Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Быт, традиции, фольклор



2015-12-13 666 Обсуждений (0)
Быт, традиции, фольклор 0.00 из 5.00 0 оценок




Москва

Г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Происхождение, роль

2. Казачьи войска

3. Великие казаки

1) Ермак

2) Разин

3) Пугачёв

4) Платов

4. Быт, традиции, фольклор

Заключение
Список использованной литературы

 

Введение

Казаки – представители казачества, сложной социальной группы, военного сословия, которое сложилось на окраинах русского государства в XV – XVII веках. Начало этносоциальной группы не поддаётся точному выяснению. Учёные книги до сих пор спорят о его происхождении, которое полно загадок. Следы и части на сегодняшний день разбросаны по всему миру, а источником является юг России. Но ясно абсолютно одно, что главной идеей была свобода, за которую на протяжении веков боролись, не зря генерал Л.Г.Корнилов называл казаков «рыцарями земли русской».

Цель моей работы – рассказать о возникновении казачества, казачьих войсках, показать их быт, традиции и нравы, привести примеры фольклора.

 

Происхождение, роль

Русское слово «казак» переводится с некоторых наречий степных народностей как «наездник», «вольный, свободный человек», «путешественник, бродяга» или «разбойник». По естественным причинам данный термин в разные времена применялся для обозначения кочевых племён степей. Казаки – это люди, которые ценят свободу, ценности – родину, семью, долг, честь – это всё, что является для них идеалом, целью жизни.

 

 

 

Другое понятие слова «казак» - лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось население нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности, то есть часть вооружённых сил Российской империи, преимущественно кавалерия и конная артиллерия.

Первоначально проживали в степях и лесостепях Восточной Европы, в частности на территории современной Украины и России. Основу хозяйственной жизни вначале составляли промыслы — охота, рыболовство и бортничество; сравнительно рано появилось скотоводство; земледелие, как правило, стало распространяться позднее, примерно со 2-й половины 17 в. В 16—17 вв. важными источниками существования. Впоследствии расселились также на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья, современного Казахстана, Сибири и Дальнего Востока. До конца XVII века в Русском царстве также существовала особая категория служилых людей — городовые казаки, а в Речи Посполитой — надворные казаки, реестровые казаки, охочекомонные казаки и грунтовые казаки. Точное происхождение вызывает большое количество споров, дискуссий. На самом деле, они жили намного раньше, чем говорят источники. К концу XIV века образовалось несколько крупных сообществ, проживавших в центральной Евразии, возле крупных торговых путей того времени, в частности рек — в низовьях Днепра, Дона, Яика, Волги. К ним присоединилось заметное количество переселенцев из соседних к северу Московского, Литовского и Рязанского Великих княжеств, а также из прочих северо-западных земель. В результате, к началу XVI века две группы выросли в крупные вольные войска (Запорожское и Донское), которые со временем вошли в состав растущего Русского царства; были образованы и другие казачьи войска. В учебниках в основном нам рассказывают о беглых свободолюбивых крестьянах, которых замучили помещики-крепостники и которые в XVI-XVII вв. побежали из России на юг, на Дон, там обстроились и постепенно превратились в служивый народ. Либо другая версия возникновения - разбойники, которые со временем займутся хозяйством и вместо грабежей, займутся охраной государственных рубежей.

По вопросу возникновения казачества существует множество гипотез. Историки, исследователи данной нации, культуры расходятся во мнениях. На сегодняшний день известны две гипотезы происхождения – восточная и славянская.

Восточная.Известные историки Л.Н.Гумилёв и В.Шамбаров и другие утверждают, что казачество возникло путём слияния касогов и бродников после монголо-татарского нашествия. Касоги (касахи, касаки) – древний черкесский народ, заселявший территорию нижней Кубани в X–XIV веках. Бродники – народ тюркско-славянского происхождения, сформировавшийся в низовьях Дона в XII-м веке (тогда приграничный район Киевской Руси.

О времени возникновения донских казаков до сих пор среди историков нет единой точки зрения. Н.С. Коршиков и В.Н. Королёв считают, что «кроме широко распространённой точки зрения о происхождении казаков от русских беглых людей и промышленников, существуют в качестве гипотез и иные точки зрения. По мнению Р.Г. Скрынникова, например, первоначальные казачьи общины, состояли из татар, к которым присоединялись затем русские элементы. Л.Н. Гумилёв предлагал вести донских казаков от хазар, которые, смешавшись со славянами, составили бродников, являвшихся не только предшественниками казаков, но и прямыми их предками. Все больше специалистов склоняются к тому, что истоки донского казачества следует видеть в древнем славянском населении, которое согласно археологическим открытиям последних десятилетий, существовало на Дону в VIII–XV вв.» Монголы лояльно относились к сохранению подданными своих религий, в том числе и людьми, входившими в их войсковые подразделения. Существовало также Сарайско-Подонское епископство, которое позволило казакам сохранить свою идентификацию. После раскола Золотой орды оставшиеся и на её территории казаки сохранили войсковую организацию, но при этом оказались в полной независимости и от осколков былой империи – Ногайская орда и Крымское ханство; и от появившегося на Руси Московского государства. В польских хрониках первое упоминание о казаках относится к 1493 г., когда черкасский воевода Богдан Федорович Глинский, по прозвищу «Мамай», сформировав в Черкассах пограничные казачьи отряды, захватил турецкую крепость Очаков. Французский этнограф Арнольд ван Геннеп в книге «Traite des nationalites» (1923) высказывал мысль, что казаков следует считать отдельной от украинцев нацией, поскольку казаки, вероятно, вообще не славяне, а византинизованные и христианизованные турки.

Славянская гипотеза. По другим точкам зрения казаки изначально были выходцами из славян. Так украинский политик и историк В.М. Литвин в своём трёхтомнике «История Украины» высказал мнение что первые украинские казаки были славянами. По его исследованиям, источники говорят о существовании казаков в Крыму ещё в конце XIII ст. В первых упоминаниях тюркское слово «казак» означало «охранник» или наоборот – «разбойник». Также – «свободный человек», «изгнанник», «авантюрист», «бродяга», «защитник неба». Это слово часто обозначало свободных, «ничейных» людей, которые промышляли с оружием. В частности, согласно старорусским былинам, относящимся ко времени правления Владимира Великого, богатырь Илья Муромец называется «старыя козак». Именно в этом значении оно и закрепилось за казаками. Первые воспоминания о таких казаках датируются 1489 годом. Во время похода польского короля Яна-Альбрехта на татар дорогу его войску на Подолье указывали казаки-христиане. В том же году отряды атаманов Василия Жилы, Богдана и Голубца напали на Таванскую переправу в низовье Днепра и, разогнав татарскую стражу, ограбили купцов. Впоследствии, жалобы хана на казацкие нападения становятся регулярными. По мнению Литвина, учитывая как привычно это обозначение употребляется в документах того времени, можно считать, что казаки-русичи были известны не одно десятилетие, по крайней мере, с середины XV столетия. Учитывая что свидетельство феномена украинского казачества локализовалось на территории так называемого «Дикого Поля», то возможно, что своих соседей из тюркоязычной (преимущественно татарской) среды украинские казаки заимствовали не только название, но и немало других слов, примет внешности, организации и тактики, ментальности. Литвин В. считает, что и в этническом составе казачества определённое место занимает татарский элемент.

Казаки с гордостью говорят о своих предках, которые не теряли чувство вольного человека с его инстинктивным стремлением к свободе. История обитателей казачьих областей в степях на юге страны представляет собой долгую эпоху сопротивления давлению со стороны самодержавия. В формировании казачества участвовали представители самых разных народностей, но преобладали славяне. С этнографической точки зрения первые казаки разделялись по месту возникновения на украинских и на русских. Среди и тех и других можно выделить вольных и служилых казаков. Русские служилые казаки (городовые, полковые и сторожевые) использовались для защиты засечных черт и городов, получая за это жалование и земли в пожизненное владение. Хотя они приравнивались «к служилым людям по прибору» (стрельцы, пушкари), но в отличие от них имели станичную организацию и выборную систему военного управления. В таком виде они просуществовали до начала 18 века. Первая община русских вольных казаков возникла на Дону, а затем на реках Яик, Терек и Волга. В отличие от служилого казачества центрами возникновения вольного казачества стали побережья крупных рек (Днепра, Дона, Яика, Терека) и степные просторы, что накладывало заметный отпечаток на казачество и определяло их жизненный уклад.

Каждая крупная территориальная общность как форма военно-политического объединения независимых казачьих поселений называлось Войском. Основным хозяйственным занятием вольных казаков являлись охота, рыболовство, животноводство. Например, в Донском Войске до начала 18 века хлебопашество было запрещено под страхом смертной казни. Как считали сами казаки, жили они «с травы и воды».

Дипломатические отношения с русским государством поддерживались отправкой в Москву зимовых и легких станиц (посольств) с назначенным атаманом. С момента выхода казачества на историческую арену его взаимоотношения с Россией отличались двойственностью. Первоначально они строились по принципу независимых государств, имевших одного противника. Москва и Казачьи Войска являлись союзниками. Русское государство выступало в качестве главного партнера и играло ведущую роль как наиболее сильная сторона. Кроме того, Казачьи Войска были заинтересованы в получении от русского царя денежной и военной помощи. Казачьи территории выполняли важную роль буфера на южных и восточных границах русского государства, прикрывали его от набегов степных орд. Казаки принимали также участие во многих войнах на стороне России против сопредельных государств. Для успешного выполнения этих важных функций в практику московских царей вошли ежегодные посылки отдельным Войскам подарков, денежного жалования, оружия и боевых припасов, а также хлеба, поскольку казаки его не производили. Все сношения между казаками и царем велись через Посольский приказ, т. е. как с иностранным государством. Часто русским властям было выгодно представлять вольные казачьи общины как абсолютно независимые от Москвы. С другой стороны, московское государство было недовольно казачьими сообществами, постоянно нападавшими на турецкие владения, что часто шло вразрез с русскими внешнеполитическими интересами.

Нередко между союзниками наступали периоды охлаждения, и Россия прекращала всякую помощь казакам. Недовольство Москвы вызывал и постоянный уход подданных в казачьи области. Демократические порядки (все равны, ни властей, ни налогов) стали магнитом, притягивавшим к себе все новых предприимчивых и смелых людей из русских земель.

Опасения России оказались отнюдь не беспочвенны – на протяжении 17-18 веков казачество шло в авангарде мощных антиправительственных выступлений, из его рядов вышли предводители казацко-крестьянских восстаний – Степан Разин, Кондратий Булавин, Емельян Пугачев. Велика была роль казаков во время событий Смутного времени в начале 17 века. Поддержав Лжедмитрия I, они составили существенную часть его военных отрядов. Позднее вольное русское и украинское казачество, а также русские служилые казаки принимали активное участие в стане самых разных сил: в 1611 они участвовали в первом ополчении, во втором ополчении уже преобладали дворяне, но на соборе 1613 именно слово казачьих атаманов оказалось решающим при избрании царя Михаила Федоровича Романова.

В XVI веке, при короле Стефане Батории, казаки были образованы в полки Речи Посполитой для несения службы по охране границы и как вспомогательное войско в войнах с Турцией и Швецией. Эти казачьи отряды получили название реестровых казаков. В качестве лёгкой кавалерии они широко использовались в войнах, которые вела Речь Посполитая. Среди реестровых казаков выделяются также панцирные казаки, занимавшие нишу средней кавалерии – легче Крылатых Гусар, но тяжелее обычных реестровых казачьих войск.

Казачьи общины («войска́», «орды») стали образовываться и на территории Московского царства XVI и XVII вв. из состава сторожевой и станичной служб, что охраняли пограничные территории от разорительных набегов орд крымских татар и ногаев. Однако старейшим из всех казачьих формирований по официальной версии считается Запорожская Сечь, основанная во второй половине XVI века на территории нынешней Украины, входившей тогда в состав польского государства. После длительного периода номинальной зависимости от Речи Посполитой, она в середине XVII века вошла в состав Российской империи, и была разрушена Екатериной II в XVIII веке. Часть запорожцев ушла за Дунай, на территорию, принадлежащую тогда Турции, и основала Задунайскую Сечь, часть сохранила казачий статус, но была переселена на Кубань, в результате чего возникло Кубанское казачье войско.

В московском государстве XVI и XVII веков казаки находились в составе сторожевой и станичной служб, охраняли пограничные территории от разорительных набегов крымских татар и ногаев. Центральным управлением городовых казаков был сначала Стрелецкий приказ, а затем Разрядный приказ. Сибирскими казаками ведал Сибирский приказ, запорожскими и малороссийскими казаками – Малороссийский приказ.

Донские казаки присягнули царю Алексею Михайловичу в 1671 году, а с 1721 года войско было подчинено Санкт-Петербургской Военной коллегии. К концу царствования Петра Великого вслед за донскими и яицкими казаками в ведомство военной коллегии перешли и остальные казачьи общины. Внутреннее их устройство было преобразовано, была введена иерархия правительственных властей. Подчинив своей власти казаков в числе 85 тыс. человек, правительство использовало их для колонизации вновь завоёванных земель и охраны государственных границ, преимущественно южной и восточной.

В первой половине XVIII века были созданы новые казачьи войска: Оренбургское, Астраханское, Волжское. В конце XVIII века создаются Екатеринославское и Черноморское казачьи войска.

Со временем, казачье население продвигалось вперёд на необжитые земли, расширяя государственные пределы. Казачьи войска принимали активное участие в освоении Северного Кавказа, Сибири (экспедиция Ермака), Дальнего Востока и Америки. В 1645 сибирский казак Василий Поярков проплыл по Амуру, вышел в Охотское море, открыл Северный Сахалин и вернулся в Якутск.

Неоднозначная роль, которую играли казаки в Смутное время, заставило правительство в 17 веке проводить политику резкого сокращения отрядов служилых казаков на основной территории государства. Но в целом российский трон, учитывая важнейшие функции казачества как военной силы в пограничных районах, проявляло долготерпение и стремилось подчинить его своей власти. Чтобы закрепить верность российскому престолу, цари, используя все рычаги, сумели добиться к концу 17 века принятия присяги всеми Войсками (последнее Войско Донское – в 1671). Из добровольных союзников казаки превратились в российских подданных.

С включением юго-восточных территорий в состав России казачество осталось лишь особой частью российского населения, постепенно потеряв многие свои демократические права и завоевания. С 18 века государство постоянно регламентировало жизнь казачьих областей, модернизировало в нужном для себя русле традиционные казачьи структуры управления, превратив их в составную часть административной системы российской империи.

С 1721 казачьи части находились в ведении казачьей экспедиции Военной коллегии. В том же году Петр I упразднил выборность войсковых атаманов и ввел институт наказных атаманов, назначаемых верховной властью. Последних остатков независимости казаки лишились после поражения Пугачевского бунта в 1775, когда Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь. В 1798 по указу Павла I все казачьи офицерские чины были приравнены к общеармейским, а их обладатели получили права на дворянство. В 1802 было разработано первое Положение для казачьих войск. С 1827 августейшим атаманом всех казачьих войск стал назначаться наследник престола. В 1838 был утвержден первый строевой устав для казачьих частей, а в 1857 казачество перешло в ведение Управления (с 1867 Главное Управление) иррегулярных (с 1879 – казачьих) войск Военного министерства, с 1910 – в подчинение Главного штаба.

С XIX века до Октябрьской революции казаки в основном выполняли роль защитников Российской государственности и опоры царской власти.

В начале XX века в состав русской гвардии входили три казачьих полка. Казачий лейб-гвардии полк был сформирован в 1798 году. Полк отличился в сражениях под Аустерлицем и Бородино, в походе на Париж в 1813–1814 годах и за Дунай в 1828 году. Лейб-гвардии Атаманский полк был образован в составе Войска Донского в 1775 году; в 1859 стал гвардейским; считался образцовым среди казачьих полков. Сводно-Казачий лейб-гвардии полк был сформирован в 1906 году, в его состав вошли по одной сотне от Уральского и Оренбургского казачьих войск, по полусотне от Сибирского и Забайкальского и по взводу от Астраханского, Семиреченского, Амурского и Уссурийского казачьих войск. Кроме того, из казаков формировался Собственный Его Императорского Величества Конвой.

Во время гражданской войны большинство казаков выступили против советской власти. Казачьи области стали опорой Белого движения. Крупнейшими антибольшевистскими вооружёнными формированиями казаков были Донская армия на юге России, Оренбургская и Уральская армии – на востоке. В то же время часть казаков служила в Красной армии. После революции казачьи войска были расформированы.

В годы гражданской войны казачье население подверглось массовым репрессиям в процессе, согласно формулировке директивы ЦК от 24 января 1919 года, беспощадного массового террора по отношению к верхам казачества «путём поголовного их истребления», и казакам, «принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью», инициированного Оргбюро ЦК в лице его Председателя Я. М. Свердлова. Это тяжёлое время было окрашено трагизмом и имело такое понятие как коммунистический геноцид. Яков Свердлов на заседании ВЦИК 24 января 1919 года сказал: «Учитывая опят гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путём поголовного истребления. К среднему казачеству применить те же меры».большевики целенаправленно уничтожали казаков. Идеологи революции решили вычеркнуть их из списка живущих. Они считали этих людей опорой самодержавия, веры, а значит, никакой беспощады.


В 1936 году были сняты ограничения на службу казачества в отрядах РККА. Данное решение получило большую поддержку в казачьих кругах, в частности, донским казачеством Советскому правительству было отправлено следующее письмо, опубликованное в газете «Красная звезда» от 24 апреля 1936 года:

«Пусть только кликнут клич наши Маршалы Ворошилов и Буденный, соколами слетимся мы на защиту нашей Родины... Кони казачьи в добром теле, клинки остры, донские колхозные казаки готовы грудью драться за Советскую Родину...»

В соответствии с приказом Наркома обороны К.Е. Ворошилова №67 от 23 апреля 1936 года некоторые кавалерийские дивизии получили статус казачьих. 15 мая 1936 года 10-я территориальная кавалерийская Северокавказская дивизия была переименована в 10-ю Терско-Ставропольскую территориальную казачью дивизию, 12-я территориальная кавдивизия, размещенная на Кубани была переименована в 12-ю Кубанскую территориальную казачью дивизию, 4-я кавалерийская Ленинградская Краснознаменная дивизия имени товарища Ворошилова была переименована в 4-ю Донскую казачью Краснознаменную дивизию имени К.Е. Ворошилова, 6-я кавалерийская Чонгарская Краснознаменная имени товарища Буденного переименована в 6-ю Кубано-Терскую казачью Краснознаменную дивизию им. С.М. Буденного, на Дону так же была сформирована 13-я Донская территориальная казачья дивизия. Кубанские казаки проходили службу в составе 72-й кавалерийской дивизии, 9-й пластунской стрелковой дивизии, 17-го казачьего кавалерийского корпуса (позже переименован в 4-й гвардейский Кубанский кавалерийский корпус), оренбургские казаки служили в 11-й (89-й), затем 8-й Гвардейской Ровенской ордена Ленина, ордена Суворова казачьей кавалерийской дивизии и ополченческой казачьей дивизии в г. Челябинске. В состав отрядов иногда включались казаки, ранее служившие в Белой армии (как, например, К.И. Недорубов). Специальным актом было восстановлено ношение ранее запрещенной казачьей формы. Казачьими частями командовали Н.Я. Кириченко, А.Г. Селиванов, И.А. Плиев, С.И. Горшков, М.Ф. Малеев, В.С. Головской, Ф.В. Камков, И.В. Тутаринов, Я.С. Шарабурко, И.П. Калюжный, П.Я. Стрепухов, М.И. Суржиков и другие. Также к таким командирам можно отнести и маршала К.К. Рокоссовского, что командовал Кубанской бригадой в боях на КВЖД ещё в 1934 г. В 1936 г. была утверждена парадная форма для казачьих частей. В этой форме и шли казаки на Параде Победы 24 июня 1945 г. Первый парад в составе РККА с участием казачьих частей должен был пройти 1 Мая 1936 г. Однако в силу разных причин участие в военном параде казаков было отменено. Лишь 1 мая 1937 года казачьи подразделения в составе РККА прошли военным парадом по Красной площади.

С началом Великой Отечественной войны казачьи части, как регулярные, в составе Красной армии, так и добровольческие, приняли активное участие в боевых действия против немецко-фашистских захватчиков. 2 августа 1942 года близ станицы Кущевской 17-й кавалерийский корпус генерала Н.Я. Кириченко в составе 12-й и 13-й Кубанских, 15-й и 116-й Донской казачьих дивизий остановил наступление крупных сил вермахта, продвигающихся от Ростова на Краснодар. В Кущёвской атаке казаками были уничтожены до 1800 солдат и офицеров, взяты в плен 300 человек, захвачены 18 орудий и 25 минометов.

На Дону казачья сотня из станицы Берёзовской под командованием 52-летнего казака, старшего лейтенанта К.И. Недорубова в бою под Кущёвской 2 августа 1942 года в рукопашной схватке уничтожила свыше 200 солдат вермахта, из которых 70 было уничтожено К.И. Недорубовым, получившим звание Героя Советского Союза.

В большинстве случаев вновь сформированные казацкие части, добровольческие казацкие сотни были плохо вооружены, в отряды, как правило, приходили казаки с холодным оружием и колхозными лошадями. Артиллерия, танки, противотанковые и зенитные средства, подразделения связи и саперов в отрядах, как правило, отсутствовали, в связи с чем отряды несли огромные потери. К примеру, как упоминается в листовках кубанских казаков «они прыгали с седел на броню танков, закрывали смотровые щели бурками и шинелями, поджигали машины бутылками с зажигательной смесью». Также большое количество казаков вливалось добровольцами в национальные части Северного Кавказа. Такие части создавались осенью 1941 г. по примеру опыта Первой Мировой войны. Эти кавалерийские части в народе также назывались «Дикими дивизиями». Например осенью 1941 г. в Грозном формировался 255 отдельный Чечено-Ингушский кавалерийский полк. В его составе было несколько сотен казаков-добровольцев из числа выходцев из сунженских и терских станиц. Полк воевал под Сталинградом в августе 1942 г., где за два дня боев, 4-5-го августа у станции (разъезда) Чилеково (от Котельниково к Сталинграду) потерял в боях против частей 4-й танковой армии Вермахта 302 бойца во главе с комиссаром полка, ст. политруком М. Д. Мадаевым. Русских-казаков среди погибших и пропавших без вести этого полка в эти два дня – 57 человек. Также казаки-добровольцы воевали во всех национальных кавалерийских подразделениях от остальных республик Северного Кавказа.

С 1943 года происходило объединение казачьих кавалерийских дивизий и танковых частей, в связи с чем образовывались конно-механизированные группы. Лошади использовались в большей степени для организации быстрого перемещения, в бою казаки были задействованы в качестве пехоты. Из кубанских и терских казаков так же были сформированы пластунские дивизии. Из числа казачества, 262 кавалериста получили звание Героя Советского Союза, 7 кавкорпусов и 17 кавдивизий получили гвардейские звания.

Кроме казачьих частей воссозданных при Сталине, было множество казаков среди известных людей во время ВОВ, которые воевали не в «фирменных» казачьих кавалерийских или пластунских частях, а во всей советской армии или отличились в военном производстве. Например: танковый ас №1, Герой Советского Союза Д.Ф. Лавриненко – кубанский казак, уроженец станицы Бесстрашной; генерал-лейтенант инженерных войск, Герой Советского Союза Д.М. Карбышев – родовой уральский казак-кряшен, уроженец Омска; командующий Северным флотом адмирал А.А. Головко – терский казак, уроженец станицы Прохладной; конструктор-оружейник Ф.В. Токарев – донской казак, уроженец станицы Егорлыкской Области Войска Донского; командующий Брянским и 2-м Прибалтийским фронтом, генерал армии, Герой Советского Союза М. М. Попов – донской казак, уроженец станицы Усть-Медведицкой Области Войска Донского и т.д.

 

Казачьи войска.

Казаки были замечательными войнами, бойцами они становились с самого детства. Они прекрасно скакали на коне, изумительно владели шашкой, точно стреляли как стоя, так и во время скачки на коне. Отличная верховая езда была одним из главных козырей казаков, на скаку они могли вытворять удивительные трюки. Участие казаков в войнах, которые вела Россия, принесло ей большую пользу. Они внесли неоценимый вклад во время кавказской войны, захвата Крыма, войн с турками и персами. Казаки нередко наводили ужас на считавшуюся лучшей в начале 19 в. наполеоновскую армию. Много урона они нанесли немцам и австрийцам в первую мировую войну. Молниеносные атаки казаков шокировали неприятелей. Казаки с начала 19 в. и до октябрьской революции 1917 г. были элитой русской армии. Эти воины отличались повышенной боеспособностью и надёжностью. Не зря казаки в 19 и 20 вв. были охранным конвоем русских царей.

Огромное значение в жизни казачьих общин играла война: они находились в условиях постоянного военного противостояния с враждебными и воинственными кочевыми соседями, поэтому одним из важнейших источников существования для них являлась военная добыча (в результате походов «за зипунами и ясырем» в Крым, Турцию, Персию, на Кавказ). Совершались речные и морские походы на стругах, а также конные набеги. Часто несколько казачьих единиц объединялись и совершали совместные сухопутные и морские операции, все захваченное становилось общей собственностью – дуваном.

Главной особенностью общественной казачьей жизни являлись военная организация с выборной системой управления и демократические порядки. Основные решения (вопросы войны и мира, выборы должностных лиц, суд провинившихся) принимались на общеказачьих собраниях, станичных и войсковых кругах, или Радах, являвшихся высшими органами управления. Главная исполнительная власть принадлежала ежегодно сменяемому войсковому (кошевому в Запорожье) атаману. На время военных действий избирался походный атаман, подчинение которому было беспрекословным.

С появлением в России в конце XVII века регулярной армии, до 70-х годов XIX века казаки причислялись к иррегулярным войскам России.

В 1874 году система рекрутских наборов в России была заменена всеобщей воинской повинностью, и порядок службы казаков стал определяться принятым в 1875 году уставом воинской повинности Донского войска. Именно с этого времени в официальных документах исчезает термин «иррегулярные войска» и юридически закрепляется понятие «казачьи войска».

На начало XX века в России насчитывалось 11 казачьих войск численностью около трёх миллионов человек; крупнейшим являлось Войско Донское. В мирное время казаки выставляли 17 полков и 6 отдельных сотен Донского казачьего войска, 11 полков и 1 дивизион Кубанского войска, 4 полка и 4 местные команды Терского войска, 6 полков, 1 дивизион и 2 сотни Оренбургского войска, 3 полка и 2 команды Уральского войска, 3 полка Сибирского войска, 1 полк Семиреченского войска, 4 полка Забайкальского войска, 1 полк Амурского войска, 1 дивизион Уссурийского войска, 2 сотни Иркутских и Красноярских казаков.

Кроме того, казаки выставляли три лейб-гвардейских полка (Казачий лейб-гвардии полк, Атаманский лейб-гвардии полк и Сводно-Казачий лейб-гвардии полк), и Собственный Его Императорского Величества Конвой из 4х сотен. Ввоенное время казаки были обязаны выставить до 146 полков, 41 сотню, 22 пехотных батальона и 38 батарей конной артиллерии, общим штатом 178 000 человек.

Все казаки мужского пола считались обязанными военной службе со сроком 20 лет. В отличие от регулярной армии, призыв в которую был обусловлен рядом льгот и изъятий, казаки были обязаны службе все поголовно. Начиная с 18-летнего возраста, казак числился в приготовительном разряде в течение трёх лет. В течение этого времени он был обязан обзавестись конём и обмундированием. Затем казак зачислялся в строевой разряд, и проходил действительную службу в течение четырёх лет, после чего переводился «на льготу». Казаки «на льготе» продолжали числиться в «льготных» частях, первые четыре года — второй очереди, затем переводились из строевого разряда в запасной, и в части третьей очереди, но фактически все казаки «на льготе» уже не служили. В 33 года казак переводился в запас, в 38 лет — в ополчение.

Таким образом, организация казачьих частей отличалась от существовавшей в регулярной армии — вместо запасных батальонов (существовавших в регулярной армии) до двух третей казачьих частей в мирное время числились «на льготе», то есть фактически не существовали. В то же время в армейских запасных батальонах в мирное время назначался небольшой кадр, выполнявший роль организационного ядра по мобилизации, обычно в составе одного штаб-офицера, шести обер-офицерови сорока нижних чинов. Мобилизация по военному времени регулярных войск и иррегулярных отличалась: в регулярных войсках увеличивался состав частей, но не их количество, в казачьих увеличивалось и количество частей за счёт мобилизации полков, состоявших «на льготе».

Казаки были неподражаемой конницей в мире. Думаю, что стоит ещё сказать о том, что конь был главным помощником для передвижения войск. Конь для казака член семьи, друг. Уже в три года детей сажали в седло, а в пять они свободно могли передвигаться и управлять.

Великие казаки.

Перечень казачеств насчитывает 12 войск - донское и запорожское, яицкое (уральское) и терское, городовое рязанское, украинское реестровое и кавказское линейное, волжское и астраханское, черноморское и бугское, оренбургское и кубанское, сибирское и якутское, забайкальское и амурское, семиреченское и уссурийское. Каждое из них дало для истории Российской державы немало великих личностей. Величие той или иной личности казака — атамана или генерала, героя войны или военного похода, землепроходца, учёного или писателя — заключается прежде всего в его значимости для отечественной истории.

 

Ермак Тимофеевич (Тимофеев) (около 1537–1585).Донской атаман. Первопроходец. Покоритель земли Сибирской.Н. М. Карамзин в «Истории Государства Российского» писал о Ермаке:«Он был видом благороден, сановит, росту среднего, крепок мышцами, широк плечами; имел лицо плоское, но приятное, бороду чёрную, волосы тёмные, кудрявые, глаза светлые, быстрые, зерцало души пылкой, сильной, ума проницательного».

Большинство исследователей сходятся на том, что он был родом из старинной донской станицы Качалинской. Считается, что фамилия его Тимофеев, хотя обычно в исторических трудах казачий атаман зовётся Ермаком Тимофеевичем.В 1552 году Ермак командовал отдельным казачьим отрядом с Дона в войске государя-самодержца Ивана IV Васильевича Грозного, сумев отличиться в ходе покорения Казанского ханства (царства) и присоединения его к Русскому царству, особенно при штурме города-крепости Казани. Тому есть летописные свидетельства.Во время длительной Ливонской войны 1558–1583 годов Ермак Тимофеевич был уже прославленным казачьим атаманом, лично известным польскому королю-полководцу Стефану Баторию.

В 1577 г. купцы Строгановы пригласили Ермака вернуться в Сибирь, чтобы нанять для охраны своих владений от набегов сибирского хана Кучума. Прежде Сибирское ханство поддерживало добрососедские отношения с Русским государством, выражая свое миролюбие высылкой в Москву ежегодной дани пушниной. Кучум прекратил выплаты дани, начав вытеснение Строгановых с Западного Урала, с рек Чусовой и Камы. Против Кучума было решено организовать поход, который тщательно подготовили. Первоначально казаков насчитывалось 540 человек, затем их численность увеличилась втрое – до 1650 человек. Основными дорогами в Сибири являлись реки, поэтому было построено около сотни стругов – больших лодок, каждая из которых могла вмещать до двадцати человек с оружием и запасами продовольствия. Рать Ермака была хорошо вооружена.

Поход начался 1 сентября 1581 г. Рать Ермака, проплыв по реке Каме, свернула в реку Чусовую и стала подниматься вверх по течению. Затем по речке Серебрянке «судовая рать» добралась до Тагильских перевалов, где было удобно перебраться через Уральские горы. Достигнув перевала, казаки построили земляное укрепление – Кокуй-городок, где и зазимовали. Весной струги перетащили на реку Тагил, уже по другую сторону «Камня». Всю зиму Ермак вёл разведку. По реке Тагил рать Ермака спустилась в реку Туру, где начинались владения Сибирского хана. Близ устья Туры произошло первое серьезное столкновение русской «судовой рати» с главными силами сибирского войска. Шесть сибирских мурз, во главе которых стоял племянник хана Маметкул, попытались остановить казаков обстрелом с берега, но успеха не добились. Казаки, отстреливаясь из пищалей, вошли в реку Тобол. Второй крупный бой произошел у Бабасановых юрт, где казаки высадились на берег и соорудили остроги из бревен и жердей. Маметкул атаковал укрепление с целью сбросить казаков в реку, но русские воины сами вышли в поле и приняли «прямой» бой. Потери с обеих сторон были большими, но первыми не выдержали татары и бросились бежать. После поражения под Карачином хан Кучум перешел к оборонительной тактике, видимо, убедившись в стойкости казаков. Вскоре казаки захватили и Атик – другой укрепленный городок, прикрывавший подступы к столице Сибирского ханства. Перед штурмом Искера казаки собрались на свой традиционный «круг», чтобы решить, напасть ли на город или отступить.

Хану Кучуму удалось собрать за укреплениями на Чувашском мысу действительно большие силы. Кроме конницы Маметкула здесь находилось целое ополчение из всех подвластных хану «улусов». Первый приступ казаков не удался. Второй штурм также не принес успеха. Но тут хан Кучум допустил гибельную ошибку, приказав своим воинам атаковать казаков. Причем сам хан благоразумно остался стоять со своей свитой на горе. Татары, разломав в трёх местах укрепления, вывели свою конницу в поле и со всех сторон устремились на небольшую рать Ермака. Казаки встали плотными рядами, заняв круговую оборону. Пищальники, сделав выстрел, отходили в глубину строя, перезаряжали оружие и снова выходили в первые ряды. Стрельба из пищалей велась непрерывно. Если татарской коннице всё же удавалось приблизиться к казац



2015-12-13 666 Обсуждений (0)
Быт, традиции, фольклор 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Быт, традиции, фольклор

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (666)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)