Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды педагогического мониторинга



2015-12-14 3424 Обсуждений (0)
Виды педагогического мониторинга 0.00 из 5.00 0 оценок




  • Мониторинг дидактический – слежение за различными сторонами учебного процесса;
  • Мониторинг воспитательный – слежение за различными сторонами воспитательного процесса, которое учитывает систему связи отношений, характер взаимодействия участников образовательного процесса
  • Мониторинг социально-психологический – слежение за системой коллективно-групповых, личностных отношений, за характером психологической атмосферы коллектива, групп
  • Мониторинг управленческий - слежение за характером взаимодействия на различных управленческих уровнях в системах: руководитель - педагогический коллектив; руководитель - ученический коллектив; руководитель - коллектив родителей; руководитель - внешняя среда ОУ; учитель - учитель; учитель - учащийся; учитель – семья.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что педагогический мониторинг является элементом системы информационного обеспечения управленческих и педагогических решений и рассматривается как один их эффективных познавательных методов педагогического процесса.

Под мониторингом мы понимаем такой метод исследования, в реализации которого группой исследователей осуществляется нормативная контрольно-аналитическая деятельность на основе совершенствования ее инструментария, а также его основы - педагогической диагностики.

Педагогическая диагностика - инструмент мониторинга, понимается нами как одновременные оперативные изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления, будь это на уровне личности ребенка, деятельности педагога или руководителя ОУ

Расширительное толкование понятия педагогического мониторинга, когда в это понятие включается не только сбор, хранение обработки информации о деятельности ОУ, но и решение в комплексе вопроса о распространении информации (организации информационных потоков), и утверждение того, что это является необходимым условием функционирования системы мониторинга, также входит в рассматриваемое понятие педагогической диагностики как изучение, оценка, регулирование и коррекция процесса или явления. Поэтому и постановка задач мониторинга им видится в том, чтобы правильно оценить степень, направление и причины отклонения в работе педагогической системы.

Эти отклонения вызываются влиянием на педагогическую систему различных внешних и внутренних факторов.

Внешний мониторинг предполагает изучение результатов, а также анализ и оценку условий и процесса образования независимыми комиссиями.

Внутренний мониторингнацелен на образовательный процесс, он призван ответить на вопросы: соответствует ли ОУ требованиям детей, их родителей, педагогов? Соответствуют ли методы и приемы педагогической деятельности целям учреждения и общим целям образования? Основными инструментами внутреннего мониторинга являются самоанализ, анкетирование, обсуждение, педагогический совет.

 

22. Формы организации воспитания. Классификация организационных форм воспитания.

Формы воспитания – способы организации воспитательного процесса, способы целесообразной организации коллективной и индивидуальной деятельности учащихся. Используют и термин «воспитательное мероприятие, организационные формы воспитания». Мероприятие – организованное действие коллектива, направленное на достижение каких-либо воспитательных целей.

В процессе коллективного планирования, подготовки и проведения мероприятий создается обстановка сотворчества, что способствует развитию личности, коллектива, развитию внутриколлективных отношений. Мероприятие реализуется как целенаправленное взаимодействие педагога-воспитателя с каждым учащимся, учебным коллективом в целом, направленное на решение определенных воспитательных задач.

Форма воспитания как педагогический феномен выполняет ряд функций:

Первая функция – организаторская, поскольку любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора могут выступать как педагог, так и учащиеся.

Вторая функция – регулирующая, поскольку использование той или иной формы позволяет регулировать отношения как между педагогами и учащимися, так и только между детьми.

Третья функция – информативная. Ее реализация предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.

В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы, которые классифицируются по различным основаниям:

1) в зависимости от количества вовлеченных в нее участников: индивидуальные (для одного воспитанника), групповые (для нескольких воспитанников), коллективные (для всего класса), массовые (общешкольные, городские).

2) в зависимости от преимущественно используемого средства: игровые (имитации, соревнования и др.), формы трудовой деятельности (ученические производственные объединения, индивидуальный труд, работа в составе временных групп и др.), формы общения (прямое, опосредованное и др.);

3) в зависимости от преимущественно используемых методов: словесные (информации, собрания, митинги и т. п.); наглядные (выставки, стенды и др.); практические (благотворительные и трудовые акции, оформление материалов для выставки, музея и т. п.).

4) в зависимости от времени проведения: кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);

5) в зависимости от времени подготовки: экспромтные (проводимые без участия детей в предварительной подготовке); предусматривающие предварительную работу и длительную подготовку учащихся;

6) в зависимости от способа влияния педагога: непосредственные и опосредованные;

7) в зависимости от субъекта организации: организаторами выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;

8) в зависимости от результата: направленные на информационный обмен; направленные на выработку общего решения; направленные на создание общественно значимого продукта.

Все формы воспитательной работы можно объединить общим термином – мероприятия, понимая под ними конкретные воспитательные действия, выступающие как отрезки воспитательного процесса, характеризующиеся целевым, содержательным и организационным единством и оказывающие непосредственное воспитательное воздействие на коллектив и личность.

 

23. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ

ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ:

УРОК ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ. Урок – наиболее распространенная (пока еще) форма организации теоретического обучения. Урок – это вариативная форма организации целенаправленного взаимодействия (деятельности и общения) определенного состава педагогов и обучающихся, систематически применяемая (в определенные отрезки времени) для коллективного и индивидуального решения задач обучения, развития и воспитания. Сущность и назначение урока как целостной динамической системы сводится, таким образом, к взаимодействию педагога и обучающихся, целью которого является усвоение обучающимися знаний, навыков и умений, развитие их способностей, опыта деятельности и общения.

Структура традиционного урока включает четыре основных элемента: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание.

ЛЕКЦИЯ – это занятие, на котором осуществляется передача знаний обучающимся через монологическую форму общения. Это наиболее экономичная форма передачи и усвоения учебной информации. По времени лекция может занимать один или два академических часа, иногда больше (в зависимости от возраста обучающихся, уровня образовательной программы, специфики содержания). Основная дидактическая цель лекции – сформировать у обучающихся систему знаний об изучаемом объекте. Значение лекции состоит в том, что она учит логике мышления, помогает овладению методами науки, служит основой для самостоятельной работы обучающихся, развивает интеллектуальную, эмоциональную, волевую, мотивационную сферы личности.

Особенностью применения лекции в учебном процессе традиционно считается слабая обратная связь.

Выделяют различные виды лекций: вводные, обзорные, информационные, проблемные, лекции с заранее запланированными ошибками, лекции-визуализации, лекция вдвоем и другие.

СЕМИНАР – это относительно самостоятельная организационная форма, предназначенная для подготовки обучающихся к самообразованию и творческому труду, которая предусматривает самостоятельную предвари- тельную работу и обсуждение обучающимися вопросов, призванных обеспечить углубление, расширение и систематизацию знаний, выработку познавательных умений и формирование опыта творческой деятельности.

В структуре семинара выделяются три этапаподготовительный, основной и заключительный.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ как форма организации занятий – одна и форм организации педагогом учебной деятельности обучающихся, в которой доминирует их практическая деятельность, осуществляемая на основе специально разработанных заданий. Практическое занятие состоит из следующих этапов:

- вводная часть (преподаватель формулирует цель занятия, дает задание, определяет вопросы, выполняет вместе с обучающимися схему предстоящих действий);

- самостоятельная работа (обучающиеся определяют пути решения поставленных задач, намечают последовательность выполнения необходимых действий, решают поставленные задачи, составляют отчеты);

- заключительная часть (пре- подаватель анализирует ход выполнения и результаты работы у обучающихся, выявляет встречающиеся ошибки и определяет причины их возникновения).

В форме практических занятий проводятся, в том числе, лабораторные и лабораторно-практические работы

КОНСУЛЬТАЦИЯ – это форма организации процесса обучения вне ауди- торных занятий для одного или группы учащихся, студентов по выяснению

непонятных или сложных вопросов, тем, разделов программы в процессе

изучения учебной дисциплины.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Сущность самостоятельной работы обучающихся заключается в организации самостоятельной познавательной деятельности. Самостоятельная работа осуществляется как в ходе аудиторных занятий, так и во вне учебное время.

 

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОГО (ПРОИЗВОДСТВЕННОГО) ОБУЧЕНИЯ

Процесс практического (производственного) обучения реализуется в различных формах: производственная экскурсия, практикум, консультация, занятие в учебном цехе училища, лицея; обучение в цехах предприятий, пред- выпускная производственная практика на рабочих местах и некоторые другие.

УРОК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ – занятие в учебных мастерских. Его спецификой является формирование первоначальных профессиональных навыков. На уроках производственного обучения происходит интеграция знаний и их комплексное применение в процессе практической деятельности обучающихся. Это определяет структуру урока производственного обучения, его содержание и методы обучения, а также продолжительность занятий (как правило, полный учебный день – шесть учебных часов).

В структуре урока производственного обучения важное место занимает инструктаж, который при групповой форме обучения может быть вводным, текущим и заключительным.

УРОК ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОЛИГОНА. Часто в учебных условиях невозможно использовать реальные средства производства для формирования навыков и умений. К полигонам относятся площадки, оснащенные различными автотранспортными средствами, учебно-строительные площадки со строительными машинами и механизмами, открытые площадки с движущимися большегрузными кранами, учебные поля для геологических и геодезических работ, учебные шахты и т.д.

ЗАНЯТИЕ В УЧЕБНОМ ЦЕХЕ. Практическое (производственное) обучение

в учебном цехе – одно из важных условий расширения диапазона учебно-206

производственной деятельности обучающихся. Это такая организация прак- тического обучения, при которой различные виды работ сменяются в соот-

ветствии с последовательностью технологического процесса.

ЗАНЯТИЕ В ЦЕХАХ ПРЕДПРИЯТИЯ. Основная задача практического обу-

чения на предприятии – совершенствование профессиональных навыков и

умений, расширение и углубление профессиональных знаний, изучение пе- редового производственного опыта, подготовка к производственной практи- ке и самостоятельной работе на производстве по окончании учебного заве-

дения.



2015-12-14 3424 Обсуждений (0)
Виды педагогического мониторинга 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды педагогического мониторинга

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3424)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)