Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Семинар 13. Педагогический анализ и коррекция поступков воспитанников



2015-12-14 1050 Обсуждений (0)
Семинар 13. Педагогический анализ и коррекция поступков воспитанников 0.00 из 5.00 0 оценок




Найти в литературе описание детских поступков, вызывающих трудности в воспитании. Дать их психологический анализ.

Подготовить описание приемов коррекции и профилактики детских поступков.

Подготовиться к моделированию ситуаций, связанных с коррекцией поступков.

Литература:

1) Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков. М.,1994.

2) Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика. М.,1991.

3) Щуркова Н.Е. Новые педагогические технологии воспитательного процесса. М.,1993.

4) Слуцкий Б.И. Элементарная педагогика. М.,1992.

Блага К., Шебек М.Я. Я – твой ученик, ты – мой учитель: Пер. с нем.. М.,1991

 

Семинар 14.Проблемы семейного воспитания. Детско-родительские отношения в семье и особенности формирования личности.

Роль семьи в воспитании ребёнка. Воспитывающие функции семьи. Характеристика типов детско-родительских отношений. Родительские директивы как фактор препятствия взрослению ребёнка.

 

 

Экзаменационные вопросы по курсу

1. Педагогика как наука: предмет, задачи и проблемы на современном этапе. Основные категории педагогики.
Связь педагогики с другими науками.

2. Проблемы связи воспитания и развития личности. Педагогическая характеристика детства.

3. Цели воспитания. Целеполагание в различных педагогических системах. Определение целей в педагогиче­
ских теориях. Психологические проблемы целеполагания в воспитании и обучении.

4. Проблемы проявления потребностей субъекта воспитания и обучения в педагогическом процессе.

5. Психолого-педагогические механизмы, лежащие в основе становления и воспитания субъекта. Механизмы
идентификации, драматизации, сублимации, подавления, осознавания.

6. Сущность процесса воспитания. Различные теоретические подходы к определению понятия «воспитание».
Характеристика принципов воспитания и проблемы их реализация в педагогическом процессе.

7. Содержание воспитания. Интеллектуальное (умственное) воспитание. Основные проблемы умственного воспитания.

8. Содержание воспитания. Эстетическое воспитание.

9. Содержание воспитания. Физическое воспитание. Задачи, средства и организационные формы физического
воспитания. Предупреждение патологических влечений подростков.

10. Содержание воспитания. Нравственное воспитание школьников. Формирование первичных представлений о целостности морали, о единстве нравственных норм сознания и поведения. Нравственное воспитание как формирование системы нравственных отношений и ценностей.

11. Содержание воспитания. Проблемы семейного воспитания. Условия успешного воспитания детей в семье.
Характеристика системы отношений родителей и детей.

12. Проблема коллективного и индивидуального воспитания» Коллектив: пути и способы создания коллектива.
Развитие групповых отношений. Стадии развития.

13. Основные идеи коллективно-творческого воспитания И.П. Иванова и проблемы их реализации в рамках
учебно-воспитательного процесса.

14. Педагогическое руководство детским коллективом. Педагогическая диагностика коллектива. Предупреждение авторитарности педагогов.

15. Гуманистические идеи выдающихся педагогов. Возможности реализации принципа сотрудничества в работе со школьниками.

16. Основные идеи педагогики сотрудничества. Их реализация в опыте педагогов-новаторов.

17. Воспитательная система школы. Авторские школы.

18. . Понятия «метод», «прием», «средство воспитания». Классификация методов воспитания. Характеристики методов воспитания. Сущность технологии решения сложных педагогических ситуаций.

19. Сущность методов поощрения и наказания. Условия их эффективного применения. Организация педагогического влияния на индивидуально-групповое и коллективное мнение. Формирование оценочной деятельности школьников.

20. Сущность процесса обучения, его функции. Обучение в структуре целостного педагогического процесса.
Основные элементы обучения. Функции обучения.

21. Содержание и виды образования. Проблемы содержания образования. Факторы, определяющие содержание образования. Особенности его становления и реализации в современных условиях.

22. Принципы государственной политики в области образования. Характеристика современной системы обра­зования в России.

23 проблема принципов обучения и современные подходы к их реализации.

24Понятия «метод», «прием», «средство обучения». Различные подходы к классификации методов обучения в дидактике. Сравнительная характеристика методов обучения. Проблема выбора методов обучения.

25Характеристика методов обучения по одной из классификаций.

26Сообщающее обучение, примеры его реализации в педагогическом процессе.

27Сущность программированного обучения. Компьютеризация обучения.

28.Сущность проблемного подхода. Примеры его реализации в обучении.

29. Контроль и оценка результатов учебно-познавательной деятельности.

30.Педагогическое мастерство учителя. Гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский компоненты педагогической деятельности.

 

10. Варианты контрольных заданий:

 

Контрольные задания по разделу «Теория воспитания».:

1. Какие из перечисленных признаков относятся к понятию «педагогическое взаимодействие»?

а) случайность

б) публичность

в) целенаправленность

г) вербальность

д) систематичность

е) длительность

2. Какие из перечисленных признаков являются критериями оценки воспитательной системы школы?

а) упорядоченность жизнедеятельности школы: соответствие содержания, объёма, характера воспитательной работы возможностям и условиям школы;

б) способ достижения конкретной дидактической цели;

в) скоординированность и целесообразность всех школьных воспитательных мероприятий;

г) способ контроля учебной деятельности;

д) согласованность планов и действий всех участников воспитательного процесса;

е) внешнее выражение процесса влспитания;

ж) чёткий ритм и дисциплина, строгая организация школьной жизни;

з) сплочённость школы «о вертикали», устойчивые межвозрастные связи;

и) общий психологический климат школы, самочувствие ребёнка, его социальная защищённость, внутренний комфорт;

к) уровень воспитанности выпускников школы.

 

 

3. Ситуация: « 6 класс школы. Отношение детей к вашему предмету прагматично взвешенное, без эмоций. Никогда не перерабатывают, точно выполняют все требования учителя. Спонтанной активности нет. Проблем с дисциплиной – также. В классе есть Сергей С. – признанный «клоун», хорошо учится и остроумен, всегда старается подчеркнуть ошибки или оговорки учителя. Нажиму со стороны учителя вряд ли подчинится».

Выберите необходимые методы и формы воспитания для этой ситуации. Обоснуйте ваш выбор.

 

 

4.Определите и напишите, какой стиль педагогического руководства был использован в ситуациях.

а) При ……………. стиле было выполнено меньше работы и качество её было хуже. Дети не получили удовлетворения от занятий, отношения между ними остались без изменений.

б) ……………. стиль оказался более эффективен. Дети сдружились, возникло самоуправление. Появилось чувство гордости за общие успехи, уверенность в себе, желание работать лучше. Повысилось качество выполнения работ, они стали более оригинальными. Но количественные результаты работы ниже, чем при …………….стиле.

в) При …………… стиле зафиксирована враждебность во взаимоотношениях, а также множество проявлений непокорности и заискивания. Работы выполнено много, но удовлетворения от неё никто не получил.

 

Контрольные задания к разделу «Дидактика»

  1. Можно ли быть хорошим учителем, не имея теоретических знаний о закономерностях, принципах, правилах обучения?
  2. Если цели и содержание обучения определяют, чему следует учить, то что устанавливают принципы обучения?
  3. «Могут ли существовать объективные, не зависящие от человека закономерности процесса, который самим же человеком и порождается? Понятно, что естественные объекты природы такие закономерности имеют. А вот свойственны ли объективные закономерности искусственной, целенаправленной системе обучения?» Попробуйте ответить на вопросы, поставленные В.В. Краевским и И.Я. Лернером?

4.Что является движущей силой процесса обучения? 1) ответственность учащихся за свои знания; 2) требования учителей, предъявляемые школьникам; 3)противоречие между возможностями ученика и его потребностями; 4)понимание учащимися необходимости получения знаний; 5) ваш вариант ответа.

 

5.Писатель В.В. Вересаев в одной из книг приводит отрывок из школьного сочинения (8 класс) на тему «Исторические личности в поэме Пушкина «Полтава»»

«Историческими личностями называются две главные личности, которые оставляют следы в истории и двигают её вперёд или назад. Вот во времена Полтавы в России было две исторических личности: личность Петра и личность Мазепы. Третья историческая личность была личность Карла – шведского короля. Она жила в Швеции. Пётр был очень хорошим, грозным, замечательным царём. Мазепа, хотя тоже был храбрый, но думал, что всегда лучше самому быть царём. И он открыл полтавское сражение. Пётр был в сражении ужасным и походил на грозу. За Петром летели птенцы из его гнезда. Поэтому он победил Карла, и того унесли в качалке на ужин к врагам. В поэме есть нравственная цель, она учит, как Мазепа своей личностью поплатился за такое отношение и как Пётр за свою роль и подвиги был выбран в исторические личности…»

Как вы думаете, в чём была ошибка учителя, который учил этого ученика? Какой недостаток учебного процесса иллюстрирует это сочинение? 1)Абстрактность, 2)формализм, 3) созерцательность, 4)слишком сложный уровень задания, 5)разрыв теории и практики, 6)отсутствие у ученика нужных навыков.

 

6.Какие из перечисленных признаков являются особенностями процесса обучения, а какие характеризуют случайный акт обучения: непродолжительность, планомерность, систематичность, спонтанность, организованность, нацеленность на результат, воспитательная направленность? Назовите те из них, которые относятся к процессу обучения.

 

7.Укажите признаки, относящиеся к понятию «содержание образования»: а)действие, доведённое до автоматизма; б)способ достижения конкретной учебной цели; в)межпредметные связи; г)учебное занятие; г)знание; д)календарно-тематический план; е)учебный план.

 

8.Философ Луций Сенека сказал: «Молодые не знают необходимого, потому что учились бесполезному». Относится ли это к вашему образованию? Учили ли вас бесполезному?

 

9.«Образование может превратить дурака в учёного, но оно никогда не исправит первоначального отпечатка» Э.П. Бошер. Большая книга афоризмов. / Сост. К.В. Душеншер. _М., 1999.) Согласны ли вы с данным высказыванием? Почему?

 

10.Какие основные образовательные задачи решает такой школьный предмет, как химия (биология)? Какие основные умения должны сформироваться у школьников средних классо при изучении химии (биологии):

 

11.Проанализируйте, как реализуются в курсе дисциплины, которую вы будете преподавать: принципы отбора содержания образования, система межпредметных связей.

 

12.Какие из перечисленных ниже признаков относятся к понятию «метод обучения»: а) внешнее выражение процесса обучения, б)способ достижения конкретной дидактической цели, в)совокупность знаний, умений, навыков, г) способ организации процесса обучения, г)форма реализации процесса обучения, д)способ контроля учебной деятельности, д)способ мотивации деятельности?

 

13.Какие факторы определяют выбор методов обучения: а)возраст учеников, б)характерные особенности изучаемого предмета, в)учебные цели и задачи, г)способ организации взаимодействия учителя и учащихся, д)уровень экономического и социального развития общества, е)наличие технических средств обучения, ж)уровень мотивации деятельности учащихся.

 

14.Прочтите отрывок из книги П.Ф. Каптерева «Дидактические очерки». «Учитель решил объяснить приставку «про» при глаголе так, чтобы дети сами назвали глагол «протекать» и «протыкать». Урок начался с вопроса: «Что сказали бы вы, если бы во время дождя сюда сверху лилась вода?» Ученики ответили: «Мы сказали бы, что здесь мокро, что здесь сыро, что потолок плохой». Учитель, неудовлетворённый такими ответами, восклицает: «Погодите, что сказали бы вы о самой воде, которая лилась бы сюда?» Ученики: «Она дождевая». Учителю не подходит и этот ответ: «Нет, что сказали бы вы о воде, какое сказуемое приписали бы к этому слову? Ну, что она делает?» Ученики, теряясь: «Капает, льётся, течёт.» Учитель, выходя из себя: «Сквозь потолок-то она что делает?№ Ученики в недоумении, вполголоса: «что делает – льётся». «Ну, льётся, - подхватывает учитель, - а ещё как можно сказать?» Наконец ученики догадываются: «Протекает».

Какие ошибки были допущены учителем при реализации метода беседы?

 

15. В 10 классе на уроке истории учителем был задан вопрос: «Кто и куда повёл народ не туда?» (Ожидался ответ: «Поп Гапон во время январских событий 1905 года). Какая ошибка допущена учителем при формулировке вопроса в реализации метода беседы?


 



2015-12-14 1050 Обсуждений (0)
Семинар 13. Педагогический анализ и коррекция поступков воспитанников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Семинар 13. Педагогический анализ и коррекция поступков воспитанников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1050)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)