Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Национальный интерес и национальная безопасноость



2015-12-13 765 Обсуждений (0)
Национальный интерес и национальная безопасноость 0.00 из 5.00 0 оценок




Национальный интерес — это интерес сообщества (нации), объединенного единым государством.

Национальный интерес вырабатывается посредством механизмов представительной демократии и осуществляется от имени народа государством через систему общих и специализированных органов. В условиях гражданского мира и демократии национальный и государственный интересы совпадают. В остальных случаях национальный интерес подменяется государственным, а по существу — интересом групп, осуществляющих государственную власть.

Национальный интерес содержит два основных элемента: коренной (постоянный, основополагающий) и актуальный (преходящий, промежуточный). Оба элемента национального интереса находятся в основе формулирования целей внешней политики государства. Коренной интерес включает:

1) интересы национальной безопасности (сохранение территориальной целостности, безопасности страны, государства);

2) национальные экономические интересы (развитие внешней торговли, рост инвестиций, защита интересов частного капитала за границей);

3) интерес в поддержании мирового порядка (упрочение международного авторитета и позиций государства, сохранение мира).

Актуальный интерес отражает наиболее важные проблемы из тех, которые государству предстоит решать в данный момент. Он включает:

1) интерес выживания (предотвращение угрозы существованию государства);

2) жизненные интересы (создание условий, препятствующих нанесению серьезного ущерба безопасности и благосостоянию нации);

3) важные интересы (предотвращение нанесения потенциально серьезного ущерба для страны);

4) периферийные интересы (проблемы преимущественно локального характера, не оказывающие какого-либо существенного воздействия на позиции государства в мире).

Национальная безопасность — способность нации удовлетворять потребности, необходимые для ее самосохранения, самовоспроизведения и самосовершенствования с минимальным риском ущерба для базовых ценностей ее нынешнего состояния. По другому определению — национальная безопасность — совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера с учетом имеющихся ресурсов и возможностей. Национальная безопасность включает в себя:

государственную безопасность — понятие, характеризующее уровень защищенности государства от внешних и внутренних угроз;

общественную безопасность — понятие, выраженное в уровне защищенности личности и общества, преимущественно, от внутренних угроз общеопасного характера;

техногенную безопасность — уровень защищенности от угроз техногенного характера;

экологическую безопасность и защита от угроз стихийных бедствий;

экономическую безопасность

энергетическую безопасность

информационную безопасность

безопасность личности

Обеспечение национальной безопасности — комплекс политических, экономических, социальных, здравоохранительных, военных и правовых мероприятий, направленных на обеспечение нормальной жизнедеятельности нации, устранение возможных угроз.

Обеспечение национальной безопасности включает в себя:формирование улучшенного стабильного экономического состояния гражданина в отношении других граждан проживающих на территории данного государства.

защиту государственного строя;

защиту и обеспечение общественного строя;

обеспечение территориальной неприкосновенности и суверенитета;

обеспечение политической и экономической независимости нации;

обеспечение здоровья нации;

охрана общественного порядка;

борьба с преступностью.

обеспечение техногенной безопасности и защита от угроз стихийных бедствий.

Органы, обеспечивающие национальную безопасность, — армия, службы разведки и контрразведки, правоохранительные органы, медицинские органы.

16.древний рим и греция. Политическая идеология Древней Греции, как и других стран древности, формировалась в процессе разложения мифа и выделения относительно самостоятельных форм общественного сознания. Развитие этого процесса в античной Греции, где сложилось рабовладельческое общество, имело значительные особенности по сравнению со странами Древнего Востока. Кроме того, активное развитие политических теорий было востребовано самим полисом – уникальной формой организации общественной жизни.

Полис – это город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В таком государстве занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел. В полисах шла бесконечная борьба между рабами и рабовладельцами, а также внутри господствующего класса за власть, поэтому поиски средств и методов цивилизованного совместного проживания групп с различными интересами были для них весьма актуальны. Ранний период возникновения и развития политической мысли в Древней Греции (IX-IV век до н.э.) связан со временем возникновения государственности. В этот период наблюдается заметная рационализация политических представлений и формируется философский подход к проблемам государства и права. Политическая мысль античности развивалась в принципиально иных условиях, чем на Востоке. В Древней Греции политические идеи обрели форму теорий, признаки целостности, системности. Этому способствовал ряд обстоятельств. Общественное разделение труда обусловило не только рост его производительности, классовое деление общества на рабов и рабовладельцев, но и создало возможности определенному слою людей, освободив их от хозяйственной деятельности, заниматься исключительно умственным трудом, созданием теорий общественного устройства. Кроме того, активное развитие политических теорий было востребовано самим полисом - уникальной формой организации общественной жизни. Полис - это город-государство с немногочисленным населением и прилегающей к городу сельской местностью. В таком государстве занятие политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан, которые в форме голосования в народном собрании участвовали в решении государственных дел. В полисах шла бесконечная борьба между рабами и рабовладельцами, а также внутри господствующего класса за власть, поэтому поиски средств и методов цивилизованного совместного проживания групп с различными интересами были для них весьма актуальны. Одну из первых попыток моделирования политической жизни, создания ряда концепций политической мысли мы находим в Древней Греции. Пифагор (580 - 500 гг. до н.э.) и пифагорейцы первыми начали теоретическую разработку понятия равенства. Их идеалом была держава, в которой бы господствовал справедливый закон. Наихудшим злом пифагорейцы считали безвластие. Критикуя анархию, они подчеркивали что человек по своей природе, нуждается в управлении и соответствующем воспитании.

Гераклит (544- ок 470 гг. до н. э.) - вывел известную парадигму о том, что все течет и все изменяется, поэтому в одну реку нельзя войти дважды. Он считал что - демократия - это правление "неразумных" и "худших". Отвергая демократию и считая разумным правление лучших он выступает как сторонник аристократии, но не родовой знати, а аристократии знания. Гераклит призывает всех граждан полиса придерживаться общего для всех закона.

Демокрит (460-370 гг до н.э.) - выдающийся представитель атомистического материализма, рассматривал политику как важнейшее искусство, главная задача которого - обеспечить общие интересы свободных граждан полиса. Главной и необходимой чертой благоустроенного государства он считал единомыслие и нравственно-социальную солидарность членов полиса. Государство, подчеркивал Демокрит, олицетворяет собой общее дело своих граждан и служит его опорой.

Яростным защитником идеи компетентного правления и господства законов в организации полисной жизни был Сократ. Он утверждал, что править должны знающие люди - философы, а само правление представляет собой искусство, к которому предрасположены лишь отдельные "лучшие" люди, благодаря своему рождению, воспитанию и обучению. Его критика демократии имела под собой реальное основание: иррациональность принимаемых афинскими гражданами решений часто приводила к нестабильности политической жизни. К другим известным идеям Сократа относится его требование соблюдения законов. Он разделил законы на божественные, независимые от воли людей, и человеческие. И те, и другие законы требуют повиновения, так как законное и справедливое - одно и то же. Сократ собственной смертью показал пример законопослушности.

Древнеримская политическая мысль развивалась под заметным влиянием древнегреческой. Римские философы использовали и развивали политические идеи Сократа, Платона, Аристотеля, Полибия о совершенных и несовершенных формах государства, учение о политической целесообразности и справедливости. Они добавили ряд новых и оригинальных идей в политико-правовой мысли античности.

Государство рассматривалось древнеримскими философами не просто как организация, существует ради достижения общественного блага, а как политико-правовое сообщество. Этим обусловливалось интерес к закону как средства регулирования общественной жизни. Теоретиками разработан ряд вопросов в области теории государства и права, государственного, административного, гражданского, международного права. Римские юристы заложили основы знаний в области правовой политики и юридической практики, поставили право и закон на концептуальный уровень. Естественное право признавалось уже не только как теоретическая категория, оно стало юридической нормой. Состоялась градация права: государственные и политические проблемы решались в области публичного права, взаимоотношения между физическими лицами - в частном праве, международные политические отношения принадлежали к компетенции международного права.

Известной фигурой древнеримской политической мысли стал Цицерон.

17.функции и цели политики. Значение и роль политики обусловлены функциями, которые она выполняет в обществе. Политика в современном обществе выполняет ряд наиболее значимых функций:

1) функцию обеспечения целостности и стабильности общества. Политика осуществляет эту функцию в русле своего предназначения: формулировать общие цели, определять социальные ориентиры, изыскивать для их осуществления необходимые ресурсы;

2) функцию мобилизации и обеспечения общей деятельности;

3) управленческую и регулятивную функцию (политика управляет социальными процессами, регулирует их);

4) функцию политической социализации (политика включает личность в общественные отношения);

5) гуманитарную функцию (функция выражается в создании гарантий прав и свобод личности, обеспечении общественного порядка, гражданского мира и организованности).

Цели политики многообразны и противоречивы. Основная ее цель в социальной системе - интеграция внутренне дифференцированного общества, сочетание конфликтующих частных устремлений групп и граждан с интересами общества как целостностиПолитические цели имеют сложную иерархическую структуру и различаются по значимости и масштабам (общие, частные), по содержанию политики (социальные, экономические, экологические, политико-юридические и пр.), по очередности (ближайшие, промежуточные, отдаленные, конечные), по сферам деятельности (внутренние и внешние). Возможна и более дробная классификация целей политики - по социальным, сословным, групповым, партийным, личным и прочим признакам.

18.понятие геополитики. Геополитика как определяющая (лат. determinare - определять) успешности политической деятельности (мирной и военной) географическими, историческими, социально-психологическими, этнографическими, экономическими факторами, как взаимосвязь политического и пространственно-социального существует давно. Геополитика — это наука о больших пространствах, о глобальных политических, экономических и других процессах и искусстве управления ими.

Термин «геополитика» состоит из двух частей: «гео» и «политика». «Гео» означает – земля, территория, географическое вообще, т.е. влияние географических факторов на политику государства. Основными среди этих факторов считаются: ♦ территория; ♦ географическое положение, т. е. расположение государства на континенте; ♦ протяженность границ, их положение на естественных или искусственных рубежах; ♦ наличие рек как водных преград и путей сообщения; ♦ положение страны по отношению к морю, протяженность береговой линии и условия для судоходства; ♦ климат (холодный, умеренный, жаркий, засушливый и т.д.); ♦ почвы (насколько они благоприятствуют развитию сельского хозяйства, инфраструктуры, промышленности); ♦ недра, их богатства, способность обеспечивать экономический рост и социальные запросы населения; ♦ население, его численность, плотность, социальный состав и другие характеристики Основной объект изучения геополитики — геополитическая структура мира, представленная множеством территориальных моделей. Исследование механизмов и форм контроля над территорией — одна из основных задач геополитики. Историческим ядром геополитики выступает география, ставящая во главу угла исследование прямых и обратных связей между свойствами территории и балансом (соперничеством или сотрудничеством) мировых силовых полей. Методологическим ядром геополитики при этом является «моделирование» на общепланетарном уровне, хотя в составе этой научной дисциплины существуют и региональные и локальные разделы, например, исследование границ, проблем спорных территорий, межгосударственных конфликтов и т. п. Тем не менее, региональные и локальные проблемы могут успешно исследоваться только в контексте указанного методологического ядра, то есть следуя от общего к частному.[3].

Понятие “геополитика” в современную науку в 1916 г. ввел шведский ученый Рудольф Челлен (1864—1922) в работе «Государство как форма жизни». Он определял ее как “доктрину, рассматривающую государство как географический организм или пространственный феномен”.

В общем виде использование понятия геополитики можно свести к трем аспектам: Во-первых, оно характеризует мировоззренческую, т.е. идеологическую доктрину, обосновывающую экспансионистское или оборонительное направление международной политики национальными интересами в жизненном пространстве. Во-вторых, оно характеризует конкретно-исторический тип международных отношений эпохи переделов уже в основном завоеванного и освоенного старыми державами мира, практическую стратегию международной политики народов и государств Новейшей истории. В-третьих, оно выражает активно формирующуюся в междисциплинарном обществоведческом поле науку со своим специфическим объектом, предметом, с собственной системой категорий и методологией исследования зависимости международных отношений, Геополитика все больше обогащается и наполняется конкретным содержанием, все активнее способствует изменениям в современном мире. Она опирается на научную базу многих дисциплин.

19.политические учения средневековья. Средние века человеческой истории по сравнению с Древним миром характеризуются застоем общественной мысли, особенно мысли прогрессивной. Это относится и к политическим учениям. Вся средневековая политическая мысль носила ярко выраженный теоцен-трический, феодально-церковный характер. Впрочем, застой в политической мысли был относительным, ибо именно в средневековье появляются ростки нового социального образования – гражданского общества, независимого от государства.

В Средневековье же наряду с государством и вне его появляется религи-озный институт – церковь, развивающая и отстаивающая иные взгляды не только на мироустройство, но и на устройство власти. Так стала за-рождаться сила, способная конкурировать с государством, вести с ним диалог о границах власти, возникла идея внешнего по отношению к государству социокультурного регулятора власти. Практическая реализация этой идеи наблюдается в попытках утвер-ждения в Европе папоцезаризма (верховенство церкви не только в духовной сфере, но и ее вмешательство и в государственные дела). Так, с XI века папа Григорий VII предпринимает попытки распространить принцип верховенства власти пап над властью светских правителей.Попытка распространить верховенства церкви на политическую власть не увенчалась успехом. Вместе с тем, важно подчеркнуть, что именно в средневековый период обозначился переход от древней по-литической культуры, ядром которой выступали политические ценности в рамках неструктурированного общества-государства, к основаниям новой европейской культуры, к началам дифференциации государства и гражданского общества.

Поскольку господствующей политической идеологией в средние века в Западной Европе стала идеология католической церкви, а духовенство стало первым сословием нового феодального общества, то новые политические учения в соответствии со своим местом в жизни общества разрабатывали представители католического духовенства.

Политические взгляды А. Августина. Основоположником католической политической мысли эпохи раннего Средневековья стал религиозный мыслитель Аврелий Августин (354 – 430 гг.). Живший на стыке двух миров, Древнего и Средневекового, Августин разрабатывал свою социально-религиозную и политическую концепцию в условиях, с одной стороны, возрастающего авторитета христианства, а с другой – ослабления и распада Римской империи, приведших к ее разгрому вар-варами. В ситуации нарастания хаоса и разрыва политических связей, ранее скреплявших Римскую империю, Августин создает свое произведение «О граде Божием», в котором поднимает вопросы о го-сударстве, о соотношении двух властей – светской и церковной и пытается доказать главенствующую роль божественной (церковной) власти и поста-вить государство под контроль христианской церкви. По его мнению, мир делится на царство земное, где царят несправедливость, беспорядок и все-возможные пороки, и царство Божие, живущее по установленному Богом закону, где мир и гармония. Августин полагал, что царство земное необходимо перестроить по образцу царства Божьего, в качестве модели которого на Земле уже существует образец – христианская Церковь. Именно Августин первым выдвинул идею господства церкви над властью и обществом.

Политическое учение Фомы Аквинского. Крупнейшим идеологом средневекового католицизма в XIII в. стал доминиканский монах Фома Аквинский (1225 – 1274). В своих трудах «О правлении властителей», «Сумма теологии», используя ряд положений философии и политических взглядов Аристотеля и соединив их с духом католических канонов, он разрабатывает собственное политическое учение. Фома Аквинский пишет, что в обществе должна существовать строгая иерархия: во главе государства стоит правитель, которому как высшему существу должны повиноваться существа низшие, т.е. народные массы. Вместе с тем, Фома утверждает, что если правитель нарушает церковные законы, то он является «тираном», и церковь имеет право его низложить, причем подданные тирана в этом случае обязаны подчиниться церкви.

В своем учении о государстве Ф. Аквинский говорит о четырех воз-можных его формах: монархия, аристократия, олигархия и тирания. Он отдает предпочтение «смешанной» форме государства, где сочетаются институты монархические, аристократические и демократические. К элементам демократии Фома относит возможность и право церкви воззвать к подданным при необходимости низвергнуть монарха-тирана.

20.типология политики ,субьекты политики. В разрезе общественных сфер жизни любого государства можно выделить некоторые виды политики. Среди них следующие: - экономическая политика, которая подразумевает отношения среди субъектов хозяйствования в рамках экономики; - социальная – регулирует отношения между субъектами (граждане, социальные группы) по вопросу их местонахождения в обществе; - национальная, регулирующая отношения среди наций и национальных групп; - культурная, которая отвечает за отношения между субъектами в духовной жизни; - государственно-административная, отвечающая за регулирование отношений среди субъектов политической сферы. Существует и несколько иная классификация политики – по уровням осуществления: - местная, с помощью которой регулируются вопросы локального значения; - региональная, отвечающая за регулирование вопросов, которые связаны с развитием региона; - общегосударственная, регулирующая развитие общества в целом; - международная и мировая – виды политики, которые действуют при отношениях как на уровне государственного взаимодействия, так и при решении более глобальных современных проблем. Для более полной характеристики данного понятия с позиции деятельности государства, необходимо рассмотреть такие категории, как внутренняя и внешняя политика. - внешняя политика – это государственная деятельность, регулирующая международные отношения между субъектами международной арене (другие государства, всемирные международные организации, а также зарубежные партии). Внешняя политика должна базироваться на экономическом, демографическом, военном, научно-техническом и культурном потенциалах государства. Именно такое сочетание должно определять приоритеты и цели государства, к достижению которых оно стремится на международной арене. Инструментами осуществления такой политики служат: - отношения между государствами на дипломатической основе; - членство государства во всемирных международных организациях; - сотрудничество с дружественными государствами. Внутренняя политика представлена совокупностью таких направлений, как экономическая, демографическая, социально-интеграционная, социально-культурная и т.п. Другими словами – направление деятельности государства и его институтов на реформирование или сохранение социального и политического строя. Под субъектом политики понимается участник политического процесса, способный действовать свободно и самостоятельно. У него имеются свои потребности и интересы, которые он осознает. Политические субъекты по количественному признаку подразделяются на единичные (граждане, лица без гражданства, иностранцы) и группы (элиты, сословия, этносы, фракции и другие). По правовому признаку субъекты политики подразделяют на физические (граждане) и юридические (общественно-политические организации). По направлениям политики - на субъектов внешней (государства, народы, межгосударственные объединения) и внутренней (граждане, партии) политики. По первичности или вторичности участия субъектов в политике их подразделяют на две группы. К первой относятся граждане, нации, классы, политические элиты и другие социальные группы. Во вторую входят государства, межгосударственные объединения, общественно-политические движения и организации.

21.тенденции развития международных отношений. В развитии международных отношений можно выделить следующие тенденции.

1. Рассредоточение власти,обусловленное упразднением биполярной системы международных отношений, при которой господствующее положение в мире занимали две сверхдержавы – США и СССР, в орбиту противостояния которых были втянуты практически все участники мировой политики.

2. Деидеологизацию международных отношений – преодоление конфронтационного представления о мире, основанного на принципах противоположности и борьбы двух общественно-политических систем.

3. Новое понимание безопасности,в соответствии с которым вопросы обеспечения национальной безопасности должны решаться в неразрывной связи с укреплением коллективной и всеобщей безопасности. Система коллективной безопасности позволяет рассчитывать в борьбе с агрессором на многонациональные силы, военный и экономический потенциал других стран. Это существенно сокращает национальные расходы на военные нужды, ограничивая их уровнем разумной достаточности.

4. Развитие новых форм международного политического взаимодействия,связанных с разработкой методов предупреждающего воздействия мирового сообщества на участников конфликтов.

5. Демократизацию и гуманизацию международных отношений –тенденции, отражающие «человеческое измерение» внешней политики, ее глубокую связь со степенью демократичности внутриполитического устройства общества. Эти тенденции проявляются в углублении мирового сотрудничества, увеличении числа участников международных связей, развитии самых разнообразных контактов между представителями политических партий, общественных движений, церковных, культурных, спортивных и других организаций.

22.политические идеи макиавелли. Основными произведениями Никколо Макиавелли (1469-1527 годы) являются: «Государь», «Рассуждение о первой декаде Тита Ливия», «О военном искусстве» и «История Флоренции». Также его перу принадлежать многочисленные карнавальные песни, сонеты, новеллы и комедия «Мандрагора».

Макиавелли различал понятия «общество» и «государство». Последнее являлось политическим состоянием общества, которое выражало отношения между подданными и их правителями, основанными на страхе и любви населения данного государства. При этом основополагающим фактором было то, что страх поданных не должен превратиться в их ненависть, которая будет выражена против государства. Главная цель государства, а также основа его прочности – незыблемость собственности и безопасность личности.

Никколо выделял шесть отдельных государственных форм, разделяя их на две ветви – правильные (к ним традиционно относились аристократия, демократия и монархия) и неправильные (олигархия, охлократия и тирания). Согласно Макиавелли, любая государственная форма, достигнув своего совершенства, клонится к упадку, вырождаясь при этом в собственную противоположность. Так тирания приходит на место монархии, аристократией сменяется тирания, а аристократию заменяет олигархия, которой на смену приходят демократия и охлократия. Самой совершенной государственной формой он считает смешанную форму, так называемую умеренную республику – сочетание таких форм как монархия, аристократия и демократия.

Н. Макиавелли по праву считается одним из главных родоначальников политической науки. Именно им политика была определена в качестве метода и предмета. Политические задачи по Николло это выявление закономерности разных государственных форм, а также факторов их устойчивости, связей с политической расстановкой сил, её обусловленность психологическими, географическими, военными и экономическими факторами.

Она должна быть подчинена достижению намеченных целей, которые, как и их выбор, зависят только от обстоятельств. Именно по этим причинам поступки правителей необходимо оценивать по их отношению к государственному благу, но не с точки человеческой морали. Немного позже, «макиавеллизмом» называли политику, которая основывалась на культе безнравственности и насилия. Сильное государство нуждается в прочной опоре, которую можно найти в войске и законах. «Но хороших законов не бывает там, где нет хорошего войска, и наоборот, где есть хорошее войско, там хороши и законы»[46]. Именно в войске видит Макиавелли залог благополучного развития государства. Военные дела – вот основное занятие настоящего правителя. Сила войска – это сила государства, поэтому ему следует уделять особое вниманиеМакиавелли создает собирательный образ государя. Это умный, дальновидный, в меру щедрый человек, способный на решительные и бескомпромиссные поступки. Смелость и доблесть – вот качества, выделяющие его из общей массы, дающие возможность воспользоваться благоприятными моментами истории для достижения власти. При этом все поступки государя должны руководствоваться здравым смыслом и желанием прославить свое отечество. Помимо военных дел и благоустройства войска у правителя есть масса других задач во внутренней политике. Он должен покровительствовать искусству, развивать торговлю, земледелие и ремесла, заботиться об украшении как отдельных городов, так и всего государства. Все эти компоненты составляют основу экономической, социальной .политической и культурной жизни страны. В каждом поступке государя должны присутствовать достоинство и величие, которые помогут укрепить власть и избежать ненужных ошибок. Военные упражнения, тренировки, постоянные размышления о военных кампаниях, анализ сражений, избрание достойных образцов для подражания – все это залог успеха на будущее. Правитель должен думать о завтрашнем дне и заранее готовиться к возможным военным столкновениям, в этом и проявляется его дальновидность. Умение оценивать свои силы и стремление постоянно усовершенствовать военные достижения, политическая грамотность и моральное превосходство – вот качества, присущие настоящему государю и пугающие его врагов.

23.концепции политики. Проблема политики находится в центре внимания исследователей не один век и, понятно, за это время создано много научных концепций, которые по-разному трактуют источники политики, причины ее развития. Наиболее распространенными есть теологические, натуралистические, социальные объяснения политики.

Теологический подход формируется в ІІ тысячелетие к н.е., он сводился к божественной трактовке политики. Ее источником и регулятором является Бог, а человек - лишь исполнитель Божьей воли и поэтому не должна вмешиваться в политический процесс. В середине ІІ тысячелетие до н.э. наблюдается некоторая рационализация взглядов людей на политику. В творчестве Платона и Аристотеля политика и власть выступают результатом не только Божественных сил, но и человеческих стремлений. Человек именуется "существом политическим". Теологическое объяснение политики не отошло полностью в прошлое: и сегодня много исследователей, политиков, рядовых граждан твердо убеждены, что власть и политика - от Бога, причем хороший политический лидер является наградой за праведное поведение людей, а плохой - наказанием за грехи.

Натуралистический подход к политике ставит в центр естественные факторы развития политики, а именно природную среду, географическое расположение страны, климат и тому подобное. К натуралистическим теориям политики относят географические, биологические, психологические концепции политики. Авторами биологической теории политики являются итальянские мыслители ХІХ ст. Ч.Ламбразо и М.Нордау. Эти теории объясняют природу политики биологическими данными индивидов. Они построены на синтезе физиологии, генетики и биологии индивидов. Представители этой теории считают, что признание решающей роли в политическом поведении индивида его инстинктивных, генетических и других качеств является достаточным условием эффективного функционирования политической системы общества.

Формирование психологической теории политики приходится на ХVІІІ-ХІХ ст. Ее представители - Г.Тард, Г.Лебон, Л.Гумплович, А.Дильтей, Е.Дюркгейм и др. Основными факторами, которые определяют политическое развитие общества есть такие психологические качества людей, как смелость, мужество, решительность, агрессивность и др.

Социальный подход к политике (социально-экономические, правовые, демократические, социально-культурные, культурно-антропологические и другие теории) является наиболее частым направлением в исследовании политики. Общим для названных теорий есть рассмотрение политики как результата в первую очередь социальных факторов.

Социально-экономические теории политики объясняют происхождением и развитие политики определяющим влиянием экономических отношений общества. Этой теории долгое время придерживались марксисты, которые рассматривали политику как концентрированное выражение экономики.

24.политичесский кризис и его типы. Политический кризис — кризис, имеющий политический оттенок, может быть между государствами или внутри государства. Внутренний политический кризис — ситуация в государстве, которая сложилась из-за невозможности согласованных действий между политическими силами, следствием чего является затруднение всех законотворческих процессов и ослабление государственного контроля. Международный политический кризис проявляется в резком обострении противоречий между государствами. Политологи различают несколько типов политических кризисов:

Правительственный кризис - отражает неспособность правительства управлять обществом;

парламентский кризис – связан с неспособностью представительных органов власти выполнять свои функции;

конституционный кризис - отражает несовершенство конституционных норм государства;

общенациональный кризис - знаменует массовое недовольство властью и стремление общества к радикальным переменам.

внешнеполитический кризис - характеризуется обострением

противоречий между государствами или какого-либо государства с мировым сообществом. Примером внешнеполитического кризиса может служить война США и Великобритании против Ирака в 2003 году, вызвавшая массовые протесты мировой общественности.

В зависимости от особенностей (характера) проявления принято выделять 5 основных форм политических кризисов:

Кризис легитимности отражает несоответствие политического режима ожиданиям и запросам общества, в результате резко снижается политическое влияние властных структур государства, растет недоверие к ним граждан.

Кризис участия характеризуется нарушениями принципов равенства политического участия общественных групп и углублением в связи с этим социальных и идеологических разногласий.

Кризис идентичности имеет своим следствием распад прежних идеалов и ценностей, составляющих сердцевину доминировавшей в обществе политической культуры.

Кризис распределения благ проявляется в массовом недовольстве граждан условиями и качеством жизни, ростом цен и низкой зарплатой, недоступностью материальных и духовных благ. Кризис проникновения выражается в обострении противоречий между центральными и местными государственными органами, их стремлении к перераспределению полномочий и ресурсов власти в свою пользу

25.политические учения нового времени. В Новое время происходит окончательный разрыв со средневековыми представлениями власти и создаются теории естественного права и общественного договора. Теорию “общественного договора” развивали английские мыслители Томас Гоббс (1588-1679) и Джон Локк (1632-1704), а также французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778). Их объяснения смысла общественного договора отличались друг от друга. Т. Гоббс считал естественное догосударственное существование человека негативным, поскольку тогда господствовали инстинкты, шла “война всех против всех”. Чтобы обуздать природные страсти человека, гарантировать общественный порядок и права граждан, индивиды заключили общественный договор между собой. Согласно этому договору, они вручали свои права, судьбу и власть главе государства, который в договоре не участвовал и, следовательно, не нес ответственности перед договорившимися индивидами. В обмен на права граждан государство гарантировало им порядок в обществе. Так Т. Гоббс обосновал необходимость абсолютной, единой и неразделимой власти в форме абсолютной монархии. Ж.-Ж. Руссо, напротив, идеализировал догосударственное, естественное существование человека, полагая, что по своей природе человек - существо доброе.Основная задача общественного договора состоит в том, чтобы “найти такую форму ассоциации, которая защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации и благодаря которой каждый, соединяясь со всеми, подчиняется, однако, только самому себе и остается столь же свободным, как и прежде”. Общественный договор - это способ



2015-12-13 765 Обсуждений (0)
Национальный интерес и национальная безопасноость 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Национальный интерес и национальная безопасноость

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (765)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)