Формирование научных представлений, понятий, усвоение знаний, умений и навыков
Формирование убеждений, норм, ценностей, мотивов
Методы воздействия
Методы, направленные на развитие интеллектуальной сферы и психических процессов
Методы, направленные на развитие мотивационной, эмоционально-волевой и личностной сфер
Формы взаимодействия
Классно-урочная форма
Свободные формы деятельности (общение, труд, совместная деятельность)
Формы осуществления контроля
Опрос, контрольные работы, зачет, экзамен
Косвенный контроль (анализ поведения, убеждений, проявления сознания)
Таким образом, специфика процессов обучения и воспитания проявляется при определении способов их осуществления, при выборе форм и методов достижения цели
Коррекционно – педагогическая работа в системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития (по Б.К. Тупоногову)
Коррекция, как социальная система, должна иметь самостоятельный выход на среду, т.к. система функционирует не изолированно, а в конкретных социальных условиях
По объему и значимости коррекционно-педагогического процесса в системе специального образования ему должно быть отведено заметное место на перекрестке составляющих образования (обучения, воспитания, развития)
Коррекция должна находиться на перекрестке составных частей общего образования и иметь свои специфические оттенки (направленность) при осуществлении обучения, воспитания и развития аномальных школьников
Коррекционно-педагогическая работа должна занимать центральное положение в системе, т.к. она определяет дефектологическую направленность учебно – воспитательного процесса в специальной школе
Характерные особенности коррекционной работы
Схема 35
Схема 36
Специфика учебно-воспитательного и коррекционного процессов
Процессы
Критерии
Учебно – воспитательный процесс
Коррекционный процесс
Цель
Формирование у школьников знаний, умений и навыков в соответствии с содержанием обучения и воспитания
Исправление, ослабление или предупреждение недостатков развития умственно отсталых детей
Педагогические приемы
Направлены на организацию приобретения опыта и привитие социально значимых качеств
Стимулируют компенсаторные процессы развития и формирование новых положительных качеств
Результаты
Овладение определенным объемом знаний и навыков
Формирование обобщенных учебных и трудовых умений, развитие самостоятельности
Темпы достижения результатов
Более быстрый процесс
Медленный и кропотливый процесс
Таким образом, специфика учебно – воспитательного и коррекционного процессов проявляется при постановке целей, выборе педагогических приемов и достижении определенных результатов работы
Схема 37
Исторически сложившиеся системы коррекционной работы с умственно отсталыми детьми