БГУ культуры и искусств
Белорусский государственный университет культуры и искусств
В.М.УШАКОВА
ПЕДАГОГИКА Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения БГУ культуры и искусств
Минск 2010
ПРЕДИСЛОВИЕ Меняющиеся характеристики общества и его приоритеты предусматривают повышение требований к уровню образованности личности. В современном обществе образование приобретает особую значимость как общечеловеческая ценность, как механизм развития личности и общества, как средство решения многочисленных противоречий. Потребность в решении текущих задач в области общения, сотрудничества, организации совместной деятельности, в стимулировании личностного и профессионального роста, самовоспитании и самообучении, управлении коллективом, организации семейной жизни и воспитании детей определяет универсальность педагогической системы знаний. Целями учебно-методического пособия “Педагогика” для студентов заочной формы обучения являются: – формирование глубоких теоретических знаний по педагогике, которые позволяют подготовить человека к будущей профессионально-педагогической деятельности и постоянному самообразованию; – обеспечение процесса освоения учебной дисциплины системой практических вопросов, заданий, ситуаций с актуальным образовательным и социокультурным содержанием для усиления прикладной направленности педагогической подготовки студентов. Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач: – знакомство с классическими и современными достижениями мировой педагогической мысли; – усвоение базовых знаний по педагогике; – уяснение специфики педагогических знаний и дисциплинарного статуса педагогической науки в системе современного знания; – формирование методологической позиции в процессе изучения педагогических явлений и процессов; – овладение навыками исследования и теоретического объяснения педагогических явлений. Среди задач учебно-методического пособия также представляются важными: указание путей преодоления возникающих трудностей, которые неизбежны в работе; обеспечение подготовки к самостоятельной профессионально-педагогической деятельности. В результате изучения учебной дисциплины студенты должны знать: – основные этапы и важнейшие тенденции развития педагогической мысли; – методологические основы педагогических исследований; – терминологию педагогической науки; – основные методы и методики процессов обучения, воспитания и управления этими процессами. Студенты должны уметь: – применять на практике современные методы, методики обучения и воспитания, проведения педагогических исследований; – выполнять системный и сравнительный анализы педагогических явлений и процессов (исторический и текущий контекст); – проектировать и разрабатывать теоретические модели исследуемых педагогических явлений и процессов. Учебно-методическое пособие составлено на основе типовой программы по педагогике и авторской программы учебного курса “Педагогика“ для студентов заочной формы обучения Белорусского государственного университета культуры и искусств. Данное пособие состоит из разделов и тем. В структуру темы входят аудиторные занятия (лекции, семинарские занятия, контролируемая самостоятельная работа) и самостоятельная работа студента. Заканчивается пособие приложениями: рекомендациями по написанию рефератов и курсовых работ, примерной тематикой рефератов, тестами самоконтроля, примерными вопросами к экзамену, кратким словарем основных терминов и понятий педагогики. Для каждой темы определены обобщенные педагогические знания и умения. В соответствии с содержанием темы и системой педагогических знаний, умений и навыков разработаны примерные тестовые задания. Предложенные в данном учебном пособии тесты предназначены для текущего и итогового самоконтроля. Их содержание и уровень сложности соответствуют требованиям программы по “Педагогике” и включают проверку знаний конкретных фактов, взаимосвязей и взаимозависимостей между ними, уровень сформированности определенных умений и навыков. Задания тестов охватывают основные разделы курса педагогики для студентов всех факультетов университета. Самоконтроль предлагается выполнять по каждой теме раздела. Для этого применяются следующие типы тестовых заданий: открытые, закрытые, на установление соответствия, на установление последовательности. Система тестового самоконтроля включает системы заданий, инструкции по их выполнению, методы обработки результатов, тестовые шкалы и другие методические указания. Каждая тема раздела завершается итоговым тестом самоконтроля. Тестовый материал, предложенный в учебном издании, помогает не только восстанавливать и совершенствовать необходимые знания по разделам и темам курса, но и приводить эти знания в нужную систему с выходом на межпредметные связи. Выполнение заданий, предложенных в тестах, будет свидетельствовать о сформированности системы педагогических знаний и умений. В пособии изложены теоретические основы и даны методические рекомендации для семинарских занятий и самостоятельной работы студента. Семинарские занятия позволяют обучить коллективному обсуждению предложенной тематики, приобрести умения делать реферативные сообщения, освоить способы системного и сравнительного анализов, формы продуктивного, критического мышления, развить рефлексивные умения, т. е. овладеть теми способами деятельности и умениями, которые определяют сущность педагогической компетентности. Самостоятельная и контролируемая самостоятельная работа студента – важнейшая ступень практического освоения будущей профессионально-педагогической деятельности. Выполняя задания, рассматривая проблемные ситуации, составляя образовательные модели и проекты, студенты постепенно приобретают необходимые современному педагогу профессиональные умения и навыки. Кроме того, такие виды деятельности вплотную подводят к следующему этапу – освоению навыков и умений работы по самосовершенствованию педагогическогомастерства. В качестве форм текущего контроля в пособии предусматриваются индивидуальный и фронтальный опросы на семинарских занятиях, написание реферата, курсовой работы, тесты, оформление рабочей тетради. В тетради, ведение которой осуществляется в соответствии с учебной программой курса, должна найти отражение вся самостоятельная деятельность студента. Завершается изучение курса “Педагогика” экзаменом. Данное учебно-методическое пособие основывается на фундаментальных позициях отечественной педагогики, ее демократических основах. В пособии рассматриваются вопросы общественной сущности воспитания с учетом таких современных процессов общественной жизни, как своеобразие подходов к воспитанию учащихся, ценностное осмысление образования как преобразующей деятельности, представлены новые достижения педагогической науки, использован опыт зарубежной педагогики. При рассмотрении разделов, посвященных теории обучения и теории воспитания, автор опирается на закономерности развития личности. Как известно, становление личности осуществляется в процессе познания, общения и под влиянием факторов наследственности, среды, воспитания и деятельности. В связи с этим возникает необходимость в новых трансформационных условиях при формировании творческой личности учащегося, способной к самовоспитанию и саморазвитию. Кроме того, надо учитывать особенности проявления общих законов, закономерностей и принципов осуществления данного процесса в контексте культуры. Пособие имеет практико-ориентированный характер, предполагает активное обучение, совместную деятельность и общение субъектов образовательно-воспитательного процесса. Раскрывая и комментируя трактовки основных понятий, автор одновременно рассматривает альтернативные подходы. Пособие построено на научных источниках: учебной литературе, учебно-методических пособиях, практикумах, монографической литературе, а также на материале лекционных занятий по педагогике для студентов Белорусского государственного университета культуры и искусств. Учебно-методическое пособие адресовано студентам и может быть полезно магистрантам, аспирантам, преподавателям БГУ культуры и искусств.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (804)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |