Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ К ОСНОВНЫМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ



2015-12-15 528 Обсуждений (0)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ К ОСНОВНЫМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ 0.00 из 5.00 0 оценок




Требования к структуре, содержанию, оформлению.

(Выдержки в соответствии с «Законом «об образования» от 2007 года)

В Законе РФ «Об образовании» установлено, что содержание образования определенного уровня и направленности в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой образовательным учреждением самостоятельно.

Основные и дополнительные программы включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин и другие материалы.

Рабочая программа ​– документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности. Рабочая программа и примерная программа имеют отличия.

Примерная программа составляется на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам общего образования представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирование универсальных учебных действий, даются общие рекомендации методического характера.

Разработка рабочей программы по учебному предмету осуществляется образовательным учреждением на основе федерального государственного образовательного стандарта общего образования и типовой (примерной) программы по учебному предмету, рекомендованной

(допущенной) компетентными органами.

Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательного учреждения в соответствии с пунктом 2 статья 32 Закона РФ 2Об образовании» (редакция 2007 г)

Рабочая программа: цели, задачи, функции, утверждение

Рабочая программа­ документ, разрабатываемый образовательным учреждением в целях определения объема, структуры и содержания учебного процесса по изучению конкретной учебной дисциплины.

Цель рабочей программы – планирование, организация и управление учебным процессом по изучению учебной дисциплины.

Задачи учебной рабочей программы – определение содержания объема, методических подходов, порядка изучения учебной дисциплины с учетом особенностей учебного процесса образовательного учреждения и контингента учащихся в текущем учебном году. Рабочая программа выполняет следующие ​основные функции:

1. нормативную​ (рабочая программа документ, на основе которого осуществляется контроль за прохождением программы, полнотой усвоения учебного материала, а также определяется график диагностических и контрольных работ.)

2. информационную ​(позволяет получить представление о целях содержания, последовательности изучения учебного материала по предмету).

3. методическую (​определяет пути достижения учащимся личностных, метапредметных и предметных результатов освоения образовательной программы по предмету, используемые методы, образовательные технологии).

4. организационную (​определяет основные направления деятельности учителя и учащихся, формы их взаимодействия, использование средств обучения).

5. планирующую ​(регламентирует требования к выпускнику на всех этапах обучения. В т.ч. требования независимой аттестации).

Составитель рабочей программы может самостоятельно

­ дополнить перечень изучаемых тем, понятий в рамках раздела (с учетом требований учебной нагрузки для учащихся).

­ раскрыть содержание разделов тем, обозначенных в государственном образовательном стандарте и примерной программе с той степенью конкретизации которая отвечает реальным условиям преподавания и общей идеологии образовательного учреждения.

­ устанавливать последовательность изучения учебного материала (например, с учетом структуры используемого учебно­методического комплекта).

­ корректировать объем учебного времени, отводимого на изучение отдельных разделов и тем примерной программы, исходя из дидактической значимости, степени сложности усвоение материала учащимися с учетом материально­технической базы.

Рабочие программы перед утверждением должны рассматриваться органом самоуправления, которому в соответствии с уставом образовательного учреждения делегированы данные полномочия (методическими объединениями, комиссиями, проблемными группами, кафедрами, методическим советом и др.).

Образовательное учреждение может вносить изменения и дополнения в рабочие программы, рассмотрев их на заседании органа самоуправления.

По итогам рассмотрения оформляется протокол. Орган самоуправления принимает решение «рекомендовать к использованию» или «рекомендовать к утверждению» при последующем издании приказа образовательного учреждения об утверждении рабочих программ.

Образовательное учреждение самостоятельно устанавливает срок действия рабочей программы.

Рабочая программа. Структура

В соответствии с государственным образовательным стандартом общего образования программы отдельных учебных предметов, курсов, разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учетом основных направлений программы, включенных в структуру основной образовательной программы.

Программы отдельных учебных предметов, курсов, должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета;

3) описание места учебного предмета в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета;

5) содержание учебного предмета;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) определение учебно­методического и материально­технического обеспечения образовательного процесса;

8) планируемые результаты изучения учебного предмета.

Пункты 2,3,7,8 могут войти в содержание пояснительной записки. Пункты 4 и 5 могут быть раскрыты в содержании тематического планирования в соответствующих графах.

Таким образом, рабочая программа по предмету может иметь следующую структуру: 1) титульный лист;

2) пояснительную записку;

3) тематическое (или поурочное) планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (обязательное ежегодное приложение к рабочей программе); 4) список литературы (основной и дополнительной).

 

Титульный лист – ​структурный элемент программы, представляющий первоначальные сведения о программе. Титульный лист включает:

1. Полное наименование образовательного учреждения (в соответствии с Уставом).

2. Наименование «Рабочая программа предмета по _________ для_____________ класса (группы)»

3. Срок реализации программы.

4. Грифы рассмотрения, согласования (с указание номера протокола и даты рассмотрения) и утверждение рабочей программы 9с указанием номера приказа и подписи директора образовательного учреждения, заместителя по учебно­воспитательной работе).

 

Примерный образец

Рекомендована к использованию (​орган самоуправления с указанием его названия и в «Утверждаю» Приказ №_______ от__________
соответствии с уставом образовательного учреждения) Протокол № ________от___________ Подпись руководителя

5. Ф.И.О. педагога.

6. Название города.

7. Год составления программы.

Пояснительная записка ​раскрывает общую концепцию рабочей программы по предмету. В ней конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета в данном классе. В пояснительной записке могут быть определены следующие сведения:

1) Нормативные правовые документы на основании которых разработана данная рабочая программа (ФГОС, учебный план образовательного учреждения и др);

2) Сведения о программах, на основании которых разработана рабочая программа (примерная программа по предмету, рабочая программа авторов­разработчиков с указанием выходных данных);

3) Цели и задачи, реализуемые при реализации рабочей программы с учетом особенностей региона, образовательного учреждения;

4) Определение места и роли учебного курса в учебном плане образовательного учреждения;

5) Общая характеристика учебного предмета, учет требований к уровню подготовки обучающихся (выпускников) в соответствии с федеральными образовательными стандартами;

6) Информация о внесенных изменениях в примерную программу и их обоснование;

7) Информация об используемом учебно­ методическом комплекте (УМК);

8) Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана учебная программа (в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком);

9) Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков и т.п., а также внеурочной деятельности по предмету;

10)Виды и формы промежуточного, итогового контроля;

11)Соответствие требованиям ГИА и ЕГЭ.

Следует заметить, что нормативно­правовыми документами не определены требования к рабочей программе. Педагог самостоятельно выбирает форму записей текстового варианта рабочей программы. Один из вариантов рабочей программы может быть составлен по аналогии с примерной программой по предмету, но при этом следует помнить, что рабочая программа должна показывать, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей контингента обучающихся педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования на основе государственных стандартов.

Во избежание разночтений на уровне образовательного учреждения следует разработать единые подходы к написанию и оформлению рабочих программ, закрепив их Положением о рабочей программе.

Тематическое (поурочное) планирование ​является приложением к рабочей программе и разрабатывается педагогом на каждый учебный год.

В тематическом планировании должно быть определено:

1) Количество часов отведенное на изучение курса, тем, разделов;

2) Темы уроков;

3) Основные виды учебной деятельности.

Универсальный вариант планирования

№ п/п Тема урока Содержани е урока Виды деятельности учащихся Планируемые результаты обучения   Планируемы е сроки
Разд ел программы ­ количество ч асов    
           

В конечном итоге программы отдельных учебных предметов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта.

 

 



2015-12-15 528 Обсуждений (0)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ К ОСНОВНЫМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ РАБОЧИХ ПРОГРАММ К ОСНОВНЫМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (528)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)