Техника педагогического общения(1987 г.) ...Может возникнуть вопрос: не преувеличена ли роль общения в педагогическом процессе? Конечно нет! Современный мир и существование ребенка в нем весьма сложны. Если раньше школьники соглашались на позицию ведомого, то тперь мы должны стремиться к ситуации сотрудничества, а она предъявляет определенные требования к организации процесса общения. Такими требованиями могут быть: а) доверительность (проверьте, есть ли в общении с детьми эта тональность); б) диалогичность (надо уметь слушать ребенка как объект-субъект воспитательного влияния); в) взаимопонимание (без которого нет сотрудничества, оно является психологической основой сотрудничества); г) реальный психологический контакт (возникает на основе деловых и личных связей); д) способность отказаться от воздействия и перейти к взаимодействию28. В.А. Кан-Калик предлагает учителям руководствоваться следующими заповедями педагогического общения {«Заповеди» приводятся в изложении29): □ Педагогический процесс строится на фундаменте отношений с детьми. Именно они придают ему неповторимый личностный смысл, окрашивают содержание учебного материала или педагогические требования той гаммой чувств, без которой педагогические воздействия не достигают тайников души ребенка. Думайте над своими взаимоотношениями с детьми, целенаправленно выстраивайте их. □ При организации педагогического общения исходите не только из педагогических целей и задач, но и из интересов ребенка. □ Необходимо ориентировать речь на конкретного собеседника. □ Общение в педагогическом процессе нельзя ограничивать только информацией: необходимо организовывать взаимоотношения, познавать личность ребенка, оказывать определенное воздействие. □ Не строить общение с детьми «сверху вниз». □ Необходимо уметь понять психологическую атмосферу в группе, уметь наблюдать за детьми, сопоставлять сегодняшнюю психологическую атмосферу со вчерашней; следует формировать у себя навыки «психологического камертона», который подскажет лучшие подходы к личности; уметь поставить себя на место учащихся. □ Нужно уметь, не перебивая и не отвлекаясь, слушать детей, ■* Кан-Калик В.А. Техника педагогического общения // Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского М., 1987. С. 18. 29 См.: Там же. С. 33-41.
□ Нельзя забывать о том, что возникающие в процессе педаг □ Следует быть тактичным, убеждая в чем-либо детей, показывая ошибочность их суждений. □ Для общения губительны паузы — оно должно стремительно развиваться. □ Педагог должен быть инициативным в общении с детьми: уметь быстро и энергично организовывать психологический контакт с ними целенаправленно управлять межличностным взаимодействием. □ В общении следует особо учитывать некоторые индивидуально-психологические особенности девочек, девушек. □ Необходимо избегать штампов в общении с детьми. Штампы могут проявиться: в общей манере вести себя; в стереотипных реакциях на поведение учащихся; механическом следовании запланированной схеме разговора; в психологической закрытости педагога. □ Очень важно преодолевать негативные установки по отношению «Голая» критика поведения, знаний, образа жизни школьников бесполезна, если она не содержит в себе преобразующие, конструктивные начала и не передает ребенку позитивного личностноп отношения к нему педагога. □ Нужно чаще улыбаться детям. U Во взаимодействии с детьми постоянно должны звучать одобрение, похвала, поощрение. □ Дети всегда должны знать, как к ним относится учитель. □ Следует развивать коммуникативную память, это поможет быстро восстанавливать предыдущую ситуацию в общении, точно определять подходы. □ Перед тем как вступить в беседу, необходимо тщательно продумать стратегию и тактику предстоящего разговора. Рекомендации к психологической партитуре беседы: не перебивать собеседника во время высказывания; не спешить с ответом; не отвечать на возражения категорическом тоне — это мешает диалогу; контролировать и корре тировать эмоциональный настрой во время беседы; не заканчива разговор эмоционально и содержательно неопределенным и т.д. **т □ Необходимо помнить, что партнера по общей ^ШшШ*"* всегда волнует отношение к его личности. ^^ШШШ пикать психологические барьеры; педагог должен з ^|^Г^ их природу и уметь последовательно их преодолевать- _ |Т и исследования показывают, что овладение сложным искусст-*' педагогического общения вполне возможжно. Что для этого необхо-*<i9 1. Профессиональное самопознание. 2 Т.. Профессиональное самовоспитание»30. К.Д. Ушинский Трудв его психическоми воспит.-ательном значении (Выдержки из стат ~ъи) (1860 г.) Труд истинный и непременно свободный, потому что другого труда нет и быть не может, имеет такое значение© для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и все свое достоинство. Он составляет необходимое условие не только ддля развития человека, но даже и для поддержки в нем той степени > достоинства, которой он уже достиг. Без личного труда человек н^ может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад. Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это тре»бование так настоятельно, что если, почему бы то ни было, у чело века не окажется своего личного труда в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед ним открывается две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатией и бездонной скуки или дорога добровольного, незаметного самоуни чтожения, по которой человек быстро спускается до детских прихотезй или скотских наслаждений. На той и на другой дороге смерть овладевает человеком заживо потому, что труд — личный, свободный труд — и есть жизнь. Само воспитание, если оно желает счасть-я человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к ~труду жизни. ...Воспитание не только должно внушать воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему и привычку к труду, потому что дельный серьезный труд всегда тяжел31.
♦ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 'Рехнев B.C. Культура педагогического об^щения. М.: Просвещение, 1990. 'Римак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. М.: Политиздат, 1991. Чес гН^алик ВА- Техника педагогического обишения // Учителю о педагогикой технике / Под ред. Л.И. Рувинского. М., 15387. С. 45. Kjj Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // ■**■ Ушинский. Избр. пед. соч.: В 2 т. М, 1974. Т - 1. С. 129, 135, 142.
М: Просвещение, 1987. О Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. О Кап Калик В.А. Техника педагогического общения. Педагогическое общение в работе учителей новаторов // Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. М.: Педагогика, 1987. С. 14-62. О Корчак Я. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1991. О Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. О Лутошкин А.Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. 2 изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1981. О Макаренко А.С. Педагогическая поэма // А.С. Макаренко. Пед. соч.: В 8 т. М., 1984. Т. 3. О Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. О Общая психология: Учеб. пособие / А.В. Петровский, А.В. Брушлин- ский, В.П. Зинченко и др. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1986. О Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шия- нов. М.: Школа-Пресс, 1997. О Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. О Симеонова Л. Человек рядом...: Пер. с болгарского. М.: Политиздат, 1989. О Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // В.А. Сухомлинский. Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1979. Т. 1. С. 267-538.
Читайте также: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1083)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |