Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функции и место государства в экономическом кругообороте товаров, доходов и ресурсов



2015-12-14 1424 Обсуждений (0)
Функции и место государства в экономическом кругообороте товаров, доходов и ресурсов 0.00 из 5.00 0 оценок




Экономические функции современного государства многообразны и сложны. Во-первых, это функции, связанные с обеспечением нормального функционирования рыночной экономики:

1. Создание правовой основы и общественной атмосферы, которая способствует эффективному функционированию рынка. Для нормального осуществления экономической деятельности субъекты экономики должны быть защищены законодательно. На государстве лежит бремя формулировки основных законов, в соответствие с которыми должны действовать все субъекты рыночных отношений. Прежде всего, необходимо законодательство, обеспечивающее защиту прав частной собственности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и не сможет использовать в полную силу свой предпринимательский и материальный потенциал. Большое значение имеет законодательство о защите прав потребителей, антимонопольное законодательство. Наконец, уголовное законодательство, также способствующее более эффективной работе рыночного механизма.

2. Защита конкуренции. Одним из главных условий функционирования рыночного механизма является господство конкуренции, поэтому важнейшей функцией государства является защита конкуренции и формирование конкурентной среды, поддержание оптимальных условий для частного предпринимательства и добросовестной конкуренции, защита мелких и средних компаний от недобросовестной конкуренции со стороны крупных монополий, регулирование деятельности естественных монополий. Для обеспечения этих целей государство использует следующие методы:

· для основной массы рынков применяется антимонопольное законодательство, препятствующее слиянию фирм и обеспечивающее более или менее приемлемые условия для свободной конкуренции;

· для рынков, где в силу естественных или технических причин, существует только одна компания (естественная монополия) государство устанавливает предельный уровень цен на их продукцию или услуги или же устанавливает предельный уровень рентабельности. Подобные меры предотвращают возможность злоупотребления монопольной властью.

Защита конкуренции как основы функционирования рыночной экономики не сводится к регулированию правил поведения монополий или борьбы с ними. Важнейшим условием создания конкурентной среды является наличие достоверной информации о ситуации на рынке и состоянием экономики в целом.

3. Регулирование денежного предложения. Частный сектор экономики (бизнес и домохозяйства) не может «производить» деньги, опосредующие сделки купли-продажи в экономике. Эту функцию берет на себя государство, являющееся монополистом в данной сфере. Государство через Центральный банк осуществляет регулирование денежной массы в обращении, используя инструменты денежно-кредитной политики.

Во-вторых,функции, обусловленные тем, что в некоторых ситуациях рынок оказывается недееспособным:

4. Перераспределения национального дохода. Объективным следствием функционирования рынка и развития рыночных отношений является неравенство в доходах - распределение доходов, порождаемое свободным рынком, как было выяснено в предыдущей главе, не отвечает требованиям справедливости и гуманности. Государство берет на себя задачу сглаживания неравенства в доходах, используя для этого: прогрессивное налогообложение (по мере роста доходов увеличивается процентная ставка подоходного налога, т.е. доходы богатых облагаются более значительным налогом, чем доходы бедных слоев населения); трансфертные платежи из государственного бюджета (выплаты, в ответ на которые не предполагается предоставление какой-либо экономической услуги – пенсии, социальные пособия, стипендии); реализация государственных социальных программ (программы обязательного медицинского страхования, программы социальной помощи, социальное страхование); установление предельного уровня цен на товары первой необходимости (потолков цен).

5. Перераспределение ресурсов. Достоинством рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Однако в некоторых ситуациях возникает проблема нерационального распределения факторов производства. В этом случае государство вынуждено корректировать распределение ресурсов с целью изменения структуры производимой в обществе продукции, ограничивать действие рыночного механизма в сфере распределении средств государственного бюджета на поддержание и охрану общественного порядка, национальную оборону, обслуживание инфраструктурных комплексов и т.п., ограничивать действия рыночного механизма в сфере совокупного потребления и обеспечения. С точки зрения экономической теории, необходимость перераспределения ресурсов обусловленадвумя сбоямив работе рыночного механизма, когда: производится не то количество товаров, которое необходимо обществу, (здесь речь идет о так называемых внешних эффектах (экстерналиях) или эффектах перелива) и некоторые товары не производятся вовсе даже при наличии спроса на них.

Первый из упомянутых сбоев чаще всего связан с существованием так называемых внешних эффектов или эффектов перелива – ситуации, когда прибыли или убытки от рыночной сделки достаются не самим участникам сделки, а третьим лицам. Выделяют отрицательные и положительные внешние эффекты (издержки перелива и выгоды перелива, или отрицательные и положительные экстерналии, соответственно). Проиллюстрируем ситуацию, когда возникает отрицательный эффект перелива, на примере. Допустим существование некоторого химического комбината, не имеющего очистных сооружений и загрязняющего окружающую среду. В этой местности расходы по охране природы и поддержания экобаланса вынуждены нести местные власти и население, а не сам виновник экологического неблагополучия. И фактические издержки превышают издержки производителя (частные издержки). Мы здесь сталкиваемся с отрицательным эффектом перелива или издержками перелива.

Если бы химический комбинат нес сам все издержки, связанные с производством (в том числе и затраты на строительство, эксплуатацию, содержание и обслуживание очистных сооружений), рыночная ситуация выглядела бы стандартно– равновесие в точке А при рыночной цене РА и объемах выпуска QА. Однако рассматриваемое предприятие не осуществляет затрат на охрану окружающей среды, а значит график предложения сместиться вправо. Подобная ситуация означает, что производимый химкомбинатом объём производства (QБ) превышает оптимальный объем производства QА, возможный при правильном «распределении ролей» в решении проблем экологии.

 

Рх D S2 S S1 А Б 0 QА QБ Qх Рис.Издержки перелива   Напомним, что величина и динамика издержек производства – один из важнейших неценовых факторов предложения. Снижение затрат, как в нашем случае, будет увеличивать предложение, сдвигая график S до положения S1.

Задача государства состоит в том, чтобы превратить издержки перелива во внутренние издержки производства и вернуть ситуацию в нормальное русло. Сделать это можно, используя ряд мер. Во-первых, законодательно установить предельные нормы концентрации вредных веществ, и при превышении этих норм налагать штрафы на виновников. Во-вторых, установить высокие налоги для предприятий, производственная деятельность которых представляет экологическую угрозу. К какой бы из этих мер не прибегло государство, их следствием будет сокращение предложения рассматриваемого предприятия. Здесь следует помнить, что налоги и, по аналогии, штрафы, являются неценовыми факторами предложения, сдвигающими график предложения влево. Причем штрафы и налоги в большинстве случаев сдвигают линию S1 не до первоначального положения S, а несколько левее – до S2. Подобное положение вещей заставляет фирму в срочном порядке приступить к строительству очистных сооружений и реализации прочих мероприятий по защите окружающей среды.

Традиционным примером возникновения положительного эффекта перелива является ситуация с уровнем образования в обществе. Как известно более высокое образование доставляет определенную пользу тем людям, которые его получают. Это с одной стороны. С другой стороны, высокий уровень образования и квалификации граждан приносит определенную выгоду и обществу в целом, поскольку высокий уровень образования и квалификации предопределяет высокое качество и отдачу человеческого капитала, который в современной экономике является ведущим фактором социально-экономического развития. Сталкиваясь с вопросами возникновения выгод перелива, государство, регулируя ситуацию, может прибегнуть к следующим мерам, направленным на стимулирование производства в нашем случае образовательных услуг. К числу таких мер относятся, во-первых, стимулирование роста спроса на образовательные услуги, за счет предоставления населению целевых кредитов и дотации на образование. Во-вторых, стимулирование увеличения предложения на рынке образовательных услуг, за счет предоставления дотации и субсидии, но не населению, а вузам. В-третьих, если выгоды перелива очень велики, то государство может само выступить в роли производителя; для нашего примера с услугами образования это проявилось бы в увеличении числа бюджетных мест в государственных вузах, а также в увеличении количества последних.

Возникновение второго сбоя в работе рыночного механизма, когда некоторые товары вообще не производятся, обусловлено рядом объективных причин:

· производство некоторых благ предполагает огромные масштабы деятельности и капиталовложения, которые не под силу частному бизнесу (аэрокосмическая промышленность, атомная энергетика, фундаментальная наука, новые отрасли, которые будут выпускать продукцию с неясными пока перспективами спроса, и т.п.);

· некоторые блага, получившие название общественных благ, призваны удовлетворять коллективные потребности, которые не может произвести рынок (к таким благам можно отнести национальную оборону, поддержание правопорядка, дороги, светофоры, маяки и др.); рынок не в состоянии производить общественные товары, потому что очень сложно (или вообще невозможно) измерить полезность, которую получает каждый член общества при потреблении общественных благ.

Два этих фактора порождают необходимость государственного вмешательства. Речь идет о функции государства, связанной с производством общественных благ, стимулирование научно-технического прогресса и реализацией мер по стимулированию структурной перестройки экономики. Частный бизнес не способен обеспечить глобального прорыва в технологии и преобразовывать структуру экономики (формирование и развитие новых отраслей, изменение соотношения между ними), поскольку эти мероприятия означают крупные инвестиции в проекты с длительными сроками окупаемости и неопределенностью в отношении их будущей прибыльности. Объемы производства и потребления общественных благ представляют собой вопрос государственной политики. Решения о производстве необходимого количества общественных благ и о размере средств, выделяемых на их производство, принимаются на основе голосования в парламенте.

6. Макроэкономическая стабилизация. Функция макроэкономической стабилизации связана с необходимостью обеспечение экономического роста, полной занятости и стабильного уровня цен в экономике. Государство должно отслеживать динамику основных макроэкономических показателей – темпов экономического роста, уровня безработицы, темпов инфляции и т.п. В случае отклонения этих показателей за пределы безопасных границ государство призвано принимать определенные контрмеры, предполагающие реализацию антициклической, антиинфляционной политики, политики регулирования занятости населения.

7. Регулирование отраслевой и региональной структуры. Каждая страна имеет свои исторические и национальные особенности, что создает целую массу проблем, связанных с неравномерностью экономического развития экономики по отраслям и регионам. Регулирование отраслевой и региональной структуры осуществляется при помощи финансовых стимулов и государственных капиталовложений, которые обеспечивают привилегированные условия отдельным отраслям или регионам. В одних случаях поддержка оказывается отраслевым и территориальным единицам, находимся в критическом состоянии. В других случаях - поощряется развитие новых отраслей и новых видов производств, порожденных НТП.

8. Обеспечение конкурентоспособности страны на мировом рынке, сохранение национальных конкурентных преимуществ в мировой экономике. Целью любого государства является создание условий, обеспечивающих возможность вовлечения национальной экономки в международное разделение труда и как можно более полного использование его преимуществ - значительная экономия внутренних ресурсов, более полное удовлетворение потребностей частного сектора. Достижение этой цели осуществляется через регулирование внешнеэкономических связей по следующим направлениям: регулирование экспорта и импорта товаров; регулирование международного движения факторов производства (капитала, рабочей силы, технологии); поддержание стабильного валютного курса и его контроль, обеспечение конвертируемости национальной валюты в рамках валютно-финансовой политики; участие в работе международных экономических организаций; вовлечение в процессы международной экономической интеграции.

Здесь рассмотрен минимальный перечень экономических функций государства в современной экономике. Зачастую государству приходится более активно вмешиваться в экономическую жизнь. Так, в ситуации, когда частный капитал не в состоянии решить те или иные задачи, государство активно вмешивается в производственную сферу – учреждает государственные компании по производству промышленной продукции (причем изделий, не относящихся к категории общественных благ - нефтепродукты, автомобили и т.п.), выкупает нерентабельные компании с целью модернизации и реорганизации и т.д. При этом важно, чтобы государственное вмешательство не превышало некий предел, преодоление которого чревато ослаблением рыночного механизма и снижением эффективности экономической системы.

Государство, таким образом, выступает одним из субъектов рыночной экономики. Место и роль государства в современной рыночной экономике можно отразить с помощью уже известной схемы модели кругооборота товаров, доходов и ресурсов:

 

 

Государство, которое, являясь полноправным субъектом рыночного хозяйства, взаимосвязано, как с домохозяйственным сектором, так и с сектором бизнеса. Домашние хозяйства платят государству индивидуальные налоги (подоходный налог, налог на имущество и т.п.) и получают от государства разного рода трансфертные выплаты (пенсии, стипендии, различные социальные пособия). Бизнес также платит государству налоги (например, налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и проч.), а от государства получает трансферты в форме субсидий, налоговых льгот, льготных займов и т.п. На рынке факторов производства государство может приобретать экономические ресурсы для государственных производственных предприятий, а на рынке товаров и услуг – потребительские блага, необходимые для реализации экономических функций государства.

 



2015-12-14 1424 Обсуждений (0)
Функции и место государства в экономическом кругообороте товаров, доходов и ресурсов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функции и место государства в экономическом кругообороте товаров, доходов и ресурсов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1424)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)