Региональные факторы и основные приоритеты развития содержания образованияГлавная цель региональной образовательной политики — поворот всей системы образования лицом к конкретным носителям образовательных потребностей, целям, ценностям образования. Необходимость регионализации образования определяется рядом факторов, способствующим этому процессу: - историческое, культурное, национальное, географическое, демографическое, природно-экологические своеобразие Уральского региона еще не нашло адекватного выражения в содержании образования; - региональная специфика перехода к гражданскому обществу и рыночной экономике, поиск регионом новых ролей в экономи-
- региональная специфика развития, формирования и проявления - образовательный, научный и управленческий потенциал региона - складывающийся менталитет, духовная культура Уральского регио - активное развитие межрегиональных, межгосударственных и меж Существуют и факторы, противодействующие регионализации образования: - неравноправное финансовое положение регионов Федерации в - отставание качества, уровня и темпов подготовки педагогических - частичная деструкция сложившейся ранее сети образовательных учреждений, затронувшая детские дошкольные, внешкольные и учреждения начального профессионального образования; - стойкость вертикально-иерархических форм административно-управленческой системы, сдерживающей в ряде территорий развитие местных инициатив и горизонтальных договорных отношений. Наконец, можно выделить и факторы, требующие преодоления: - вероятность возникновения региональной замкнутости и накопления негативных черт одностороннего регионализма; - деформация социально-производственной структуры (гиперразвитие тяжелой индустрии и как следствие — технократизация менталитета) и природно-экологической среды региона; - мировоззренческая, ценностная дезориентация населения, особенно молодежи, утрата чувства Родины; - расслоение населения по уровню благосостояния и финансовым возможностям получения образования; - неоднородность различных групп населения по степени развития образовательных потребностей (преобладание у отдельных групп односторонних, деформированных жизненных ценностей и образовательных приоритетов — узкий прагматизм, ориентация на массовую культуру). Эта группа факторов определила необходимые условия развития образования в регионе, на обеспечение которых направлена политика Департамента образования. Стержнем этой политики стало развитие содержания образования как конструктивный путь изменения всей системы. Содержание национально-регионального компонента не сводимо к отражению узко понимаемых национально-региональных интересов, но органично сочетает в себе глобальное и местное, общее и частное, своеобразие региональных потребностей и необходимость подъема качества образования на уровень мировых стандартов. Приоритетными направлениями регионализации образования являются: 1. Гуманизация образования. 2. Экологизация образования. 3. Развитие экономико-правового образования. 4. Информатизация образования. 5. Создание образовательных программ для детей с проблемами развития. 6. Создание образовательных программ для одаренных, не стандартно развивающихся детей. 7. Создание образовательных программ, обеспечивающих культурно-историческую и социальную адаптацию учащихся. Эти программы определяют ключевые направления регионально-областной образовательной политики и являются предметом постоянного управленческого мониторинга на уровне правительства и Департамента образования Свердловской области. Тематический выбор приоритетных регионально-областных программ определяется особенностями региона. Несмотря на то что эти программы по наименованию совпадают с аналогичными программами федерального уровня, они приобретают глубоко региональное значение. Вследствие деформации социально-производственной структуры (гиперразвитие тяжелой промышленности) и технократизации регионального менталитета особое значение приобретает программа гуманизации образования. Гуманизация образования, понимаемая как процесс выявления в содержании образования антропологических, культурно-исторических, личностных оснований знания, является главным условием, обеспечивающим включение региональных ценностей и приоритетов в содержание образовательных программ. Гуманизация образования предполагает создание личностно-развива-ющих культур образования, образовательных укладов, стилей, технологий, основанных на гуманных педагогических, национально-этнических, социокультурных традициях региона, а также на опыте мирового сообщества. Деформация природно-экологической сферы, отставание в формировании экологического сознания, остро-критическое состояние в области экологии практически во всех уральских регионах выдвигает настоятельную потребность в особой региональной программе экологизации образования.
Программа информатизации образования, по названию совпадающая с федеральным компонентом, получает новое региональное звучание в комплексе с вышеназванными приоритетными программами, как условие их обеспечения и как самостоятельное направление развития содержания и повышения качества образования. Программы 5, 6, 7 имеют непосредственную адресность. Специфика контингента учащейся молодежи, детей и подростков региона всецело определяет региональную значимость этих программ. Программа 7 имеет особое значение ввиду региональной специализации, осложняющей культурно-историческую и социальную адаптацию учащихся. Эта программа, кроме того, в большей степени, чем другие, должна обеспечить выход к формированию системокомплексов и единого образовательного пространства страны. Читайте также: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (636)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |