Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Основания, условия и порядок ускоренного производства




 

В соответствии с ч. 1 ст. 452 УПК основанием к проведению ускоренного производства является наличие достаточных данных, указывающих на признаки, не представляющих большой общественной опасности, или менее тяжких преступлений, предварительное расследование по уголовным делам о которых отнесено к компетенции органов дознания. Перечень таких уголовно-наказуемых деяний содержится в ч. 12 ст. 182 УПК. Помимо оснований необходимы определенные условия - установленные уголовно-процессуальным законом требования, наличие которых обязательно при решении вопроса о начале и дальнейшем проведении ускоренного производства. К ним относятся:

- очевидность преступления;

- известность лица, подозреваемого в его совершении, которое не отрицает своей причастности к совершению преступления;

- совершение преступления вменяемым лицом, достигшим 18-летнего возраста.

Таким образом, только при наличии изложенных оснований и условий орган дознания вправе осуществлять ускоренное производство, которое должно быть закончено в срок до 10 суток с момента поступления информации о преступлении и до передачи уголовного дела прокурору. Данный срок может быть продлен по мотивированному постановлению органа дознания прокурором или его заместителем, осуществляющим надзор до 15 суток.

В случае отсутствия оснований для начала ускоренного производства проводится проверка в соответствии со ст. 173 УПК. В этой ситуации деятельность органа дознания происходит в стадии возбуждения уголовного дела и заканчивается принятием одного из следующих решений, предусмотренных в ч.1 ст. 174 УПК: о возбуждении уголовного дела, об отказе в его возбуждении, о передаче заявления или сообщения о преступлении по подследственности, о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде уголовное дело частного обвинения в соответствии со ст. 426 УПК. Следует иметь в виду, что в разделе Уголовно-процессуального кодекса, регламентирующем возбуждение уголовного дела, не указывается на возможность принятия решения об ускоренном производстве по поступившему сообщению о преступлении. В этой связи Л.И. Кукреш полагает, что ч. 1 ст. 174 УПК целесообразно было бы дополнить пунктом, предоставляющим органу дознания право принятия по заявлению, сообщению о преступлении такого решения, как ускоренное производство.[5]

При отсутствии одного из перечисленных условий, но при наличии оснований возбуждается уголовное дело и проводится предварительное расследование.

Порядок ускоренного производства определяется общими правилами Уголовно-процессуального кодекса, за изъятиями, предусмотренными главой 47 названного закона. В его ходе орган дознания должен выяснить все обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу:

1) наличие общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);

2) виновность обвиняемого в совершении преступления;

3) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого (обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, характеризующие личность обвиняемого);

4) характер и размер вреда, причиненного преступлением.

Кроме названных обстоятельств законодатель в ст. 90 УПК говорит о необходимости выявления причин и условий, способствовавших совершению преступления. Однако необходимо отметить, что данной нормой эта обязанность установлена для органа уголовного преследования при осуществлении дознания и предварительного следствия. Вместе с тем полагаем, что при наличии в ускоренном производстве процессуальных возможностей орган дознания должен принимать меры по обнаружению фактов, детерминирующих преступное деяние и соответствующим образом реагировать на них.

В ходе осуществления ускоренного производства до возбуждения уголовного дела законодатель в ч. 3 ст. 452 УПК называет следующие способы установления обстоятельств, входящих в предмет доказывания:

1) получение объяснений от лица, совершившего преступление, очевидцев и других лиц об обстоятельствах совершенного преступления;

2) истребование справки о наличии или отсутствии судимости у лица, совершившего преступление, характеризующих данных о его личности;

3) истребование других материалов, имеющих значение для рассмотрения дела в судебном заседании.

Получение объяснений от лица, совершившего преступление, очевидцев и др. лиц является одним из основных процессуальных действий, выполняемых при ускоренном производстве до возбуждения уголовного дела. Уголовно-процессуальный закон не предъявляет определенных требований к объяснению. Вместе с тем по смыслу п. 34 ст. 6 УПК факт производства, содержание и результаты любого процессуального действия, в том числе и получение объяснения, подлежат удостоверению в соответствующем протоколе, в котором указываются место, дата, время начала и окончания получения объяснения с точностью до минуты; фамилия и должность лица, составившего протокол; анкетные данные дающего объяснение; фактические данные, подтверждающие наличие преступления и виновность лица, его совершившего. Содержание объяснения фиксируется в письменном виде от первого лица или собственноручно пишется лицом, дающем объяснение. При этом лицо, пострадавшее от преступления, и очевидцы не предупреждаются об уголовной ответственности за отказ или уклонение от объяснения, поскольку это действие не является допросом, не рассматривается как следственное, и данные лица не занимают процессуального положения потерпевшего или свидетеля. Статус таковых они обретают после возбуждения уголовного дела. До получения объяснения следует разъяснить лицу, дающему объяснение, что в соответствии с ч. 4 ст. 10 УПК никто не должен понуждаться к даче объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников. Также следует разъяснить опрашиваемому, что в соответствии со ст. 27 Конституции Республики Беларусь он может отказаться от дачи объяснений против его самого, членов его семьи и близких родственников. Об этом должна быть сделана отметка в тексте объяснения. Лицо, давшее объяснение, подписывает каждую страницу текста, должностное лицо органа дознания - его последнюю страницу. Если после ознакомления с текстом объяснения возникает потребность внести замечания, дополнения или исправления, то все они должны быть оговорены и удостоверены подписью лица, дающего объяснение.

В случае, когда дающий объяснение, не владеет языком, на котором ведется процесс, ему в соответствии со ст. 21 УПК должно быть обеспечено участие переводчика. При этом лицо, осуществляющее ускоренное производство, не вправе принимать на себя обязанность переводчика, хотя бы оно и владело необходимыми для перевода языками. Следует также иметь в виду, что, привлекая переводчика к участию в указанном процессуальном действии, дознаватель не предупреждает его об уголовной ответственности за заведомо неправильный перевод, а также отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей. Это обусловлено тем, что в соответствии со ст. 401, 402 УК уголовно наказуемым является совершение указанных действий лишь при производстве предварительного следствия, дознания и рассмотрения дела в суде.[6]

В ходе ускоренного производства истребуются справка о наличии или отсутствии судимости у лица, совершившего преступление, а также сведения о его личности. К ним относятся различного рода характеристики с места работы, учебы, жительства, справки о том, состоит ли оно на наркологическом и психоневрологическом учетах, привлекалось ли к административной ответственности и другие документы, характеризующие лицо, совершившее преступление. Справка о наличии или отсутствии судимости, как правило, истребуется сразу же после начала ускоренного производства. Указанные сведения предоставляются информационно-аналитическими подразделениями органов внутренних дел на основании письменного запроса по форме, установленной Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2006 № 909 (ред. от 19.05.2009) «Об утверждении Положения о порядке функционирования единой государственной системы регистрации и учета правонарушений». Запрос подписываются дознавателем либо начальником органа дознания и заверяются печатью.

Сведения о личности лица, совершившего преступление, истребуются запросами в соответствующие предприятия, учреждения, организации. Указанные запросы подписываются руководителем органа дознания. Только в этом случае они приобретают силу процессуальных документов.

Кроме того, орган дознания вправе истребовать другие предметы и документы, имеющие значение для рассмотрения дела в суде. Так, при ускоренном производстве по факту уклонения родителей от содержания детей (ст. 174 УК) истребуется копия исполнительного листа, по факту обмана потребителей (ч.1 ст. 257 УК) – копия документа о наложении административного взыскания за совершение данного правонарушения впервые, а также счета, накладные и т.п. При наличии сведений о том, что лицо, совершившее преступление, злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими веществами, истребуется и приобщается к делу медицинское заключение, необходимое для решения вопроса о применении к нему принудительных мер безопасности и лечения.

Уголовно-процессуальный закон разрешает в ходе ускоренного производства до возбуждения уголовного дела применение отдельных иных мер процессуального принуждения. У лица, совершившего преступление, берется обязательство являться по вызовам органа дознания и сообщать о перемене места жительства. В случае же неявки оно может быть подвергнуто приводу.

После того, как будет установлено, что собранных материалов достаточно для возбуждения уголовного дела и направления его в суд, орган дознания в соответствии с ч. 1 ст. 454 УПК осуществляет следующие процессуальные действия:

1. Выносит постановление о возбуждении уголовного дела и принимает его к своему производству.

2. Привлекает в качестве обвиняемого лицо, совершившее преступление, в порядке, предусмотренном ст. 240 – 244 УПК. При этом ему должно быть разъяснено право пригласить защитника либо ходатайствовать перед дознавателем об обеспечении участия защитника. В случаях, когда в соответствии со ст. 45 УПК участие защитника при предъявлении обвинения является обязательным, дознаватель обязан принять меры по обеспечению его участия. Немедленно после предъявления обвинения дознаватель обязан допросить обвиняемого в соответствии с правилами ст. 215 – 219 УПК.

3. Решает вопрос и применении в отношении обвиняемого меры пресечения в соответствии со ст. 116 – 126 УПК. Законодатель позволяет применить любую из мер пресечения, за исключением передачи лица, на которое распространяется статус военнослужащего, под наблюдение командования воинской части и отдачи несовершеннолетнего под присмотр. Это объясняется тем, что по преступлениям, совершенным указанными категориями лиц, обязательно предварительное следствие и ускоренное производство не предусмотрено.

4. Принимает решение о признании соответствующего лица потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком. Следует отметить определенную терминологическую несогласованность, которую допустил законодатель, говоря о том, что последнее из названных решений принимает орган дознания, поскольку в соответствии с ч. 5 ст. 38 УПК они не требуют утверждения начальником органа дознания.

Законодатель в ст. 454 УПК дает исчерпывающий перечень действий, которые могут быть осуществлены при окончании ускоренного производства. Выполнение каких-либо других следственных или иных процессуальных действий запрещено. Если возникает необходимость в дополнительном доказывании обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 89 УПК, путем производства, например, очных ставок, допросов свидетелей, осмотров предметов и документов и т.д. принимается решение о возбуждении уголовного дела в обычном порядке и проводится дознание по общим правилам УПК.

Выполнив перечисленные в ч. 1 ст. 454 УПК действия, орган дознания заканчивает ускоренное производство по основаниям и в порядке, предусмотренном ст. 255 – 262 УПК, т.е. уведомляет об окончании производства по уголовному делу и знакомит обвиняемого, его защитника, ели он участвует в процессе, потерпевшего и других участников с уголовным делом, разрешает поступившие ходатайства, выносит постановление о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд, прилагает к нему справку, содержащую сведения об обстоятельствах, перечисленных в ст. 261 УПК, составляет список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание, и справку о результатах проведенного ускоренного производства.

В соответствии со ст. 453 УПК ускоренное производство должно быть закончено не позднее 10 суток со дня поступления в орган дознания заявления или сообщения о преступлении до передачи уголовного дела прокурору для направления в суд. Данный срок может быть продлен по мотивированному постановлению органа дознания до 15 суток прокурором или его заместителем, осуществляющими надзор.

При поступлении от органа дознания уголовного дела, законченного в порядке ускоренного производства, прокурор или его заместитель обязаны в срок не более 24 часов проверить это дело и принять одно из следующих решений:

- о направлении дела в суд, согласившись с постановлением органа дознания;

- о прекращении ускоренного производства по уголовному делу по основаниям, предусмотренным ст. 250 УПК;

- о возвращении уголовного дела органу дознания или направления его следователю со своими письменными указаниями для производства предварительного расследования.

При принятии решения о направлении дела в суд прокурор или его заместитель немедленно своим постановлением направляют уголовное дело в суд по подсудности и уведомляют об этом обвиняемого, его защитника и законного представителя, потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей, разъяснив при этом, что в дальнейшем всякие ходатайства и жалобы по делу направляются непосредственно в суд. Копию постановления органа дознания о передаче уголовного дела прокурору для направления в суд прокурор или его заместитель вместе с уведомлением направляют обвиняемому и потерпевшему с переводом на их родной язык или на другой язык, которым они владеют. Если прокурором или его заместителем были изменены объем обвинения или квалификация общественно опасного деяния, либо применена, изменена или отменена мера пресечения, указанным лицам направляются копии соответствующих постановлений. При направлении уголовного дела в суд прокурор или его заместитель в постановлении высказывают мнение о рассмотрении уголовного дела без участия государственного обвинителя с предложением о применении к обвиняемому наказания или иных мер уголовной ответственности. Прокурор по таким делам будет выступать стороной процесса (государственным обвинителем), но делаться это будет без его личного участия в судебном процессе. В этом случае обвиняемому и потерпевшему, помимо вышеназванных документов, должна быть передана копия постановления о направлении уголовного дела в суд. Вместе с уголовным делом в суд направляется также постановление органа дознания о передаче дела прокурору для направления в суд и список лиц, подлежащих вызову в судебное заседание.

 

 




Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1229)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)