Ш Б БАШ КРАТКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
РУППА— совокупность свободно объединившихся, равно полезных друг другу людей, в процессе кооперативного взаимодействия удовлетворяющих личные запросы и интересы2. ♦ НЕБОЛЬШОЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ, ИЛИ— TEMPORA MUTAHTUR... ...et nos mutamur in illis* — отмечали древние, констатируя взаимообусловленную изменчивость времен, человека, взглядов людей. Это высказывание имеет прямое отношение к теории коллектива, к оценке его роли в социализации человеческой личности. До недавних пор незыблемым принципом отечественной (и не только!) педагогики был принцип воспитания в коллективе и через коллектив. Однако в последние годы в педагогической литературе и периодической печати появился ряд публикаций, авторы которых решительно отрицают этот принцип, определяя коллектив как чудовищное порождение тоталитарной политической системы. Поляризация мнений нашла отражение и в учебниках по педагогике: если предположить, что человек, желающий разобраться в этом вопросе, сможет познакомиться со всеми точками зрения, то проблемы в противоречивом изложении учебного материала нет, однако практика показывает, что студенты пользуются, как правило, одним учебным пособием и потому невольно становятся заложниками авторской концепции. Пролистаем наиболее известные учебные пособия, изданные после 1991 года, и попытаемся определить, в чем же состоят основные противоречия.
□ В учебниках И.Ф. Харламова4, В.А. Сдаете-нина и др.5, в курсе лекций Б.Т. Лихачева6 отмечается: одна из важнейших закономерностей и принципов воспитания состоит в том, 2 Донцов А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы иссле 3 Времена меняются, и мы меняемся с ними (лат.). 4 См.: Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. М., 1997. 5 См.: Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шия- 6 См.: Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М., 1992. что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив;при этом коллектив рассматривается как форма целостной организации детской жизни, которая дает возможность оказывать одновременно воспитательное влияние на всех детей вместе и на каждую личность в отдельности, обеспечивает условия для влияния детей друг на друга. В одиночку человек может развиваться только до очень незначительных пределов, за которыми его опыт должен обогащаться опытом других. Только в совместной коллективной деятельности и общении, по мнению авторов, человек может реализовать свой потенциал, осуществить свои цели.
□ Б.З. Вульфов и В.Д. Иванов7 утверждают, что целью, субъектом, объектом и результатом воспитания выступают люди— воспитанники и педагоги, а также детские и юношеские объединения(понятие коллектив авторы практически не используют), которые возникают и функционируют, с одной стороны, в связи с потребностью детей в общении и взаимодействии, а с другой, — выступают для учителей одной из важнейших форм осуществления педагогического процесса. По мнению авторов, перспективы детских, юношеских сообществ связаны с осознанием обществом, педагогами некомпенси-руемости (незаменимости) этих объединений в жизни каждого ребенка, который должен иметь актуальную сферу самореализации, «зону ближайшего развития», испробовать себя в лидерстве и исполнительности, дисциплине и ответственности, т.е. в процессе взаимодействия и взаимовлиянии человека и сообщества.
Q В «Размышлениях о гуманной педагогике» Ш.А. Амонашвили8, в «Основах личностно ориентированной педагогики» Д.А. Белухина9, в построенном на основе сопоставления мнений учебном пособии по педагогике, изданном под редакцией П.И. Пидкасистого10, проблема коллектива и коллективного воспитания не поднимается совсем. ' Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие. М., 1997. 8 См.: Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995. 9 См.: Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. Ч. 1. 10 См.: Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и
□ А вот как оценивает коллектив и коллективное воспитание B.C. Безрукова: «Индивидуально-ориентированная педагогика признает внутреннюю сложность и автономию человеческой личности и противостоит коллективизму, где главная роль отводится влиянию на человека социальной группы...»11Противорс чия, порожденные, по мнению B.C. Безруковой, i также И.П. Подласого12, внедрением теории коллективного воспитания, обнаруживаются в нивелировке личности, ее пассивности и конформизме (подчинении мнению большинства), утрате индивидуальности, неповторимости... А МЕЖДУ ТЕМ Идея коллективного воспитания не нова и не может рассматриваться единственно как «плод тоталитарной советской педагогики»: уже в XVIII веке ее реализовывал в детских приютах Й.Г. Песталоцци; в XIX — начале XX века П.Ф. Каптерев, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский указывали на необходимость поддержки детских сообществ, развития у детей чувства товарищества и взаимопомощи; В.А. Лай (1862-1926) — немецкий педагог, основоположник «педагогики действия» — призывал к созданию школьных общин, в рамках которых должна осуществляться совместная практическая деятельность учащихся, способствую шая их социализации. Сколь противоречивы бы не были оценки коллектива, в пол ной мере игнорировать его роль (позитивную или негативную) и значение в формировании личности не может, пожалуй, никто. Коллектив (можно назвать его детским объединением, мало;! группой и т.д.) — есть объективная реальность, поскольку:
♦ КОЛЛЕКТИВ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА — ЭТО: □ СФЕРА ЕГО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ - значительную часть жизни проводит человек в рамках различных коллективов, общественных объединений, коопераций и ассоциаций — трудно представить себе полнокровную жизнь нашего современника, не вступающего в разветвленную систему производственных, интеллектуальных, социально-политических, художественно-творческих и иных взаимодействий и взаимоотношений с другими людьми. " Безрукова ВС. Педагогика. Проективная педагогика: Учебное пособие для инженерно-педагогических институтов и индустриально-педагогических техникумов. Екатеринбург, 1996. С. 246. '' См.: Подлшый И П. Педагогика. М, 1996. С 489-490. □ СФЕРА САМОУТВЕРЖДЕНИЯ, САМОВЫРАЖЕНИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ -
только в системе коллективных связей и отношений человек может сопоставить самооценку с тем, как его оценивают другие (а потребность во внешней оценке объективна), выразить свою индивидуальность, реализовать свои возможности. ~ □ СФЕРА ОБЩЕНИЯ - здесь реализуется
•Щ естественная потребность личности в диалоге, /^^\ обеспечивающем взаимопознание и взаимопо- ■ нимание (перцептивная функция), передачу и /1 получение информации (коммуникативная I I функция), опыта, эмоционально-нравственных jA отношений, ценностей и оценок (интерактив
□ ГАРАНТ ЗАЩИЩЕННОСТИ И ПОДДЕР ВМЕСТЕ С ТЕМ КОЛЛЕКТИВ - ЭТО ЕЩЕ И... □ МОДЕЛЬ ОБЩЕСТВА - основная база накопления опыта взаимодействия личности с обществом, освоения социальных ролей, демократических форм организации жизнедеятельности. □ НОСИТЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫХ НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ, реализуемых в системе коллективной деятельности и коллективных отношений. □ ДУХОВНОЕ, ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ЕДИНСТВО ЛЮДЕЙ - организационная структура коллектива является средством достижения общих
(а следовательно, и личных) целей.
Человек на протяжении всей своей жизни и одновременно входит в состав многих коллективов, разных: Q по содержанию объединяющей их членов деятельности: ВИДЫ УЧЕБНЫЕ — членов коллектива объединяет учебно-познавательная деятельность; основные формы объединения — образовательное учреждение, учебный класс, учебная группа. ТРУДОВЫЕ — членов коллектива объединяет совместная трудовая деятельность; основные формы объединения — предприятие, организация, учреждение, кооператив и т.п., их структурное подразделение (цех, отдел, бригада и т.д.). НАУЧНЫЕ — членов коллектива объединяет общая программа научно-исследовательской деятельности; основные формы объединения — исследовательские группы, кафедры, лаборатории, НИИ, ВНИКи и др. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ - членов коллектива объединяют духовные и общественные идеалы и устремления, политические цели и программы, социально-профессиональные интересы, а также деятельность, направленная на их реализацию; основные формы объединения — общественные организации, движения, союзы (в том числе профессиональные), ассоциации, партии и т.п. ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИЕ - объединяет членов коллектива деятельность в определенной области искусства и культуры; основные формы объединения — творческие мастерские, труппы, творческие союзы, клубы, учреждения культурно-просветительского профиля. КЛУБНЫЕ — членов коллектива объединяет непрофессиональная деятельность, в основе которой лежат их интересы и увлечения (хобби), стремление к межличностному общению, потребность в организации досуга; основные формы объединения — клубы, кружки и т.д. СПОРТИВНЫЕ — членов коллектива объединяет совместная спортивная деятельность; основные формы объединения — команды, секции, спортивные школы, общества. □ по внешне заданной функции(коллектив — инструмент,средство): виды ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ — коллективы, созданные для решения конкретных социально-производственных задач: коллектив предприятия, воинской части, педагогический коллектив и др. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ — коллективы, созданные с целью реализации воспитательных (образовательных) задач, состоящие из двух взаимосвязанных, относительно самостоятельных — детского (воспитанники, учащиеся) и педагогического (воспитатели, учителя) — коллективов. □ по степени сложности структуры и опосредованности межличностных отношений: ВИДЫ ПЕРВИЧНЫЕ — небольшие, как правило, коллективы, обеспечивающие непосредственное межличностное взаимодействие и общение: коллектив класса, группы, бригады и т.д. ВТОРИЧНЫЕ — более сложные по своему составу коллективы, состоящие из ряда первичных; при наличии общих для всех членов коллектива целей и задач содержание их деятельности может быть различным, отсутствуют или ограничены прямые межличностные контакты. □ по юридически (социально) фиксированномустатусу: ВИДЫ ФОРМАЛЬНЫЕ — коллективы, имеющие юридически фиксированный статус, осуществляющие социально заданную деятельность (например: коллектив образовательного учреждения, класса, учебной группы). НЕФОРМАЛЬНЫЕ — коллективы людей, добровольно объединившихся на основе общих интересов, личностных симпатий, взаимной пользы.
Читайте также: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (478)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |