Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Темы рефератов по социальной психологии



2015-12-14 1011 Обсуждений (0)
Темы рефератов по социальной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок




 

ТЕМА 1. Социальная педагогика как отрасль знания и учебный предмет. Основные категории социальной педагогики. Краткий обзор истории социальной педагогики и социально-педагогической практики. Социальное формирование личности как объект философского, социологического и культурологического познания. Социализация и индивидуализация членов общества. Предмет социальной педагогики. Основные категории и понятия социальной педагогики: социальная среда, микросоциум, социальное воспитание и развитие, социализация, социальная работа, социальное конструирование, социальная патология, социально-педагогическая помощь и другие. Функции социальной педагогики. Становление социальной педагогики как отрасли научного знания, ее место в системе педагогических дисциплин. Социальная педагогика как наука, практика и учебный предмет. Междисциплинарный и интегративный характер социальной педагогики, ее отношения с другими науками. Возрастная и социально-профессиональная дифференциация социальной педагогики. Структура курса социальной педагогики.

 

ТЕМА 2. Социализация личности. Социальное воспитание как педагогическая категория и целостный процесс. Концепция социального – воспитания Биосоциальная сущность человека. Понятие о социальном воспитании. Социальном формировании личности, социализации. Личность как высшая ценность. Соотношения развития, социализации и воспитания. Разнообразие научных подходов к проблеме социализации личности (психоаналитический, интеракционистский, социального научения, феноменологический). Социализация личности как процесс самоактуализации, самореализации, саморазвития и самопознания. Каналы социализации; традиционный, институциональный, стилизованный (субкультура).Социальное воспитание как педагогическая категория. Субъекты социального воспитания. Социальное воспитание как создание условий для развития человека в открытой среде. Принципы социального воспитания. Цивилизация, общество, культура и проблемы социального воспитания. Современная концепция социального воспитания молодежи.

ТЕМА 3. Психолого-педагогические механизмы социализации личности. Формирование «социального типа» и творческой индивидуальности воспитанникаСоциальное формирование личности как процесс и результат многомерного и многопланового (социального, экономического, эмоционального, политического и иного ценностного значимого) воздействия на осознаваемые и неосознаваемые компоненты психики личности. Общие механизмы трансляции: институционные, интеракционные. субкультурные, рефлексивные. Социально-психологические механизмы: идентификация, стереотипизация, субъективизация, идеологизация, мистификация, суггестия, вера, подражание, манипуляция, социальная установка, погружение, социальное давление, адаптация, сегрегация к др. Механизмы психологической защиты. Социально-психологические следствия ошибок социализации (отчуждение, социальный синдром, маргинализация, депрессия, фрустрация, депривация и др.). Типы реакций на социально-педагогическую ситуацию или моральную травму. Формирование «социального типа» и творческой индивидуальности воспитанника. Условия эффективности обучения. Идентификация и обособление как механизмы социализации. Социальная рефлексия. Гуманизм, совместимость целей, сориентированность ценностей и целей, диалогичность как психологические условия социального формирования личности.

 

ТЕМА 4. Методология и методы социально-педагогических исследований. Методологические основы социально-педагогического поиска. Функции поисковой работы в обновлении образовательно-воспитательной системы. Логика исследования. Проектирование и планирование поиска. Эмпирические методы исследования: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, рейтинг, контент-анализ, тестирование, использование диагностических ситуаций и другие. Теоретические методы исследования: анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, конкретизация, моделирование. Комплексные методики: обследование, изучение и использование опыта. Опытная работа, социально-педагогический эксперимент.

 

ТЕМА 5. Факторы социализации, их учет и использование в процессе воспитания Факторы социализации и их типология (микро, мезо, макро, мегафакторы). Мегафакторы социализации: космос и его влияние на людей; глобальные мировые процессы (экологические, демографические, геополитические, военно-политические, экономические и др.) и их воздействие на процессы социализации. Макрофакторы социализации: государство, общество, страна как крупномасштабные факторы социализации; этнокультурные условия социализации (этнос, национальный характер, этнические ценности, стереотипы традиции и подходы к воспитанию). Мезофакторы социализации: региональные условия (географические, природно-климатические, экономические демографические, культурные различия конкретной территории); тип поселения; развитие средств коммуникации; вариативность выбора и др. Микрофакторы социализации: семья как микрофактор социализации; соседство и микросоциум, его социальная и педагогическая характеристика; неформальные объединения сверстников и субкультура как факторы социализации; государственные, общественные, конфессиальные и иные институты, воспитания, их социализирующие функции и механизмы. Зависимость факторов социализации между собой. Учет факторов социализации в практике социально-педагогической деятельности.

 

ТЕМА 6, Законодательная база социальной педагогики. Международные и российские правовые акты по защите прав ребенка Международные акты о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах человека как источник и гарантии научной, педагогической деятельности и творчества в сфере социально-педагогической помощи детям. Конвенция ООН о правах ребенка, Хартия детства, Декларация прав ребенка. Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон Российской Федерации «Семейный кодекс Российской Федерации», Закон Российской Федерации «Об образовании» – фундаментальная правовая основа для организации социально-педагогической помощи детям, защиты прав несовершеннолетних и научных социально-педагогических исследований.

 

ТЕМА 7. Реформы системы образования в России и их влияние на социализацию молодежи. Новая стратегия образования и воспитанияСвязь образования и воспитания с социально-экономическим развитием общества. Кризис в государстве, обществе и образовании. Кризис семьи и детства. Распад традиционной (коммунистически направленной) воспитательной системы в России. Отчуждение молодежи от школы и официальных ценностей. Рост антиобщественных проявлений и преступности среди подростков и молодежи. Ориентация образования на развитие, формирование у молодежи здорового образа жизни, охрану здоровья обучающихся, обеспечение социальных гарантий в сфере образования. Становление ненасильственной системы воспитания, использующей воспитательный потенциал социума.

 

ТЕМА 8. Традиции социального воспитания в России. Влияние религии на социализацию личностиНародная педагогика - продукт исторического опыта народов по воспитанию подрастающих поколений. Социально-педагогические функции народных традиций.«Новая педагогика» в России середины Х1Х – начала XX века. Гуманистическая педагогика, ее основные идеи: разработка «школ развития», «школ свободного воспитания» и критика официальных «школ грамотности». Социально-педагогические проблемы, разрабатывавшиеся в русской педагогике: участие в организации земской школьной реформы, создание частных школ на демократической основе, разработка основ гуманистической педагогики, проведение широкой просветительской работы среди населения, создание Педагогического общества России (1859 г.). Педагогические идеи: Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н.Толстого, Н. В.Шелгунова; на рубеже веков – В. П. Вахтерова, К. Н. Вентцеля, П.Ф. Каптерева. Развитие гуманистической педагогики и этнопедагогики в России (в данной теме использованы разработки В. Д. Семенова). История внешкольных учреждений в дореволюционной России. «Сетлемент» С. Т. Шацкого, Клубы и «детские собрания». Клубные учреждения после революции (1917 г.). Тимирязевское движение. «Жековская педагогика». Детские объединения и социально-педагогические комплексы 70–80-х годов. Традиции социального воспитания и современность. Религия и религиозные организации как фактор социализации личности. Государство, школа, церковь, религия и дети в России: исторический обзор. Религия как мировоззрение. Эсхатологический уровень самосознания верующего. Проблемы, трудности и иллюзии религиозной социализации. Экуменизм как социальная и религиозная проблема. Нравственные ценности религии. Опасности фундаментализма и религиозного фанатизма. Социально-педагогическая и психологическая защита жертв нетрадиционных религий. Религиозная жизнь ребенка как социально-педагогическая проблема. Приходская жизнь как религиозно-педагогический микросоциум. Социально-педагогические функции религии: ценностно-ориентационная, регулятивная, коммуникативная, милосердия, компенсаторная, воспитательная.

 

ТЕМА 9. Семья как микрофактор и первичный институт социализацииОпределение и правовой статус семьи. Семья как социальный институт, как малая социальная группа, как социально-психологическая общность, как инструмент воспитания. Определение и правовой статус семьи. Социально-педагогические функции семьи. Типы семей, их структура и ценностные ориентации. Условия и факторы семейного воспитания. Семейные традиции, отношения и стиль семейной жизни. Родительский авторитет, А. С. Макаренко о типах родительского авторитета. Особенности современной семьи. Психолого-педагогические проблемы социализации ребенка в однодетных и неполных семьях. Социально-педагогическая помощь конфликтным, алкоголизироанным, неполным семьям.

 

ТЕМА 10. Общественно-государственные институты воспитания как микрофакторы социализации Школа как открытая воспитательная система. Роль дополнительного образования, социально-педагогических комплексов и подростковых клубов в социализации детей и подростков. Институционные образования как социально-исторический процесс, его основные этапы (церковные, государственное, государственно-общественные, общественные). Образование как фактор интеллектуальной и нравственной социализации личности. Системообразующие признаки и содержание школьных воспитательных систем. Разнообразие типов воспитательных систем в зависимости от ведущей деятельности и структуры. Школа и социальная среда. Современные модели отечественной и зарубежной школы как открытой воспитательной системы. Социальные связи «открытой» школы. Инновационное движение в образовании и его роль в интенсификации процессов социализации.

 

ТЕМА 11. Неформальные подростковые и молодежные объединения как микрофактор социализацииПроблемы и трудности социального самоопределения и самореализации детей и подростков. Группирование детей и молодежи как объективная потребность и канал трансляции субкультурных и групповых ценностей. Неформальные объединения молодежи классификация неформальных объединений (по статусу, формам деятельности, пространственной локализации, устойчивости. Социально-ценностной направленности, характеру управления и др.). Закономерности и тенденции развития неформальных объединений подростков и молодежи. Государственная молодежная политика. Проблемы молодежного досуга. Способы работы в неформальных организациях. Движения детских и молодежных социальных инициатив. Проблема организационно-педагогического влияния и социального контроля неформальных объединений молодежи психолого-педагогическими средствами.

 

ТЕМА 12. Педагогический микросоциум и его функцииПедагогический микросоциум как территориально-соседское контактное пространство, в котором происходит общение ребенка с ближайшим и разноплановым его окружением. Микросоциум как конгломерат макро-, мезо- и микрофакторов, избирательно, непосредственно и опосредованно взаимодействующих друг с другом. Двор, улица, квартал, дом как элементы микросоциума. Социально-психологический климат микросоциума, его воспитательные возможности. Микросоциум как объект социально-педагогического анализа. Социально-педагогический паспорт, его назначение, содержание и технология разработки. Социально-педагогическая практика и проблемы педагогизации микросоциума.

 

ТЕМА 13. Система защиты детства в РоссииОрганизационная структура государственной системы защиты детства в Российской Федерации. Система законодательных и нормативных актов Российской Федерации по вопросам защиты прав несовершеннолетних, семьи, материнства и детства. Государственные программы, направленные на защиту детства (президентская программа «Дети России», Указ «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров», «О гарантиях прав граждан Российской Федерации на получение образования», программа «Вакцинотерапия» и др.). Роль общественных организаций в защите детства. Школа как инструмент защиты прав детей и подготовки их к последующему жизненному самоопределению и самореализации своих способностей. Общее образование и проблемы здоровья школьников. Проблемы социализации детей - сирот, детей с ослабленным здоровьем и инвалидов. Формирование системы социально-педагогической, медицинской и психологической помощи детям.

 

ТЕМА 14. Охрана здоровья молодого поколения как всеобщая социальная проблема в России. Проблемы формирования здорового образа жизни (педагогическая валеология).Физическая культура как фактор социализации. Здоровье как личная, общественная и государственная ценность. Медико-педагогическая" охрана здоровья детей и подростков - задача теории и практики. Влияние социальных факторов на здоровье детей. Детская заболеваемость и смертность. Понятие о здоровом образе жизни. Ориентиры и нормативы валеологии (учение о здоровье). Образование и здоровье школьников как особая единая проблема очередного этапа реформы школы в России. Условия здорового физического и психического развития личности в учебном коллективе, в процессе занятий по интересам, в семье, в социуме. Новая школа как школа радости и здоровья. Комплексные образовательно-медицинские реабилитационные учреждения для детей с ослабленным здоровьем и детей, имеющих физические и психические отклонения в развитии. Физическая культура как общественное явление, и ее роль в социализации, реабилитации и адаптации людей.

 

ТЕМА 15. Развитие и воспитание людей, ставших жертваминеблагоприятных условий социализации: инвалидов, сирот, мигрантов, детей из неблагополучных семей, лиц с дефектами и отклонениями в развитии, лиц с отклоняющимся поведением (социально-педагогическая виктимология)Стратегия и тактика помощи различным типам жертв социализации. Особенности работы с инвалидами, людьми с психосоматическими дефектами и отклонениями, с пограничным психическим состоянием и акцентуациями, сиротами, мигрантами, беженцами, представителями инонациональных групп. Работа с детьми и с семьями с низким уровнем экономического обеспечения, с детьми из неблагополучных семей. Социальное существо как проблема. Организационные формы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Работа с лицами с отклоняющимся (девиантным) и аморальным (алкоголизм, наркомания, проституция и др.) поведением. Работа с правонарушителями и преступниками. Проблемы вынужденных мигрантов: защита прав мигрантов, проблемы обучения и социально-педагогической адаптации детей мигрантов.

 

ТЕМА 16. Профилактика девиантного поведения детей и подростков. Понятие и причины девиантного поведения. Формы проявления девиантного поведения (наркомания, пьянство, и алкоголизм, проституция, суицидальное поведение, девиантное поведение на почве сексуальных заболеваний, правонарушения).

 

ТЕМА 17. Социально-профессиональноесамоопределение молодежи Социальное и профессиональное самоопределение детей и молодежи как объекты социальной работы и социальной педагогики. Возрастной подход к проблемам социально-профессионального самоопределения. Направления подготовки к социальному самоопределению и жизнестроительству (охрана здоровья, подготовка к семейной жизни, межличностной коммуникации, трудовой деятельности, осуществлению гражданских прав, выбору профессии, проведению досуга и организации духовной и интеллектуальной жизни и др.). Направления помощи в социальном самоопределении личности. Ориентация человека на жизнестроительство как на личную проблему и ответственность за выбор жизненной стратегии. Формы социально-педагогической помощи в социально-профессиональном самоопределении личности.

 

ТЕМА 18. Подготовка молодежи к семейно-брачным отношениямБрак как социально санкционированная и регулируемая форма отношений между полами. Половая мораль и ее исторический характер. Подготовка детей и молодежи к семейно-брачным отношениям, к строительству семьи – социально-педагогическая проблема. Социально-правовые и нравственно-психологические основы отношений между полами на современном этапе. Феминизм, сексизм как проблема социализации (совместное или раздельное обучение, половое воспитание, «женский вопрос», социальное равенство и др.). Секс и порнография. Возрастной подход к половому просвещению детей и молодежи. Формы и методы пропаганды семейно-брачного законодательства и полового просвещения.

 

ТЕМА 19. Конфликты в социально-педагогической средеКонфликт как социальный феномен, как инструмент воспитания и социализации. Социально-психологическая природа конфликта. Стресс и конфликты. Конфликт, инцидент, конфликтная ситуация. Виды и типология конфликтов и конфликтных ситуаций. Пути разрешения конфликтов {разведение сторон, согласование позиций, выяснение причин и др.). Возрастной подход к разрешению конфликтов в детской среде. Педагогическая конфликтология как отрасль знания.

 

ТЕМА 20. Общение как социально-педагогический феноменОбщение - универсальное средство и канал социализации, способ межличностной интеграции и развития индивида. Формы и виды общения. Социальные функции общения: организующая, информативная, перцептивная, стимулирующая, поддержки межличностных отношений (самоанализ, рефлексия, и самовоспитание). Типы (уровни) межличностного общения (конвенциальное, стандартизированное, деловое, императивное, манипулятивное, диалогическое). Вербальные и невербальные средства общения. Социально-педагогические средства формирования культуры общения (с людьми, с текстом, учебного общения, диалога и др.).Формализация общения. «Синдром дискоммуникации». Следствия социальной изоляции личности. Социально-педагогическая коррекция общения.

 

ТЕМА 21. Социальный педагог: функции, профессиональные обязанности, система подготовки. Этика социального педагогаСоциальный педагог как тип воспитателя. Основные специализации социальных педагогов. Профессиональные требования к социальному педагогу и его функции. Сфера деятельности социального педагога. Система подготовки и переподготовки социальных педагогов в России и за рубежом. Формирование индивидуального стиля деятельности социального педагога. Профессиональная этика социального педагога (Кодекс этики социального работника, педагога). Тема 22. Социальное воспитание в зарубежных странах. Возможности использований зарубежного опыта в построении системы социального воспитания в РоссииКризис образования и курс на развертывание социального воспитания в Европе и США. Идея открытой альтернативной школы. Концепция воспитывающей среды. Общинная школа. Вальдорфская школа. Модель «город - школа».Молодежь и духовная культура. Идеи и практика оздоровления населения. Социальная служба, охрана детства за рубежом.

Темы семинаров

Тема 1. Социальная педагогика-отрасль педагогического знания. Предмет и функции социальной педагогики

 

Цель занятия:-проверить понимание студентами сущности и назначения социальной педагогики как научно-прикладной отрасли знания, основных ее категорий;-расширить знания и дать более глубокое толкование основных функций социальной педагогики: исследовательской, аналитико-проектной, просветительно-образовательной, организационной, прогностической.

 

Вопросы для обсуждения:

1.Как Вы определите понятие «социальная педагогика»?

Что является предметом исследования социальной педагогики?

Какое место она занимает в системе гуманитарного знания и педагогических наук?

Как она взаимосвязана с другими науками?

2. Какие функции выполняет социальная педагогика? В чем их сущность? Какие подходы к классификации функций социальной педагогики, по вашему мнению, наиболее приемлемые?

3. Что общего и специфичного в понятиях: «воспитание», «социальное воспитание», «социализация», «образование», «обучение», «развитие»?

 

Тема 2, Социализация личности как педагогическая проблема.

 

Цель занятия: помочь студентам глубже осмыслить проблемусоциализации личности.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Социализация личности как объект философского, социологического, психолого-педагогического и культурологического анализа.

2. Современные концепции социализации личности.3. Социализация личности как процесс социального формирования и социального воспитания.

4. Факторы социализации - мего-, макро-, мезо-, микро- факторы.

5. Направления социализации.

6. Каналы социализации или социального взаимодействия личности исреды.

 

Тема 3. Семья как объект и субъект социально-педагогической деятельности.

 

Цель занятия: многогранный анализ семьи как первичного института социализации.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Семья как социальный институт воспитания и формирования личности.

2. Исторические типы семей; межпоколенные отношения в семье и проблема трансляции ценностей.

3 Социальный «портрет» современной семьи.

3. Проблемы семьи (социально-экономические, стабильности, рождаемости планирования семьи, социально-психологические).

4. Воспитательные функции семьи и проблемы семейного воспитания.

5. Семьи группы социального риска и особенности социально-педагогической работы с ними.

 

Тема 4. Неформальные объединения сверстников как социально-педагогическая проблема

 

Цель занятия: анализ влияния неформальных объединений на формирование личности подростка

 

Вопросы для обсуждения:

1.Группирование детей и молодежи как социальная потребность.

2. Типология неформальных объединений сверстников Формализованные и неформальные объединения.

3.Социально-психологические функции в процессе социализации.

4.Молодежная субкультура: ценности. Нормы, язык, специфика общения.

5. Самодеятельные детские и молодежные объединения и организации на современном этапе. Тенденция их развития.

б.Проблемы влияния и социального контроля неформальных объединений молодежи средствами педагогики и психологии.

 

Тема 5. Защита детства в России

 

Цель занятия: рассмотреть проблемы защиты детства, основные направления их разрешения.Тема защиты детства довольно объемна, а потому рассмотрение ее целесообразно построить как на анализе проблем в целом, так и отдельных составляющих ее компонентов. Рассмотрению столь многогранного и важного вопроса целесообразно посвятить 2-3 занятия.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Положение ребенка в обществе, личность ребенка в системе социальных приоритетов: правовые акты, направленные на защиту прав несовершеннолетних (в т.ч. Конвенции ООН о правах ребенка); детская смертность и ее причины, проблема предупреждения детской смертности; социальная депривация детей и основные ее источники; меры предупреждения социальной депривации.

2. Сиротство как социальная проблема. Масштабы и причины современного сиротства; проблема социализации детей-сирот; задачи и перспективы решения проблемы сиротства.

Проблемы несовершеннолетних: отклоняющееся поведение детей и подростков: понятие, тип>1 и причины отклоняющегося поведения; проблема диагностики, профилактики и коррекции отклоняющегося поведения .несовершеннолетних;-коммуникативное поведение несовершеннолетних: проблемы общения и культуры общения, эмоционального контакта, дружбы и одиночества;-задачи службы социальной и психологической помощи несовершеннолетним;-самоутверждение в жизни подростков.

 

Тема 6. Разработка и организация социально-педагогического исследования (занятие проводится в виде семинара-практикума)

 

Цель занятия: отработка умений организации и владения технологиями социально-педагогических исследований.

 

Рекомендации к занятию:-проведению занятия предшествует самостоятельная работа обучающихся по разработке программы и инструментария конкретного или комплексного социально-педагогического исследования. Занятие строится в форме «защиты» авторских проектов. В начале занятия целесообразно выяснить насколько правильно усвоили студенты теоретический материал и нормативные требования к разработке проектов, в том числе особенности научного познания социально-педагогического явления, методы и методики исследования, проектирования и прогнозирования, виды исследования и формы их организации;-уточнить такие понятия, как «социологический инструментарий», «объект», «предмет» исследования; предложить назвать и прокомментировать основные способы формирования обследуемой совокупности и виды выборок, методы сбора первичной социально-педагогической информации, вид, типы и процедуры анализа.

Темы лабораторных работ, практических занятий, методические указания к их проведению

1 Разработка программы конкретного социально-педагогического исследования.

2. Разработка и защита методики проведения конкретного социально-педагогического обследования.

3. Социально-педагогические проблемы микрорайона

проживания студента (перечень социальных и педагогических проблем микрорайона; анализ, обсуждение и выделение наиболее актуальных проблем; определение тенденций; определение категории населения, нуждающихся в социально-педагогической помощи: определение мер и способов разрешения проблем, и их обоснование).

4. Разработка модели активной социализации личности.

5. Анализ программ социально-педагогической помощи детям(региональных, местных, отдельных учреждений)

6. Территориально-административная и социальная структура района(города): типологический анализ (на конкретном примере).

7.Формирование модели социально-педагогической инфраструктуры микрорайона (по специальным заданиям).

8. Новации в области социальной работы (обсуждение результатов обследования, изучения опыта работы).

9. Сравнительный анализ опыта экспериментальных социально-педагогических учреждений и отдельных социальных педагогов (по итогам посещения учреждений или изучения соответствующих документов и печатных материалов).

 

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Потребность человека в социальной реабилитации (анализ и классификация).

2 Современное состояние социальной работы в России.

3. Социально-педагогические идеи российских и зарубежных ученых (по выбору ученых).

4. Организация социально-педагогической помощи детям (в конкретной территории по выбору студентов).

5. Использование этнических традиций в социально-педагоги ческойпрактике (на конкретных примерах).

6. История социально-педагогической работы (в городе, районе, округе, области; по выбору студентов).

7. Формы и методы социально-педагогической работы на микроучастке (по результатам изучения опыта).

8. Подготовка школьников к социально-педагогической деятельности.

9.Гуманистическая направленность социально-педагогической деятельности.

10. Категории социальной педагогики (социальной работы).

11. Программы (концепции) защиты детства в России (исторический обзор).

12. Общественно-полезная деятельность подростков как средство социализации. .

13. Международные правовые акты о правах ребенка.

14. Государственная молодежная политика в России.

15. История социально-педагогической работы в России.

16. Международный опыт социальной работы (обзор) (США, страны Европы).

17. Концепции общественного воспитания детей в отечественной педагогике (Ушинский, Макаренко, Шацкий, Сухомлинский - можно по выбору).

18. Социально-педагогическая значимость деятельности учреждений образования.

19. Развитие гуманистической педагогики в деятельностиС.Т.Шацкого.

20. Педагогические идеи А.С.Макаренко и современность.

21. Традиции и общественное воспитание в сельской местности.

22. Социальные функции образования в современных условиях

23. Образование в XXI веке (опыт социально-педагогическогопрогноза).

24. Проблемы социализации детей-инвалидов.

25. Безнадзорные дети: пути и формы социально-педагогической поддержки и правовой защиты.

26. Организационно-педагогические формы работы с детьми с ограниченными возможностями в практике социального педагога.

27. Реформирование образования и проблемы социальной защиты детей и подростков.

28. Социально-педагогические аспекты в работе с инвалидами и престарелыми.

29. Семья как первичный институт социализации (варианты - однодетная семья, многодетная семья).

30. Семья - объект особого внимания в профессиональной деятельности социального педагога.

31. Социально-педагогическое прогнозирование (и проектирование) в практике социального работника (педагога),32. Социально-педагогический комплекс - форма развития детей и подростков.

33. Форма и методы социально-педагогической помощи учащейся молодежи.

34. Социально-педагогическая помощь людям, ставших жертвами обстоятельств (инвалиды, мигранты, сироты).

35. Традиционное и новое в педагогической теории и практике.

36. Алгоритмизация и творчество в педагогическом процессе.

37. О соотношении развивающего и личностно-ориентированного обучения.

38. Лечебная педагогика: проблемы становления и развития.

39. Комплексно-ориентированные модели социально-педагогической помощи людям.

40. Трудовое воспитание и профориентация в социально-педагогической работе.

41. Диагностика в практике социального педагога.

42 Понимание социальной работы в широком и узком смысле.

43. Этика социального педагога

44. Современный «портрет» профессионального социального работника (педагога).

45. Интегративный характер социально-педагогической деятельности.

46. Идея воспитывающей среды, ее реализация в практике образовательных учреждений.

47. Особенности работы подростковых клубов и объединений в современных условиях.

Литература

Литература к семинару 1.

1. Мудрик А.В. Введение всоциальную педагогику. Пенза. 1994.

2. Социальная педагогика (экспресс-учебное пособие). Челябинск.1994.

3.Социальная педагогика: теория, методика, опыт исследования. Свердловск. 1989.

4.Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Москва-Тула. 1993.

5.Филонов Г.Н. Социальная педагогика: научный статус и прикладные функции \\ Педагогика. 1994. № 6.

6.Семенов 8.Д. О проблемах социальной педагогики \\ Магистр. 1991.ноябрь.

 

Литература к семинару 2

1. Богоудинова Р.З. Организационно-педагогические основы социализации. Казань. 1994.

2. Гордин Л.Ю. Воспитание и социализация \\ Сов. Педагогика. 1991. №1.

3. Кон И.С. Социализация и воспитание молодежи \\ Новое педагогическое мышление. М., 1989.

4. МудрикА.В. Социализация.\\ Магистр. 1993. №3.

5. МудрикА.В. Социализация и «смутное время». М., 1991.

6. Социализация личности: исторический опыт советского общества и современные тенденции \Под ред. М.Г.Плоховой и Ф.А. Фрадкина. М., 1993

7. Фрадкин Ф.А. Школа в системе социализирующих факторов \\Педагогика. 1995. №2,

8. Чудинова В.П. Литературная социализация детей и подростков:негативные процессы \\ Социологические исследования. 1992. № 2.

 

Литература к семинару 3

1 .Антонов А.И., Борисов В.А. Кризис семьи и пути его преодолении. М., 1990.

2.Бойко В.В. Малодетная семья: социально-психологический аспект. -М, 1978.

3 Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.

4 Гольз С И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты, Ленинград. 1984

5. Гребенников И.В. Школа и семья. М., 1985.

6. Дорно И.В. Современный брак: проблемы и гармония. М., 1990.

7. Ковалев С.В, Психология современной семьи. М,, 1988.

8.Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. Пенза. 1984.

9.Сааинов Л.И. Семья и общество: история, современность, взгляд в будущее. Саранск. 1992.

10.Семейный Кодекс Российской Федерации. Кодекс Российской Федерации от 29.12.1995.

 

Литература к семинару 4

1. Андреева и др. Молодежная субкультура: нормы исистема ценностей \\ Социологич. Исследования. 1989. №4.

2. Бочарова В.Г., Плоткин М,М. Школьник в микрорайоне. М., 1986.

З.Левичева В.Ф. Молодежный Вавилон. М., 1989.

4. Психологические проблемы изучения неформальных молодежныхобъединений. М., 1989.

5. Петровский А. В. Шпалинский В.В. Социальная психология коллектива. 1978.

6. Современные тенденции молодежной социализации. М., 1992

7. Толстых А.В. Подросток в неформальной группе М., 1991

8. Шкурин В.Н. Неформальные молодежные объединения. М,, 1990.

9. Неформалы: кто они? Куда зовут? Под ред. В.А.Печенева. М., 1990.

Контрольные вопросы к экзамену (зачету)

1. Социальная педагогика как отрасль знания. Предмет и задачи социальной педагогики. Соотношение общей и социальной педагогики.

2. Понятие о социальном формировании личности, социализации и социальном воспитании. Современная стратегия социальндсо воспитания.

3. Социальная детерминация и автономия личности воспитания: формирование «социальных типов» и творческой индивидуальности человека.

4. Общая характеристика методов социально-педагогического исследования.

5. Методика социально-педагогического обследования. Составление социального паспорта микрорайона.

6. Выявление, анализ, обобщение и использование передового опыта социально-педагогической работы.

7. Социально-педагогический эксперимент как метод поисковой работы.

8. Психологические основы социального воспитания.

9. Основные факторы социального формирования личности.

10. Развитие и воспитание людей, ставших жертваминеблагоприятных условий социализации (инвалидов, больных, сирот, мигрантов и др.)11. Социальное воспитание подростков с девиантным поведением.

12. Традиции социального воспитания в России.

13. Зарубежный опыт социального воспитания и его значение для становления социально-педагогической службы в Россию

14. Организационные формы социально-педагогической работы. Социально-педагогические комплексы.

15. Специфика работы подростковых клубов и объединений.

16. Школа как открытая социальная система.

17. Семья как первичный институт социализации.

18. Становление системы защиты детства в России (реабилитационные центры и комплексы социальной поддержки и др.)

19. Подростковые и молодежные объединения как факторсоциализации.Организация общественно-полезной деятельности детей и подростков в микрорайоне.

20. Специфика работы в разновозрастных объединениях школьников по месту жительства.

21. Содержание и методы организации культурно-досуговой деятельности детей и подростков по месту жительства.

22. Организация совместной деятельности детей и родителей в микрорайоне.

23. Физическая культура и организац



2015-12-14 1011 Обсуждений (0)
Темы рефератов по социальной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Темы рефератов по социальной психологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1011)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)