Что такое философия? Специфика философского знанияЧасти I-II
Курс лекций 3-е издание, стереотипное
Минск
ББК 87 Т19 Серия основана в 2001 году Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь. Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Введение в учебный курс «философии». 6 Лекция 1. Философия как феномен культуры.. 6 Что такое философия? Специфика философского знания. 6 Философия как мировоззрение. 10 Предмет и структура философского знания. 14 Материализм и идеализм – основные направления философии. 23 Философия как методология. 26 Философия и наука. 31 Философия, искусство и религия. 35 Функции философии в системе культуры.. 36 Контрольные вопросы.. 39 Тема 2. Эволюция философской мысли в истории культуры.. 41 Лекция 2. Философия Древней Индии и Древнего Китая. 41 Философия Древней Индии. 43 Философия Древнего Китая. 57 Контрольные вопросы.. 66 Лекция 3. Античная философия. 68 Периодизация античной философии. 68 Возникновение и становление античной философии. 69 Классический век древнегреческой философии. 77 Философия Платона. 81 Философия Аристотеля. 84 Философия эллинистической эпохи. 89 Контрольные вопросы.. 91 Лекция 4. Философия средневековья и эпохи Возрождения. 93 Общая характеристика и особенности средневековой философии. 93 Патристика. 94 Философия А. Августина. 96 Схоластика. 100 Философия Ф. Аквинского. 101 Философия эпохи Возрождения. 104 Гуманистическая мысль эпохи Возрождения. 107 Социально-философская мысль эпохи Возрождения. 110 Натурфилософия эпохи Возрождения. 112 Контрольные вопросы.. 116 Лекция 5. Европейская философия Нового времени. 118 Общая характеристика и периодизация. 118 Философия XVII века. 119 Философия эпохи Просвещения. 129 Немецкая классическая философия. 141 Философия И. Канта. 142 Философия Г. Гегеля. 154 Общая характеристика философии Гегеля. 154 Философская система Гегеля и ее структура. 156 Философия Л. Фейербаха. 161 Марксистская философия. 164 Контрольные вопросы.. 176 Лекция 6. Неклассическая философия в контексте европейской культуры ХХ века. 179 Общая характеристика и основные направления(школы) неклассической философии. 179 Неопозитивизм и аналитическая философия. 184 Психоанализ. 188 Экзистенциализм.. 193 Герменевтика. 198 Феноменология. 201 Структурализм.. 205 Философские идеи постмодернизма. 208 Контрольные вопросы.. 210 Лекция 7. Русская философия. 212 Общая характеристика и основные этапы развития русской философии. 212 Славянофилы и западники. 218 Русское почвенничество. 232 Религиозно-идеалистическая философия (середина и вторая половина XIX вв.) 239 Русская религиозная идеалистическая философия (первая половина XXвв.) 242 Развитие философии всеединства в ХХ в. 248 Философия марксизма в России (конец XIX – XX века) 251 Философия русского Зарубежья. 254 Контрольные вопросы.. 256 Лекция 8. Белорусская Философская и общественно-политическая мысль IX—XX ВВ. 259 Ассимиляция духовного опыта западноевропейской и русской традиции в культуре Беларуси. 259 Социально-философские и гуманистические идеи в белорусской философии 262 Философия и развитие белорусского самосознания в ХIХ – ХХ веках. 268 Контрольные вопросы.. 273 ЛИТЕРАТУРА.. 274
Лекция 1. Философия как феномен культуры Основные понятия и термины включенные в систему тренинг тестирования: Философия; мировоззрение; мифология; религия; предмет философии; структура философии; гносеология; философская антропология; социальная философия; философия истории; этика; эстетика; материализм; идеализм; монизм; философский метод; сенсуализм; рационализм; иррационализм; функции философии. Что такое философия? Специфика философского знания Термин «философия» происходит от греческих слов phileo — любовь и Sophia — мудрость и означает любовь к мудрости. Однако это еще не раскрывает существа дела, потому что одного любомудрия явно недостаточно, чтобы быть философом. И каждый понимает, что любовь к мудрости еще не делает человека ее обладателем и творцом, хотя и является важным условием, чтобы стать философом. Кроме того, остается открытым вопрос: «Что же такое мудрость?». Сами философы отвечали на него по-разному и мудрствовали каждый по-своему. С этим связано и различное понимание философии, да еще в такой степени, что, как писал И. Г. Фихте: «даже между настоящими философскими писателями вряд ли найдется и полдюжины таких, которые знали бы, что такое собственно философия»1. Первым, кто объяснил слово «философ», был Пифагор (вторая пол. VI в. — начало V в. до н. э.). По словам Диогена Лаэртского, именно ему принадлежит высказывание: «Жизнь, подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные — торговать, а самые счастливые — смотреть; так и в жизни иные, подобные рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы — до единой только истины»2. Итак, согласно Пифагору, смысл философии — в поиске истины. Разделял это мнение и древнегреческий философ Гераклит (ок. 520 — ок. 460 до н. э.). Однако совсем другого мнения придерживались софисты (греч. sophistes — мастер, художник). Главная задача философа, считали они, — научить своих учеников мудрости. Мудрость они отождествляли не с достижением истины, а с умением доказывать то, что каждый сам считает правильным и выгодным. Для этого признавались приемлемыми любые средства, вплоть до различного рода уловок и ухищрений. Поэтому рассуждения софистов часто строились на ложных доводах и посылках, на подмене понятий. Примером может служить софизм «Рогатый», выраженный в следующем умозаключении: «То, что ты не потерял, ты имеешь //ты не потерял рога// следовательно, ты их имеешь». Лукавое мудрствование софистов проявляется здесь достаточно очевидно. Знаменитый древнегреческий мыслитель Платон (428/427— 347 до н. э.) полагал, что задача философии заключается в познании вечных и абсолютных истин, что под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой. Философами поэтому не становятся, а рождаются. По мнению Аристотеля (384—322 до н. э.), задача философии — постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. При этом философия является единственной наукой, которая существует ради самой себя и представляет «знание и понимание ради самого знания и понимания»1. Следует отметить, что понимание предмета философии связано и с социально-историческими условиями. Так, например, разложение античного общества, безусловно, повлияло на появление концепций, согласно которым философия призвана освободить человека от страха перед будущим и страданий и способствовать достижению счастья и душевного здоровья. Наиболее значительным представителем такого взгляда был Эпикур (341— 270 до н. э.). Образцом того, как можно при помощи философии преодолеть страх перед смертью, может служить следующее его высказывание: «Стало быть, самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет. Таким образом, смерть не существует ни для живых, ни для мертвых, так как для одних она сама не существует, а другие для нее сами не существуют»2. Итак, одни мыслители видели суть философии в отыскании истины, другие — в том, чтобы ее утаить, исказить, приспособить к соответственным интересам. Одни устремляют свой взор к небу, другие — на землю. Одни обращаются к богу, другие — к человеку. Одни утверждают, что философия самодостаточна, другие говорят, что она должна служить обществу и человеку и т.д. Все это доказывает, что философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере. Особенно отчетливо это проявилось во второй половине XIX—XX вв., когда возникает множество самых различных по своему характеру философских школ и направлений, предметом исследования которых являются многообразные стороны бытия, познания, человека и человеческого существования. В это время со всей очевидностью подтверждается плюралистический и антидогматический характер философского знания, несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме. Однако сказанное вовсе не означает, что различным философским концепциям не присуще общее. Можно вычленить существенные моменты, свойственные философскому знанию вообще. · Исследование наиболее общих вопросов бытия. При этом сама проблема бытия понимается в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы, общества и человека. Философское учение о бытие получило название онтологии (от греч. ontos — сущее и logos — учение). · Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания и т.д. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греч. gnosis — знание, познание и logos — учение). · Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Формально эта проблема, конечно, находит свое место в учении о бытие. Но поскольку именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека, постольку эту проблему следует выделить в отдельный раздел. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией. · Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека. Этот раздел также представляется одним из важнейших для философии, поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией. Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Однако это лишь краткая дефиниция, требующая своего дальнейшего пояснения и развития. Прежде всего, философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. Философия – особая форма общественного сознания и познания мира, вырабатывающая систему знаний об основных и фундаментальных принципах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни. Читайте также: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ![]() ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (303)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |