Задача «Ветер у тебя в голове»
Форма предъявления:описание конфликтной ситуации и показа возможного диалога учителя с учащимися, ведущего к разрешению конфликта. , Целевая функция:обучение анализу педагогической ситуации и решению воспитательной задачи; формирование умения доказывать и убеждать, а также показ умелого решения соответствующей задачи через построения диалога. Прочтите следующую ситуацию:
«Начинается урок литературы. Учительница Мария Петровна обращается к Саше Сергееву, который опаздывает сесть на свое место. – Сергеев, ты вечно опаздываешь, – с раздражением говорит учительница. – Любопытно. Вы все замечаете, – язвит подросток. – Что-то ты сегодня опять очень разговорчивый. Проверим, как ты выполнил домашнее задание. К сегодняшнему дню надо было выучить одно из стихотворений Маяковского. Слушаем тебя. Может быть, ты нас чем-то порадуешь? – Я не выучил, – признается Саша. – Почему? – спрашивает Мария Петровна. – Не выучил и все, – вторит подросток. – Ветер у тебя в голове гуляет, Сергеев. Безответственный ты человек. На таких, как ты, ни в чем нельзя положиться, - заключает учительница. – Почему это на меня ни в чем нельзя положиться? – возмущается Саша. – Потому, что человек проявляется в том, как он относится к своим обязанностям. А ты безответственно относишься к своим учебным обязанностям. – Подумаешь, одно стихотворение не выучил. Может быть, я Маяковского вообще не люблю. – Скажи, пожалуйста – критик какой нашелся! Маяковского он не любит. А вообще – Ну и что с того, что он в программе, – парирует Саша. – Может быть, тебя программа не устраивает? - спрашивает учительница. – Может быть, и не устраивает, – в ответ. – В таком случае, может быть, тебя и школа наша не устраивает? Тогда поищи себе другую. – А что вы меня пугаете. И вообще, чего вы ко мне привязались со своим Маяковским? Вы сами-то, кроме Маяковского, что-нибудь знаете? – расходится подросток. – Ну и выйду ... Конфликт налицо. Что же делать дальше? Требование задачи: проанализировать ситуацию под углом зрения определения истинных причин конфликта, привлекая психологические знания; выяснить ошибки учительницы и определить в чем ее профессиональная некомпетентность; найти вариант диалога с Сашей Сергеевым, который бы его убедил в неправильном (в известном смысле – недопустимом) поведении при разговоре с учительницей; на данном примере показать, как надо Вариант решения задачи Предположим, что свидетелем этой ситуации был классный руководитель Виктор Классный руководитель (КР) принял решение провести диалог с Сашей (С). КР.: Саша, произошел конфликт. Мы с тобой должны понять его причины и попытаться разрешить его. А что значит разрешить конфликт? Это значит понять, как должны С.: Мне трудно это сделать. КР.: Не пугайся. Я помогу. Ничего сверхсложного здесь нет. Кстати, как ты, Саша, С.: Известно чем. Вызовут родителей, отведут к директору. Заставят извиняться. Если
КР.: А ты думаешь, что будет и следующий раз? КР.: Почему? С. Да ведь ясно же, что она меня терпеть не может. С.: Ну, учительница меня. КР.: Стало быть, ты считаешь, что во всем виновата учительница? КР.: А ты - невинная жертва? КР.: Но ведь участников конфликта двое. С.: И что с того. Она при всех такое говорит, а я ей, понятно, отвечаю. Что же я молчать должен? КР.: Это, кстати, тоже один из возможных вариантов выхода из положения. Но не будем торопиться, давай во всем разберемся по порядку. Так что же такого Мария Петровна С.: Как - что? Не выучил стихотворение, с кем не бывает. Д она сразу заявляет, что я КР.: Да, ты прав, обидно. Это ошибка учительницы. Именно, с этого возник конфликт. Но почему это так обидно? С.; Ну как же. Знаете, сегодня выучил, завтра не выучил - это же ничего не значит. Может быть, у меня была уважительная причина. А она сразу обобщает. КР.: К уважительным причинам мы еще вернемся. А пока сделаем очень важный первый вывод: ученик не выучил стихотворение, совершил проступок; учительница дает оценку С.: Да. КР.: Значит, оценено было не то, что следовало оценивать. Здесь и кроется зародыш, С.; А кому это понравиться? КР.: Да никому не понравится. Но я спрашиваю - почему? Думай. Это у тебя не первая такая ситуация. С.: Ну я-то не думаю о себе, что я такой уж плохой. А она из-за пустяка ударила, по моим представлениям о себе. КР.: В принципе верно. В деталях разберемся потом. Значит, мы установили, что оценен был не поступок, оценена была личность ученика, твоя личность, Саша, а это больно задевает твое представление о себе, твое самолюбие. Далее. Ты мне сказал, что педагог такое говорит при всех. Это важно? С.: Конечно, важно. КР.: Почему? С.: Потому, что мне мало того, что я о себе думаю хорошо, но хочется, чтобы и ребята КР.: Ответить тоже можно по-разному. Но это потом. Сейчас давай подытожим то, что ты сказал. Действительно, у каждого человека имеется то, что ты сказал. Действительно, С.: А можно сказать - собственного достоинства? КР.: Можно. Это одно и тоже. Далее. Эта самооценка, как ты справедливо заметил,
достойно выглядеть не только в собственных, но и в чужих глазах. Вот по этой самооценке и был нанесен удар. Кстати, скален, мог бы ты избежать этого удара? . С.: Не знаю. КР.: Вспомни, ты мне только недавно говорил о возможной уважительной причине. Представь себе, если бы ты встал и сказал: Извините, пожалуйста, я не смог выучить стихотворение по такой-то причине. Реакция учительницы была бы другой? . С.: Возможно. КР.: Но этого сделано не было. В свою очередь, как мы установили, оценка учительницы была дана не на том уровне, на котором бы следовало. Был нанесен удар по самооценке. А так как самооценка для человека очень важна, то ее обычно защищают. С.: Как? КР.: Конечно, не кулаками. Вспомни, что ты сказал в ответ на обвинение в безответственности. Смотри, что произошло. Стихотворение не выучено по конкретной причине. На это сказано: Ты не выучил, потому, что ты плохой. В ответ: Я хороший и именно поэтому я не выучил. Конфликт, начавшийся с конкретного поступка, вышел на уровень личностных оценок. Давай двигаться дальше. Что произошло после этого? С.: Было сказано: любишь ты Маяковского или нет, никому не интересно. С.; Опять учительница понижает мою самооценку. КР.: Верно. Попытка защититься не удалась. Нанесен новый удар по самооценке. Конфликт продолжается на новом уровне. С.: Дальше учительница меня припугнула, что из школы выгонит. А я ей ляпнул, что КР.: Будь посерьезней. Не говори «ляпнул». Мы ведь занимаемся делом. Итак, напрашивается следующий вывод: попытка защитить самооценку не удалась тебе и ты переходишь в наступление, то есть наносишь удар по самооценке учительницы. Теперь защищается Мария Петровна. Свою самооценку приходится ей защищать. Как она это делает? С.: Да очень просто, выгоняет меня из класса. КР.: Как ты думаешь, достигает ли она этим своей цели? С.: Не уверен. Учительница просто использует мощный резерв - свою власть и, так С.: А с какой ерунды все началось. КР.: Вот именно. Поэтому давай попробуем сформулировать для себя основные правила, которые помогут тебе избежать раздувания подобных конфликтов. Только прошу, отнесись к заданию очень серьезно. С.: Ну, во-первых, не надо из-за мелочей кипятиться. Я имею в виду то, что человек если что-то сделал не так, то об этом и надо говорить, а не выдавать ему сразу, что он такой- КР.: Если позволишь, я тебе помогу. Я бы это так сформулировал: оценить нужно поступок, а не личность. С.: Согласен. КР.: Мы сформулировали очень важные правила. Теперь, Саша, давай решим задачу: С.; Я хотел бы сыграть роль учительницы. Можно? КР.: Пожалуйста. Начинай разговаривать за учительницу, а я буду учеником того злосчастного урока, породившего конфликт. Саша начинает говорить за учительницу (У).
У.: Сергеев, ты стихотворение выучил? У.: А почему? У Ч.: Не выучил, и все. У.: Может быть, у тебя была уважительная причина? У.: Почему же он тебе не нравится? Уч.: Потому что стихи у него плохие. У.: Так значит, тебе не нравится Маяковский? У.: А кто же из поэтов тебе нравится? У.: Ну что же, в таком случае почитай нам стихи твоего любимого поэта Мандельштама; мы с удовольствием послушаем. А Маяковского все-таки постарайся выучить. Это программный материал. Итак, Саша, ты в роли учителя хорошо решил задачу: конфликт предупрежден в связи с тем, что ни учитель, ни ученик не сделали ошибок в диалоге, в своих взаимодействиях. Задача «Давайте перенесем дуб» Форма предъявления: описание конкретной ситуации. Целевая функция: обучение элементам анализа воспитательных ситуаций и решение Обучающимся в качестве условия задачи предлагается следующая ситуация: «На пустыре, где через год будут строить хозяйственное здание, растет дуб. Дереву уже лет десять, Анализ данной ситуации позволяет сформулировать требования задачи следующим Ответьте на такие вопросы: – Какие воспитательные цели поставил В.А. Сухомлинский, организуя с учащимися – Как использовал он для достижения этих целей саму формулировку трудовой задачи? – Разработайте план осуществления переноса дуба группой учащихся с учетом необходимой организации и технологии труда. . Задача предназначается для обучения постановке тактической задачи, принятию педагогических решений, программированию действий организаторов работы. Задача средней
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1528)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |