Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ. В связи с интенсификацией производственной дея ^^ тельности взрослых членов семьи




В связи с интенсификацией производственной дея ^^ тельности взрослых членов семьи, которые вынуждены ;«ЖШ^Щ больше работать, чтобы обеспечить прожиточный мини \*Д ,?*-4^к мум, возник дефицит внутрисемейного общения, являю tfL^^B шегося одним из основных каналов воспитательного boj ф^^^| действия; телевидение монополизировало сферу обще-^^^^ ния, выбрасывая информацию самого сомнительного свойства и качества; в результате урбанизации усиливает­ся анонимность общения взрослых и детей...

□ рекреативная — организация досуговой деятельности, обеспе­чение условий для восстановления сил, здоровья членов се­мейного коллектива.


 

 

Семье недостает свободного времени и средств, кото­рые можно было бы направить на укрепление здоровья, развитие внутрисемейного общения, организацию досу­га, семейный туризм и активный отдых, на самосовер­шенствование и развитие детей.

И ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, НЕСМОТРЯ НА ВСЕ СЛОЖНОСТИ,

О КОТОРЫХ СТОЛЬ МРАЧНО СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ БЕСПРИСТРАСТНЫЕ ФАКТЫ,

СЕМЬЯ БЫЛА, ЕСТЬ И БУДЕТ КОЛЫБЕЛЬЮ ЧЕЛОВЕКА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА,


Ничто не действует в младых душах дет­ских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей дру­гой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей. Н.И. Новиков «О воспитании и наставлении детей»

ИБО

♦ СПЕЦИФИКА ФОРМИРУЮЩЕГО ВЛИЯНИЯ СЕМЬИ

Характер и интенсивность семейного влияния изменяются в различные периоды жизни человека: в дошкольном детстве семьяиграет исключительно важную роль в реализации практически всех (материальных, духовных, познавательных) потребностей ре­бенка; в младшем школьном возрасте семья доминирует в удов­летворении материальных, коммуникативных и эмоциональных потребностей, уступая школе приоритет в развитии познаватель­ной сферы; на этапах отрочества и юности влияние семьи, не­сколько ослабевая в целом, сохраняет для растущего человека большое значение в части развития его самопознания, личност­ного, социального и профессионального самоопределения8.

Дифференцированно семья влияет ина детей разного пола:из­вестно, что девочки (девушки) более привязаны к семье, более пластичны к ее воздействию.

8 См.: Белкин АС. Основы возрастной педагогики: В 2 ч. Екатеринбург, 1992.


В значительной степени реализация воспитательной функции семьи обусловлена национальной спецификой, социокультурными традициями и присущими данному сообществу нормами,носителем которых она выступает.

Вместе с тем есть и ряд общих факторов, обеспечивающих осо­бую роль семьи в социализации личности. К ним относятся:

ЪяР
Ь
а&

□ Непрерывность, устойчивость, систематичность фор­мирующих воздействий— семья оказывает влияние на развитие человека с момента появления на свет {народная мудрость гласит, что формирование личнос­ти ребенка начинается с рождения его родителей) и практически до его последних дней. Прежде всего поэтому семью большинство участников социологи­ческих опросов ставят на первое место в ряду фак­торов, наиболее значимых в формировании личнос­ти, подтверждая тезис о том, что семья — не просто важный, а необходимый, глубоко специфический компонент социализации человека9.

О Воспитательные отношения в семье основаны на чув­ствах родства, любви, доверия, взаимной ответствен­ности:даже в тех случаях, когда названные чувства утрачены, либо когда человек воспитывается вне се­мьи, это обстоятельство выступает как важный фак­тор формирования его личности. «В хорошей семье, где мать и отец живут в согласии, господ­ствуют чуткие отношения к слову, к мысли и чувствам, к взгляду, еле заметному оттенку настроения, в отношениях добра и согла­сия, взаимной помощи и поддержки, духовного единства и щед­рости, доверия и взаимного уважения родителей, перед ребенком раскрывается все то, на чем утверждается его вера в человеческую красоту, его душевное спокойствие, равновесие, его непримири­мость ко всему аморальному и антиобщественному»10, — писал В.А.Сухомлинский.

CJ Общение и взаимодействие в семье людей разного возраста, имеющих разную область интересов и дея­тельности,призвано способствовать духовному обо­гащению каждого члена семейного сообщества, пе­редаче и усвоению опыта. Приходится констатиро-


вать, однако, что резкое уменьшение числа детей в семье, огра­ничение возможностей межпоколенного общения в связи с нукле­аризацией семьи (выделением супругов и их детей из состава ро­дительской семьи), порожденной естественным стремлением суп­ружеских пар жить отдельно от родителей, во многом изменили сегодня (чаще — не в лучшую сторону!) характер влияния этого фактора.

□ Взаимная направленность формирующих воздействий— влияние
оказывают не только старшие члены семьи на

младших, но и наоборот: дети зачастую побуж­дают взрослых к самосовершенствованию, из­менению своего образа жизни, поведения, при­вычек. «...Воспитание есть только самосовер­шенствование, которому ничто не помогает столько, как дети»", — писал Л.Н. Толстой.

Благоприятная возможность для учета индиви­дуальных особенностей, актуального психическо­го состояния, потребностей и интересов каждого члена семьи— в системе общественного воспи­тания, в процессе взаимодействия человека с внешней социальной средой такая возмож­ность объективно ограничена.

Преимущественно эмоциональный характер семейных отношений, семейного влияния— взаимодействие человека с людьми, не вхо­дящими в состав его семейного окружения,

имеет главным образом рациональные мотивы и, как правило, рационально по своему харак­теру. И вновь обратимся к В.А. Сухомлинско-му: «Тонкость ощущения человека, эмоцио­нальная восприимчивость, впечатлительность, чуткость, чувствительность, сопереживание, проникновение в духовный мир другого чело­века — все это постигается прежде всего в се­мье, во взаимоотношениях с родными»12.


 


9 См.: Семья и общество / Под ред. А.Г. Харчева. М, 1982. С. 17. 10 Сухомлинский В.А. Родительская педагогика // В.А. Сухомлинский. Избр. пед. соч.: В 3 т. М., 1981. Т. 3. С. 409.


11 Толстой Л.Н. Письмо к неизвестной // Умом и сердцем: Мысли о воспи­
тании. 4-е изд., доп. М, 1986. С. 240.

12 Сухомлинский В.А. Рождение гражданина // В.А. Сухомлинский. Избр. пед.
соч.: В 3 т. М, 1979. Т. 1. С. 490.

ь> 163


       
 
   
 


♦ ТИПОЛОГИЯ СЕМЕЙ

Степень формирующего влияния семьи во многом обусловле­на ее структурой, характером и стилем взаимоотношений, спо­собностью и готовностью семейного сообщества реализовать свои функции.

Единого подхода к определению типологии семьи нет, одна­ко чаще всего принято классифицировать семьи по следующим основаниям:

В зависимости от количества детей: бездетные, однодет-ные, малодетные (2—3 ребенка) и многодетные (более 3 детей).

В зависимости от состава семьи: однопоколенные (только супруги), двухпоколенные (родители и дети), межпоколенные (прародители, родители и дети).

В зависимости от структуры семьи: полные (мать, отец, дети), неполные (мать или отец и дети), внебрачные (вариант неполной семьи, когда ребенок рождается при незарегистриро­ванном браке).

В зависимости от характера взаимоотношении в семье: бла­гополучная и неблагополучная — традиционное деление; гармо­ничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная13.

И ВНОВЬ ФАКТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ:

В 1994 году в России были зафиксированы: безлетных семей — примерно 2,6 млн; семей, состоящих из матери и ребенка. — 1583 млн; процент семей, имеющих:


 

1 ребенка — 53,7

2 детей — 36,9

3 и более детей — 9,4 среднее количество детей всемье — 1 щ тогда как для простого воспроизводства необходимо — 2,15




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (480)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)