По учебной дисциплине «Педагогика семьи»
10 баллов — (превосходно): - систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы; - точное использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы; - умение ориентироваться в теоретико-методологических основах, концептуальных подходах к проблемам семейной педагогики и давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин; - умение осуществлять диагностику семейных отношений и особенностей воспитания в семье, моделировать работу с различными категориями семей; - умение составлять необходимую документацию по социально-педагогическому сопровождению семьи; - полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - творческая самостоятельная работа на семинарских занятиях, активное участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий. 9 баллов — (отлично): - систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы; - точное использование научной терминологии, ключевых понятий семейной педагогики, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы; - умение ориентироваться в теоретико-методологических основах, концептуальных подходах к проблемам семейной педагогики и давать им критическую оценку; - умение осуществлять диагностику семейных отношений и особенностей воспитания в семье, моделировать работу с различными категориями семей; - умение составлять необходимую документацию по социально-педагогическому сопровождению семьи; - полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - активная самостоятельная работа на семинарских занятиях, творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий. 8 баллов — (почти отлично): - систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы; - использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы; - умение ориентироваться в теоретико-методологических основах, концептуальных подходах к проблемам семейной педагогики и давать им сравнительную оценку; - умение осуществлять диагностику семейных отношений и особенностей воспитания в семье, моделировать работу с различными категориями семей; - умение составлять необходимую документацию по социально-педагогическому сопровождению семьи; - усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - активная самостоятельная работа на семинарских занятиях, систематическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий. 7 баллов — (очень хорошо): - систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы; - использование научной терминологии, лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы; - умение ориентироваться в теоретико-методологических основах, концептуальных подходах к проблемам семейной педагогики и давать им сравнительную оценку; - умение осуществлять диагностику семейных отношений и особенностей воспитания в семье, моделировать работу с различными категориями семей; - умение составлять документацию по социально-педагогическому сопровождению семьи; - усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - самостоятельная работа на семинарских занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий. 6 баллов — (хорошо): - достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы; - использование необходимой научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы; - умение ориентироваться в теоретико-методологических основах, концептуальных подходах к проблемам семейной педагогики и давать им оценку; - умение осуществлять диагностику семейных отношений и особенностей воспитания в семье; - умение составлять документацию по социально-педагогическому сопровождению семьи; - усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - активная самостоятельная работа на семинарских занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий. 5 баллов — (почти хорошо): - достаточные знания в объеме учебной программы; - использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы; - умение ориентироваться в основных концептуальных подходах к проблемам семейной педагогики и давать им оценку; - умение осуществлять диагностику семейных отношений и особенностей воспитания в семье; - умение составлять документацию по социально-педагогическому сопровождению семьи; - усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - самостоятельная работа на семинарских занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий. 4 балла — (удовлетворительно): - достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта; - использование научной терминологии, стилистическое и логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок; - умение ориентироваться в основных концептуальных подходах к проблемам семейной педагогики; - умение осуществлять диагностику семейных отношений и особенностей воспитания в семье; - усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - работа под руководством преподавателя на семинарских занятиях, допустимый уровень культуры исполнения заданий. 3 балла — (неудовлетворительно): - недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта; - знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины; - использование научной терминологии, изложение ответа на вопросы с существенными лингвистическими и логическими ошибками; - неумение ориентироваться в основных концептуальных подходах к проблемам семейной педагогики; - пассивность на семинарских занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий. 2 балла — (неудовлетворительно): - фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта; - знания отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой дисциплины; - неумение использовать научную терминологию дисциплины, наличие в ответе грубых стилистических и логических ошибок; - пассивность на семинарских занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий. 1 балл — (неудовлетворительно): - отсутствие знаний и компетенций в рамках образовательного стандарта или отказ от ответа. Вопросы к экзамену по дисциплине «Педагогика семьи»
1. Объект, предмет и задачи семейной педагогики. 2. Развитие идей семейной педагогики в работах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. 3. Сущность и задачи семейного воспитания. 4. Актуальные проблемы воспитания детей в семье. 5. Выполнение в семье функции материнства. 6. Выполнение в семье функции отцовства. 7. Молодая семья: проблемы и перспективы. 8. Методы семейного воспитания, специфика их использования в семье. 9. Детская ложь и средства ее предупреждения. 10. Использование традиций и методов народной педагогики белорусов в воспитании детей в семье. 11. Особенности воспитания в семье единственного ребенка. 12. Поведенческие факторы, влияющие на развитие будущего ребенка во внутриутробном периоде (алкоголь, никотин, наркотики). 13. Грудное кормление и его преимущества перед искусственным. 14. Особенности воспитания в семье сиблингов и нескольких детей. 15. Особенности воспитания в семье близнецов. 16. Характеристика типов семейного воспитания. 17. Характеристика стилей семейного воспитания. 18. Методы и приемы семейного воспитания в разные критические периоды (возрастные кризисы) детей. 19. Родительское требование (приказание): методика его реализации. 20. Виды насилия над детьми в семье и пути его преодоления. 21. Родительское общение как эффективное средство воспитания детей. 22. Работа с детьми, родители которых злоупотребляют алкоголем. 23. Критерии и показатели социально опасного положения несовершеннолетних. 24. Социально-педагогическая работа с семьями, находящимися в социально опасном положении. 25. Правила профессиональной социально-педагогической интервенции (вмешательства) в семью. 26. Сущность диагностики семейных отношений. Роль первого контакта с семьей в диагностической работе. 27. Методики диагностирования семейных отношений. 28. Модели социально-педагогического взаимодействия с семьей. 29. Пути и формы повышения педагогической культуры родителей. 30. Внедрение активных форм психолого-педагогического обучения родителей. 31. Самообразование родителей. Домашняя библиотека по проблемам семьи и семейного воспитания. 32. Социально-педагогический портрет семьи. 33. Принципы организации социального расследования. 34. Методы сбора информации в социальном расследовании. 35. Условия эффективности проведения социального расследования. 36. План обеспечения безопасного положения ребенка в семье. 37. Социально-педагогическая работа с детьми, подвергшимися домашнему насилию. 38. Особенности работы педагога социального с семьей, воспитывающей ребенка с особенностями психофизического развития. 39. Особенности воспитания приемных детей в SOS-Kinderdorf (SOS-детской деревне). 40. Подготовка детей и учащейся молодежи к семейной жизни. 41. Зависимость детей от технических средств (компьютер, телефон, телевизор): рекомендации родителям. 42. Модель естественного воспитания в трудах Ж.-Ж. Руссо. 43. Актуальные проблемы семейного воспитания в трудах Б. Спока. 44. И.Г. Песталоцци о функциях матери в первоначальном обучении ребенка в семье. 45. П.Ф. Лесгафт о типологии детей. 46. Взгляды А.С. Макаренко на методы семейного воспитания. 47. В.А. Сухомлинский о воспитательном потенциале семьи. 48. Я.А. Коменский о дошкольном обучении и воспитании детей в семье. 49. Я. Корчак о праве ребенка на уважение его полноценной человеческой личности. 50. Взгляды А.Н. Острогорского на воспитательное значение семейных отношений. 51. Горбачевский И.Д. Сельский учитель. Функции учителя в повышении педагогической культуры сельской семьи. 52. Теории о детской природе в педагогическом наследии П.Ф. Каптерева. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература 1. Авсиевич, М.Т. Семейная гармония: пути достижения / 2. Безопасное и ответственное поведение: Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися I-XI классов о ВИЧ-инфекции и наркотической зависимости: Пособие для класс. рук., воспитателей, психологов и соц. педагогов: в 3 ч./под ред. А.Н. Сизанова. –Мн., 1998. –Ч.III. –176 с. 3. Инструкция о порядке выявления и учета несовершеннолетних нуждающихся в государственной защите: в редакции постановления Министерства образования республики Беларусь от 5 мая 2007 г. № 30 // Сацыяльна-педагагiчная работа. –2007. –№9. –С.3. 4. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь // Праблемы выхавання. – 2007. №2. – С. 3-19. 5. Лесив-Иванова, Л.Н. Модели социально-педагогического воздействия на семью: Учебно-методическое пособие/ М-во образования Республики Беларусь. Академия последипломного образования. –Минск, 1998. –55 с. 6. Мартынова, В.В. Социально-педагогическая работа с семьей / В.В. Мартынова, А.Н. Ходосок. - Минск: Нац. ин-т образования, 2010. –216 с. 7. Методические рекомендации по организации работы по выявлению детей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите (письмо Министерства образования Республiкi Беларусь о 22 декабря 2008 г. № 12-02-05/1645) // Зборнiк нарматыуных дакументау Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь. – 2009. – №3. – С.29-45. 8. Методические рекомендации по социальному расследованию/ под ред. В.С. Ахметовой. – Минск: «Альтора-Живые краски», 2009. –89 с. 9. Михеева, Г. В. Подходы в работе с неблагополучной семьей / 10. Социально-педагогическая работа с детьми, лишенными родительской опеки: Метод. рекомендации для работников интернат. и альтернатив. учреждений для детей-сирот / под ред. Л.И. Смагиной. – Минск, 2001. - 159с. 11. Чечет, В.В. Педагогика семейного воспитания/ В.В. Чечет. – Минск: Пачатковая школа, 2007. – 184 с.
Дополнительная литература 1. Коменский, Я.А. Материнская школа, или О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет /Избр. пед. соч.: В 2 т. – М.: Педагогика, 1982. – Т. 1. – С. 201-241. 2. Корчак, Я. Как любить ребенка / Я. Корчак. - М.: Политиздат, 1990. – 493 с. 3. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание / Т.А.Куликова. – М., 2000. – 232 с. 4. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение / Избр. пед. соч. – М.: Педагогика, 1988. – С. 16-228. 5. Песталоцци, И.Г. Как Гертруда учит своих детей / Избр. пед. соч.: В 2 т. – М.: Педагогика, 1981. – Т. 1. – С. 61-212. 6. Рак, А.Н. Пути преодоления конфликтных ситуаций подростков с родителями // Навуковы дэбют: Зб. навук. арт. – Минск: БДПУ, 2004. – С. 81-82. 7. Рак, А.Н. Социально-педагогическая помощь семье в воспитании детей // А.Н.Рак // Развитие педагогической науки и практики: нравственное воспитание, народная педагогика, подготовка педагогических кадров: материалы пед. чтений, посвящ. 65-летию со дня рождения А.А. Гримотя, Минск, 27 февраля 2004 г., – Минск: Харвест, 2004. –С. 461-465. 8. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании / Пед. соч.: В 2 т. – М.: Педагогика, 1981. – Т.1. – С. 19-592. 9. Социальная работа с семьей: мир взрослых и детей: учеб.–метод. пособие / Ж.И. Мицкевич [и др.]. – Минск, 2002. –159 с. 10. Сухомлинский, В.А. Мудрость родительской любви / В.А. Сухомлинский. - М.: Мол. гвардия, 1988. – 304с. 11. Чечет, В.В. От женщины-матери зависит будущее детей и страны / В.В. Чечет // Веснiк адукацыi. – 2006. –№10. –С.43-50. 12. Чечет, В.В. Пути предупреждения насилия над детьми в семье/ В.В. Чечет// Сацыяльна-педагагiчная работа. –2010. –№4. –С.3. Приложение
Социально-педагогический портрет семьи пишется от руки. Протоколы ответов заполняются респондентами собственноручно (если на это нет особых противопоказаний - инвалидность, заболевания). Работа предоставляется проверяющему преподавателю на листах бумаги формата А4 (в том числе и бланки протоколов ответов). Титульный лист (данная фраза не пишется на титульном листе)
Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»
Факультет социально-педагогических технологий (эстетического образования)
Кафедра социальной педагогики
Социально-педагогический портрет семьи
Выполнил(а): студент группы___ Ф.И.О.(полностью) Проверил(а): Минск 20__
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (409)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |