Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Легитимность политической власти и ее типы




Легитимность власти – понятие, характеризующее степень согласия между управляемыми и управляющими. Существуют реальная легитимность (демократический строй) и мнимая легитимность (тоталитарные режимы). Критерием разделения легитимности на реальную и мнимую является роль и функции парламента в обеих системах. Наличие парламента является формальным признаком легитимности власти.

Типы легитимности (М. Вебер):

■ традиционный (монархии),

■ харизматический (авторитарные режимы),

■ рационально-легальный тип (демократический режим) Легитимная власть, получившая поддержку и понимание со стороны народа, получает таким образом суверенитет (право власти управлять именно этой территорией и именно в это время). ри легальном типе легитимности власть узаконена установленными нормами права, основана на признанных обществом конституционных принципах государства и подкрепляется деятельностью соответствующих институтов, а также санкциями, включая принудительные. Источник легальной легитимности -- общее понимание норм, установленных законом;

При идеологической легитимности власть признается обоснованной в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые ею провозглашены. Источник легитимности -- идеологические ценности.

Источник традиционной легитимности -- традиционное сознание.

При структурной легитимности правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения. Источник легитимности -- специфические политические структуры.

Источник харизматической легитимации -- личный авторитет правителя. требование легитимной власти возникло как реакция против насильственной смены власти, неправомерного использования властью силы и насильственной перекройки государственных границ, но принцип легитимизма не совершенен в том смысле, что вовсе не гарантирует справедливости, которая удовлетворяла бы всех. За легитимностью может скрываться сговор наиболее влиятельных сил в ущерб слабейшим силам или стремление слабых уравнять себя с сильными.

36.Функции политической культуры:

1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);

2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политаческого строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);

3) коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);

4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);

5) воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации).

37.эпоха просвещения-ш. монтескье. Выдающимся представителем просветительского движения во Франции был Шарль Луи Монтескье (1689—1755), занимавший видный пост в провинциальном управлении Франции (сначала советник, а затем президент бордоского парламента),— писатель, социолог и историк. В анонимном романе «Персидские письма» (1721) он создал острую сатиру на феодально-абсолютистский строй.Главное в учении Монтескье — различение трех форм государственного управления: деспотии, основой которой является страх, монархии, основанной на «принципе чести», и республики, покоящейся на добродетели. Признавая теоретически преимущество республики, Монтескье объявлял ее осуществимой только в малых странах; деспотия же, по его учению, характерна для огромных государств Востока — Персии, Индии, Китая. Наиболее пригодной для Франции формой правления объявлялась, таким образом, монархия.Взгляды Монтескье были для своего времени прогрессивными, хотя они и проникнуты духом компромисса. Не признавая революционных методов борьбы, Монтескье пытался поставить преграду законов на пути произвола власти. Поэтому его учение нашло много сторонников среди либеральных верхов. Оно отразилось в американской конституции и в ряде конституционных документов первых этапов Французской революции. Важнейший вклад Монтескье в политическую науку состоит в разработанной им с опорой на учение Локка теории разделения властей. Цель теории разделения властей Монтескье – гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотребления власти, обеспечить их политическую свободу, сделать право подлинным регулятором отношений между гражданами и правительством. Теория разделения властей Монтескье пронизана идеей законности. Причем гарантии законности связываются в ней не только с сомой по себе деятельностью институтов государства (их взаимным сдерживанием и взаимовлиянием), но и с обеспечением политической свободы граждан в их отношении к государству в целом.

Что касается тех видов власти, которые должны быть взаимно сбалансированными, Монтескье выделяет в государстве законодательную, исполнительную и судебную власти. Принцип разделения властей, согласно взглядам мыслителя, состоит прежде всего в том, чтобы они принадлежали различным государственным органам. Сосредоточение всей полноты власти в руках одного лица, учреждения или сословия неминуемо ведет к злоупотреблениям и произволу. Учение Монтескье о разделении властей обладало значительной новизной по сравнению с предшествующими концепциями. Во-первых, он соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей. Свобода, утверждал просветитель, «устанавливается только законами и даже законами основными». Во-вторых, Монтескье включил в состав властей, подлежащих разграничению, судебные органы. Конечно, Ш. Монтескье, создавая свою теорию, выражал и представлял интересы определенных социально-политических сил. Идея, формулируемая Монтескье, интересна во многих отношениях. Прежде всего, определением взаимосвязи, устанавливаемой между правомерным правлением и разделением властей. Это разделение вступает как их взаимное сдерживание. Такое взаимное сдерживание-гарантия от злоупотребления. Таким образом, разделение властей не самоцель а, средство осуществления правомерного, легитимного правления, а, следовательно, обеспечение свободы.

38.понятие политической системы. Политическая система — комплекс государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политические функции, то есть деятельность, связанную с функционированием государственной власти.

Политическая система характеризуется:

политической идеологией;

политической культурой;

политическими нормами, традициями и обычаями.

Политическая система осуществляет следующие функции:

конверсии, то есть преобразования общественных требований в политические решения;

адаптации, то есть приспособления политической системы к изменяющимся условиям общественной жизни;

мобилизации людских и материальных ресурсов (денежных средств, избирателей и т.д.) для достижения политических целей.

охранительная функция — защита общественно-политического строя, его исходных базовых ценностей и принципов;

внешнеполитическая — установление и развитие взаимовыгодных отношений с другими государствами;

консолидирующая — согласование коллективных интересов и требований различных социальных групп;

распределительная — создание и распределение материальных и духовных ценностей; Очевидно, что в каждом конкретном обществе формируется своя специфическая политическая система, поскольку составляющие ее элементы — традиции, институты, политические ценности и т.д. — в разных обществах различны. Отметим, что политика — это открытая система, т.е. она активно взаимодействует с другими сферами жизни общества — экономической, духовной, социальной, влияя на них и испытывая ответное влияние.

Существуют различные основания для выделения основных элементов политической системы. Рассмотрим первую из классификаций, в которой выделяются подсистемы:

организационно-институциональная - это организации (социальные группы, революционные движения и т.д.) и институты — парламентаризм, партии, государственная служба, судопроизводство, гражданство, президентство и т.п.;

нормативно-регулятивная - политические, правовые и моральные нормы, обычаи и традиции;

коммуникативная - отношения, связи и формы взаимодействия участников политического процесса, а также между политической системой в целом и обществом;

культурно-идеологическая - политические идеи, идеология, политическая культура, политическая психология.

39.типология политических культур по алмонду и вербе. Политическая культура — важнейший критерий оценки политической жизни общества, интегральный показатель развития политической системы. Политическая культура в ходе своей исторической эволюции проходит сложный процесс формирования и развития. Для каждой исторической эпохи, для каждого вида политических систем и социальных сообществ характерным является свой тип политической культуры. Общепринятой считается типологизация политических культур, предложенная Г. Алмондом и С. Вербой:

1. патриархальный тип - для него характерны: низкая компетентность в политических проблемах, отсутствие интереса граждан к политической жизни, ориентация на местные ценности — общину, род, племя и т. д. Понятие о политической системе общества и способах ее функционирования полностью отсутствует. Члены сообщества ориентируются на вождей, шаманов и других значимых, по их мнению, личностей;

2. подданнический тип - ориентируется на интересы государства, но личная активность невысокая. Такой тип хорошо усваивает исполнительские роли и функции, поэтому легко поддается манипулированию со стороны различного рода политиканов, чиновников, политических авантюристов. Индивидуальная политическая активность достаточно низкая, интерес к политике слабый. Понятие о политической системе уже присутствует, но представление о возможностях как-то повлиять на власть отсутствует;

3. активистский тип - предполагает активную включенность граждан в политический процесс, участие в выборе органов власти и стремление повлиять на разработку и принятие политических решений. Интерес граждан к политике достаточно высокий, они хорошо информированы о структуре и функциях политической системы и стремятся реализовать с помощью конституционных прав свои политические интересы. В современном мире эти типы политической культуры в чистом виде отсутствуют. В частности, в демократических странах невозможно в чистом виде найти партисипаторный тип политической культуры: «граждане демократических стран редко живут в соответствии с этой моделью. Их нельзя назвать ни хорошо информированными, ни глубоко включенными в политику, ни особо активными, а процесс принятие электоральных решений является чем угодно, только не процессом рационального расчета». Согласно Г. Алмонду и С. Вербе, для гражданской культуры характерны два «противоречия»: 1) между высокой оценкой своей потенциальной влиятельности на политические решения и более низким уровнем реального влияния; 2) между степенью распространения вербального признания обязательности участия граждан в политической жизни и реальной значимостью и объемом участия.

40.эпоха просвещения –ж.ж.руссо. Жан-Жак Руссо является одним из наиболее оригинальных и ярких мыслителей всей истории политико-правового учения. Взгляды данного автора изложены им в таких знаменитых произведениях как: «Об общественном договоре или принципы политического права», а также в «О политической экономии» и «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми».

Русо открыто выступал пропагандой интересов мелкой буржуазии. Идеи Жан-Жака Руссо напрямую были связаны с его социальной теорией и философским учением. Основными принципами его концепции являлись коллективизм, антимонархизм, гуманизм и демократизм.

Мыслитель исходил из идеи о естественном состоянии человеческого существа, в котором все были равными, имея одинаковые права. Данное естественное состояние он сам называл «золотым веком всего человечества», где господствовали равенство, общественная собственность и полная свобода. В своих политических построениях Руссо делает акцент на группе, классе, сословии, но не на индивиде, по этой причине отдельного гражданина в них всегда поглощает общество.Очень подробно философ развивает так называемую идею народного суверенитета, из которой он выводит принцип народного контроля на постоянной основе за государственными организациями при помощи демократического «трибунала». Согласно его принципу суверенитета, не являлись злом революции против тиранов, наоборот – они справедливы и закономерны. Русо выдвигает идею прямого народоуправления в республике, в которой правит демократия, где разделены исполнительная и законодательная государственная власть.

Высшим человеческим благом, идеалом описанной выше республики, являются принципы – соблюдение договора, демократия, равенство и свобода. Кроме этого, Руссо принадлежала важная гипотеза о главной роли частной собственности в самом процессе формирования права, государства и общественного неравенства. Тут он выступал за борьбу против неправильного (неравного) распределения собственности.

Своим учением Жан-Жак Руссо оказал большое воздействие на последующую социально-политическую практику и государственную правовую теорию.

41.основные концепции политической системы. Политическая система – устойчивая форма общественных отношений, с помощью которой принимаются и осуществляются на практике властные решения для данного общества. Характеризуется (1) универсальностью, поскольку охватывает своим воздействием все общество; 2) осуществлением полного контроля над применением физического и иного принуждения; 3) легитимностью своего права выносить обязывающие решения; 4) авторитетно-властным характером принимаемых решений, несущих в себе силу легитимности и существенную вероятность того, что люди подчинятся им. Системная модель Д. Истона.Первой по времени среди этих работ была системная модель политической жизни Д. Истона, который поставил амбициозную задачу построения ʼʼбольшой теорииʼʼ, сочетающей четкий методологический, ʼʼмакросистемныйʼʼ каркас с бихевиористским способом изучения политического поведения и сбора о нем эмпирических данных.

В соответствии с этой моделью механизм функционирования политической системы включает четыре фазы. В первую очередь, это ʼʼвход (input)ʼʼ, воздействие внешней среды (социальной и внесоциальной, природной) на политическую систему в форме требований и поддержки. К примеру, это должна быть требование населения снизить подоходный налог при одновременной легитимной поддержке деятельности правительства в целом. Во-вторых, ʼʼконверсияʼʼ (или преобразование) социальных требований в подготовку альтернативных решений, являющихся определенным реагированием правительства. В-третьих, это ʼʼвыход (output)ʼʼ, принятие решений и их реализация в форме практических акций. И наконец, в-четвертых, результаты деятельности правительства влияют на внешнюю среду через ʼʼпетлю обратной связиʼʼ (feedback loop). Политическая система является ʼʼоткрытой системойʼʼ, получающей постоянные импульсы от окружающей среды. Ее основной целью являются выживание и сохранение устойчивости системы посредством адаптации и приспособления к среде. В корне этого механизма лежит принцип ʼʼгомеостатического равновесияʼʼ, согласно которому политическая система для поддержания внутренней стабильности должна постоянно реагировать на нарушение её баланса со внешней средой. Иной структурно-функциональный подход к интерпретации политических систем был предложен американским политологом Г. Алмондом. В своей модели политической системы Г. Алмонд выделяет три аналитических уровня (или блока), связывая группы функций (или различные функции) макросистемы с деятельностью отдельных институтов, групп и даже индивидов, включенных в системную организацию в качестве ее элементов. Первый блок, так называемый ʼʼуровень процессаʼʼ (process functions), связан со ʼʼвходомʼʼ, то есть с воздействием среды на политическую систему, Это проявляется в осуществлении политическими институтами тех или иных функций, причем в динамическом, процессуальном разрезе˸ 1) артикуляции интересов (групповые объединœения); 2) агрегирования интересов (партии); 3) выработки политического курса (парламент); 4) осуществления политики (исполнительная администрация); 5) арбитража (судебные органы). Во втором блоке, ʼʼуровне системыʼʼ (system functions), происходит адаптация общества к политической системе, от которой зависят перспективы ее стабильного воспроизводства или наоборот радикального изменения. В первую очередь, это функция социализации индивидов к стандартам и ценностям политической системы, связанная с социальными институтами церкви, семьи и школы. Во-вторых, это функция рекрутирования сторонников или противников системы, активных и пассивных граждан, включая тех, кто затем профессионально будет заниматься политической деятельностью. И наконец, в-третьих, это функция политической коммуникации, которая обеспечивается благодаря информационной, пропагандистской и манипулятивной работе СМИ и других организаций. В переходный период прежняя политическая система ослабевает прежде всœего из-за дисфункционального характера старых институтов, не обеспечивающих адекватную социализацию, рекрутирование и эффективную пропаганду.И в завершающем третьем блоке, ʼʼуровне управленияʼʼ (policy functions), решаются уже последние в данном цикле задачи, связанные с управлением коллективными ресурсами общества˸ 1) их ʼʼдобываниемʼʼ (или освоением), как это происходит со сбором налогов в стране; 2) их структурным регулированием (переброской из одних социальных сфер и отраслей экономики в другие), и наконец, 3) их распределением (раздачей социальных пособий и пенсий, организацией экономических мероприятий и т. д.) Завершающей фигурой в ряду ʼʼотцов-основателœейʼʼ теории политической системы стоит бывший Президент Международной и Американской ассоциаций политических наук К. Дойч. В его модели политической системы выделяются четыре блока, связанные с различными фазами прохождения информационно-коммуникативных потоков˸ 1) получение и отбор информации; 2) обработка и оценка информации; 3) принятие решений, и наконец, 4) осуществление решений с обратной связью. В первую очередь, политическая система принимает информацию через так называемые ʼʼрецепторыʼʼ (внешнеполитические и внутриполитические), к которым относят информационные службы (правительственные и частные), центры изучения общественного мнения (правительственные приемные, агентурная сеть и т. д.). Агенты политической социализации — это институты, которые формируют политическую культуру. К ним относится прежде всего государство в лице его законодательных, исполнительных и судебных органов.

42.понятие политической социализации. Политическая социализация — процесс включения личности в политику. Различают две фазы этой политической социализации:

первая выражается в политической адаптации, т.е. интеграции индивида в политическое сообщество посредством оснащения его опытом предыдущих поколений, закрепленным в политической культуре;

вторая - в политической интериоризации, т.е. включении политических норм и ценностей во внутренний мир человека. В результате политической социализации формируется политическое сознание личности, ее политическое поведение, происходит становление личности гражданина. олитическая социализация имеет две основные функции:

1) обеспечение достаточно эффективного в рамках данной социальной системы политического взаимодействия с различными политическими организациями;

2) сохранение динамического равновесия политической системы, а вместе с тем и самого общества благодаря усвоению новыми членами принятых в нем норм и ценностных образцов политического поведения. Процесс политической социализации включает в себя различные уровни, механизмы и факторы. Самый широкий — международный уровень, охватывающий международные сообщества и организации. Здесь на личность воздействуют принятые в международном сообществе ценности, нормы и факторы: недопущение распространения ядерного оружия, угрозы международных конфликтов, предотвращение глобальных катастроф, международных финансовых кризисов и т.д.

Социальный уровень политической социализации охватывает общество в целом и большие социальные группы: классы, профессии, национально-этнические общности и др. На этом уровне на личность воздействуют такие факторы, как государство, правительство, политические партии, социально-экономические кризисы, безработица, уровень преступности в стране и др.

Самый низкий — личностный уровень политической социализации, на котором личность испытывает воздействие со стороны людей, составляющих непосредственный круг ее общения и оказывающих прямое влияние на ее политическую психологию, ценности и установки. Среди механизмов политической социализации здесь можно выделить подражание, внушение, заражение, которые помогают человеку адаптироваться к политическим условиям и сформировать политическую идентификацию.

43.политическая мысль 19-20веков. Современный облик политической науки с такими ее чертами, как интерес к изучению мотивов и последствий политической деятельности, использование методов конкретной социологии, стремление не строить проекты политического переустройства, но анализировать конкретные политические события и процессы, складывался под влиянием работ ряда социологов и философов.

Итальянский социолог и политолог Вильфредо Парето (1848-1923), следуя за Н. Макиавелли, видел два реальных средства управления людьми: силу и хитрость, поэтому эффективно действующие политики делились на "львов" и "лис". Невысоко оценивая результаты участия масс в политике, он считал демократию крайне несовершенной формой организации политических отношений, т.к. в ее рамках неразумная масса получает доступ к принятию политических решений. Реальная власть в обществе принадлежит и должна принадлежать элите - узкому кругу лиц, знаниями, способностями, успехами доказавших свою избранность.

Немецкий историк, философ и социолог Макс Вебер (1864-1920) предложил разделить все типы власти на аффективный (эмоциональный), религиозный и определяемый заинтересованностью. Его по праву считают основателем современной теории бюрократии, которую он рассматривал в качестве рациональной, обезличенной системы управления, осуществляемой как посредством следования правилам и предписаниям. Наиболее эффективной системой государственной организации М. Вебер считал бюрократию. Ее эффективность основана на строгом разделении обязанностей, профессионализме и дисциплине. Он выдели характерные черты идеального типа бюрократии: 1) разделение труда, обусловленное правилами и законами; 2) порядок подчиненности нижестоящих должностных лиц вышестоящим; 3) назначение служащих на основе профессиональной квалификации, как указано в дипломе, а не выборы их; 4) соответствующие зарплаты работников их рангу; 5) работа в государственном учреждении - основное занятие служащих; 6) служащий - не владелец учреждения, в котором работает; 7) смещение служащего с должности - прерогатива вышестоящего и т.д. наличие таких правил обеспечивает единообразие в деятельности государственных органов, четко определяет ответственность каждого института государства. Эти правила ограничивают произвол начальника в отношении подчиненного, устраняют из должностных отношений личную неприязнь, обиды, симпатии.

Мощное воздействие на методы современной политологии и весь спектр ее проблем оказали идеи австрийского психиатра и психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939) и его последователей. В их трудах было обращено внимание на принципиально новый объект интереса теоретиков политики - роль бессознательного в детерминации политических процессов. Политика все чаще оценивается как некий вид психопатологии, сфера, влекущая людей с неосознаваемыми психическими отклонениями.

Современная политология характеризуется разнообразием школ и направлений исследования. Центральное место в современной политологии занимают вопросы власти и демократизации общественной жизни в условиях перехода цивилизации к постиндустриальному обществу. Среди представителей этого направления видное место занимает Олвин Тоффлер (род. в 1928). Он утверждает, что в условиях постиндустриального общества человечество вступило в эру смещения власти, когда постепенно распадаются все существовавшие в мире властные структуры и зарождаются принципиально новые. Ведущим фактором формирования власти становятся знание, наука, а не сила и богатство.

44.структура политической системы. Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

организационный (институциональный) компонент — политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

культурный компонент — политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

нормативный компонент — социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

коммуникативный компонент — информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

функциональный компонент — политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

Структура — важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.

45.типы политической социализации. В зависимости от принятых в обществе образцов и норм политического поведения современная политология выделяет четыре основных типа политической социализации личности.

• Гармонический тип характеризуется не только принятием личностью существующих политического порядка и власти, но и уважительным отношением к государству, политической системе в целом. Личность рассматривается как сознательный и добровольный участник политической жизни, активный субъект политики. Здесь наблюдается гармония между властью и личностью, предполагается обоюдное выполнение правил, норм и обязанностей: личности перед властью и власти перед личностью По существу это идеальный тип политической социализации, обеспечивающий бесконфликтное развитие политической системы и личности как субъекта политики.

• Плюралистический тип предполагает толерантность по отношению к ценностям и убеждениям других людей, нормы политического поведения которых признаются равноправными. Данный тип политической социализации личности преобладает в странах политического либерализма, основанного на принципах частной собственности, правах человека и демократическом устройстве общества. Личность рассматривается здесь как суверен, равноправный и независимый гражданин. Основное условие функционирования данного типа политической социализации — защищенность прав и свобод человека и всеобщая ответственность гражданина перед законом, т.е. право выступает как основание и как реальность свободы личности

• Гегемонистский тип характерен для общества закрытого типа. Его сущностью является установка на резко отрицательные отношение личности к любым политическим системам и Организациям, кроме той, с которой она себя идентифицирует. Политическая социализация возможна здесь лишь на ценностях и нормах своей группы, класса, общности. Девиз политического поведения человека: «партия (нация, государство и т.д.) !выше всего».

Конфликтный тип характеризуется борьбой между разными политическими группировками общества, в основе >рой лежат различные, но вместе с тем взаимосвязанные интересы.

46.марксисткая концепция. Основоположниками материалистического учения о политике и власти были К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895). Известно, что они жили и создавали свои произведения в условиях революционных преобразований в странах Западной Европы.

Опираясь на материалистическое понимание истории, они много внимания уделяли изучению сущности политики, политической власти, характеру политической деятельности, определили пути, формы и методы прихода к власти трудящихся масс, рабочего класса.

Марксистская теория системы политических отношений включает в себя следующие положения:

1. политические отношения, вытекающие из борьбы за власть и осуществление власти, появляются на основе общественно-экономических отношений, ими обусловлены и представляют собой политическую надстройку с соответствующими формами общественного сознания;

2. политика выступает не только как отражение экономических отношений, но и как важный инструмент их формирования;

3. государство есть продукт классовых противоречий и служит интересам экономически господствующего класса. Это положение Маркс обосновал в работе «Капитал», подчеркивая особую роль насилия в возникновении первого классового разделения и появления государства;

4. экономически господствующий класс – он и политически и идеологически господствующий класс;

5. на основании такого понимания сущности государства и классового господства марксизм создает теорию политического сознания. Исходным пунктом ее является утверждение о том, что общественное бытие людей определяет их сознание;

6. анализ общественного положения классов, слоев и социальных групп является исходным пунктом для понимания политического поведения масс, их интересов, отдельных лидеров;

7. политика в марксизме рассматривается лишь в конечном счете подчиненной экономике, и в то же время она имеет относительную самостоятельность и влияет на экономические отношения, убыстряя или замедляя ход экономических процессов. Марксистские традиции в исследовании политической жизни в конце XIX в. в XX столетии находят свое выражение и развитие в двух основных направлениях: революционном и реформистском. Революционное течение в марксизме нашло свое выражение в ленинизме, в работах выдающихся теоретиков Запада и марксистской политической мысли. Р. Люксембург, А. Грамши, Д. Лукача и др

47.типология политических систем. Политические системы можно классифицировать, применяя определенную типологию.

В зависимости от политического режима различают следующие политические системы:

тоталитарные;

авторитарные;

демократические.

По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют:

открытые системы;

закрытые системы. Примером закрытой системы является политическая система советского типа, сложившаяся в СССР.

Характерные черты политической системы демократического типа:

■ правление большинства;

■ свобода критики и оппозиции правительству;

■ защита меньшинства и в свою очередь его лояльность к по-литическому сообществу;

■ право народа на участие в решении государственных дел; уважение и охрана прав человека.

Характерные черты политической системы авторитарного типа:

■ использование сильных, жестких средств решения социальных и политических проблем, опора на репрессивные органы в деятельности;

■ ограничение политических свобод граждан, подавление оппозиции;

■ централизация управления, подавление региональной и личностной автономии;

■ сосредоточение функций управления обществом в одном лице или узком социальном слое.

Характерные черты политической системы тоталитарного типа:

■ отрицание или значительное ограничение прав и свобод личности, установление жесткого контроля государства над всеми сторонами жизни общества;

■ стирание грани между личным и общественным, индивидуальным и публичным, смешение свободы с властью;

■ радикальное ограничение инициативы индивида, его полная зависимость от государственной машины в решении практически всех политических проблем

48.роль сми в политической социализации.В политической социализации и образовании индивидов одна из главных ролей принадлежит Средствам Массовой Информации. Информационная деятельность СМИ позволяет людям адекватно судить о политических событиях и процессах лишь в том случае, если она выполняет и образовательную функцию. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников,правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации. Конечно, СМИ не могут обеспечить систематическое и глубокое усвоение политических знаний. Это задача специальных образовательных учреждений —школ, университетов и т.п. И все же масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в том числе и после завершения учебы, в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации. При этом под видом политического образования у людей могут формироваться и псевдорациональные структуры сознания, искажающие реальность при ее восприятии. Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Однако, если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, то политическая социализация означаетинтернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов

поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

В демократическом обществе важнейшая политико-социализационная задача

СМИ — массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно разрешать конфликты, не ставя под сомнение общественный консенсус по основополагающим вопросам государственного устройства. Однако, действие СМИ, государственных и общественных институтов –двояко. В демократической политической системе они предлагают человеку «горизонтальный» выбор политических альтернатив, многочисленных форм и типов политического участия. Различные группы (партии, общественные и религиозные конфессии), разумеется, если они действуют в рамках консенсуса,обеспечивающее государственное и национальное единство, формируют те или

иные приоритеты и взгляды человека в политике, обеспечивая условия для

динамичного и экспериментально-поискового функционирования политической

культуры общества. Тоталитарные идеологические режимы, в свою очередь, стремятся использовать официальные средства массовой информации и государственные структуры для «вертикального»давления на человека, направленного всегда на закрепление и упрочнение соответствующих ценностных приоритетов. Поэтому процесс поиска альтернатив

и перемена убеждений, взглядов и мнений трактуется в таком обществе однозначно и прямолинейно как «политическая измена».

49.либерализм бентам ,милль,токвиль,гумбольт. Среди виднейших представител<




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2096)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)