Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Концептуальные основы построения содержания образования



2015-12-14 2917 Обсуждений (0)
Концептуальные основы построения содержания образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Основным ориентиром для построения содержания образования становится фундаментальное ядро содержания образования (ФЯСО), имеющее необходимый научно-категориальный аппарат, на основе которого формируются ценностные ориентации обучающихся, научная картина мира и научное мировоззрение, а также обобщенные способы познавательной и практической деятельности.

В структуре основной образовательной программы начального общего образования предусмотрена программа формирования и развития универсальных учебных действий (УУД), представляющая собой неотъемлемую часть фундаментального ядра содержания образования. Программа рассматривается в единстве с примерными программами по учебным предметам и предлагает перечень УУД, представленных в виде рекомендаций по организации деятельности учащихся для решения конкретных задач в структуре учебных дисциплин.

Стандарт впервые определяет такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования, а сохранение и укрепление здоровья – в качестве приоритетного направления деятельности образовательного учреждения. При этом разработана методология и методика оценки здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.

В стандарте предложена новая структура базисного учебного (образовательного) плана, в состав которого в качестве компонента включена внеурочная деятельность. При этом установлено соотношение частей основной образовательной программы с выделением инвариантной и вариативной частей, что позволяет значительно расширить права участников образовательного процесса по удовлетворению их образовательных запросов, в том числе региональных, местных, этнокультурных, конфессиональных и др.

Основное и дополнительное образование несут две разные функции: основное общее – воспроизводство культуры нации, дополнительное – развитие потенциала к самореализации каждого человека в этой культуре. На сегодняшний день эти функции отражают важнейшие стороны существования человека в мире: его самоидентификацию как представителя определенной культуры, принадлежащего к определенному социуму и сообществу; и его осознание себя неповторимой личностью, обладающей уникальным набором качеств, что позволяет человеку выстраивать собственную жизненную траекторию и решать творческие задачи; становиться субъектом собственной деятельности.

«В этой логике, дополнительное образование детей не просто элемент, структурная часть существующей системы общего образования, но компонент субъектного становления личности и её внутреннего роста (самоопределения и саморазвития индивидуальности)» (Логинова Л.Г.).

Содержание – это философская категория, характеризующая объект в единстве всех его элементов, свойств, внутренних процессов, связей, противоречий, тенденций. Определяющим в содержании объекта являются не столько составляющие его элементы (компоненты), сколько внутреннее состояние, совокупность процессов, которые характеризуют взаимодействие элементов между собой и со средой и обусловливают их существование, развитие и смену; в этом смысле само содержание выступает как процесс.

Педагогический энциклопедический словарь определяет содержание образования как педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, усвоение которой обеспечивает развитие личности. Специальное образование даёт человеку знания и умения, необходимые в конкретной отрасли деятельности. Содержание общего образования обеспечивает участие школьников в социальной, непрофессиональной деятельности, формирует их мировоззрение, систему ценностей и идеалов, обусловливающих гражданскую позицию личности, её отношение к миру и определение своего места в нём.

Содержание образования по Г.М. Коджаспировой – это система научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта творческой деятельности, овладение которыми обеспечивает разностороннее развитие умственных и физических способностей обучающихся, формирование их мировоззрения, морали, поведения, подготовку к общественной жизни и труду. Источником содержания образования служит все многообразие культуры.

В.В. Краевский определяет содержание образования как педагогически адаптированный социальный опыт человечества, тождественный по структуре (разумеется, не по объёму), человеческой культуре во всей её структурной полноте.

Б.Т. Лихачёвым выделяется две группы принципов отбора содержания образования:

– общеметодологические принципы формирования содержания общего среднего образования;
– специальные принципы формирования содержания из области науки, искусства, трудовой деятельности, физического развития.

К общеметодологическим принципам формирования содержания общего среднего образования Б.Т. Лихачёв относит:

– общеобразовательный характер учебного материала;
– гражданскую и гуманистическую направленность содержания;
-связь учебного материала с практикой перемен в российском обществе;
– основообразующий и системообразующий характер учебного материала;
– интегративность изучаемых курсов;
– развивающий характер учебного материала;
– гуманитарно-этическую направленность содержания образования;
– взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предметов;
– эстетические аспекты содержания образования.

Среди специальных принципов формирования содержания образования выделяются:

Принципы формирования содержания из области науки, в числе которых значатся:
– принцип соотнесения учебного материала с уровнем развития современной науки;
– принцип политехнизма;
– принцип единства и противоположности логики науки и учебного предмета.

Принципы формирования содержания из области искусства, куда отнесены:
– принцип единства идейного содержания и художественной формы;
– принцип гармоничного культурного развития личности;
– принцип идейной общности и взаимосвязи искусств;
– принцип учета возрастных особенностей.

Принципы формирования содержания из областей труда и физического развития, в состав которых включены:
– принцип общественно-экономической целесообразности и необходимости детского труда, его включенности в производственную деятельность;
– принцип связи труда с наукой;
– принцип соответствия детского труда требованиям современных профессий.

Представленный перечень принципов может быть сведен ктрём обобщающим принципам.

I.Принципу соответствия содержания образования уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося гуманистического демократического общества. Из этого принципа вытекает необходимость предусматривать в составе содержания не только традиционно выделяемые элементы (знаний, умений и навыков), но и те, что в соответствии с личностной ориентацией образования отражают опыт творческой деятельности и личностного отношения к общечеловеческим ценностям.

II.Принцип учёта содержательной и процессуальной сторон обучения при формировании и конструировании содержания учебного материала. Он противостоит односторонней ориентации, рассматривающей содержание в отрыве от педагогической реальности. Реализация этого принципа предполагает представленность всех видов человеческой деятельности в их взаимосвязи во всех учебных предметах учебного плана.

III.Принцип структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования с учетом личностного развития и становления ребёнка, что предполагает взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармонию компонентов содержания образования. Из этого принципа следует, что содержание образования не должно рассматриваться как простая сумма создаваемых независимо друг от друга учебных предметов или учебных программ. Отдельные учебные дисциплины уже в исходном пункте их построения должны быть ориентированы на общее представление о составе и структуре всего содержания образования. Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить единство подхода к построению каждого учебного предмета и ко всем учебным материалам.

В Законе РФ «Об образовании» содержаниюобразования посвящена статья 14.

«Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на:

– обеспечение самоопределение личности, создание условий для ее самореализации;
– развитие общества;
– укрепление и совершенствование правового государства.

Содержание образования должно обеспечивать:

– адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
– формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
– интеграции личности в национальную и мировую культуру;
– формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;
– воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества».

Содержание образования состоит из четырёх основных структурных элементов:

– опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов (знаний о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании ребёнка верной картины мира, вооружает его правильным методологическим подходом к познавательной и практической деятельности);
– опыта осуществления известных способов деятельности (в форме умений действовать по образцу. Система общих интеллектуальных и практических навыков и умений, составляющая содержание этого опыта, является основой множества конкретных видов деятельности и обеспечивает способность подрастающих поколений к сохранению культуры народа);
– опыта творческой деятельности (в форме умений принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях. Этот опыт требует самостоятельного претворения ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных. Этот вид социального опыта обеспечивает у молодого поколения развитие способностей к дальнейшему развитию культуры);
– опыта осуществления эмоционально-ценностных отношений (в форме личностных ориентаций, проявляющихся в отношении к окружающему миру, к себе самому, к другим людям. Этот элемент содержания образования состоит не в знаниях, не в умениях, хотя и предполагает их. Нормы отношения к миру, к самому себе и подобным себе предполагают не только знание мировоззренческих идей, но и убежденность в их истинности, положительное отношение к ним. Это отношение проявляется в поведении человека, в деятельности практического и интеллектуального характера. Это сплав знаний, убеждений и практических действий).

Усвоение перечисленных элементов социального опыта позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, «вписываться» в социальную систему, приспосабливаться к ней, но и действовать самостоятельно, творчески. Усвоение ребёнком данных элементов социального опыта направлено на трансформацию последнего в личный опыт на основе особым образом организованной деятельности учащихся.

Элементы содержания образованиявзаимосвязаны и взаимообусловлены. Они связаны между собой таким образом, что каждый предшествующий элемент служит предпосылкой для перехода к следующему. Например, умения формируются на основе знаний, а творческая деятельность предполагает овладение некоторой суммой знаний и простых (репродуктивных) умений в данной области творчества.

В современной дидактике выделяется несколько уровней рассмотрения и формирования содержания образования.

На теоретическом уровне содержание образования фиксируется в виде обобщённого системного представления о составе (элементах), структуре и общественных функциях передаваемого социального опыта в его педагогической интерпретации.

На уровне учебного предмета представлены определённые части содержания образования, несущие специфические функции в общем образовании.

На уровне учебного материала даются конкретные, подлежащие усвоению, фиксированные в учебниках и учебных пособиях элементы содержания образования, входящие в курс обучения.

Непосредственно в образовательном учреждении содержание образования определяют реализуемые в нём образовательные программы. «Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой(образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.» (ст. 14 Закона РФ «Об образовании»).



2015-12-14 2917 Обсуждений (0)
Концептуальные основы построения содержания образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Концептуальные основы построения содержания образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2917)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)