Учитель и изменение его позиций
Чтобы успешно осуществлять гуманистически-ориентированное обучение, учителю необходимо вырабатывать у себя систему новых установок. Переход от авторитарного подхода к гуманистическому осуществится с изменением установок учителя. Исследования профессиональных установок авторитарных учителей, раскрывают отношения в системе «учитель-учащиеся»: - учитель учит, а ученики учатся; - учитель знает все, а ученики не знают ничего; - учитель говорит, ученики пассивно слушают; - учитель все продумывает сам; - учитель наказывает, ученики подчиняются; - учитель навязывает свой выбор ученикам; - учитель действует, ученики подражают; - учитель определяет содержание урока, ученики принимают его; - учитель – авторитет, определяющий действия учеников; - учитель является субъектом педагогического процесса, в то время как ученики являются объектом воздействия. Новые ориентиры учителя в первую очередь акцентируются с точки зрения проявления таких качеств личности как открытость своим мыслям и переживаниям, способность адекватно их выражать в общении с другими, доброжелательное принятие ученика как личности, уверенность в его творческом потенциале, эмпатия. Такой подход в первую очередь вызывает вопрос о том, как можно формировать или перестраивать личность учителя, но в данном случае речь должна идти именно о психолого – педагогической компетентности учителей соответствующей современному уровню подготовки. Формирование знаний в области психологической, социально-педагогической теории и практики, накопление опыта практического применения этих знаний в педагогическом взаимодействии. Однако, для формирования педагогической компетентности, особенно в рамках гуманистического подхода, необходимо учитывать исследованияприроды и структуры педагогической деятельности и педагогического мастерства, при первостепенном значение профессионально-педагогической направленности личности учителя. Где должна выявляться и учитываться гуманистическая направленность личности. Доказана прямая связь между оценкой профессионально-педагогической направленности и компетентностью специалиста по физической культуре. Гуманистическая направленность, по определению является составляющей педагогического мастерства и системообразующим фактором в структуре личности. Понятие гуманистическая направленность личности педагога рассматривается различными авторами с позиции теории отношений, как система гуманистических ценностей, а также как установки. Гуманистическая направленность личности понимается как ряд личностных установок педагога: связь установки на профессию и мотивационного комплекса, который содержит отношение к другому человеку как к ценности. Гуманистическую направленность определяют через систему гуманистических ценностей, которые реализуются в деятельности педагога и выражаются в открытости к диалогу и индивидуализации педагогического взаимодействия. Гуманистическую направленность педагога рассматривают виделичностного смысла педагогической профессии как наиболее соответствующей достижению основных жизненных целей и выражающейся через систему положительных отношений индивида к детям, к профессии и к себе как субъекту педагогической деятельности, как систему отношений к миру, людям, себе самому, выражающиеся в общечеловеческих, гуманистических ценностях, которые являются мотивом деятельности и общения и реализуются в рамках гуманистического подхода к ребенку. Данное свойство личности рассматривается как интегральное, определяющее успешность деятельности, стимулирующее развитие других профессионально значимых качеств личности. Важнейшим в содержании гуманистической направленности личности выступает система отношений к деятельности, людям, самому себе, показателями которых можно считать ценностные ориентации. Под гуманным отношением к ребенку, людям понимается отношение к индивидукак к самоценности, в первую очередь уважение к нему, признание достоинств его личности, права на свободное развитие, эмпатийноекое отношение к ученикам (понимание внутреннего мира ребенка, его проблем), диалогизм – желание и умение видеть, слышать, излагать учебный материал как ответ на возникающие вопросы детей, заботу об их физическом и психическом здоровье. Ученик и изменение его позиций. В гуманистически ориентированном обучении педагог ставит ученика не в позицию объекта, которым он управляет, а в позицию полноправного объекта учения, создавая тем самым условия для его творческой самореализации. Это значит, что педагог организует учебную деятельность ученика не как традиционный информационно-рецептивный процесс, а как процесс решения проблем разного уровня, помогая ученику понять личностный смысл решаемых проблем и задач.Успешность самостоятельного поиска ученика зависит от того, на сколько ученик овладевает методологией решения изучаемых проблем. Таким образом, главная задача - найти условия для осуществления проблемно-методологической стратегии деятельности ученика. Другая не менее важная задача педагога – способность включить ученика в качестве активного участника группового взаимодействия на основе творческого диалога в системе «учитель-ученик», «учитель-учащиеся». По существу, речь идет о проблемно-диалогическом подходе к обучению. Ожидаемые эффекты деятельности ученика: развитие человечных отношений к человеку, природе, обществу; способность к творческой самореализации; быть свободным и ответственным в учении; уметь видеть проблемы и оценивать их значимость; уметь осмысливать основания принимаемых решений, уметь работать в группе, овладевать культурой общения.
Таблица 5
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (815)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |