальная группа» более широкое и емкое, чем понятие «коллектив». Есть много разновидностей малых групп, не относящихся к тому, что принято считать коллективом (диффузные, группы-кооперации, семья, дружеская компания и др.). Исследование психологических проблем в малых группах начиналось в 20-х годах. Одним из первых социально-психологических феноменов, на который обратили внимание исследователи, был эффект присутствия других членов группы [т.е. изучалось не взаимодействие, а факт одновременного действия рядом находящихся членов группы («коация») и группы в целом], в рамках которого выделили эффекты социальной фасилитации (присутствие других облегчает действия одного, способствует ему) и ингибиции (сдерживание, торможение действий индивида под влиянием присутствия других). Затем произошел переход к изучению взаимодействия индивидов в малых группах и возникающих при этом отношений и эффектов взаимовлияния. Далее предметом изучения становятся психологические характеристики группы, ее структура, различные формы проявления групповых установок (позиции, групповые традиции, привычки, ожидания и т.п.), механизмы групповой динамики. В исследованиях американского психолога Э. Мэйо (хотторн-ские эксперименты) разрабатывается концепция неформальных групп. Малые группы делятся на формальные и неформальные. В формальной группе четко заданы все позиции ее членов, которые предписаны групповыми нормами, строго распределены роли всех членов группы, система подчинения («структура власти»). Формальной группой является группа, созданная в условиях конкретной деятельности (школьный класс, бригада). Внутри формальной группы Э.Мэйо обнаружил неформальные, которые складываются стихийно. В таких группах ни статусы, ни роли не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Неформальная группа может формироваться внутри формальной, а может возникать вне ее. Иногда в рамках такой группы, несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает Некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные социальные позиции и роли. Так как в реальности очень тРУДно отделить группу формальную от неформальной, в социальной психологии родились подходы, выделяющие понятия формальной и неформальной структуры группы. И хотя предложенная Э. Мэйо классификация не может считаться достаточной, на ее основе были предложены и другие классификации малых групп, структур отношений в малых группах (формальная, деловая, официальная и неформальная, психологическая, неофициальная). Дж. Морено создает социометрическую методику (начало 30-х годов) изучения неформальных отношений и структур в малых группах. В современной социальной психологии социометрия используется достаточно широко. Она позволяет практику: а) выявить неформальную (психологическую) структуру группы по соответствующим критериям; б) установить социально-психологический статус и уровень эмпатийности каждого члена группы; в) выявить лидеров и состав стихийно складывающихся микрогрупп в социальной группе. В отечественной теории и практике, прежде всего педагогической, акцент делается на разработке аксеологического и дея-тельностного подходов к пониманию групповых процессов формирования, складывания и развития группы как коллектива (школьного, студенческого, педагогического, спортивного, трудового, воинского). Изучались проблемы межличностных отношений в коллективе, формирования общих суждений, мнений, настроений, традиций, авторитета и руководства коллективом, его сплочения и др. Существует немало подходов к пониманию категории и явления «малая социальная группа» и ее количественных границ. Это относится как к зарубежной, так и к отечественной социальной психологии. Малая группа — это любое количество лиц, находящихся во взаимодействии друг с другом, при котором каждый член группы получает некоторое впечатление или восприятие каждого другого члена группы (Р. Бейлз). Малая группа — это социальная общность, которая состоит из определенного количества лиц, находящихся по отношению друг к другу во взаимных, более или менее определенных позициях и ролях и которые имеют определенную систему ценностей и норм, регулирующих поведение отдельных членов по важным для этой группы вопросам (М. Шериф). Известный отечественный социальный психолог Б. Ф. Порш-нев главной психологической характеристикой социальной группы считал наличие в ней Мы-чувства, поскольку оно позволяет дифференцировать одну общность людей от другой. Г.М.Андреева отрицательно относится к пониманию малой социальной группы как просто множества людей. Она рассматривает социальную группу как реальную ячейку общества, как взаимодействие людей, отличающихся общностью социальных рм и моральных ценностей и находящихся в определенных Лиях друг к другу. Г.М.Андреева отмечает, что для социальной психологии малая социальная группа — это общность людей как субъект деятельности. По аналогии с западными исследователями она считает основными характеристиками группы ее композицию (состав), структуру, групповые проблемы (динамические социально-психологические процессы), групповые нормы и ценности, систему санкций в группе. Под малой социальной группой целесообразно понимать контактную общность людей (до 40 человек), связанных единством жизни и деятельности по месту, времени, а в отдельных случаях и единством целей, потребностей, общих норм, правил, способов деятельности. Малые социальные группы различаются: а) как условные и реальные, лабораторные и естественные; б) по способу возникновения: стихийно складывающиеся (неформальные) и специально создающиеся (формальные) для решения определенных задач; в) по характеру контактности: непосредственно (первичные) и опосредованно (вторичные) контактные группы; г) по содержанию деятельности: профессионально-деловые, учебные, бытовые, самодеятельно-творческие и др.; д) по характеру социальной ориентированности: социально-полезные или асоциальные группы; е) по уровню развития: диффузные группы, группы-кооперации, корпорации, коллективы; ж) по степени принятия личностью групповых норм и включенности ее в групповые отношения: группы членства и референтные группы. Для социальной психологии малая группа представляет интерес как носитель групповой, массовой психики, как система психологических связей и отношений, психических регуляторов, норм, правил поведения и деятельности людей. Предметом изучения социальной психологии в малых социальных группах выступают прежде всего такие психические феномены, как групповые, коллективные мнения, настроения, традиции, отношения, ценности, потребности, цели, лидерство, самоутверждение, адаптация личности, сплоченность группы, ее морально-психологическое состояние, социально-психологический климат и др. Психика группы — это реальное сознание людей данной общности, характеризующееся конкретным содержанием (нравствен-ньщ, эстетическим, политическим, профессиональным, правовым и др.), направленностью, уровнем функционирования (от апатии, безразличия до энтузиазма), действенностью; это сложная совокупность внутри групповых социально-психологических Процессов и явлений. .тле И||ицс1:сы И ИВЛеНИЯ В МЭЛЫХ пах— понятие собирательное. Оно служит для обозначения разнообразных форм существования группового сознания (психики) социально-психологического поведения и проявления членами группы своей индивидуальности (лидерство, подчинение, стиль общения, самоутверждения и др.), механизмов взаимодействия людей и воздействия на них группового и общественного сознания (психическое заражение, подражание, внушение, убеждение принуждение и др.). Функции социально-психологических феноменовразнообразны. Одни преимущественно осуществляют целеполагание группового поведения, деятельности группы (групповые потребности, интересы, установки), другие — главным образом выполняют функцию побуждения (настроения, мнения, традиции и др.). Социальные привычки, навыки групповых действий, обычаи, ритуалы преимущественно обеспечивают исполнение действий, поведение членов группы. В целом социально-психологические феномены выполняют и функцию познания действительности и ориентирования в ней. Существуют разные подходы к выделению феноменов групповой психики и их классификации. По влиянию на сплочение данной группы, на тенденции ее развития социально-психологические процессы и явления разделяют на интегрирующие социальную группу, способствующие ее сплочению, единению (общие потребности, интересы, цели, мнения, суждения, настроения, традиции и т.п.) и приводящие к дифференциации социальной группы (лидерство, самоутверждение, конфликты и т.п.). По степени устойчивости различают статические, динамические и статико-динамические социально-психологические процессы и явления (А. Д. Глоточкин). По влиянию на деятельность социальной группы и ее членов: побудительные и исполнительные процессы и явления. По тому, кто выступает носителем групповых процессов и явлений, различают: а) массовидные социально-психологические процессы и явления, характеризующие группу в целом (общие для группы потребности, интересы, мнения, настроение, паника, мода, морально-психологическая атмосфера и др.); б) процессы и явления, характеризующие социально-психологические особенности поведения личности в социальной группе (самоутверждение, лидерство, подчинение, сотрудничество, конформизм, нонконформизм, эмпатийность, ригоризм и т.п.); в) социально-психологические процессы и явления, характеризующие взаимодействие людей в социальной группе (социальная перцепция, взаимопонимание, аттракция, состязательность, конфликтность и др.). I Различают также социально-психологические процессы и явления, выступающие формой существования группового сознания, психики, и социально-психологические процессы и явления, которые как бы нейтральны по отношению к содержанию и направленности групповой психики: убеждение, внушение, психическое заражение, подражание, принуждение, групповое мышление и др. Все это социально-психологические механизмы взаимовлияния людей в группе. Под влиянием реальных условий жизни и деятельности людей происходит формирование и функционирование социально-психологических процессов и явлений и как результат их взаимодействия складывается и развивается малая социальная группа: осуществляется ее движение от диффузной группы к коллективу. 2\ \3 ЦОЕ \5\ Примечания: а) ось абсцисс — степень ценностно-ориентационного единства людей группы (ЦОЕ); б) ось ординат — степень и характер общественной значимости деятельности членов группы; в) группа в позиции 1 — диффузная; 2 — кооперация; 3 — коллектив; 4 — сплоченная бандитская шайка или другая достаточно сплоченная асоциальная группа; 5 — складывающаяся асоциальная группа. Психика социальной группы не сводима к психике человека, к психологии личности. Групповая психика, выступая сложной совокупностью содержания и состояния социально-психологических процессов и явлений, обусловлена не только особенностями деятельности членов группы, своеобразием материально-технических и экологических условий ее жизни и деятельности. Большое влияние на содержание, направленность и уровень функционирования групповой психики оказывают личностные особенности ее членов, своеобразие восприятия и понимания ими мира, действительности, конкретной ситуации, друг друга, возникающие у них отношения к деятельности, к реальным фактам и событиям как внутри групповой, так и вне групповой жизни. В целом содержание, направленность и уровень функционирования групповой психики, ее отдельных феноменов (и это не является исключением для коллектива) определяются многими факторами и обстоятельствами: историческим опытом жизни и деятельности данной группы, экономическими, политическими, правовыми и другими социальными условиями, своеобразием деятельности и конкретных обстоятельств, в которых группа оказалась в тот или иной момент или в течение какого-то времени, и др. Что же касается специфики психики социальной группы, коллектива, то она определяется в первую очередь ее группообразую-щими признаками: для группы подростков — подростковый возраст, спортивного коллектива — вид спортивной деятельности студенческой группы — учебная деятельность и возраст, этнической группы — общность этнических признаков, политической организации — организационно-идеологической основы, воинского коллектива — воинская деятельность и ее специфика (военно-морской флот, авиация, сухопутные войска, артиллерия и т.п.). Без правильного учета группообразующих признаков нельзя понять психику той или иной социальной группы (семья, производственный, учебный или педагогический коллектив, криминальная группа, спортивная команда и т.п.). В отечественной психологии при едином, общем понимании сути коллектива и коллективизма есть и некоторое своеобразие в определении понятия «коллектив». К. К. Платонов считал, что коллектив — это группа людей, составляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, подчиненными целям этого общества (см.: Коллектив и личность. — М., 1975. — С. 13). А. В. Петровский под коллективом понимает организованную группу, в которой члены объединены общими ценностями, целями и задачами деятельности, значимыми для группы в целом и для каждого ее члена в отдельности, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности (см.: Петровский А. В., Шпа-линский В. В. Социальная психология коллектива. — М., 1978. — С. 69). Коллектив — это контактная общность людей, объединенных единством общественно полезной деятельности, организации и коллективистической психологии. Основные признаки социальной группы, дающие основание считать ее коллективом: 1) общественно полезная цель деятельности людей данной общности (А. С. Макаренко, А. В. Петровский); 2) контактность (как непосредственная, так и опосредованная); 3) наличие организации, субординации отношений, единого и авторитетного для всех членов группы руководства (А. С. Макаренко); 4) определенный уровень развития коллективистической психологии — психологии взаимного понимания, сотрудничества, помощи, поддержки и взаимной требовательности, ответственности- Интересен подход А. С. Макаренко к пониманию коллектива. Основные позиции педагога по данному вопросу таковы: коллектив — целеустремленный комплекс личностей; коллектив — такая общность людей, цели деятельности которой выходят за рамки собственной организации и вплетаются в интересы других, более широких общностей, общества в целом; подлинный коллектив возможен только на социалистическом Принципе организации; коллектив — непростая совокупность людей. Коллектив характеризуют те связи и отношения, которые возникают между людьми; в коллективе никто не имеет не только права, но и возможности куражиться и издеваться даже над самым слабым членом коллектива. В коллективе каждый ощущает свою защищенность. Подлинный коллектив играет исключительно большую роль в жизни и деятельности человека. Во многих видах современной профессиональной деятельности коллектив становится основным ее субъектом. Особенно это относится к использованию современной техники, многим видам спортивной, воинской и другой деятельности. Коллектив является одним из основных субъектов формирования и развития гуманистической, коллективистически ориентированной личности, способной всесторонне проявить и утвердить свою индивидуальность. В этом смысле слова коллектив выступает своеобразным социальным и социально-психологическим полем, полигоном для соответствующей самореализации и самоутверждения личности, удовлетворения многих значимых для нее потребностей. Коллектив, его духовная жизнь, массовая психика и ее отдельные феномены являются своеобразной призмой, трансформатором, преломляющим идущие извне воздействия на личность. Вот почему работа по сплочению коллективов, поддержанию в них здоровой морально-психологической атмосферы выступает одной из главных забот руководителей, каждого члена коллектива. Оптимальным количественным составом группы, при котором она становится дееспособным коллективом, А. С. Макаренко считал 15 человек: «Больше 15 человек иметь в одном отряде нельзя». Минимальное количество людей, при котором социальная группа может приобрести черты подлинного коллектива, — 7 человек. По утверждению А. С. Макаренко, в группах численностью менее 7 человек трудно создать подлинный коллективизм, в них обычно и развивается дух семейственности, вседозволенности, попустительства, корпоративности, группового эгоизма. А. С. Макаренко выделил четыре уровня развития коллектива, превращения социальной группы в подлинный дееспособный коллектив. Основным показателем развития коллективизма, преобразования группы в коллектив он считал развитие требовательности в группе. В зависимости от этого он вьщелял следующие уровни: 1. Требования предъявляются руководителем и им же прилагаются усилия для их претворения в жизнь. 2. Требования руководителя поддерживаются и проводятся в жизнь активом коллектива. 3. Требования к людям предъявляет сам коллектив как непосредственно, так и через свой актив, органы управления. Коллектив при необходимости использует и соответствующие санкции если его требования не исполняются. 4. Каждый член коллектива предъявляет требования к себе и к окружающим. В современной отечественной социальной психологии разработана и считается общепринятой так называемая многоуровневая, стратометрическая концепция коллектива (А. В. Петровский и др.), суть которой в следующем: малая социальная группа в своем развитии и превращении в коллектив проходит три этапа, соответственно которым в ней выделяются три уровня (слоя) межличностных связей и отношений. Первый — внешний, эмпатийный уровень, когда взаимоотношения между членами группы основаны на взаимных или односторонних симпатиях — антипатиях, доверии — недоверии, влечении — отторжении и т. п. Такие отношения, по существу, ни к чему не обязывают и как складываются спонтанно, так и разрушаются. Это поверхностный слой взаимоотношений. Второй — более глубинный слой межличностных отношений, когда они обусловлены технологией и результатами совместной деятельности, использованием средств и способов по ее осуществлению. Социальная группа становится достаточно слаженной кооперацией. Третий — ядро, база коллективистских отношений и признак, дающий основание говорить о складывании коллектива: когда взаимоотношения между людьми обусловлены общностью их целей и устремлений в совместной деятельности, ее содержанием и смыслом, ценностями. Коллективу присущи общие психологические черты (параметры), к числу которых в первую очередь относятся: достаточный уровень профессиональной подготовленности, сработанности, слаженности совместных действий; нравственная воспитанность, проявляющаяся в подлинно коллективистических взаимоотношениях членов коллектива; высокая организованность, дисциплинированность, управляемость социальной группы; достаточный уровень политической, правовой, в целом соШ1' альной зрелости членов коллектива; благоприятный и устойчивый морально-психологический климат, создающий для каждого члена коллектива ощущение личной свободы, защищенности, уверенности, психологической комфортности. При вхождении молодого сотрудника в трудовой коллектив характер и успешность разрешения возникающих проблем во многом зависят от того, как он настроен на принятие сложившихся в коллективе норм, правил, ценностей, как проявляет себя (активно или пассивно), какова мотивация его профессиональной деятельности. Например, люди в коллективе могут в разной степени проявлять готовность принять профессиональные, нравственные и другие ценности и нормы, правила группы, коллектива. На этом основании можно выделить пять основных категорий сотрудников. Ориентация на ценности группы Ориентация на нормы, правила группы Очевидно, что сотрудники типов 1 и 4 менее предпочтительны в коллективе, поскольку их личные ценности и интересы не соответствуют групповым, профессиональным. При первой же возможности им лучше предложить поискать другое место работы. Сотрудники типа 2 имеют высокую личную ориентацию на профессиональные и другие ценности коллектива, но имеют нонконформную ориентацию личности, всячески выступая против норм и правил, принятых в группе либо исходящих от руководства. При всем их бунтарском поведении, нарушениях трудовой дисциплины эти сотрудники любят свое дело, профессию, принимают и отстаивают Ценности коллектива. Наиболее предпочтительны и надежны сотрудники типа 3, поскольку они принимают и нормы, правила, и Ценности коллектива. Для этих сотрудников коллектив стал референтной группой. И наконец, сотрудники типа 5— золотая середина. Их обычно больше всего в коллективе, и именно они составляют его основной костяк. В свою очередь, и сотрудники типов 2, 3 и 5, и сотрудники типов 1 и 4 могут занимать активную позицию в коллективе, а могут вести себя и пассивно. В зависимости от этого у них проявляются разные психические состояния, что сказывается на их вкладе в дела коллектива. Степень непринятия норм, ценностей коллектива Степень активности личности Степень пассивности личности Степень принятия норм, ценностей коллектива Характерным для сотрудников представленных в системе координат групп является: для 1-й группы — наличие радостного, мажорного настроения, оптимизма, контактности, общительности, инициативы, творчества при решении задач; для 2-й группы — благодушие, умиротворение, безынициативность, стороннее наблюдение за ходом дел в коллективе. Они обычно останавливаются в своем профессиональном и творческом развитии, проявляют инертность в отношении инноваций, перемен, достаточно консервативны, устойчивы в своих позициях; для 3-й группы — проявление уныния, пессимизма, замкнутости, апатии и т.п.; для 4-й группы — неудовлетворенность, тревожность, психическая напряженность, проявления агрессии, нонконформности. Это повышенно конфликтные члены коллектива. Очевидно, что мотивация поведения и деятельности сотрудников названных групп разная: для 1-й группы — это преимущественно мотивы делового, профессионального, деятельностного плана, мотивы достижения целей; для 2-й группы преобладают мотивы личностного престижа, самоутверждения в глазах сотрудников, в своем мнении, мотивы избегания неудач, мотивы одобрения своих качеств, достижений, мотивы статусного характера; для 3-й группы характерны мотивы так называемого вынужденно безысходного плана (страх остаться без дела, близость работы от дома, приемлемая сменность работы и т. п.); у 4-й группы чаще проявляются мотивы материального плана, связанные с престижем профессии, ее современным статусом, надежностью и др. В социальной группе, производственном, трудовом коллективе складываются различные структуры связей и отношений лЮ" дей. Их знание позволяет специалисту, руководителю лучше ориентироваться в реальных взаимоотношениях в коллективе, малой группе. Различают социометрическую и коммуникативную структуры малой группы и структуру властных отношений. Социометрическая структура — это совокупность соподчиненных позиций членов группы в системе внутригрупповых межличностных предпочтений по тому или иному критерию, признаку. Читайте также: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (515)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |