Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


ЧАСТЬ VI. Трансформация нового времени




1. На основании Второго предисловия Канта к «Критике чистого разума» многие повторяли, что Кант называл свое прозрение «коперниковской револю­цией» (например, Карл Поппер, Бертран Рассел, Джон Дьюи и 15-е издание «Британской энциклопедии», наряду с прочими). Однако Коен в своей книге «Революция в науке» пишет, что, по всей видимости, это утверждение не при­надлежало самому Канту. («Revolution in Science» [Cambridge: Harvard University Press, 1985], 237 — 243.) С другой стороны, Кант недвусмысленно сравнивал свою философскую стратегию с астрономической теорией Коперника, и если даже выражение «коперниковская революция» возникло много позже и Коперни­ка, и Канта,— тем не менее, ни выражение, ни сравнение не лишаются от этого своей точности и емкости.

2. «Я с уверенностью могу сказать, что квантовую механику не понимает никто» (Richard Feynman).

3. Цит. по: Huston Smith, «Beyond the Post-Modern Mind», rev.ed (Wheaton, Ill.: Quest, 1983), 8.

4. Идеи Куна, впервые изложенные им в «Механизме научных переворотов» (1962), отчасти выросли из достижений в изучении истории науки, совершенных поколением раньше, в частности в трудах Александра Куаре и А. О. Лавджоя. Не менее весомыми оказались и крупные достижения в рамках академической фило­софии, связанные, например, с целями позднего Витгенштейна и развитием ар­гументации логического эмпиризма от Рудольфа Карнапа до У. В. О. Квайна. Последняя по существу поддерживает кантовское положение, принявшее здесь несколько относительный характер: в конечном итоге, нельзя логически выводить сложные истины, из простейших элементов, основанных на непосредственных ощущениях, поскольку простейшие чувственные элементы всегда определяются онтологией особого языка, тогда как существует великое множество языков, при­чем каждый из них обладает своим собственным, несхожим с другими способом конструирования действительности, и каждый сугубо избирательно вычленяет и осмысливает описываемые им предметы. И выбор конкретного языка зависит, в конце концов, от намерений самого человека, а не от каких-то объективных «факторов», каковые сами по себе создаются теми же самыми теоретическими и языковыми системами, сквозь призму которых эти факты и оцениваются. Все так называемые «сырые данные» на деле уже подвергнуты теоретической обработке. См.: W.V.O. Quine, «Two Dogmas of Empiricism», в: «From a Logical Point of View», 2nd ed. (New York: Harper & Row, 1961), 20 — 46.

5. Ключевым словом, с помощью которого Гегель выражал свое понятие диалектического объединения, был глагол «aufheben», имеющий два основных значения: «прекращать» и «поднимать». В момент синтеза состояние антитезы одновременно сохраняется и преодолевается, отрицается и завершается.

6. Ronald Sukenick, «The Peath of the Novel», в: «The Death of the Novel and Other Stories» (New York: Dial, 1969), 41, Если говорить более серьезно, то, по­жалуй, художественное своеобразие постмодерна представлено фигурой актера, ибо он олицетворяет множественность сущностей, намеренно скрывая свою соб­ственную сущность в тени. Действие пронизано иронией, игра — превыше всего. Актер никогда не привязан к какому-то одному-единственному смыслу, к буквальной действительности. Все происходит «как будто».

7. Richard Rorty, «Philosophy and the Mirror of Nature» (Princeton: Princeton University Press, 1979), 176.

8. Ihab Hassan, цит. по: Albrecht Wellmer, «On the Dialectic of Modernism and Postmodernism», журнал «Praxis International», 4 (1985): 338. См. также размыш­ления Ричарда Дж. Бернстейна по поводу цитированного пассажа в его Прези­дентском Обращении 1988 года к Американскому Метафизическому Обществу («Metaphysics, Critique, Utopia», «Reviev of Metaphysics», 42 [1988]: 259 — 260), где он говорит о том, что постмодернистская интеллектуальная позиция напоми­нает описанный Гегелем самоцельный абстрактный скептицизм, «который ре­зультатом своим видит чистое ничто...{и] не может оттуда продвинуться ни на шаг и вынужден ждать, пока не появится на пути что-нибудь новое, чтобы и его швырнуть в бездну той же пустоты» (G. W. F. Hegel, «The Phenomenology of Spirit», translated by A. V. Miller [Oxford: Oxford University Press, 1977], 51).

9. Arnold J. Toynbee, in Encyclopaedia Britannica, 15-th, ed., s. v. «time».

10. Friedrich Nietzche, «The Gay Science», translated by W. Kaufman (New York: Random House, 1974), 181.

11. Max Weber, «The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism», translated by Tallcot Parsons (New York: Charles Scribner's Sons, 1958), 182.

12 Carl G Jung, «The Undiscovered Self» in: «Collected Worls of Carl Gustav Jung», vol. 10, translated by R. F. C. Hull, edited by H. Read et al. (Princeton: Princeton University Press, 1970), pars. 585 — 586.

ЧАСТЬ VII. Эпилог

1. John J. McDermott, «Revisioning Philosophy» conference, Esalen Inctitute, Big Sur, California, June 1987.

2. В теории «двойного узла» к анализу шизофрении была применена теория логических типов из «Основы математики» Бертрана Рассела и Альфреда Норта Уайтхеда. См.: Gregory Bateson et al., «Towards a Theory of Schizophrenia» в: Bateson, «Steps to an Ecology of Mind» (New York: Ballantine, 1972), 201 — 227.

3. Ernst Gellner, «The Legitimation of Belief» (Cambridge: Cambridge University Press, 1975), 206-207.

4. Vincent Brome, «Jung: Man and Myth» (New York: Atheneum, 1978), 14.

5. Jung «Psychological Commentary on «The Tibetan Book of the Great Liberation» in: Collected Works, of Carl Guctav Jung», vol. 11, translated by R. F. C. Hull, ed­ited by H. Read et al. (Princeton: Princeton University Press, 1969), par. 759.

6. Клинические данные Грофа и их теоретические выкладки наиболее полно представлены в книгах: Stanislav Grof, «Realms of the Human Unconscious: Observation from LSD Research» (New York: Viking, 1975) и «LSD Psychotherapy» (Po­mona, Calif: Hunter House, 1980). Популярное изложение его идей можно найти в его книге: «Beyond the Brain: Birth, Death, and Transcendence in Psychotherapy» (Albany: State University of New York Press, 1985).

7. Клинические свидетельства, почерпнутые из исследований Грофа, было бы неверно понимать как линейно-механистическую, фрейдовского толка, при­чинность, в которой индивидуальная родовая травма будто бы автоматически по­рождает особые психологические и интеллектуальные синдромы — точно так же, как психоаналитики-традиционалисты полагали, будто бы детская «Эдипова» травма порождает чуть ли не «гидравлическим» способом патологические симп­томы. Скорее, эти свидетельства наводят на мысль о некой архетипической форме причинности, в которой переживание индивидом процесса рождения, по-видимому, служит ступенькой к соучастию в более широком, межличност­ном архетипическом процессе смерти-и-возрождения, где индивидуальный и коллективный уровни сознания становятся взаимопроницаемыми. Как представ­ляется, перинатальная цепочка не сводится к изначальному опыту биологическо­го рождения индивида: напротив, биологическое рождение отражает некую всеобъемлющую архетипическую реальность, к которой как раз и приобщаются те, кто претерпевают перинатальный процесс — либо непроизвольно (например, через личностное восприятие «ночной стороны души»), в религиозных обрядах, либо в психотерапевтических опытах. Опыт рождения рассматривается здесь не как начало начал, не как редукционистская причина в замкнутой системе, а как наведение мостов, как опытный рубеж между личностной и мыслительной ре­альностями.

Таким образом, свидетельства Грофа предполагают более сложное понима­ние причинности, нежели то, что предлагается традиционными представления­ми о линейно-механистической причинности, и, в соответствии с недавними фактами и теориями, возникшими в некоторых других областях, указуют на такую концепцию, которая включает в себя сопричастностные, морфичные и те­леологические формы причинности,— концепцию, стоящую ближе всего к анти­чным платоновско-аристотелевским понятиям архетипической, формальной и целевой причинности, а также к толкованию архетипов поздним Юнгом. Орга­низующие принципы такой эпистемологии символичны, небуквалистичны, крайне многозначны по своему характеру, они указывают на недуалистическую онтологию, метафорически выстроенную «сверху вниз». В течение последних десятилетий к такому пониманию подходили мыслители столь несходные, как Оуен Барфилд, Норман О. Браун, Джеймс Хилмен и Роберт Хилмен.

8. James Hillman, «Re-Visioning Psychology» (New York: Harper & Row, 1975), 126.

9. Сегодня и писатели, и издатели часто сетуют на то, с какими трудностями приходится им сталкиваться при попытках переиначить те предложения, где из­начально было употреблено традиционное родовое обозначение человека («man») и найти какое-нибудь выражение, не окрашенное предубежденностью в пользу мужского рода. Трудность эта отчасти вызвана тем, что ни одному другому по­нятию не удается обозначить одновременно. И весь род человеческий (то есть всех людей), и отдельную человеческую особь. Иными словами, только слово «человек» способно указать на некое метафорически единичное и личностное сущест­во, вмещающее в себя в то же время коллективные черты: слово «человек» обо­значает некую универсальную личность, архетипическую фигуру, тогда как выражениям «человеческие существа», «человечество», «люди», «мужчины и женщины» это не удается. Но я убежден, что более глубинная причина подобной трудности иная: дело в том, что весь смысл такого высказывания изначально строится вокруг особого образа некоего архетипического мужа. Как показывает внимательное чтение многих важнейших текстов греческих и римских авторов, иудео-христианских писателей или ученых-гуманистов, и синтаксическое стро­ение, и сущностный смысл того языка, которым пользовалось большинство крупных мыслителей Запада для изображения человеческого состояния и челове­ческой деятельности, неразрывно связаны с бессознательным присутствием этой архетипической фигуры «мужчины». На каком-то уровне, «мужчину» западной интеллектуальной традиции можно рассматривать просто как порождение обще­ственных условностей, как «ложную универсалию», использование которой и отражало господствующее положение мужчины в обществе, и способствовало его формированию. Однако на более глубоком уровне слово «человек» (man) пред­ставляло собой и некий архетип, в котором волей-неволей слились образы обоих полов. Его деятельное, созидательное и загадочное присутствие вызвало к жизни целую цивилизацию, целый мир. И настоящая книга, по сути, изложила исто­рию «западного человека» («Western man») во всей его трагической славе, слепо­те и — я убежден в этом! — в его стремлении к самоопределению.

Вероятнее всего, когда-нибудь в будущем бездумное использование слов мужского рода исчезнет. И, если читать данную книгу под таким новым углом зрения, то основная роль, какую играет в повествовании образ человека, обо­значаемый родовым понятием «man», станет еще более заметной, а множество ответвлений такого исторического словоупотребления — психологическое, соци­альное, культурное, интеллектуальное, духовное, экологическое, космологи­ческое — также получат соразмерную ясность. Когда языковый перевес в мужскую сторону перестанет быть признанной нормой, целое мировоззрение шагнет на порог новой эпохи. Прежние шаблоны высказываний и словосочета­ний, сам характер человеческого образа, место в космосе и природе, сама при­рода человеческой драмы — все это в корне преобразится. Мировоззрение устремляется туда, куда и язык,— и наоборот.

10. Здесь можно упомянуть о главных сложностях, которые таит в себе эта всеохватная диалектика. Прежде всего, как следует из нашего повествования и примечаний к нему, каждая стадия эволюции западного мышления была явно отмечена сложным взаимодействием мужского и женского начал, причем начи­ная с зарождения греческой цивилизации частичные воссоединения с женским началом совпадали по времени с великими водоразделами западной культуры. И всякий раз такой синтез и рождение знаменовали собой новый виток в гигант­ской диалектике мужского и женского, внутри которой, по моему глубокому убеждению, и заключена история западного мышления.

Однако в ткань этой эволюции, развертывавшей борьбу мужского и женского начал, вплетена нить другого диалектического процесса, более явственно про­глядывавшего в развитии западной мысли. Этот процесс затрагивает важнейшие архетипические противоположности внутри самой мужской природы. С одной стороны, мужское начало (проявляющееся, опять-таки, и в мужчинах, и в женщинах) можно толковать с позиций некоего прометеевского порыва: как начало активное, героическое, мятежное и бунтарское, индивидуалистическое, нова­торское, устремленное к свободе, независимости, переменам и новизне. С дру­гой стороны, на противоположном полюсе находится сатурнианский порыв: это консерватизм, тяга к устойчивости, господству; это начало, стремящееся распо­ряжаться, приказывать, надзирать, сдерживать и подавлять,— иными словами, судебно-учредительно-иерархическая сторона мужского характера, нашедшая выражение в патриархальном укладе.

Два лика мужественности — Прометей и Сатурн, сын и отец — не в силах обойтись один без другого. Каждый из них требует и призывает свою противопо­ложность, а затем перерастает в нее. Стремясь к обобщению, можно сказать, что динамическое напряжение двух этих начал и создает ту диалектику, что тол­кает вперед «историю» (политическую, интеллектуальную, духовную). Именно эта диалектика двигала той внутренней драмой, что легла в основу «Одиссеи за­падного мышления»: это непрерывное динамическое взаимодействие между по­рядком и переменами, властью и восстанием, устоями и переворотом. Однако я смею высказать предположение о том, что бок о бок с этой мощной диалектикой пульсирует другая, столь же всеобъемлющая диалектика, в которую вовлечено женское начало, или «жизнь».


УКАЗАТЕЛЬ

Абеляр, Пьер (1079-ок. 1142) - 150,' 158,

Авель — 83

Аверроэс (1126-1198)-161 Авраам — 82—83, 199

Августин (354-430) - 6, 8, 87, 89-90, 92-93, 97-100, 104, 114, 118, 119, 123-128, 130, 135-136, 138, 149, 153-154, 175, 178, 181, 205, 312, 374, 378, 385 Август (63 г. доР.Х.-14г. н.э.)-383 Адам-83, 93, 106-108, 111, 125, 130, 139,

181, 229, 244 Адлер, Альфред — 363 Адонис — 95 Аламбер. Жан ле Рон. Д* (1717-1783) - 239,

394 Александр Великий (356—323 гг. до Р.Х.) — 66,

67, 87, 382

Алкуин (ок. 735-804) - 386 Альберти, Леон Баггиста (1404-1472) - 188,

388 Альберт Великий (ок. 1200-1280) - 151,

152, 163, 179, 387

Альтицер, Томас Дж. (р. 1927) —404 Амвросий Медиоланский (ок. 340—397) — 385 Аммоний Саккас (ум. после 242 г.) — 90,

384 Анаксагор (ок. 500-428 гг. до Р.Х.) - 25, 27,

43, 381 Анаксимандр (ок. 611—ок. 547 гг. до Р.Х.) —

21, 25, 380 Анаксимен (ок. 586 — ок. 525 гг. до Р.Х.) —21,

Андрей Капеллан (акмэ XII век) — 387 Ансельм Кентерберийский (ок. 1033—1109) —

150, 158, 386

Аквинат, Фома (1225-1274) - 6, 8, 151, 152-165, 167-176, 179, 203, 212, 252, 286, 294, 357, 373, 374, 387. 388 Аполлоний (ок. 262 —ок. 190 гГ. до Р.Х.)—

71-72, 215, 382 Арес - 16, 17 Аристарх (ок. 310 —ок. 230 гг. до Р.Х.)—

71, 248, 382 Аристофан (ок. 448 — ок. 388 гг. до Р.Х.) —

32, 381

Аристотель (386-322 гг. до Р.Х.) - 6, 9-10, 32, 35, 44, 50-62, 64, 67, 69, 71-72, 74, 97, 146, 149, 150. 151, 155-166, 168-171, 173-176, 178-179, 185, 208, 219, 220, 221, 222, 225, 226, 229, 231, 232, 234, 245, 246, 247, 248, 250, 252, 271, 286, 2'94, 322, 372, 374, 381, 382, 387 Аркесилай (ок. 316 — ок. 241 гг. до Р.Х.) —

Арнолд, Мэтью (1822-1888) - 398 Артемида — 18, 95

Архимед (ок. 287—212 гг. до Р X ) — 71 221 250, 382 ' '

Атлант — 95 Агтис — 95

Афанасий (297-373) - 111 Афина- 18, 27

Афродита —9, 11, 16, 18, 95, 101 Ашер, Джеймс, архиепископ (1581 —1656) — 278 '

Б Байрон, Джордж Гордон, лорд (1788—1824) —

310, 311, 396

Бальзак, Оноре де (1799—1850) — 396 Барбур, Иан (р. 1923) - 344 Барт, Карл (1886-1968)-400 Барт, Ролан (1915-1980)-403 Барфилд, Оуэн — 402 Бах, Иоганн Себастьян (1685—1750) — 255

Бахофен, И. Я. (1815-1887) - 397 Беда Достопочтенный (ок. 673—735) — 386 Бейль, Пьер (1647-1706)-239, 283, 393 Бейтсон, Грегори (1904-1980) ~-344, 355,

356, 402, 404 Беккерель, Антуан Анри (1852—1908) — 300,

Беккет, Сэмюэль (1906-1990) - 335, 402 Бенедикт Нурсийский (ок. 480 — ок. 547) —

Бентам, Джереми (1748—1832) — 395 Беньян, Джон (1628-1688)-392 Бергсон, Анри (1859-1941)-317, 325, 399 Берк, Эдмунд (1729-1797)-395 Беркли, Джордж, епископ (16G5—1753) —

239, 282-284, 353, 358, 393 Берлиоз, Луи-Гектор (1803-1869)-396 Берталанфи, Людвиг фон (1901-1972) - 404 Бетховен, Людвиг ван (1770—1827) — 311,

394, 395,- 396

Бёме, Якоб (1575-1624)-391 Бовуар, Симона де (1908-1986) - 402 Бодлер, Шарль (1821-1861)-312, 397 Блаватская, Елена Петровна (1831—1891) —

398 Блейк, Уильям (1757-1827)-310, 311, 312,

313, 318, 373, 395

Бойль, Роберт (1627-1691)-281, 392 Боккаччо, Джованни (1313-1375)-188, 388 Бом, Давид (1917-1992) - 344, 405 Бонхёфер, Дитрих (1906-1945)-402 Бор, Нильс (1885-1962)-296, 300, 304,

401 Борелли, Джованни Альфонсо (1608—1679) —

Борджиа, Цезарь (1476-1507) - 194 Борхес, Хорхе Луис (1899-1986)-401 Боттичелли, Сандро (ок. 1444—1510) — 194,

389 Боэций (ок. 475-525)-6, 146, 156, 386Браге, Тихо де (1546—1601) — 215, 249, 390 Браманте, Донато (1444-1514) — 191, 389 Брехт, Бертольл (1898-1956) - 401 Бриджмен, Перси У. (1882-1961) - 303 Бруни, Леонардо (ок. 1370-1444) - 188, 388 Бруно, Джордано (1548-1600) - 212, 218,

224, 249, 391

Брэдли. Ф. X. (1846-1924) -398 Брэнд, Стюарт (р. 1938)-404 Брюто, Беатрис (р. 1930) — 346 Бубер, МртинЗ. (1878-1965)-400 Бультман. Рудольф Карл (1884—1976) — 401 Буридан, Жан (ок. 1295-1356) - 169, 180,

186, 222, 388

Буркхардт, Якоб (1808-1897)-397 Бэббидж, Чарльз (1792-1871)-396 Бэкон, Роджер (ок. 1214-1292) - 169, 186,

249, 387 Бэкон, Фрэнсис (1561-1626)-6, 188, 192,

224, 229-231, 232, 236. 239, 253, 255,

261, 264, 271, 272, 280, 281, 286, 311,

335. 374, 391, Бюффон, Жорж -Луи Леклерк, граф де (1707—

1788)-394

В

Вагнер, Рихард (1813-1883)-397 Вазари, Джорджо (1511 —1574) —390 Валериан (акмэ ок. 230—260) — 385 Балла, Лоренцо (1407-1457) - 278, 388 Ван Гог, Винсент (1853-1890) - 398 Везалий, Андреас (1514—1564) — 390 Вергилий (70-19 г. до Р.Х.)-78, 176, 178,

367, 383

Вероккио, Андреа дель (1435—1488) — 194 Вико, Джамбаттиста (1668-1744) —278, 313,

Винер, Норберт (1894-1964)-402 Винкельман, Иоганн (1717—1768) — 394 Витгенштейн, Людвиг (1889—1951) — 296

299, 325, 355, 400, 402 Вогд, Стефани де — 346 Вольстонкрафт, Мэри (1759—1797) — 311,

393 Вольтер (1694-1778) - 207, 228, 239 261

264, 265, 278, 281, 393, 394 Вольф, Сьюзен Дж. — 346 Вольф, Христиан (1679-1754)-239, 288 Вольфрам фон Эшенбах (ок. 1170 —ок. 1220) —

385 Вордсворт, Уильям (1770-1850) -310, 311,

313, 319. 394. 395 Вульф, Вирджиния (1882-1941)-6, 316,

401 •

Вундт, Вильгельм (1832-1920) —398

Гадамер, Ханс-Георг (р. 1900) —403 Гален (ок. 130 - ок. 200) —71, 81, 384 Галилей, Галилео (1564—1642) — 6, 169, 184, 188, 207, 212, 213-215, 217-227, 229,

234, 236, 239, 246, 249, 250, 252. 253,

258, 263, 271, 274, 279, 282, 292, 352,

374, 37S, 390, 391, 392 Гама, Васкода(ок. 1469-1524) - 389 Гамильтон, Уильям (р. 1924) — 394 Ганди, Махатма К. (1869-1948) - 399 Гарвей, Уильям (1578-1657)-249, 391 Гассенди, Пьер (1592-1655) - 224, 281 Гаусс, Карл Фридрих (1777-1855) - 396 Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770—

1831J-6, 278, 297, 313, 321-326, 337,

357, 368, 369, 394, 395, 396 Гейзенберг, Вернер (1901 —1976) — 296, 300,

301, 304, 355, 401

Геккель, Эрнст фон (1834-1919) - 262, 397 Гельман, Мёррей (р. 1929) —403 Гельнер, Эрнест (р. 1925) — 357 Гендель, Георг Фридерик (1685—1759) — 255,

393 Генрих VIII, король Англии (1491 — 1547) —

Геракл-95, 161, 253 Гераклид (ок. 390 — ок. 322 гг. до Р.Х.)—

71, 248 Гераклит (ок. 535-475 гг. до Р.Х.)-43, 68,

380 Гердер, Иоганн Готфрид фон (1744—1803) —

278, 310, 313, 394 Геродот (ок. 484 — ок. 425 гг. до Р.Х.) — 31,

Гертц, Клиффорд (р. 1926) - 404 Гершель, Уильям (1738-1822) - 394 Гесиод (акмэ ок. 700 г. до Р.Х.) — 9, 42 Гесс, Гарри Г. (1906-1969) - 403 Гессе. Герман (1877-1962)-316, 401 Гея-9, 95, 376

Гёдель, Курт (1906-1978)-296, 401 Гёльдерлин, Фридрих' (1770—1843) — 394,

395 Гёте, Иоганн Вольфганг фон (1749—1832) —

310, 311, 319, 321, 327, 368, 369, 370,

393, 394, 395, 396 Гиббон, Эдуард (1737-1794)-79, 239, 278,

394 Гилберт, Уильям (1544-1603) - 221, 249,

Гинзберг, Аллен (р. 1926) —402 Гиппарх (акмэ 146—127 гг. до Р.Х.) — 71—72,

382 Гиппократ (ок. 460 — ок. 370 гг. до Р.Х.) —

27, 381

Гитлер, Адольф (1889-1945)-401 Гоббс, Томас (1588-1679)-224, 392 Гольбах, барон де (1723-1789)-239, 262,

265, 394

Гомер-9, 19, 37, 47, 131, 176, 315 Гораиий (65-8 гг. до Р.Х.) - 78, 176, 383 Горбачев, Михаил Сергеевич (р. 1931) —405 Готорн, Натаниэль (1804-1864)-312, 397 Григорий Великий, папа (ок. 540—604) —

133, 386

Гроссетест, Роберт (ок. 1175—1253) — 169,

186 Гроф, Станислав (р. 1931)-360, 361, 362,

363, 364, 369, 372, 405 Гуго Сен-Викторский (1096—1141) — 149, 386 Гудмен, Нельсон (р. 1906) —405 Гус, Ян (ок. 1369-1415)-168, 388 Гуссерль, Эдмунд (1859-1938)-317, 399 Гутьеррес, Густаво (р. 1928) —404 Гюго, Виктор (1802—1885) —310, 316, 396,

Д

Давид (акмэ ок. 1012-972 гг.- до Р.Х.) - 379 Дальтон, Джон (1766-1844) - 395 Данте (1265-1321)-1б4-168, 177, 186,

213, 250, 318, 372, 387 Дарвин, Чарльз (1809-1882)-6, 243, 257-259, 271, 275, 277, 278, 279, 296, 298, 318, 325, 359, 396, 397, 398 Дева Мария. См. Мария, мать Иисуса Декарт, Рене (1596-1650) - 6, 207, 224-227, 231-237, 239, 246, 249, 252, 253, 254, 255, 261, 263, 271, 274, 281, 282, 288, 289, 298, 302, 329, 335, 353, 354, 355, 358, 365, 367,.374, 378, 391, 392 Демокрит (ок. 460—ок. 370 гг. до Р.Х.)—

23, 25, 27, 69, 223, 224, 225, 381 Деррида, Жак (р. 1930)-338, 404 Деций, Гай (ок. 201—251), римский импера­тор - 385

Дефо, Даниэль (ок. 1660-1731) - 393 Джей, Джеймс (1887-1946) - 394 Джеймс, Генри (1843-1916)-317, 399 Джемс, Уильям (1842-1910) - 317, 325,

345, 398, 399

Джине, Джеймс (1887-1946)-301 Джефферсон, Томас (1743-1826) - 394 Джиллиген, Кэрол — 346, 405 Джимбутас, Мария (р. 1921) — 346, 405 Джойс, Джеймс (1882-1941)-316, 4Q0 Джонсон, Сэмюэль (1709-1784)-394 Джорджоне (1478-1510) - 194 Дидро, Дени (1713-1784)-207, 239, 262,

264, 265, 394

Диккенс, Чарльз (1812-1870) - 396 Дильтей, Вильгельм (1833-1911)-296, 398 Диоклетиан (245-313) - 385 Дионис - 17, 18, 94-96 Дионисий Ареопагит (акмэ ок. 500)— 156,

178, 386

Дитрих фон Ним (ок. 1340— ок. 1418) — 168 Доминик (ок. 1170-1221)-152, 387 Достоевский, Федор Михайлович (1821 —

1880-312, 316, 397, 398 Дуне Скот, Иоанн (ок. 1266-1308) - 170,

171, 175, 387

Дьюи, Джон (1859-1952) - 325, 341, 400 Дюрер, Альбрехт (1471-1528)-194, 389 Дюркгейм, Эмиль (1858-1917)-399 Дюэм, Пьер (1861-1916)-399 Дэли, Мэри (р. 1928) - 346, 404

Е

Ева - 83

Евклид (акмэ 300 г. до Р.Х.) — 215, 382

Евдокс (ок. 400 — ок. 350 гг. до Р.Х.) — 58—

59, 381 Еврипид (ок. 484—406 гг. до Р.Х.) — 20 25

31, 64, 381 ' '

Евсевий (акмэ VI век) — 385

Ж

Жарри, Альфред (1873-1907)-399

Зенон Китионский (ок. 335 — ок. 263 г до

Р.Х.)-68, 382 Зенон Элейский (ок. 490 — ок. 430 г. до

Р.Х.) - 26

И

Иаков — 83

Иаков, апостол (акмэ I век) — 86 Ибсен, Хенрик (1828-1906) - 396 Иезекииль (акмэ 592—570 гг. до Р.Х.) — 380 Иеремия (акмэ ок. 628—586 гг. до Р.Х.) — 380 Иероним (ок. 347 — ок. 420) — 385 Иисус из Назарета (ок. 6 г. до Р.Х. — ок.

30 г. н.э.)-79, 81-82, 84-91, 93-97,

102-108, 111, 134, 141, 144, 168, 174,

194, 244, 256-257, 323, 335, 383 Иоанн, Евангелист— 104—107, ПО, 112—

114, 118, 121, 129, 139, 384 Иоанн Креститель (ум. 28—30 г. н.э.) — 134 Иоанн Скот Эриугена (ок. 810 — ок. 877) —

178, 386 Иоахим Флорский (ок. ИЗО —ок. 1201) —

168, 387

Иосиф (муж Марии) — 139 Ипатия (ок. 370-415)-385 Ириней (ок. 120/140-ок. 203)-ПО, 122,

127, 384 Исаак — 83

Исайя (акмэ ок. 740 г. до Р.Х.) — 117, 380 Исида — 95

Й Йитс, Уильям Батлер (1865-1939) - 318,

349, 400, 401

К

Каин - 83

Калипп (акмэ IV век до Р.Х.) — 59 Кальвин, Жан (1509-1564)-199, 212, 213,

390 '

Камю, Альбер (1913-1960)-330, 350, 402 Капра, Фритьоф (р. 1939) - 405 Кант, Иммануил (1724-1804) - 6, 239, 255,

261, 262, 263, 271, 287-298, 304, 314,

321, 322, 329, 337, 353, 354, 355, 357,

358, 359, 360, 370, 373, 374, 378, 394,

Карл Великий (ок. 742-814) - 146, 386 Карл V, император Священной Римской им­перии (1500-1558) - 196 Карл Мартелл (ок. 688-741) - 386Карлейль, Томас (1795-1881) - 310, 396 Карнап, Рудольф (1891-1970) - 325, 401 Карсон, Рэчел (1907-1964)-403 Кассирер, Эрнст (1874-1945)-401 Кастанеда, Карлос (р. 1931) —404 Кастильоне, Бальдассаре (1475—1529) — 192,

194, 390

Кафка, Франц (1883-1924)-316, 335, 400 Квайн, Уиллард В.О. (р. 1908)-402, 403 Квинтилиан (ок. 35 — ок. 95) — 384 Келлер, Ивлин Фокс (р. 1936) — 344, 346, 405 Кеплер, Иоганн (1571-1630)-8, 45, 184, 185, 193, 213-216, 220-221, 223, 226-227, 246, 249, 253. 289, 352, 372, 391 Кейнес, Джон Мэйнард (1883—1946) — 401 Кинг, Мартин Лютер, младший (1929—1968) —

Ките, Джон (1795-1821)-310, 396 Клаузиус, Рудольф (1822-1888)-397 Клейн, Мелани (1882-1960) - 363, 401 Клисфен (акмэ 510 г. до Р.Х.) — 380 Климент Александрийский (ок. 150 — ок.

215)-89-90, 94, 97, 131, 384 Кокс, Гарвей(р. 1929)-404 Коллингвуд, Р.Г. (1889-1943) -401 Колумб, Христофор (1451-1506)-187, 194,

279, 389 Кольридж, Сэмюэль Тейлор (1772—1834) —

310, 313, 368, 395, 396 Коммонер, Барри (р. 1917) —404 Кондорсе (1743-1794)-264, 273, 395 Константин I Великий (ок. 285—337) — 79,

136-137, 385

Конт, Опост (1798-1857) - 262, 273, 396 Коперник, Николай (1473—1543)—6, 8, 45. 169, 184, 185, 187, 190, 193, 194, 208-219, 221, 225, 246, 248, 252, 253, 258, 274, 289, 293, 352-353, 355, 358, 370, 372, 374, 389, 390 Корнель, Пьер (1606-1684) - 392 Крик, Фрэнсис (р. 1916) —402 Кристева, Юлия (р. 1941) —404 Критий (ок. 480-403 гг. до Р.Х.) - 29 Кротон — 24 Ксенофан (ок. 560 — ок. 478 г. до Р X.) —

25, 26, 43, 380

Ксенофонт (ок. 430-355 г. до Р.Х,) - 32, 35 Кьеркегор, Серен (1813-1855) - 312, 397 Кун, Томас (р. 1922)—296, 304-306, 355,

370, 371, 403 Кэмпбелл, Джозеф (1904-1987) - 359, 402

Л

Лавджой, Артур О. (1873-1962) - 401 Лавлок, Джеймс Э. (р. 1919)-344, 404 Лакан, Жак (1901-1981)-404 Лакатос, Имре (1922-1974) - 404 Ламарк, Жан Батист де Моне, кавалер де

(1744-1829)-278, 395 Ламетри, Жюльен Оффруа де (1709—1751) —

239, 262, 279, 393

Лаплас, Пьер-Симон (1749-1827) - 311, 395 ЛевХ, папа (1475-1521)-195, 196 Левенгук, Антони ван (1632—1723) — 392 Леви-Стросс, Клод (р. 1908) —296, 403 Левкипп (акмэ V век до Р.Х.) — 25, 223, 248 Лейбниц, Готфрид Вильгельм (1646—1716) —

239, 281, 288, 291, 393 Лейел. Чарльз (1797-1875)-278, 396 Леметр, Жорж (1894-1966)-401 Леонардо да Винчи (1452-1519) - 187, 194,

388, 389

Лессинг, Готхольл Эфраим (1729-1781) - 394 Ливии (59 г. доР.Х.-17г. н.э.) - 78, 176,

Лилли, Уильям (1602-1681)-392 Линкольн, Авраам (1809-1865)-397 Линней, Карл (1707-1778)-393 Лиотар, Жан-Франсуа — 341, 405 Лири, Тимоти (р. 1920)-403 Лойола, Игнатий (1491-1556)-192, 390 Локк, Джон (1632-1704)-238, 239, 255, 261, 264, 271, 280-284, 286, 291, 298, 314, 318, 329, 353, 358, 374, 393 Лоренц, Эдвард — 344, 403 Лоуренс, Д. Г. (1885-1930)-316, 400 Лука, an- 105, 112, 139, 283 Лукреций (99-55 гг. до Р.Х.) - 223, 250, 383" Лютер, Мартин (1483-1546)-6, 187, 192, 194, 195-205, 207, 212, 213, 219, 235, 255, 257, 271, 295, 374, 389, 390 Люцифер — 96 Лэнг, Рональд Д. (1927-1989) - 363, 404

М

Магеллан, Фердинанд (ок. 1480—1521) — 194 Макиавелли, Никколо (1469—1527) — 188,

192, 194, 278, 389

Макклинток, Барбара (1902-1984) - 344 Макльюэн, Маршалл (1911—1980) —403 Максвелл, Джеймс Кларк (1831 — 1879) —

300, 398

Мальтус, Томас (1875-1955)-395 Манилий, Марк (акмэ начало I века) — 383 Манн, Томас (1875-1955)-316, 400 Мамфорд, Льюис (1895-1990)-401 Мария, мать Иисуса — 95, 134, 138—141,

145, 182, 197, 376, 402 Марк Аврелий (121-180)-68, 384 Марк, ап.-105, 112, 139, 383 Маркс, Карл (1818-1883) -262, 265, 271,

273, 277, 296, 298, 325, 340, 355, 374,

Маркузе, Герберт (1898—1979) — 402

Марс — 95

Марсилий Падуанский (ок. 1280 — ок. 1343) —

Маслоу, Эбрахам (1908—1970) —403 Матфей, ап.-105, 112, 129, 139, 383 Медичи, Козимоде' (1389-1464)- 180, 388 Медичи, Лоренцо де1 (Великолепный)

(1449-1492)-389

Меланхтон, Филипп (1497—1560) — 212, 390 Мелвилл, Герман (1819-1891) - 312, 316,

Мен, Жан де (акмэ ок. 1280) — 387 Мендель, Грегор (1822-1884) - 397, 399 Мерло-Понти. Морис (1908—1961) — 402 Мертон, Томас (1915-1968)-402 Мёрчент, Кэролин (р. 1936) — 346, 405 Микеланджело (1475-1564)-183, 187, 191,

192, 194, 389, 390

Миллер, Джин Бейкер (р. 1927) — 346 Миллет, Кейт (р. 1934)—404 Милль, Джон Стюарт (1806-1873)-262, 397 Мильтон, Джон (1608-1674)-392 Митра — 95 Моисей (акмэ ок. XIII в. до Р.Х.) — 82—83,

91. 128, 181, 199, 379 Мольер, Жан Батист Поклен (1622—1673) —

Моне. Клод (1840-1926)-398 Монтеверди, Клаудио (1567—1643) — 391 Монтексьё, барон де (1689—1755) — 239, 393 Монтень, Мишель де (1533—1592) — 188,

192, 232, 283, 390 Мор, Томас (1477-1535) - 188, 192, 194,

389 Моцарт, Вольфганг Амадей (1756—1791) —

МурГ. Э. (1873-1958)-325, 399 Мэдисон, Джеймс (1751-1836) - 394

Н

Наполеон Бонапарт (1769-1821) - 311, 394,

Нерон (37-68) - 383 Нибур, Райнхольд (1892-1971) - 401 Нидхем, Джозеф (р. 1900)-402 Николай Кузанский (1401-1464)- 185, 224,

Никомах из Герасы (акмэ ок. 100) — 384 Нисс, Арне(р. 1912)-404 Ницше, Фридрих (1844-1900)-6, 262, 268,

296, 311, 312, 313, 314, 327, 335, 337,

338, 340, 345, 351, 355, 358, 374, 397,

398, 399

Новалис (1772-1801)-312, 395 Ной - 91 Ньютон, Исаак (1643-1727)-6, 169, 184,

226-228, 236, 238, 239, 243, 247, 249,

250, 253, 254, 256, 257, 261, 263, 264,

274, 280, 281, 284, 288, 292, 295, 301,

304, 311, 329, 352, 359, 370, 372, 374,

392, 393

О

Овидий (43г. до Р.Х- 18 г. н.э.)- 148, 383 Оккам, Уильям (ок. 1285-1349) - 6, 169-

176, 180, 186, 202, 230, 261, 286, 287,

Олперт, Ричард (р. 1931) —403 Орем, Николай д' (ок. 1325-1382) - 169,

180, 182, 186, 222, 226, 388

439 -90, 384,

Ориген (ок. 185 —ок. 254)

Ортега-и-Гассет, Хосе (1883—1955) — 401 Оруэлл, Джордж (1903—1950)—402 Орфей- 17, 94, 95 Осирис — 95

Остин, Джейн (1775-1817)-395 Отто, Рудольф (1869-1937)-400

П

Павел, апостол (ум. ок. 64—67 г ) — 6 79

82, 84, 86-88, 92, 99-100, 104 1о7-

111, 112, 114, 118, 120, 122-123, 128

129, 131 —132, 136, 192, 197, 374, 383 Павлов, Иван Петрович (1849—1936) — 279

Пагельс, Элейн (р. 1943) — 346 Палестрина, Джованни Пьерлуиджи да (ок

1525-1594)-390 Пан - 95

Парацельс (ок. 1493-1541) - 249, 390 Парменид (род. ок. 515 г. до Р.Х.) — 22—23,

28, 64, 223, 381 Паскаль, Блез (1623-1662) - 255, 256, 356,

Паунд, Эзра (1885-1972)-333 Перикл (ок. 495-429 гг. до Р.Х.) - 27, 31,

142, 381

Перлз, Фриц (1893-1970)-363, 404 Персефона — 95 Персей — 95

Петр, апостол (ум. ок. 62) — 86 Петрарка. Франческо {1304—1374) — 8, 176—

178, 188, 387, 388 Пиаже, Жан (1896-1980)-400 Пикассо, Пабло (1881-1973)-399 Пико делла Мирандола (1463—1494) — 179,

181, 183, 184, 186, 188, 194, 345, 389 П инд ар (ок. 518-ок. 438 гг. до Р.Х.) - 27,

381 Пиррон из Элиды (ок. 360 — ок. 272 гг. до

Р.Х.)-69, 248, 382 Пирс, Чарльз Сэндерс (1839-1914) - 338,

Писарро, Франсико (1476-1507) - 194 Пифагор (ок. 582 — ок. 507 гг. до Р.Х.) — 6,

9, 24, 62, 69, 215, 249, 380 Планк, Макс (1858-1947)-300, 399 Плотин (205-270) - 9, 75-77, 90, 101, 157,

180, 384, 385

Плутарх (ок. 46-120)-384 По, Эдгар Аллан (1809-1849)-312, 397 Поликлет (акмэ 450—420 гг. до Р.Х.) — 27 Поллок, Джексон (1912-1956) -402 Понтий Пилат (ум. после 36 г. н.э.) — 105 Поп, Александр (1688-1744)-239, 253—

254, 393 Поппер, Карл (р. 1902) - 296, 304-306,

359, 370, 401, 403 Порфирий (ок. 234 — ок. 305) — 385 Пригожий, Илья (р. 1917) —405Прокл (ок. 410-485) - 386 Протагор (ок. 490—421 гг. до Р.Х.) — 31 Пруст, Марсель (1871-1922)-316, 399 Птолемей (акмэ 127-151) -6, 71-72, 74,

78, 149, 163-164, 190, 208, 209, 214,

220, 221, 238, 372, 384 Пушкин, Александр Сергеевич (1799—1837) —

310, 396

Р

Рабле, Франсуа (ок. 1490—1553)— 316, 390 Райт, Вильбур (1867-1912)-399 Райт, Орвиль (1871-1948) -399 Ранер, Карл (1904-1984)-402 Ранк, Отто (1884-1937)-363, 400 Ранке, Леопольд фон (1795-1886)-278. 398 Рассел, Бертран (1872-1970) - 299, 325,

399, 400

Расин, Жан (1639-1699)-392 Рафаэль (1483-1520) -61, 187, 191, 389 Рембо, Артюр (1856-1891)-398 Ретик (1514-1576)-211, 212, 390 Рея - 95

Рёскин, Джон (1819-1900)-397 Рикардо, Давид (1772-1823)-396 Рикёр, Поль (р. 1913)-404 Рильке, Райнер Мария (1875-1926) - 318,

Ричардсон, Сэмюэль (1689-1761) - 393 Рожак, Теодор (р. 1933) —404 Ройс, Джосайя (1855-1916) - 400 Рорти, Ричард (р. 1931)-344, 405 Росцеллин (ок. 1050 - ок. 1125)-158, 170.

386 Руссо, Жан-Жак (1712-1778) - 264, 265,

295, 296. 311, 393, 394 Рутер, Розмари Рэдфорд (р. 1936) —346, 404

Савонарола, Джироламо (1452—1498) — 192 Саймон, Ричард (1638-1712)-392 Санд, Жорж (1804—1876)311,396 Сантаяна, Джордж (1863—1952) — 400 Сапфо (акмэ нач. VI в. до Р.Х.) — 380 Сартр, Жан Поль (1905-1980)-330, 401,

402 Св. Хуан де ла Крус (Иоанн Креста) (1542—

1591)- 192, 207, 390 Сведенборг, Эмануэль (1688-1772) - 394 Свифт, Джонатан (1667-1745)-393 Сервантес, Мигель де (1547—1616) — 188.

316, 391

Сезанн, Поль (1839-1906) - 399 Семела — 95

Сенека (ок. 3 г. до Р.X.—ок. 65 г. н.э.) — 68 Сепир, Эдвард (1881-1939)-338 Серапис — 95 Сигер Брабантский (ок. 1240 — ок. 1284) —

161, 387

Скотт, Вальтер (1771-1832)-395 Скиннер, Б. Ф. (1904-1990)-279, 402 Смит, Адам (1723-1790) - 239, 394

Сноу, Ч.П (1905-1980)-403

Сократ (469-399 гг. до Р.Х.) - 6, 9, 11-12,

31-39, 41, 43, 54, 68, 81, 183, 229, 248,

335, 357, 374, 378, 381 Соломон (акмэ сер. X в. до Р.Х.) — 379 Солон (ок. 630-560 гг. до Р.Х.) - 380 Соссюр, Фердинанд де (1857—1913) — 296,

338, 400 Софокл (496-406 гг. до Р.Х.) - 9, 20, 64,

Спенсер, Герберт (1820-1903) - 262 Спенсер, Эдмунд (ок. 1552—1599) — 391 Спиноза, Бенедикт де (1632—1677) — 239,

281, 392

Стайн, Гертруда (1874-1946)-347 Сталь, Жерменаде (1766-1817) -310, 395 Стендаль (1783-1842)-316, 396 Стерн, Лоренс (1713-1768)-394 Стивене, Уоллес (1879-1955)-400 Страбон (ок. 63 — после 23 г. до Р.Х.) — 71,

Стравинский, Игорь (1882-1971) - 399 Судзуки, Д. Т. (1870-1966)-399 Сузо, Генрих (ок. 1295-1366) - 167

Таулер, Иоанн (ок. 1300-1361) - 167 .

Тацит (ок. 55-ок. 117)-384

Твен, Марк (1835-1910)-398

Тейяр де Шарден, Пьер (1881-1955) - 325-

326, 402 Тереза Авильская (1515-1582) - 192, 207,

Тертуллиан (ок. 160 — ок. 230) — 132 Тиллих, Пауль (1886-1965)-402 Тойнби, Арнольд Дж. (1889-1975) - 326,

349, 401

Токвиль, Алексис де (1805-1859)-396 Толстой, Лев Николаевич (1828—1910) —

316, 398

Торо, Генри Дэвид (1817-1862)-310, 397 Трейхлер, Паула — 346 Тьюринг, Алан (1912-1954)-401

Уайльд, Оскар (1854-1900)-398 Уайт, Ланселот Ло (1896-1972)-367 Уайтхед, Альфред Норт (1861-1947) - 325,

399, 400, 401

Уесли, Джон (1703-1791)-393 Уиклиф, Джон (ок. 1328-1384)-168, 388 Уилберфорс, Сэмюэль, епископ (1805—1873) —

259, 397

Уилсон, Эдвард О. (р. 1929) - 403, 405 Уинникот, Д. У. (1896-1970-363 Уитмен, Уолт (1819-1892)-310, 397 Унамуно, Мигель де (1864—1936) —400 Уоллес, Альфред Рассел (1823—1913) — 397 Уорф, Бенджамин Ли (1897-1941)-338 Уотсон, Джон Б. (1878-1958)-279, 400 Уотте, Алан (1915-1973)-403

Уран-9, 11

Урбан II, папа (ок. 1035 —1099) — 386

Ф

Фалес (ок. 636 — ок. 546 г. до Р.Х ) — 6 21 —

22, 25, 28, 47, 56, 64. 94. 380 Фанон, Франц (1925—1961) - 403 Фарадей, Майкл (1791-1867) - 396 Фейгенбаум, Митчел — 344 фейерабенд, Пауль К. — 344, 370, 371, 405 Фейербах, Людвиг Андрсас (1804—1872) —

262, 396

Феодосии (ок. 346-395) - 385 Ференци, Шандор (1873-1933)-363 Фидий (ок. 500 —ок. 432 гг. до Р.Х.) — 27 Фиддинг, Генри (1707-1754)-316, 393 Филипп II Македонский (382—336 гг до Р.Х.) —

Филолай (акмэ ок. 475 г. до Р.Х.) — 248 Филон Александрийский (ок. 15 г. до Р.Х.—

после 40 г. н.э.) - 88. 92, 383 Финли, Джон X. — 18, 65 Фихте, Иоганн Готлиб (1762-1814) — 297,

395 Фичино, Марсилио (1433-1499) - 179, 180,

183, 185, 186. 192, 194, 389 Флобер, Гюстав (1821-1880)-316. 397 Фолкнер, Уильям (1897—1962) —40! Форд, Генри (1863-1947) -400 Франклин, Бенджамин (1706—1790) — 311,

394 Франциск Ассизский (ок. 1182—1226) — 152.

174, 387

Фреге, Готлоб (1848-1925)-398 Фрейд, Анна (1895-1982)-401 Фрейд, Зигмунд (1856-1939) - 268-269,

271, 274, 276-277, 296, 298, 327-328.

340, 355, 358, 359, 360, 361, 362, 363,

366, 367, 374, 378, 399, 400, 401 Фриден, Бетти (р. 1921) —403 Фромм, Эрих (1900—1980) — 401 Фрост, Роберт (1874—1963)— 319 Фрэзер, Джеймс Джордж (1854-1941) - 398 Фрэнк, Франсина Уотмен (р. 1931) — 346 Фукидид (ок. 460 — ок. 400 гг. до Р.Х.) —

27, 381 Фуко, Мишель (1926-1984)-296, 338, 355,

Фуллер, Маргарет (1810-1850)-397 Фурье. Жан Батист Жозеф, барон (1768 —

1830) - 396 Фэрбэрн, У. Р. Д. — 363

Хабермас, Юрген (р. 1929) - 404 Хайдеггер, Мартин (1889-1976) - 296, 299,

317, 330, 350, 373, 401, 402, 404 Хаксли, Олдос (1894-1963) -402 Хартшорн. Чарльз (р. 1897)-402 Хаттон, Джеймс (1726-1797) - 278, 395 Хёйгенс, Христиан (1629-1695)-226, 392

Хилмен, Джеймс (р. 1926) — 344, 360 366

Хлодвиг(ок. 466-511)-386 Ходорова, Нэнси (р. 1944) — 346, 405 Хомский Ноэм (р. 1928)-402 Христофор, святой — 95 Хук, Роберт (1635-1703)-226, 392

ц

Цвейг, Георг (р. 1937) - 403 Цвингли, Ульрих(1484—1531)—194 Цицерон (106-43 гг. до Р.Х.) - 8, 68, 78, 123. 176, 178-179, 383

Челлини, Бенвенуто (1500—1571) — 192 Чехов, Антон Павлович (1860—1904) — 399 Чосер, Джефри (ок. 1340—1400) — 388

Ш

Шекспир, Уильям (1564—1616) — 188 390

Шелдрейк, Руперт (р. 1942) — 344, 366, 405 Шелли, Перси Биши (1792-1822)-310, 396 Шеллинг, Фридрих В. И. фон (1777—1854)—

297, 310. 313, №, 395 Шёнберг, Арнольд (1874-1951)-399 Шиллер, Фридрих фон (1759—1829) — 310,

311, 368, 395 Шлегель, Август Вильгельм фон (1767—1845) —

310, 395 Шлегель, Фридрих фон (1772—1829) — 310,

395 Шлейермахер, Фридрих Д. Э. (1768—1834) —

310, 395

Шопенгауер, Артур (1788-1860) - 312, 396 Шоу, Джордж Бернард (1856-1950) - 399 Шпенглер, Освальд (1880-1936) - 326, 400 Шрёдингер. Эрвин (1887-1961)-400, 402 Штайнер, Рудольф (1861-1925)-345, 368,

369, 398, 399

Штраус, Давид Фридрих (1808-1874) - 396 Шумахер, Эрнст (1911-1977) - 404

Э

Эйер. А. Дж. (р. 1910)-401

Эйнштейн, Альберт (1879-1955)-296, 300,

301, 304, 311, 370, 399, 400 Эдварде, Джонатан (1703-1758) - 393 Эдисон, Томас (1847-1931) - 398 Экмен, Барбара — 346 Экхарт, Майстер (ок. 1260-1328) - 167,

178, 387

Элеонора Аквитанская (1122—1204) — 387 Элиаде, Мирча (р. 1907) - 402 Элиот, Джордж (1819-1880) - 398 Элиот, Томас Стернз (1888-1965) - 318,

400, 402 Эмерсон, Ральф Уолдо (1803-1882) - 307,

310, 345, 368, 396, 397442

ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО МЫШЛЕНИЯ

Эмпедокл (ок. 495 — ок. 435 гг. до Р.Х.) —

58, 94, 226

Энгельс, Фридрих (1820—1895) —397 Энгельсман, Джоан Чемберлен (р. 1932) —

Эпиктет(ок. 50-ок. 138)-68, 384 Эпикур (341-270 гг. до Р.Х.)-223, 382 Эразм, Дезидерий (Роттердамский) (ок.

1466-1536)-188, 192. 194, 272, 389,

Эриксон, Эрик (р. 1902) —363 Эрос- 17, 39, 95, 267 Эсхил (ок. 525-456 гг. до Р.Х.) - 32 Эсхин (акмэ ок. 400 г. до Р.Х.) - 9, 20, 315.

380, 381

Ю

Юлиан Отступник (ок. 331—363) —385 Юлий II, папа (1443-1513)-191

Юлий Цезарь (ок. 102—44 гг. до Р.Х.) — 97,

383 Юм, Давил (1711-1776)-239. 255, 261,

271, 280, 283-287, 288, 289, 292. 296,

298, 304, 306, 314, 337, 353, 359, 370,

374, 393, 394 Юнг, Карл Густав (1875-1961)-321, 327-

329, 344, 350, 359. 360, 363, 366, 376,

399, 401, 402, 403 Юстин Мученик (ок. 100 —ок. 165) — 89,

90, 131, 384 Юстиниан (483-565) - 386

Я

Янсений, Корнелиус (1585-1638) - 392 Ясперс, Карл (1883-1969)-401 Яхве-91,106-108, 117-118, 140

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................. 5

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................... 7

I. ГРЕЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ................................................ 9

Архетипические формы...................................................................... 10

Идеи и боги......................................................................................... 16

Эволюция греческой мысли от Гомера до Платона......................... 18

Философский поиск и вселенский разум......................................... 39

Загадка планет..................................................................................... 45

Аристотель и греческое равновесие................................................... 50

Двойственное наследие....................................................................... 62

II. ТРАНСФОРМАЦИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ................... 66

Пути эллинизма................................................................................... 67

III. ХРИСТИАНСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ................................... 81

Обращение языческого мышления.................................................... 92

Противоречия внутри христианского мировоззрения.....................103

Христианство ликующее.....................................................................107

Христианский дуализм.......................................................................Ш

Дальнейшие противоречия и наследие Августина...........................119

Святой дух и его превратности..........................................................133

Рим и католичество.............................................................................135

Дева Мария и Матерь-Церковь.........................................................138

Подведение итогов..............................................................................140

IV. ТРАНСФОРМАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЭПОХИ.................146

Пробуждение схоластики...................................................................148

Искания Фомы Аквинского...............................................................152

Дальнейшие стадии развития в пору высокого средневековья.......161

Критическая схоластика и «бритва Оккама»....................................168

Возрождение классического гуманизма............................................176444

ИСТОРИЯ ЗАПАДНОГО МЫШЛЕНИЯ

V. МИРОВОЗЗРЕНИЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ............................... 188

Возрождение................................................................................. 188

Реформация.................................................................................. 195

Научная Революция.....................................................................208

Философская Революция.............................




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (284)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)