Диалогическая природа общения преподавателя и обучающихся в личностно-ориентированной педагогикеТема 14. ПЕДАГОГИКА МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ · 14.1. Общение как средство педагогического сотрудничества · 14.2. Диалогическая природа общения преподавателя и обучающихся в личностно-ориентированной педагогике · 14.3. Стили педагогического общения · 14.4. Педагогические конфликты, способы их предупреждения и разрешения · 14.5. Требования к личности современного преподавателя · 14.6. Индивидуальный стиль деятельности преподавателя · 14.7. Профессионально-педагогическая культура и культура речи преподавателя · Список рекомендуемой литературы Общение как средство педагогического сотрудничества · Сущность речевого общения и его структура · Невербальные средства общения · Виды общения Сущность речевого общения и его структура Общение изучается философией, социологией, общей и социальной психологией, педагогикой и другими науками. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Общение, или коммуникация, - широкое и емкое понятие, которое применяется для обозначения осознанной и неосознанной вербальной связи, передачи и приема информации. (См. дополнительный иллюстративный материал.) · речевой - вербальный от лат. verbalis - устный, словесный; · неречевой - невербальный. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Речь, как средство общения, одновременно выступает как: · источник информации; · способ взаимодействия собеседников. (См. дополнительный иллюстративный материал.) В структуру речевого общения входят: · значение слова, фраз; · смысл слов, фраз; · речевые звуковые явления: (См. дополнительный иллюстративный материал.) o темп речи: § быстрый, § средний, § замедленный; o модуляция высоты голоса: § плавная, § резкая; o тональность голоса: § высокая, § низкая; o ритм: § равномерный, § прерывистый; o тембр: § раскатистый, § хриплый, § скрипучий; o интонация; o дикция речи. (См. дополнительный иллюстративный материал.) · выразительные качества голоса: o характерные специфические звуки, возникающие при общении: § смех, § хмыканье, § плач, § шепот, § вздохи; o разделительные звуки: § кашель; o нулевые звуки: § паузы; o звуки назализации: § "хм-хм", § "э-э-э" и др. (См. дополнительный иллюстративный материал.) В речевом общении также играют важную роль: · точность употребления слова; · выразительность; · доступность; · правильность построения фразы; · доходчивость фразы; · правильность произношения звуков, слов, выразительность; · смысл интонации. (См. дополнительный иллюстративный материал.) Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является: плавная, спокойная, размеренная манера речи. Невербальные средства общения Невербальные средства общения изучают следующие науки: · кинесика (жесты, мимика, походка, поза, визуальный контакт); · просодика и экстралингвистика (интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, т.е. интонационные характеристики голоса); · такесика (тактильные взаимодействия); · проксемика (ориентации, дистанция, т.е. пространственная организация общения). (См. дополнительный иллюстративный материал.) Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для "обсуждения" межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Существует 10 основных категорий информации о говорящем, которые в рамках невербального канала акустическим путем передаются слушателю, независимо от того, что говорит человек: · индивидуально-личностная; · эстетическая; · эмоциональная; · психологическая; · социально-иерархическая; · возрастная; · половая; · медицинская; · пространственная и другие. Виды общения В психологии наиболее распространенным и разработанным является подход к общению как одному из видов деятельности. Некоторые исследователи подчеркивают специфичность деятельности общения как формы обеспечения других видов деятельности, рассматривают его как особую деятельность. Общение - это не просто ряд последовательных действий (деятельности) общающихся субъектов. Любой акт непосредственного общения - это воздействие человека на человека, а именно их взаимодействие. Выделяют два вида общения: · социальноориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление и т.д.), в ходе которого решаются социально значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие; · Личностноориентированное общение, которое может быть деловым, направленным на какую-то совместную деятельность или связанным с личными взаимоотношениями, не имеющими отношения к деятельности. Общение между педагогом и учащимся, в ходе которого педагог решает учебные, воспитательные и личностно-развивающие задачи, мы называем педагогическим общением. В педагогическом общении присутствуют оба вида общения. Когда учитель ведет объяснение нового материала, он включен в социальноориентированное общение, если он работает с учеником один на один (беседа в ходе ответа у доски или с места), то общение личностноориентировано. Современная педагогика меняет свои ведущие принципы. Активное одностороннее воздействие, принятое в авторитарной педагогике, замещается взаимодействием, в основе которого лежит совместная деятельность педагогов и учащихся. Его основными параметрами являются взаимоотношение, взаимоприятие, поддержка, доверие, синтонность и др. Проблемы для обсуждения: Диалогическая природа общения преподавателя и обучающихся в личностно-ориентированной педагогике · Позиции самоотражения учителем своего психолого-поведенческого облика · Сущность педагогического взаимодействия Читайте также: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (690)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |