Методика работы с классным коллективом. Пути формирования и этапы развития коллектива
Ученический коллектив - группа учеников, объеденных общей социально значимой целью, деятельностью и организацией этой деятельности. Именно в классном коллективе образуется густая сеть отношений, отличающихся сплочением, общей ответственностью, взаимной зависимостью, при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях. Управление коллективом - управление процессом формирования и развития коллектива, его функциями, использование коллектива в качестве инструмента воспитания школьников. Управление как два взаимосвязанных процесса: сбор информации об ученическом коллективе и включение в него школьников + органы адекватных воздействий, для совершенствования коллектива и его влияния на каждого воспитанника. Для этого необходима интеграция всех возрастов в единую систему. Это достигается использованием комплекса педагогических воздействий, постоянной заботой членов коллектива друг о друге, создание ситуаций для положительного влияния на отдельных учеников, расширение самоуправления, объединение усилий всех участников процесса. -Коллективная деятельность, результат которой достигается усилиями каждого члена группы; - самоуправление, возложение полномочий и смена лидеров группы в разноплановой деятельности; -перспектива «завтрашней радости» - близкая, средняя, далекая - придающая энергетическое движение группе; - традиции группы, фиксирующие коллективные продвижения и оформляющие автономность и статность коллектива; -Постоянная напряженная духовная деятельность по осмыслению ценностей жизни и содержания собственного бытия; -осознание каждым необходимости собственных усилий для достижения общего результата совместной деятельности; - участие группы в общественной жизни. реальная включенность в социальное пространство в качестве автономной единицы с ее оформленным представительством; -расширение и углубление межличностных отношений в группе, содействие высокому статусу в группе каждого ребенка. Педагог, встав во главе группы и приняв ответственность за развитие микросреды каждого воспитанника, последовательно и неуклонно расширяет полномочия группы как будущего субъекта, вовлекая всех членов группы в осмысление деятельности, оценку результатов деятельности и, в итоге, в осознание цели и мотива планируемой работы. черты коллектива: 1. Глубина дружеский связей; 2. Ценностные ориентации и высокое поле психологического климата, 3. Качественность предметной деятельности 4. Внимание к каждой индивидуальности, 5. Актуальное проживание социальных событий, проблем, ситуаций; 6. Ощущение своей группы как части общества. Коллектив, как всякий живой организм, рождается, развивается, проходит кризисные этапы, распадается, умирает и формируется вновь. Правила: 1. Сочетать педагогическое руководство со стремлением учеников к самостоятельности, 2. изменять при необходимости стиль (от единомыслия до сотрудничества) 3. опора на учителей, работающих в этом классе, 4. Никакого формализма, 5. Общее мнение по важным вопросам жизни класса; 6. Система контроля –вертикально – горизонтальная; 7. стремление к слиянию персональных, партнерских и мотивационных отношения в процессе единения коллектива (хотя избирательность есть всегда) 8. Первоначальная ориентация на интересы школьников; 9. Контроль факторов, влияющих на положение каждого ученика, с учетом его личностных особенностей, его нравственного облика, физических данных, (положение ученика в т.ч. зависит от норм и правил, принятых в коллективе). В последние десятилетия наметилась отчетливая тенденция называть коллективом группу людей высокого уровня развития, Самое существенное качество группы — уровень ее социально-психологической зрелости.. Нижним уровнем формирования коллектива является группа-конгломерат, т.е. группа ранее непосредственно незнакомых детей, оказавшихся (или собранных) на одном пространстве и в одно время. Но взаимоотношения и взаимодействия поверхностны и ситуативны Если же начальное объединение произошло, дети приняли статут "первичного коллектива", цели каждой личности в группе проектируются заданием, группа поднимается на одну ступеньку — она становится группой-ассоциацией. На этом уровне начинается единая жизнедеятельность группы, появляются первые ростки ее коллективообразования, закладываются первые кирпичики формирования ее структуры как коллектива. Совместная жизнедеятельность в рамках официальной первичной группы дает ей возможность перейти к более высоким уровням организации — к группе-кооперации. Группа-кооперация отличается реальной и успешно действующей организационной структурой, высоким уровнем групповой подготовленности и сотрудничества. Ее межличностные отношения и ее внутригрупповое общение носят сугубо деловой характер, подчиненный достижению высокого результата Группа-автономия характеризуется высоким внутренним единством. Именно на этом уровне члены группы идентифицируют себя с ней ("Моя группа"). Однако группа-автономия может уйти в сторону от коллектива к корпорации. Это возможно в том случае, если произойдет гиперавтономизация, если обособление приведет к замкнутости, группа изолирует себя от других групп данной общности, замкнет свои цели внутри себя, В этом случае появляется корпоративная направленность как "групповой эгоизм" и групповой индивидуализм, а сама группа превращается в группу-корпорацию — лжеколлектив.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (918)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |