Аудиторская проверка учёта расчётных и кредитных операций
· Задачи, объекты и источники информации. · Проверка расчётов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками. · Аудит расчётов с подотчётными лицами. · Аудит кредитов и займов. Основными нормативными документами, регулирующими объект проверки являются: 1. Гражданский кодекс РФ, части 1 и 2; 2. Налоговый кодекс РФ, части 1 и 2; 3. Закон РФ "О бухгалтерском учёте", № 402-ФЗ от 06.12.2011 г.; 4. Система национальных стандартов по бухгалтерскому учёту (ПБУ); 5. План счетов бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организаций (Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 г., № 94н);
В ходе аудита расчётов с поставщиками и подрядчиками, покупателями, разными дебиторами и кредиторами должны быть решены следующие основные задачи: 1. установлено наличие и правильность оформления документов по поставке ТМЦ (договоры, акты сверки взаиморасчётов и т.д.); 2. проведена проверка правильности расчётов с поставщиками и подрядчиками, а так же с покупателями и заказчиками за ТМЦ и услуги; 3. подтверждена полнота и своевременность оприходования полученных ТМЦ и учёта выполненных работ (услуг); 4. установлена правильность отражения в учёте сумм полученных и выданных авансов, предъявленных претензий; 5. проверена правильность отражения в балансе сумм дебиторской и кредиторской задолженности; 6. установлены причины и давность образования задолженности по расчётам, определены реальность и пути погашения дебиторской задолженности. Источниками информациидля аудитора являются: · договоры поставки продукции (работ, услуг), заключенные с поставщиками и подрядчиками, а так же договоры с покупателями и заказчиками; · акты сверки и инвентаризации расчётов; · копии платёжных документов; · Книга покупок, Книга продаж · учётные регистры (ведомости, журналы-ордера № 6, № 11, 8, 9, 15, машинограммы по счетам 60,62,58,76,79,99 и т.д.) · Главная книга; · Годовая отчётность. Аудит расчётов с контрагентами должен проводится по специальной программе, составленной по результатам оценки системы внутреннего контроля, действующей у клиента. Такая программа позволит последовательно выполнить все необходимые аудиторские процедуры, получить и обобщить достаточное количество аудиторских доказательств надлежащего качества.
· Проверка расчётов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками.
Основной целью проверки данного раздела учета является установление правильности ведения расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученные от них ТМЦ, принятые работы или оказанные услуги. В соответствии с этим, в первую очередь необходимо проверить наличие и правильность оформления договоров на поставку, куплю-продажу, договоров подряда, а так же возмездного оказания услуг, которые должны отвечать требованиям норм Гражданского Кодекса РФ. При обнаружении просроченной дебиторской задолженности необходимо установить дату ее возникновения и причину образования. Особое внимание уделяется дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности (более трёх лет), при этом следует проверить, какие меры были предприняты организацией к её взысканию. При наличии импортеров необходимо уточнить порядок ведения учета курсовых разниц и уточнить, осуществлялся ли на отчётную дату пересчёт остатков по счёту 60 субсчёту "Расчёты с поставщиками в валюте". Приступая к составлению программы аудиторских процедур, аудитор оценивает состояние внутреннего контроля, действующего на предприятии, чаще всего, используя для этого письменный или устный опрос работников предприятия. В ходе такого опроса устанавливается: · наличие договоров поставок; · периодичность проведения сверок с поставщиками по расчетам (ежеквартально или на конец года); · полнота охвата сверок (100%, 50% поставщиков); · регистрируются ли счета-фактуры в отдельном журнале; · кому предоставлено право на получение ТМЦ от поставщиков (лицам, зафиксированным в приказе или без ограничений); · сверяет ли бухгалтер цены, указанные в счетах-фактурах поставщиков с договорными ценами.
В таблице № 1 приведён примерный перечень контрольных процедур, применяемых в организации, наличие которых должен выяснить аудитор. При этом положительный ответ на каждый из первых предложенных методов достижения поставленных двенадцати задач, свидетельствует об очень высоком уровне системы внутреннего контроля, действующей у клиента. Однако все эти ответы должны быть подтверждены организацией документально. Программа аудиторской проверки расчётов с поставщиками и подрядчиками включает в себя:
Так же источниками информации для аудитора являются: · журнал регистрации выданных доверенностей на получение ТМЦ; · накладные на поступившие ТМЦ, акты выполненных работ; · таможенные декларации при импортных операциях; · Бухгалтерский баланс (форма №1); · Данные аналитического учёта расчётов с поставщиками и подрядчиками. Далее аудитор выборочно проверяет расчётные операции с поставщиками по данным учётных регистров по счёту 60 "Расчёты с поставщиками и подрядчиками" и платёжных документов, используя методы прослеживания и арифметической проверки. Проверяя состояние расчетов с поставщиками и подрядчиками, аудитор должен изучить систему расчетов, применяемую в организации (акцептная, аккредитивы, расчеты платежными поручениями, чеками и т.д.). Особое внимание на данном участке проверки уделяется наличию всех оправдательных документов, в случае отсутствия которых, в банк отправляется запрос о предоставлении их копий. При необходимости может быть проведена инвентаризация расчётов, а так же встречная проверка документов и регистров учёта у клиента и поставщика. Инвентаризацию целесообразно проводить посредством направления запроса к контрагенту о состоянии расчётов на определённую дату с приложением к нему расшифровки задолженности. Результаты инвентаризации должны быть оформлены специальным актом в двух экземплярах. К акту прилагается справка с наименованием и адресами дебиторов и кредиторов, а также с указанием сумм задолженности и времени ее возникновения. Рассмотрим подробнее некоторые аудиторские процедуры: 1. Проверка наличия документов на приобретение ТМЦ. Проводя эту процедуру, аудитор выборочно просматривает приходные документы, сверяя их с договорами поставок. Затем проверяется наличие счетов-фактур от поставщиков к каждому приходному документу. Особое внимание уделяется проверке неотфактурованных поставок. 2. Проверка своевременности предъявления претензий поставщикам по качеству и количеству ТМЦ. 3. Проверка правильности предъявления поставщиком НДС и определения суммы НДС, подлежащей налоговому вычету. В ходе этой процедуры следует учесть, что счета-фактуры, выставленные с нарушением установленного НК РФ порядка, не могут служить основанием для принятия НДС к возмещению. 4. Проверка записей учетные регистры. При журнально-ордерной ордерной форме учёта аналитический и синтетический учёт по счёту 60 ведётся в журнале-ордере № 6, по каждому поставщику и по каждому счёту. 5. Проверка полноты оприходования материальных ценностей материально-ответственными лицами. Эта процедура заключается в просмотре счетов поставщиков, приходных ордеров и сравнении их с записями в карточках складского учета материалов. 6. Проверка правильности отражения операций на счетах бухгалтерского учёта. В ходе этой процедуры аудитор должен помнить, что в соответствии с Планом счетов, ведется раздельный учет авансов выданных поставщикам, т.е. к счету 60 должны быть открыты отдельные субсчета по авансам, выданным и по расчетам за полученные ТМЦ. При выдаче аванса поставщику (60.2): Д-т 60.2 К-т 51 При получении ТМЦ (60.1) Д-т 10 К-т 60.1 Д-т 19 К-т 60.1 Поэтому необходим зачет выданного аванса: Д-т 60.1 К-т 60.2 Типичными ошибками являются: · арифметические ошибки, отсутствие необходимых реквизитов и несвоевременная регистрация первичных документов в учётных регистрах; · несвоевременное списание задолженности в связи с неверным исчисление срока исковой давности; · возмещение "входного" НДС без счетов-фактур поставщиков; · несвоевременное предъявление претензий поставщикам; · отсутствие аналитического учёта по поставщикам, неотфактурованным поставкам, авансам выданным, и т.д. · ошибки в составлении корреспонденции счетов и др. Аудит расчётов с покупателями и заказчиками проводится аналогично проверке расчётов с поставщиками и подрядчиками. В ходе такой проверки аудитор должен установить: · наличие и правильность оформление договоров поставки продукции (условия оплаты); · на основе данных инвентаризации выяснить реальную задолженность покупателей; · на основании платёжных документов оценить состояние расчётов с покупателями; · путём прослеживания и арифметического контроля устанавливается правильность ценообразования на продукцию, факты её продажи ниже себестоимости, особенно по товарообменным операциям; · оценивается порядок ведения аналитического учёта с покупателями, который должен обеспечивать получение оперативной информации о сумме реальной задолженности каждого; · изучаются факты возникновения просроченной дебиторской задолженности, а так же причины неплатежей; · устанавливается правильность составления бухгалтерских проводок. Расчёты с покупателями и заказчиками ведутся на одноимённом счёте 62 "Расчёты с покупателями и заказчиками". Следует отметить, что авансы, полученные от покупателей должны учитываться на счёте 62 обособленно на отдельном субсчёте "Расчёты по авансам полученным". В ходе данной процедуры выяснить: · обоснованность получения авансов; · правильность исчисления НДС с полученных сумм частичной оплаты и дальнейших расчётов по определению выручки и налогов; · правильность ведения синтетического и аналитического учёта полученных сумм предварительной оплаты. · Аудит расчетов с подотчетными лицами. Основными нормативными и законодательными актами, регламентирующими объект проверки, являются: 1. НК РФ, часть 2; 2. План счетов бухгалтерского учёта и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 г., № 94Н); 3. "Порядок ведения кассовых операций в РФ", утвержденный решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.93 № 40. 4. "Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории РФ (приказ Минфина РФ № 93 от 08.02.2002 г.). Подотчетными суммами называются денежные авансы, которые выдаются работникам предприятия из кассы на мелкие административно-хозяйственные и операционные расходы, а также на командировочные расходы. Список подотчетных лиц и порядок выдачи денег в подотчет утверждаются приказом руководителя. Так как расчеты с подотчетными лицами носят массовый характер, то этот этап аудита является достаточно трудоемким, хотя сами операции довольно однообразны, а методы проверки их просты. Чаще всего такие операции проверяются сплошным порядком, поэтому выполнять эту работу поручается ассистентам аудитора. Источниками информации для аудитора являются: · авансовые отчеты с приложенными к ним оправдательными документами; · журнал регистрации авансовых отчётов; · сметы представительских расходов и приказы об их утверждении; · журнал-ордер № 7 являющийся регистром как синтетического, так и аналитического учёта; · Главная книга; · Бухгалтерский баланс (форма № 1); · "Отчёт о движении денежных средств" (форма № 4); · приказы и распоряжения руководителя о перечне подотчетных лиц, о выдаче денег в подотчет, о направлении работников в командировку и т.д. Кроме того, в ходе проверки аудитор использует информацию, полученную в результате изучения кассовых операций. Для сбора информации при составлении программы аудиторской проверки целесообразно использовать вопросник (таблица № 1), по результатам которого аудитор делает выводы и намечает перечень аудиторских процедур, основными из которых являются: 1. Проверка соответствия лиц, фактически получающих деньги в подотчёт утверждённому списку, а так же наличие подотчётных лиц в штате организации. 2. Проверка выдачи в подотчёт денежных средств лицам, не отчитавшимися по раннее полученному авансу; При этом следует помнить, что "Порядок ведения кассовых операций в РФ", запрещает: · выдавать деньги в подотчет лицу, не отчитавшемуся по ранее выданному авансу; · передавать подотчетные суммы от одного работника к другому. 3. Проверка соблюдения сроков предоставления авансового отчета. При этом следует отметить, что ограничений на размер суммы, выдаваемой в подотчет, законодательно не установлено. 4. Проверка оправдательных документов (формально, арифметически и по существу), а так же проверка целевого использования подотчётных сумм; 5. Проверка командировочных расходов: полноты документов и правильности возмещения таких расходов. 6. Проверка правильности списания подотчётных сумм в налоговом учёте на расходы, не принимаемые для целей исчисления налога на прибыль; 6. Проверка правильности отражения операций с подотчетными лицами на счетах бухучета и записей в журнал-ордер № 7 7. Другие процедуры. Типичные ошибки при расчетах с подотчетными лицами могут быть классифицированы следующим образом: 1. Нарушение порядка выдачи подотчетных сумм: · выдача денег лицам, не включенным в список подотчетных лиц; · выдача денег лицам, не являющимся работниками предприятия; · выдача денег лицам, не отчитавшимся по ранее полученным авансам; · нецелевое использование денежных средств. 2. Нарушения при оформлении командировочных расходов: · отсутствие приказов; · отсутствие командировочных удостоверений или отметок в них; · несоблюдение установленных норм командировочных расходов; · отсутствие приказов об оплате суточных сверх норм. 3. Нарушение порядка налогообложения при оформлении командировочных расходов: · некорректное выделение НДС в суммах командировочных расходов · уменьшение налогооблагаемой прибыли по налогу на прибыль на сумму суточных, выплаченных сверх лимита. 4. Нарушения при приобретении материальных ценностей подотчетными лицами: · выделение НДС расчетным путем от стоимости материальных ценностей, приобретенных в розничной торговле; · включение НДС, выделенного отдельной строкой по материальным ценностям, приобретенным у предприятий- изготовителей или у предприятий оптовой торговли на затраты или в стоимость материальных ценностей. 5. Нарушение порядка учета представительских расходов (не соблюдение смет); 6. Нарушение порядка ведения синтетического учета расчетов с подотчетными лицами: · неверное составление бухгалтерских проводок; · неправильный подсчет остатков по счету 71 "Расчёты с подотчётными лицами" · несоответствие записей в авансовых отчетах записям в журнале-ордере № 7. Выявленные отклонения фиксируются в рабочих документах аудитора.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (730)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |