Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Библиографический список. Тема 7. Основные проблемы социальной философии




Тема 7. Основные проблемы социальной философии.

Системность общества. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.

1. Понятие и становление социальной философии.

2. Особенности развития социально-философской мысли в ХIХ – ХХ вв.

3. Проблемы социальной реальности: способ существования общества, соотношение материального и идеального в обществе.

4. Понятие системы. Философские основания системной теории общества.

5. Исторический процесс и критерии его членения (У. Ростоу, П. Сорокин, К. Ясперс).

6. Понятие общественно-экономической формации.

7. Цивилизация как форма существования и развития общества.

 

Темы докладов

1. Типы цивилизаций. Содержание и основные принципы информационной цивилизации.

2. Многообразие форм цивилизаций. Россия в мировом цивилизационном процессе.

3. Философия истории: методологические проблемы.

4. Отношение философии истории, теоретической истории и эмпирической истории.

 

Социальная философия – это философия общественной жизни. Социальная философия – составная часть любой философской системы, одна из важнейших философских дисциплин, которая оказывает влияние на развитие общественного сознания и социальной практики.

В первом вопросе надо раскрыть качественную определенность общества, показать специфику рассмотрения общества социальной философией, дать определения понятия «общество» через его специфические признаки.

Философское учение об обществе формировалось исторически и прошло длительный путь развития. В этом вопросе рассматриваются социально – философские теории первого этапа развития социальной философии со времен античности до конца ХVIII века. На этом этапе происходит накопление социально – философских идей. Здесь нужно охарактеризовать специфику взглядов Демокрита на историю человечества. Особенное внимание нужно уделить взглядам Платона и Аристотеля, именно в их творчестве выразился сам подход к проблемам общества, определивший на многие века познание этой области. В разнообразии сюжетов нужно выделить две узловые темы: этика и учение о государстве.

В период Средневековья основные положения учения об обществе выражены в учениях А. Блаженного и Ф. Аквинского.

В Новое время с социально-философской концепцией Т. Гоббса связано изменение самого подхода к пониманию государства. Именно с ХVII в. были открыты методологические основания для более основательного изучения гражданского общества, труда, социального равенства и т.д.

В это же время (ХVII – ХVIII вв.) получают распространение концепции, усматривающие движущую силу общественного развития в различных факторах.

Также развивалось философское понимание истории общества (Геродот, Фукидид, Августин Блаженный, Фома Аквинский, Вольтер, Ж. Боден, Д. Вико, И.Г. Фихте, И.Г. Гердер).

Отвечая на второй вопрос темы, важно понять, что в ХIХ – ХХ вв. совершается переход социальной философии от становления к формированию ее в специализированную отрасль гуманитарного знания. Идеи немецкой классической философии приобрели методологическую значимость для гуманитарного знания в целом. Здесь надо дать характеристику идеи Канта о достижении всеобщего правового гражданского состояния, учения Гегеля о закономерности мировой истории. Обратить внимание следует на возникновение позитивизма (О. Конт, Г. Спенсер), на специфику понимания ими общества как целостного организма. Новым этапом в разработке социальной философии явилась материалистическая теория марксизма. Нужно дать характеристику материалистического понимания истории, теории формаций.

В ХХ веке социальную философию следует охарактеризовать исходя из следующих основных направлений:

1. социальная философия развивалась в русле марксистских идей;

2. социальная философия развивалась в контексте разнообразных социологических теорий (неопозитивистские, антипозитивистские, натуралистические, психологические, феноменологические, эмпирические, структурно-функциональные и другие направления). Здесь же рассмотреть теорию М. Вебера (теория социального действия: теория об идеальных типах), Т. Парсонса (теория общества как система функционально связанных переменных), теорию социального действия Ф. Званецкого.

3. социально-философские идеи формировались в русле общефилософского развития (философия истории Б. Кроче, теория общественного круговорота О. Шпенглера, социальное учение А. Бергсона и др.).

При изложении этого вопроса нужно дать характеристику различным вариантам постиндустриального общества: информационного, сверхиндустриального, технотронного. В настоящее время предпринимаются попытки построить модель социальной системы на основе технико-технологической детерминации, характеризующейся неменитными, бифуркационными процессами.

Вторая половина ХХ в. ознаменовалась философско-историческими и социологическими исканиями в связи с проблемой человека в современном обществе.

Третий вопрос темы призван объяснить, какие факторы определяют специфику социальной жизни. Нужно обратить внимание на характеристику человеческой деятельности как способа существования и развития общества, на труд, как ядро человеческой деятельности. Деятельность людей конкретно обнаруживается в социальном действии. Нужно охарактеризовать это понятие. Основными формами человеческой деятельности являются материальная, социальная, политическая, духовная. Далее нужно определить, что является объективным и субъективным в человеческой деятельности, что представляют собой общественные отношения.

При изложении этого вопроса, конкретизируя положение об обществе как целостной системе, целесообразно обратиться к синергетике – одному из новейших научных направлений, связанных с изучением систем. С синергетической точки зрения, общество как социальный организм представляет собою сложную диссипативную эволюционирующую систему, которая имеет следующие свойства: 1) взаимодействие со средой; 2) самоорганизация; 3) рост объёма используемой информации.

Одной из проблем социальной философии является проблема соотношения между материальным и духовным в обществе. Здесь нужно рассмотреть понятия материальных и идеальных факторов общественного бытия и общественного сознания, базиса и надстройки данных в историческом материализме. Важнейшим социальным законом является закон обусловленности общественного сознания людей общественным бытием.

Синергетика устанавливает законы для всех типов систем (в том числе и для общества): открытость, нелинейность, удалённость от состояния равновесия, наличие бифуркационных периодов, возможность случайных флуктуаций, непредсказуемость окончательных результатов и др. Самоорганизация в системных образованиях социального типа связана с необходимостью их управления, как целенаправленного воздействия со стороны субъективного фактора.

В четвертом вопросе необходимо определиться с самим понятием системы. Под системой (от греч. составление из частей, соединение, составление из компонентов) будем понимать философскую категорию, обозначающую объект, организованный в качестве целостности. В семантическое поле данного понятия входит терминологический ряд: «связь», «элемент», «целое», «единство», «структура» и др.

Термин «система» возник в античности для обозначения принципа организации знаний, включаясь в контекст философских поисков общих принципов организации мышления и знания. До начала XIX в. это понятие главным образом задавало принцип организации мышления, систематизации знания, т.е. имело эпистемологическое и методологическое значение. Позже распространяются онтологические и натуралистические интерпретации системы. Развитие технологий XX века открывает эру проектирования, конструирования систем; появляются их типологии (системы равновесные, неравновесные, самоорганизующиеся, открытые, закрытые, рефлексивные, с прямой и обратной связью и пр.).

Термин «система» становится междисциплинарным (примерно в середине XX в.).

Системный подход - это методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования сложноорганизованных объектов (развивающихся, многоуровневых, иерархических, самоорганизующихся).

В системных исследованиях объекты рассматриваются как множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений внутри объекта и на его взаимоотношения со средой. Свойства объекта определяются свойствами его структуры (системообразующими, интегративными связями).

Современная философия рассматривает общество как совокупность различных частей и элементов, которые тесно связаны между собой, постоянно взаимодействуют, поэтому общество существует как отдельный целостный организм, как единая система. Проблему системности общественной жизни разрабатывали О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин и др. философы и социологи ХIХ-ХХ веков.

Рассматривая социальные системы, необходимо указать их характерные черты: сверхсложный иерархический характер, самоуправляемость, самодеятельность, самоорганизацию, саморазвитие и самодостаточность, интегративное качество, динамичность. Причем самодеятельность, самоорганизация и саморазвитие в какой-то мере присущи и отдельным элементам общества, но самодостаточным может быть только общество в целом.

В пятом вопросе необходимо отметить, что исторический процесс с точки зрения исторической конкретности представляет собой сложное сочетание всемирно-исторической логики и бесконечного разнообразия, непохожести, уникальности исторических событий, совокупность бесконечно разнообразных и неповторимых исторических биографий отдельных стран, народов, культур. Причины этого многообразия – в природной среде стран, особенностях общественного производства, особенностях образа жизни народа, чертах духовной культуры, облике лидеров и бесконечном множестве других факторов.

Традиционно в историческом процессе выделяются периоды: древний мир, средние века, новое и новейшее время, для каждого из которых характерен свой способ производства, тип культуры и т.д. Наиболее используемым в за­падных учебниках является подход, когда выделяют: традиционное общество (докапиталистическое), капиталистическое общество (включает раннюю, переходную форму индустриального общества, зародившуюся в XVII – XVIII веках в Западной Европе, а также индустриальное общество, начиная с середины XIX века), постиндустриальное общество (с 60-х годов XX века). Кроме того, нужно привести концепции американского социолога У. Ростоу (названная им «теорией стадий экономического роста»), П. Сорокина (ценностная интерпретация общества и социальных групп), концепцию исторического развития и существования общества К. Ясперса (концепция «осевого времени»), Н.Я. Данилевского (культурно-исторические типы).

В вопросе о понятии общественно-экономической формации указать, что авторство теории принадлежит К. Марксу. Термин «формация» был воспринят из геологии, где им обозначается напластование геологических отложений определенного периода. В философии формация – это историческая ступень раз­вития общества. Начало философского учения о формациях заложено в самом значительном произведении периода формирования марксизма «Немецкой идеологии», написанном в 1845-1846 гг. совместно с Ф. Энгельсом. Авторы выделили структуру общества, включающую в себя производительные силы – производственные отношения – политическую надстройку – формы общественного сознания.

Подчеркнуть, что, согласно этой теории, основные стадии исторического развития человеческого общества – это последовательно сменяющие друг друга господствующие формы собственности: племенная, античная, феодальная, буржуазная, будущая коммунистическая форма всеобщей собственности. В структуре общественно-экономической формации важное место отведено понятиям: экономический базис, политическая надстройка, производительные силы, труд, производственные отношения.

Таким образом, теория К. Маркса помогла взглянуть на структуру общества как на систему и на его этапы, которые, с одной стороны, будут для любого народа обязательными, а с другой стороны, каждое общество на каждом данном этапе будет иметь сходную структуру. Теория также говорит о неизбежности перехода от одной формации к другой. Итак, принципиальное значение учения об общественно-экономических формациях как ступенях общества:

Во-первых, история предстала не как некий аморфный поток социальных изменений, а последовательная смена качественно различных этапов, каждый из которых имеет свои специфические законы возникновения и функционирования.

Во-вторых, история предстала как совокупность революционных и эволюционных изменений. Если в пределах каждого формационного этапа доминировали эволюционно-функциональные изменения (речь идет об изменении общественного организма в целом), то переходы от одного формационного этапа к другому, как правило, носят революционный характер.

В-третьих, история предстала как процесс прогрессивного развития общества, ибо каждая новая формационная ступень означала более высокий уровень человеческой цивилизации.

Альтернативой формационному подходу является цивилизационный подход к пониманию хода истории. Он был разработан в трудах Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, позднее А. Тойнби. Для всех этих концепций характерны такие особенности, как отказ от европоцентристской, однолинейной схемы прогресса общества; вывод о существовании множества культур и цивилизаций, для которых характерны локальность и разнокачественность; утверждение об одинаковом значении всех культур в историческом процессе.

Понятие «цивилизация» – сложное и неоднозначное. В настоящее время цивилизацию понимают как нечто единое, стоящее вне рамок социальных систем. В современной социальной философии под цивилизацией чаще понимают крупномасштабную социокультурную общность людей и народов.

Особенность цивилизационных этапов раскрывается при сопоставлении с принципами выделения формационных структур. Здесь можно выделить следующие моменты.

Во-первых, цивилизация содержит указания на определенную высоту, зрелость развития общества. В этом контексте сопоставляются дикость, варварство, цивилизация как этапы человеческой истории.

Во-вторых, цивилизация не связана с жестким выделением способа про­изводства, общественного производства как определяющего фактора жизни общества, она основана на более широком круге выделяемых основ общественной структуры, или, как отмечал Маннгейм, центров систематизации.

В-третьих, при выделении цивилизации налицо тенденция к вычленению в качестве основ общества культурологических факторов духовных моментов общества.

В-четвертых, цивилизация фиксирует более конкретно-эмпирический пласт общественной жизни, ее особенности и взаимосвязи, нежели формация.

В-пятых, цивилизация связывается с особенностями всемирно-исторических изменений XX в., характеризующих общие тенденции всех стран на современном этапе.

Контрольные вопросы

1. Дайте характеристику понятия «социальное действие».

2. Старый материализм смотрел на общество как на механическую совокупность индивидов. В чём слабость такого понимания? Исходя из какого принципа К.Маркс преодолел эту ограниченность «предшествующего материализма»?

3. Дайте характеристику общества с точки зрения синергетики.

4. Какие из приведённых ниже явлений относятся к общественному бытию, а какие – к общественному сознанию:

1. Политика;

2. географическая среда;

3. экономические отношения;

4. церковь;

5. государство;

6. искусство;

7. культура;

8. национальные отношения;

9. мораль;

10. наука.

5. Охарактеризуйте концепции индустриального, постиндустриального общества.

6. Какой основной методологический порок концепций технологического детерминизма?

2. Какие этапы в историческом развитии общества и соответственно типы обществ выделяет современная социально-философская мысль?

3. Перечислите и объясните особенности социальных систем.

4. Назовите достоинства и недостатки теории общественно-экономических формаций.

5. Сравните формационный и цивилизационный подходы к историческому процессу.

6. Как решается проблема дифференциации исторического процесса в трудах У. Ростоу, К. Ясперса?

7. Какова типология цивилизаций по Шпенглеру?

8. Что такое «цивилизация» в понимании Шпенглера?

9. Назовите основные идеи книги «Закат Европы».

10. Что понимает Тойнби под цивилизацией?

11. Какова типология цивилизаций у Тойнби?

12. В чем смысл механизма «вызова – ответа»?

13. Каковы критерии роста, развития, распада и гибели цивилизаций по Тойнби?

14. Какие исторические процессы выделяет П.А. Сорокин?

15. Поддерживает или нет П.А. Сорокин идею социокультурного прогресса?

16. Что такое культурно-исторический тип в концепции Н.Я. Данилевского?

17. Каковы особенности информационной цивилизации?

18. Какое место занимает современная Россия в цивилизационном процессе?

19. Каковы перспективы развития современных цивилизаций?

Библиографический список

 

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

2. Аникеева А.А., Семушкин А.В. «Диалог цивилизаций: Восток – Запад» // Вопросы философии 1998, №2.

3. Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. М., 1988.

4. Глинчикова А.Г. Капитализм, социализм, индустриальное общество – к вопросу о соотношении понятий // Вопросы философии. 2001, №9.

5. Гречко П.К. Концептуальные модели истории: пособие для студентов. М., 1995.

6. Гуревич Л.Я. Теория формаций и реальность истории // Вопросы философии. 1990, №11.

7. Иноземцев В.А. Расколотая цивилизация: системные кризисы индустриальной эпохи // Вопросы философии. 1999, №5.

8. Иноземцев В.Л. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения // Вопросы философии. 1997. №10.

9. Ионов И.Н. Теория цивилизаций на рубеже XXI века // Общественные науки и современность. 1999, №2.

10. Кемеров В.Е. Концепция социальные реальности // Вопросы философии. 1997. №7.

11. Коломийцев В. Цивилизация XXI века. Некоторые современные концепции // Свободная мысль. 1996, №11.

12. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.13.

13. Моисеев Н.Н. Информационное общество как этап новейшей истории // Свободная мысль. 1996, №1.

14. Момджян К.Х. Введение в социальную философию: Учеб. пособие. М., 1997.

15. Очерки социальной философии. Учеб. пособие для вузов / Зотов В.Д. и др. М, 1994.

16. Поликарпов В.С. Контуры будущего цивилизаций. Таганрог, 2000.

17. Рузавин Г.И. Самоорганизация и организация в развитии общества // Вопросы философии. 1995. №8.

18. Социальная философия: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Лавриненко В. М., 2000.

19. Спиркин А.Г. Философия. М., 2004.

20. Хантингон С. Столкновение цивилизаций // Политические исследования. 1994, №1.

 





Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (517)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)