Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принцип природосообразности



2015-12-14 1069 Обсуждений (0)
Принцип природосообразности 0.00 из 5.00 0 оценок




Природосообразность. — принцип социальной педагогики, согласно которому со­циальный педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естест­венного, природного развития ребенка. Характеристики принципа природосообразности можно встретить в трудах педагогов, психологов, философов, которые отражали те или иные его аспекты.

Принцип природосообразности был сформулирован впервые Я. А. Коменским в его главном сочинении «Великая дидактика». Он считал, что человек как часть природы под­чиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире растений и живот­ных, так и в человеческом обществе. ­

Я. А. Ко­менский утверждал, что необходимо учитывать не только на общие законы природы, но и на психологию ребенка, строить систему воспитания и обучения детей, нужно опираясь на возрастные характеристики детей, подростков и юношей.

Впоследствии принцип природосообразности был взят в основу построения раз­личных педагогических и социально-педагогических теорий. Так, французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) считал, что воспитание ребенка должно происходить сооб­разно природе. Он писал, что «природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми». Он придавал большое значение воспитанию самой природой, по его мнению, оно должно осуществляться путем внутреннего развития человеческих способ­ностей, развития органов чувств. Поэтому у Ж.-Ж. Руссо на первом плане была природа ребенка, которой и следовало подражать, осуществляя подготовку человека к будущей жизни. Своеобразие теории заключалось не столько в содержании, сколько в организации воспитания ребенка от его рождения до совершеннолетия в естественных природных ус­ловиях. Для своей теории свободного воспитания он установил собственную возрастную периодизацию детей.

Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), создавший учреж­дения и приют для сирот и беспризорных детей, считал, что цель воспитания – развить природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторон­ним и гармоничным. Основной принцип воспитания, по И. Г. Песталоцци, этосогласие с природой. Причем в отличие от Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци не идеализировал природу ребенка. Он считал, что для развития природных способностей ребенку необходима по­мощь. По его образному выражению, воспитание строит свое здание поверх большой прочно стоящей скалы — природы. Он утверждал, что любое воспитание, которое не бы­ло построено на принципах природосообразности, проходит по ложному пути.

Немецкий ученый-педагог Адольф Дистервег (1790-1866), вслед за И. Г. Песталоц­ци, также считал этот принцип важнейшим принципом воспитания. В своих грудах он пи­сал о том, что нужно следовать за процессом естественного развития человека, учитывать в процессе обучения и воспитания возрастные и индивидуальные особенности школьника.

Идея природосообразности нашла отражение и в трудах отечественных классиков педагогики. К. д. Ушинский (1824-1871) в своем главном психолого-педагогическом со­чинении «Человек как предмет воспитания» писал, что для воспитания и обучения ребен­а учителю необходимо не только знать принципы и правила воспитания, но и воору­житься также основными законами человеческой природы, уметь их применять в каждом конкретном случае для каждого конкретного ребенка. Разрабатывая, программу по педаго­гике, К. Д. Ушинский обосновал необходимость предварительного изучения основ физио­логии, гигиены и психологии.

Последователем идеи свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо в Poccии был писатель Л. Н. Толстой (1828-1910). Он верил в природное совершенство личности ребенка, кото­рый от рождения уже является прообразом гармонии правды, красоты и добра. Если у Ж.­-Ж. Руссо воспитание означало соответствие естественному развитию ребенка, его приро­де, то у Л. Н. Толстого воспитание — это создание условий, способствующих развитию личности ребенка.

Развитие принципа природосообразности можно проследить и в трудах советских педагогов П. П. Блонского, СТ. Шацкого, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухо­млинского, Ю. К. Бабанского, Г. И. Щукиной, Т. И. Ильиной н др. Основное внимание при воспитании и обучении детей советские ученые уделяли учету возрастных и индиви­дуальных особенностей школьников.

Особо следует выделить в России деятельность В. Г. Кащенко (1870-1943), соз­давшего в 1908 г. санаторий-школу для дефективных детей, который сочетал в себе педа­гогические, лечебные и исследовательские цели. На основе этого учреждения в 1918 г. ор­ганизуется дом изучения ребенка. Развивая принцип природосообразности, В. H. Кащенко подробно исследовал физические и психические отклонения детей, которые необходимо учитывать при воспитании и образовании «исключительных» (с отклонениями в разви­тии) детей.

Говоря о принципе природосообразности применительно к социальной педагогике, прежде всего, следует помнить, о какой категории детей идет речь: обычный, нормальный ребенок или ребенок, имеющий отклонения в психическом, физическом или социальном развитии. Поэтому социальный педагог, следуя принципу природосообразности, в своей деятельности должен придерживаться следующих правил:

- учет возрастных особенностей детей;

- учет половых особенностей детей:

- учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их отклонением от нормы; - - опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его личности;

- развитие инициативы и самостоятельности ребенка.

 



2015-12-14 1069 Обсуждений (0)
Принцип природосообразности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принцип природосообразности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1069)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)