ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ. В связи с интенсификацией производственной дея ^^ тельности взрослых членов семьиВ связи с интенсификацией производственной дея ^^ тельности взрослых членов семьи, которые вынуждены ;«ЖШ^Щ больше работать, чтобы обеспечить прожиточный мини \*Д ,?*-4^к мум, возник дефицит внутрисемейного общения, являю tfL^^B шегося одним из основных каналов воспитательного boj ф^^^| действия; телевидение монополизировало сферу обще-^^^^ ния, выбрасывая информацию самого сомнительного свойства и качества; в результате урбанизации усиливается анонимность общения взрослых и детей... □ рекреативная — организация досуговой деятельности, обеспечение условий для восстановления сил, здоровья членов семейного коллектива.
Семье недостает свободного времени и средств, которые можно было бы направить на укрепление здоровья, развитие внутрисемейного общения, организацию досуга, семейный туризм и активный отдых, на самосовершенствование и развитие детей. И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, НЕСМОТРЯ НА ВСЕ СЛОЖНОСТИ, О КОТОРЫХ СТОЛЬ МРАЧНО СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ БЕСПРИСТРАСТНЫЕ ФАКТЫ, СЕМЬЯ БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ КОЛЫБЕЛЬЮ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА,
ИБО ♦ СПЕЦИФИКА ФОРМИРУЮЩЕГО ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ Характер и интенсивность семейного влияния изменяются в различные периоды жизни человека: в дошкольном детстве семьяиграет исключительно важную роль в реализации практически всех (материальных, духовных, познавательных) потребностей ребенка; в младшем школьном возрасте семья доминирует в удовлетворении материальных, коммуникативных и эмоциональных потребностей, уступая школе приоритет в развитии познавательной сферы; на этапах отрочества и юности влияние семьи, несколько ослабевая в целом, сохраняет для растущего человека большое значение в части развития его самопознания, личностного, социального и профессионального самоопределения8. Дифференцированно семья влияет ина детей разного пола:известно, что девочки (девушки) более привязаны к семье, более пластичны к ее воздействию. 8 См.: Белкин АС. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Екатеринбург, 1992.
Вместе с тем есть и ряд общих факторов, обеспечивающих особую роль семьи в социализации личности. К ним относятся:
О Воспитательные отношения в семье основаны на чувствах родства, любви, доверия, взаимной ответственности:даже в тех случаях, когда названные чувства утрачены, либо когда человек воспитывается вне семьи, это обстоятельство выступает как важный фактор формирования его личности. «В хорошей семье, где мать и отец живут в согласии, господствуют чуткие отношения к слову, к мысли и чувствам, к взгляду, еле заметному оттенку настроения, в отношениях добра и согласия, взаимной помощи и поддержки, духовного единства и щедрости, доверия и взаимного уважения родителей, перед ребенком раскрывается все то, на чем утверждается его вера в человеческую красоту, его душевное спокойствие, равновесие, его непримиримость ко всему аморальному и антиобщественному»10, — писал В.А.Сухомлинский.
CJ Общение и взаимодействие в семье людей разного возраста, имеющих разную область интересов и деятельности,призвано способствовать духовному обогащению каждого члена семейного сообщества, передаче и усвоению опыта. Приходится констатиро- вать, однако, что резкое уменьшение числа детей в семье, ограничение возможностей межпоколенного общения в связи с нуклеаризацией семьи (выделением супругов и их детей из состава родительской семьи), порожденной естественным стремлением супружеских пар жить отдельно от родителей, во многом изменили сегодня (чаще — не в лучшую сторону!) характер влияния этого фактора. □ Взаимная направленность формирующих воздействий— влияние
младших, но и наоборот: дети зачастую побуждают взрослых к самосовершенствованию, изменению своего образа жизни, поведения, привычек. «...Воспитание есть только самосовершенствование, которому ничто не помогает столько, как дети»", — писал Л.Н. Толстой.
□ Благоприятная возможность для учета индивидуальных особенностей, актуального психического состояния, потребностей и интересов каждого члена семьи— в системе общественного воспитания, в процессе взаимодействия человека с внешней социальной средой такая возможность объективно ограничена. □ Преимущественно эмоциональный характер семейных отношений, семейного влияния— взаимодействие человека с людьми, не входящими в состав его семейного окружения,
имеет главным образом рациональные мотивы и, как правило, рационально по своему характеру. И вновь обратимся к В.А. Сухомлинско-му: «Тонкость ощущения человека, эмоциональная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого человека — все это постигается прежде всего в семье, во взаимоотношениях с родными»12.
9 См.: Семья и общество / Под ред. А.Г. Харчева. М, 1982. С. 17. 10 Сухомлинский В.А. Родительская педагогика // В.А. Сухомлинский. Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1981. Т. 3. С. 409. 11 Толстой Л.Н. Письмо к неизвестной // Умом и сердцем: Мысли о воспи 12 Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // В.А. Сухомлинский. Избр. пед. ь> 163
♦ ТИПОЛОГИЯ СЕМЕЙ Степень формирующего влияния семьи во многом обусловлена ее структурой, характером и стилем взаимоотношений, способностью и готовностью семейного сообщества реализовать свои функции. Единого подхода к определению типологии семьи нет, однако чаще всего принято классифицировать семьи по следующим основаниям: □ В зависимости от количества детей: бездетные, однодет-ные, малодетные (2—3 ребенка) и многодетные (более 3 детей). □ В зависимости от состава семьи: однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные (прародители, родители и дети). □ В зависимости от структуры семьи: полные (мать, отец, дети), неполные (мать или отец и дети), внебрачные (вариант неполной семьи, когда ребенок рождается при незарегистрированном браке). □ В зависимости от характера взаимоотношении в семье: благополучная и неблагополучная — традиционное деление; гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная13. И ВНОВЬ ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ: В 1994 году в России были зафиксированы: безлетных семей — примерно 2,6 млн; семей, состоящих из матери и ребенка. — 1583 млн; процент семей, имеющих:
1 ребенка — 53,7 2 детей — 36,9 3 и более детей — 9,4 среднее количество детей всемье — 1 щ тогда как для простого воспроизводства необходимо — 2,15 Читайте также: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (480)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |