Религиозные организации и религиозное воспитание
Религия как один из социальных институтов традиционно играла большую роль в жизни различных обществ. В социализации человека религия и религиозные организации (общности верующих при молитвенных центрах) были важнейшим — после семьи — фактором. В процессе секуляризации, т. е. освобождения общества от влияния религии, значение религии падало и в жизни общества, и в социализации. Тем не менее, в современном мире ее роль, во-первых, остается важной, во-вторых, она различна в зависимости от страны и конфессии (вероисповедания), в-третьих, в ряде стран ее влияние стало опять расти. Все эти процессы хорошо видны на примере России, где представлены все четыре великие мировые религии — христианство, мусульманство, буддизм, иудаизм — и многие их разновидности (всего более шестидесяти вероисповеданий различного направления). В процессе социализации верующих религиозные организации реализуют ряд функций. · Ценностно-ориентационная функция религиозных организаций проявляется в том, что они предлагают своим членам и стремятся сформировать у них определенную систему верований (веру в Бога, бессмертие души и др.), позитивное отношение к религиозным ценностям и нормам. Это осуществляется как в процессе культовых действий (богослужения в храме, молитвы и др.), так и в различных формах религиозного просвещения. · Регулятивная функция проявляется в том, что религиозные организации культивируют среди своих членов поведение, соответствующее религиозным нормам. Это осуществляется в процессе коллективных культовых действий и всей жизнедеятельности организаций, а также через различные формы контроля (в одних конфессиях более жесткого, в других — менее) за соответствием жизни верующих религиозным нормам. · Коммуникативная функция реализуется в создании условий для общения верующих, в определенных формах его организации, а также в культивировании норм общения, соответствующих вероучительнымпринципам конкретной религии. · Милосердная функция религиозных организаций реализуется в многообразных сферах и формах деятельности милосердия и благотворительности как в рамках самих организаций, так и за их пределами, благодаря чему члены организации приобретают специфический опыт. · Компенсаторная (утешительная) функция проявляется в гармонизации духовного мира верующих, в помощи им в осознании своих проблем и в духовной защите от мирских потрясений и неприятностей. · воспитательная функция — религиозное воспитание человека. В процессе религиозного воспитания верующих индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются (индоктринируются) мировоззрение, мироощущение, нормы отношений и поведения, соответствующие вероучительным принципам определенной конфессии (вероисповедания). Религиозное воспитание осуществляется: · священнослужителями; · верующими агентами социализации (родителями, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.); · педагогами конфессиональных учебных заведений (как основных — средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных — воскресных школ, библейских кружков и др.), в ряде стран — преподавателями религии в светских учебных заведениях; · различными объединениями, в т. ч. детскими и юношескими, действующими при религиозных организациях, или под их влиянием; · рядом светских детских и юношеских организаций (например, скаутов); · средствами массовой коммуникации, находящимися под контролем религиозных организаций; · культурным наследием (литературой, искусством, философией и пр.). В основе религиозного воспитания лежит феномен сакрализации (от лат. sacrum — священное), т. е. наделения явлений окружающей действительности священным содержанием, придания божественного смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение. Выделяют два уровня религиозного воспитания — рациональный и мистический (Т. В. Склярова). · Рациональный уровень включает в себя три основных компонента — информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Так, в православии информационный компонент — это тот объем знаний, который воспитуемые получают по истории церкви, богословию, догматике, священной истории; нравственный — научение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали; деятельностный — участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия. · Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфический характер в различных конфессиях. Например, мистический уровень православного воспитания определяет следующие моменты — подготовка и участие в церковных таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь. В процессе религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр., клубы для различных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т. д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием. Многообразны средства религиозного воспитания, которые определяются конфессиональными особенностями. Так, в христианских конфессиях таковыми являются: · церковное богослужение, приобщающее верующих к церковной жизни, к таинству общения с Богом; · проповедь, сообщающая важнейшие положения вероучения и побуждающая к соответствующему поведению; · молитва, помогающая научиться вырабатывать нужный душевный настрой; · исповедь, которая приучает к самоанализу и к мысли о неотвратимости наказания за грех (проступки); · пост, помогающий обуздать плоть, смирять гордыню, вырабатывать стойкость; · епитимья — наказание, способствующее укреплению в вере и соблюдению норм отношений и поведения. В процессе и в результате религиозного воспитания у верующих формируются специфические для той или иной конфессии ценностно-нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль жизни, а в целом — стратегии адаптации и обособления в социуме.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (861)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |