Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогические системы: характеристика и примеры



2015-12-14 9983 Обсуждений (0)
Педагогические системы: характеристика и примеры 0.00 из 5.00 0 оценок




Педагогическая система — это целостное единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития человека.

Принципы функционирования системы:

– оптимальность;

– структурность – выделение частей (компонентов) системы, их упорядочение и классификация;

– функциональность – в качестве компонентов системы выступают функции, регулирующие отношения и связи в системе;

– интегративность – особое внимание уделяется системообразующим элементам, которые объединяют ее компоненты и способствуют сохранению и функционированию целого.

Особенностью современной педагогической науки является всестороннее рассмотрение педагогической деятельности, с учетом широкого круга как внутренних отношений, так и внешних сопряженных систем.

В системном рассмотрении объект (явление, процесс, отношения) воспринимается не как сумма частей, а как нечто целое.

Педагогические системы рассматриваются как динамические системы, отношения между компонентами которых постоянно изменяются.

Системообразующим фактором педагогического процесса являются его цели. Если целью является формирование знаний, то процесс обучения приобретает объяснительно-иллюстративный характер; если главная цель – формирование познавательной самостоятельности, то процесс приобретает черты частично проблемного обучения; если ставится главная задача – развитие индивидуальности школьника и его личностных качеств, то процесс является развивающим, целостным процессом проблемно-развивающего обучения.

Педагогические системы можно рассматривать на макро-, мезо– и микроуровнях.

На макроуровне – это государственно-общественная система образования и воспитания, региональные системы образования и т. д.

На мезоуровне – это деятельность учебных заведений, детских организаций и других социальных институтов общества, реализующих педагогические цели.

На микроуровне – это педагогические системы, реализующие специфические задачи; авторские педагогические системы; педагогические системы, сложившиеся в рамках деятельности группы учителей и учащихся.

Компоненты педагогической системы:

– деятельность учителей и учащихся;

– управленческая деятельность, направленная на создание условий для решения образовательных задач;

– педагогические средства (содержание педагогической деятельности, формы и методы педагогической работы).

Закономерностью педагогической системы являются связь между ее компонентами, они представляют собой те существенные связи, от которых зависит оптимальность педагогических задач.

Факторы, оказывающие существенное влияние на управление процессом социального развития личности учащегося, являются окружающей средой педагогической системы.

Функционирование педагогической системыпредполагает взаимодействие ее элементов на основе реализации внутренних и внешних связей, которое позволяет достичь определенных результатов в педагогической деятельности.

Педагогические системы являются относительно самостоятельными и целостными, непосредственно порождающими процесс развития человека.

Педагогическими системами, предполагающими непосредственный контакт с учащимися, являются педагогические системы в семье, в школе, во внешних учреждениях по месту жительства и т. д. Основополагающей системой является педагогический процесс.

9. Проблема цели воспитания в педагогике.

Цель воспитания - это то, к чему стремится воспитания Целью воспитания в педагогике принято считать конечный результат формирования личности. Поскольку педагогические системы (дошкольное, школьное и внешкольное) имеют определенные хронологические рамки, которые позволяют фиксировать определенные уровни и качества сформированности личности, то можно говорить и о относительно конечные результаты образованности и воспитанности на определенных этапах. Выделяется общая и индивидуальная цель воспитания

Общая цель выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, а индивидуальная, если предполагается воспитания отдельного человека Прогрессивная педагогика предполагает единство общей и индивидуальной цели

Цель выражает общую целеустремленность воспитания На практике она реализуется через систему конкретных задач Цель и задачи соотносятся как целое и часть, система и ее компоненты Поэтому есть и такое определение: цель воспитания - это система воспитательных задач. Среди задач, определённых целью, могут выделяться ведущие воспитательные задачи.

На определение целей воспитания влияют следующие факторы:

идеология, поли тика государства;

культура, сложившаяся в обществе;

опыт воспитания;

психическое, эмоциональное и физическое развитие людей;

позиция государственных деятелей, воспитателей и др.

ВОПРОС №11. "История и этапы становления профессионального образования в России"

В 1860-е гг. в России началось становление теории и методики профессионального образования как самостоятельной отрасли научного знания, что было обусловлено развитием производства и капиталистических отношений, реформами в области школьного образования, расширением сети профессиональных учебных заведений, началом общественно-педагогического движения в России. Этому способствовала деятельность научных и технических обществ– Русского технического общества, Вольного экономического общества, Московского общества распространения технических знаний, которые создавали учебные заведения, выдвигали проекты реформирования системы общего и профессионального образования в России, изучали зарубежный опыт подготовки специалистов, проводили съезды деятелей профессионального и технического образования, издавали научную, учебную и методическую литературу.

Органом научно-методической мысли стал журнал «Техническое образование», который выходил в 1892–1917 гг. Значительна роль Постоянной комиссии по техническому образованию Русского технического общества (1868) и ее руководителей – видных деятелей профессионального образования России Е.Н. Андреева (1868—1889) и А.Г. Неболсина (1889–1917). Вехой в становлении профессиональной педагогики стал разработанный ученым-механиком и министром финансов И.А. Вышнеградским (1831–1895) проект «Общего нормального плана промышленного образования в России» (1884), заложивший основы государственной системы профессионального образования.

1860-е гг. – начало развития дидактики профессионального обучения в России.

В канун революционных событий в России стала очевидна необходимость реформы профессионального образования, приведения ее в соответствие с экономическими и социокультурными требованиями жизни и, прежде всего, ее демократизации. Под руководством министра народного просвещения графа Н.П. Игнатьева в 1915–1916 гг. были разработаны проекты реформы профессионального образования, которые предусматривали создание многотипной системы профессионально-технических учебных заведений, установление связи между общим и профессиональным образованием, между школами и производством, более широкое развитие женского профессионального образования.

История профессионального, в том числе и профессионально-технического образования России – целостный социально-исторический и историко-педагогический процесс, в котором можно выделить несколько периодов.

Первый период (VI – первая половина XIX в.) – возникновение различных форм профессионального обучения на ранних этапах российской цивилизации, зарождение профессиональной школы и начало теоретического осмысления профессионального образования.

Второй период (вторая половина XIX в. – 1917 г.) – развитие профессионального образования и профессионально-педагогической мысли в эпоху индустриального становления России; формирование системы государственных профессиональных учебных заведений и развитие общественно-педагогического движения в области профессионального образования.

Третий период (1917 – 1940 гг.) – преобразование и развитие системы профессионального образования в постреволюционные десятилетия, связанные с новыми политическими реалиями и в первую очередь с восстановлением и массовой индустриализацией советской экономики; начальный этап институциирования профессиональной педагогики.

Четвертый период (1940–1958 гг.) – создание и функционирование системы государственных трудовых резервов как системы профессионального образования, отразившей потребности жестко централизованной плановой военной и послевоенной экономики и форсированной индустриализации СССР; активизация разработки методики производственного обучения и становления системы подготовки индустриально-педагогических кадров.

Пятый период (1959–1990 гг.) – развитие профессионального образования в РСФСР в условиях либерализации общества, социально-экономических реформ и технико-технологического перевооружения производства в 1959 – 80-х гг.; преобразование системы трудовых резервов в систему профессионально-технического образования; осуществление среднего профессионального образования и переход ко всеобщему профессиональному образованию; становление научных центров профессионального образования.

Шестой период (1991–2000 гг.) – развитие профессионального образования в Российской Федерации в условиях демократизации общества и перехода к рыночным отношениям в экономике, кризисных явлений в производстве и обществе, внедрения в производство высоких технологий; период дифференциации и диверсификации системы профессионального образования.

 

 

12. Современная многоуровневая система профессионального образования в России.

Одно из основных требований зарубежных партнеров в адрес российской системы высшего образования – необходимость выдачи отечественными вузами дипломов, максимально сопоставимых с общепринятыми в мире документами об окончании соответствующих учебных заведений и прослушанных учебных курсах. Это позволит взаимно признавать с максимальным числом стран полученные в России и за границей вузовские учебно-научные квалификации. Речь идет об узнаваемости записей в российских вузовских дипломах и приложениях к ним за рубежом. Ключевое звено модернизации российской системы образования в соответствии с принципами Болонской декларации в отказе от программ подготовки в российских вузах дипломированных специалистов и введение базового/постдипломного образования (по европейской терминологии) или бакалавра/магистра (по американской терминологии).

При введении бакалавриата и магистратуры получат возможность "отсеивать" тех молодых людей, у которых поменялись планы или которые не проявили должной способности к овладению изучаемой специальностью, и принимать бакалавров из других вузов, вливая таким образом "свежую кровь". В соответствии с новым законом выпускники-бакалавры вправе не только менять специализацию в рамках одного вуза (например, некоторые бакалавры экономики решают получить в магистратуре расширенные и углубленные знания по менеджменту), но могут поступить на магистерские программы зарубежных вузов.

Аргументы противников многоуровневой системы высшего образования сводятся к тому, что российский рынок труда не готов к использованию проучившихся четыре года бакалавров и рассматривает их как недоучек, не обладающих необходимыми профессиональными навыками. Иное дело – на Западе, где предприятия охотно принимают выпускников с дипломами бакалавров, так как там развита система доучивания. Многие западные работодатели предпочитают растить кадры конкретно для своей фирмы, обучая на рабочих местах новейшим производственным технологиям и профессиональным секретам и получая в итоге нужных по уровню знаний и производственных навыков специалистов. Владельцы же российских предприятий и фирм, как показывают исследования, не хотят тратить деньги на доучивание, предпочитая брать уже готовых дипломированных специалистов, прежде всего переманивая их из компаний-конкурентов. А выпускники российского вуза с дипломом бакалавра на 90-95% остаются невостребованными.

Кроме того, многоуровневая система высшего образования пригодна не для всех специальностей. Например, программисту учиться 6 или даже 5 лет не надо, а высококлассного инженера или научного работника за 4 года подготовить невозможно. Поэтому дифференциация вузов по типам реализуемых программ станет одним из серьезнейших образовательных последствий принятия рассматриваемого законопроекта. Соответственно, в первую очередь возникает проблемы разработки оптимальных стандартов бакалавриата по конкретным специальностям, лицензирования и аттестации магистерских программ в том или ином вузе. Указанный момент станет крайне важным для развития всей системы высшего образования, аккредитации и категоризации вузов. В силу этого необходима организация независимой системы контроля и оценки качества образования, что обеспечит возможность обмена образовательными программами, повысит академическую и студенческую мобильность.

Цель многоуровневой системы высшего образования — расширить возможности высшей школы в удовлетворении многообразных культурнообразовательных запросов личности и общества. Раньше, как вы помните, на первом месте стояло общество, социальный заказ. Сейчас же, это видно уже из Закона РФ об образовании (см. раздел 2.1), на передний план выдвигается личность, ее интересы.

Суть многоуровневой системы образования в нашей стране состоит в том, что оно представляет совокупность основных образовательных программ различного уровня, длительности и назначения.

Многоуровневая система образования повышает гибкость общекультурной, профессиональной и научной подготовки специалистов с учетом меняющихся потребностей рыночной экономики. Она учитывает отечественный и зарубежный опыт развития высшей школы и международную классификацию образования, принятую ЮНЕСКО, отвечает требованиям нашего времени формирования единого образовательного пространства в рамках всего мирового сообщества.

Усилиями группы ученых во главе с Госкомитетом РФ по высшему образованию разработан, а постановлением Правительства РФ № 940 от 12 августа 1994 г. введен Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, основанный на многоуровневой системе.

Первый уровень включает двухлетнее обучение по образовательным программам бакалавров и профессиональную подготовку в объеме среднего специального учебного заведения со средней продолжительностью обучения 3—3,5 года. Лицам, успешно окончившим двухлетнее обучение по программе бакалавра, выдается свидетельство о неполном высшем образовании, и они могут быть зачислены в вуз для освоения вузовской программы бакалавриата. Лицам, освоившим всю программу 1-го уровня, выдается диплом о неполном высшем образовании и присваивается квалификация согласно перечню специальностей среднего профессионального образования.

Программы 2-го уровня предоставляют личности возможность уже в рамках вуза овладеть системой научных знаний о человеке и обществе, истории и культуре, получить фундаментальную естественнонаучную подготовку и основы профессиональных знаний по направлениям. Эти программы дают базовое высшее образование. Лица, освоившие программы 2-го уровня, подготовлены для продолжения образования по образовательным и профессиональным программам 3-го уровня или самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками, необходимыми для адаптации к трудовой деятельности. Срок обучения в вузе по программам 2-го уровня — не менее 2 лет для тех, кто успешно окончил двухлетнее обучение в колледже по программе 1-го уровня, и 4 лет — на основе общего среднего образования. Выпускникам вузов, получившим базовое высшее образование, выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени бакалавра и указанием направления обучения. Лица, проучившиеся не менее 4 лет в вузе по программам 2-го уровня, получают высшее образование, и им присваивается академическая степень инженера.

Бакалавры могут продолжить учебу по программе 3-го уровня в магистратуре (1—2 года) или стать дипломированным специалистом с полным высшим образованием. Программа подготовки магистра наук носит преимущественно исследовательский характер. По ее окончании выдается диплом о высшем образовании с присвоением степени магистра.

Завершившим программу подготовки дипломированного специалиста выдается также диплом о высшем образовании с присвоением квалификации по полученной специальности.

Выпускники вуза, завершившие любую образовательную программу 3-го уровня, имеют право поступления в аспирантуру, причем магистерский экзамен по иностранному языку засчитывается как вступительный экзамен в аспирантуру.

 

 



2015-12-14 9983 Обсуждений (0)
Педагогические системы: характеристика и примеры 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Педагогические системы: характеристика и примеры

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (9983)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)