Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Виды операционной стратегии




Ограниченный (или концентрированный) рост. Этот тип операционной стратегии используется предприятия­ми со стабильным ассортиментом продукции и производственными технологиями, слабо подверженными влия­нию технологического прогресса. Выбор такой стратегии возможен в условиях относительно слабых колебаний конъ­юнктуры товарного рынка и стабильной конкурентной позиции предприятия. Основными типами этой базовой стратегии являются:

-стратегия усиления конкурентной позиции;

-стратегия расширения рынка;

-стратегия совер­шенствования продукта.

Соответственно финансовая стра­тегия предприятия в этих условиях направлена в первую очередь на эффективное обеспечение воспроизводствен­ных процессов и прироста активов, обеспечивающих ограниченный рост объемов производства и реализации продукции. Стратегические изменения финансовой дея­тельности в этом случае сводятся к минимуму.

Ускоренный (интегрированный или дифференцирован­ный) рост. Такой тип операционной стратегии избирают, как правило, предприятия, находящиеся в ранних ста­диях своего жизненного цикла, а также в динамично развивающихся отраслях под воздействием технологиче­ского прогресса. Основными типами этой базовой страте­гии являются:

-стратегия вертикальной интеграции;

-стра­тегия обратной интеграции;

-стратегия горизонтальной "диверсификации;

-стратегия конгломератной диверсифи­кации.

Финансовая стратегия в этом случае носит наибо­лее сложный характер за счет необходимости обеспечения высоких темпов развития финансовой деятельности, ее диверсификации по различным формам, регионам и т.п.
Сокращение (или сжатие). Эта операционная страте­гия наиболее часто избирается предприятиями, находя­щимися на последних стадиях своего жизненного цик­ла, а также в стадии финансового кризиса. Она основана на принципе "отсечение лишнего", предусматривающем сокращение объема и ассортимента выпускаемой про­дукции, уход с отдельных сегментов рынка и т.п.

Основ­ными типами этой базовой стратегии являются:

-стратегия сокращения структур;

-стратегия сокращения расходов;

· стратегия "сбора урожая";

· стратегия ликвидации.

Финан­совая стратегия предприятия в этих условиях призвана обеспечить эффективное дезинвестирование и высокую маневренность использования высвобождаемого капитала в целях обеспечения дальнейшей финансовой стабили­зации.

Сочетание (или комбинирование). Такая операцион­ная стратегия предприятия интегрирует в себе рассмот­ренные различные типы частных стратегий отдельных стратегических зон хозяйствования или стратегических хозяйственных единиц. Такая стратегия характерна для наиболее крупных предприятий (организаций) с широ­кой отраслевой и региональной диверсификацией опе­рационной деятельности. Соответственно финансовая стратегия таких предприятий (организаций) дифферен­цируется в разрезе отдельных объектов стратегического управления, будучи подчинена различным стратегичес­ким целям их развития.

Результаты исследований показывают, что при разработке финансовой стратегии предприятия целе­сообразно выделять следующие доминантные сферы (на­правления) развития финансовой деятельности:

Стратегия формирования финансовых ресурсов пред­приятия. Цели, задачи и основные стратегические реше­ния этой части финансовой стратегии должны быть направлены нафинансовое обеспечение реализации корпоративной стратегии предприятия и соответственно подчинены ей.

Стратегия распределения финансовых ресурсов пред­приятия. Параметры стратегического набора этой части финансовой стратегии должны быть, с одной сто­роны направлены на финансовое обеспечение реализации отдельных функциональных стратегий и стратегий хозяй­ственных единиц, а с другой,составлять основу форми­рования направлений инвестиционной деятельности предприятия в стратегической перспективе.

Стратегия обеспечения финансовой безопасности предприятия. Цели, задачи и важнейшие стратегические решения этой части финансовой стратегии должны быть направлены на формирование и поддержку основ­ных параметров финансового равновесия предприятия в процессе его стратегического развития.

Стратегия повышения качества управления финансо­вой деятельностью предприятия. Параметры стратегического набора этой части финансовой стратегии разраба­тываются финансовыми службами предприятия и вклю­чаются в виде самостоятельного блока в корпоративную и отдельные функциональные стратегии предприятия.

Процесс разработки и реализации финансовой стра­тегии предприятия осуществляется по следующим этапам.

  1. Определение общего периода формирования фи­нансовой стратегии.
  2. Исследование факторов внешней финансовой сре­ды.
  3. Оценка сильных и слабых сторон предприятия, определяющих особенности его финансовой деятельности.
  4. Комплексная оценка стратегической финансовой позиции предприятия.
  5. Формирование стратегических целей финансовой деятельности предприятия.
  6. Разработка целевых стратегических нормативов финансовой деятельности.
  7. Принятие основных стратегических финансовых решений.
  8. Оценка разработанной финансовой стратегии.
  9. Обеспечение реализации финансовой стратегии.
  10. Организация контроля реализации финансовой стратегии.

Объектом финансового управления выступают капитал и денежные потоки. Эти стоимостные категории имеют стратегическое значение, так как их состояние в значительной мере определяет конкурентные преимущества и экономический потенциал акционерной компании. Организация с достаточным объемом собственного капитала (более 50% от общего объема капитала) и положительным сальдо денежных потоков (приток денежных средств выше их оттока) имеет возможности для привлечения дополнительных денежных ресурсов с финансового рынка.

Следовательно, финансовая стратегия — это долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач организации.

В процессе разработки стратегии прогнозируют основные тенденции развития финансов, формируют концепцию их использования, намечают принципы организации финансовых отношений с государством (налоговая политика) и партнерами (поставщиками, покупателями, инвесторами, кредиторами, страховщиками и пр.).

При стратегическом планировании намечают альтернативные пути развития организации, используя прогнозы опытных специалистов (менеджеров). Следует отметить, что обеспечение долговременного развития предприятия в интересах его собственников (акционеров) предполагает:

- формирование оптимальной величины уставного капитала;

- привлечение дополнительных источников финансирования с рынка капитала (в форме кредитов и займов);

- аккумуляцию денежных фондов, образуемых в составе выручки от реализации продукции (работ, услуг);

- формирование нераспределенной прибыли, направляемой на капиталовложения;

- привлечение специальных целевых средств;

- учет и контроль формирования капитала, доходов и денежных фондов.
Исходя из принятой стратегии, определяются конкретные цели и задачи производственной и финансовой деятельности и принимаются оперативные управленческие решения.

Важнейшие направления разработки финансовой стратегии предприятия следующие:

- анализ и оценка финансово-экономического состояния;

- разработка учетной и налоговой политики;

- формирование кредитной политики;

- управление основным капиталом и выбор метода амортизации;

- управление оборотным капиталом и кредиторской задолженностью;

- управление текущими издержками, сбытом продукции и прибылью;

- определение ценовой политики;

- выбор дивидендной и инвестиционной политики;

- оценка достижений корпорации и ее рыночной стоимости (цены).

Однако выбор той или иной стратегии не гарантирует получения прогнозного дохода в связи с влиянием внешних факторов, в частности состояния финансового рынка, налоговой, таможенной, бюджетной и денежно-кредитной политики государства.

Составной частью финансовой стратегии является перспективное финансовое планирование, определяющее основные параметры деятельности предприятия: объем и себестоимость продаж, прибыль и рентабельность, финансовая устойчивость и платежеспособность.

Финансовая тактика — это решение частных задач конкретного этапа развития предприятия путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перераспределения денежных ресурсов между видами расходов и структурными подразделениями.

При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что объясняется изменчивостью рыночной конъюнктуры (спроса и предложения на ресурсы, товары, услуги и капитал).

Стратегия и тактика финансовой политики тесно взаимосвязаны. Правильно выбранная стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Финансовую политику должны осуществлять профессионалы — главные финансовые менеджеры (директора), владеющие всей информацией о стратегии и тактике компании. Для принятия управленческих решений используют информацию, приведенную в бухгалтерской и статистической отчетности и в оперативном финансовом учете, которая и служит главным источником данных для определения показателей, применяемых в финансовом анализе и внутрифирменном финансовом планировании.




Читайте также:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1189)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)