Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подростки «группы риска»



2015-12-15 2559 Обсуждений (0)
Подростки «группы риска» 0.00 из 5.00 0 оценок




Проблема выделения детей «группы риска» приобретает особую актуальность именно в возрасте от 10 до 14-15 лет. Особое внимание к душев­ному здоровью подростков, а также к своевременному выявлению и профилактике различных отклонений необхо­димо по трем причинам. Во-первых, морфологические и физиологические изменения, приходящиеся на пубертатный период, делают организм подростка более уязвимым и повышают риск соматических заболеваний, а также вызы­вают нередкие в этом возрасте повышенную утомляемость и плохое самочувствие без видимых причин. Во-вторых, именно в подростковом возрасте впервые проявляются мно­гие нервные и психические заболевания. В-третьих, есте­ственное для этого возраста расширение сферы социаль­ных отношений дает подростку новый социальный опыт (причем отнюдь не всегда позитивный), овладеть которым очень сложно.

Категория «трудных» подростков весьма разнородна и обширна. Остановимся на рассказе только о тех трудностях, которые вызывают наи­большее беспокойство родителей и педагогов, при которых не обойтись без помощи психолога. От того, насколько вовремя они выявлены и насколько адекватна помощь, предлагаемая подростку, зависит его психологическое бла­гополучие в будущем.

Дебюты психических заболеваний у подростков.Подростковый возраст, как показано во множестве ис­следований, является периодом начала многих психичес­ких заболеваний – различных форм шизофрении, шизоаффективного психоза, маниакально-депрессивного психо­за. Для дебютов таких расстройств характерны жалобы родителей, которые приходится слышать довольно часто, коль скоро речь идет о подростках: «все забросил», «пере­стал чем-то интересоваться», нередко упоминается новое занятие-хобби, которому подросток посвящает все время, причем не слишком результативно. Возможно, что речь идет и о явных проявлениях акцентуации характера. Чтобы по­нять, произошел ли дебют психического заболевания у подростка, необходимо обратиться за консультацией к психиатру или психоневрологу.

Подростки с акцентуациями характера и психопатиями.Проблема акцентуаций характера и их отличия от психопатий является чрезвычайно актуальной в работе детского психолога с подростками. В подрост­ковом возрасте черты акцентуаций характера заостряют­ся, что может по внешним проявлениям напоминать картину психопатий, а при наличии в социальной ситуа­ции развития подростка – психогенных факторов, могут привести к явлениям социальной дезадаптации и формированию личности по соответст­вующему психопатическому типу. Не случайно клиницис­ты начинают ставить диагнозы «психопатия», «патохарактерологическое формирование личности» (т. е. психопа­тическое развитие личности на основе соответствующей акцентуации характера) именно начиная с подростково­го возраста.

Акцентуациями характера называют крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода – психоген­ных воздействий при хорошей и даже повышенной устой­чивости к другим (А.Е. Личко).

В отличие от акцентуаций характера психопатии отно­сятся к пограничным вариантам аномалий личности. Все психопатии, выделяемые в литературе по психиатрии, имеют свои «прообразы» в виде акцентуаций характера. Однако между последними и психопатиями имеются качественные различия. Видные психиатры П.Б. Ганнушкин и О.В. Кербиков определяли психопатии как тотальные (распростра­няющиеся на всю систему отношений индивида) и стабиль­ные (устойчивые вне зависимости от социальной ситуации) нарушения социальной адаптации индивида. Этим критерием, помимо данных психодиагностики, можно пользоваться, отвечая на вопрос, страдает ли подросток психопатией или его проблемы не выходят за рамки того, что можно наблюдать при акцентуации характера.

Невротическое развитие личности у подростков.Невротическое развитие личности – целая совокуп­ность личностных черт, присущая не только тем, кто стра­дает неврозами, но и тем, кто подвержен опасности воз­никновения невротических расстройств при наличии психотравмирующей ситуации. Самооценка подростка при невротическом развитии личности или слишком низкая, или слишком высокая, но в любом случае неадекватная. Самооценка нередко маскируется защитным поведением, типичным для людей с обратной самооценкой. Такие защиты служат еще и для того, чтобы избежать получения опыта, не согласующегося с представлениями о себе.

Алкоголизация и употребление наркотических средств.Истинный алкоголизм и наркомания в возрасте 10—14 лет встречаются очень редко. Чаще всего родители и учите­ля обращаются с жалобами на подростков, замеченных в том, что они пробуют опьяняющие вещества на себе самих. Мотивом этого может быть любопытство, желание испы­тать новые «острые» ощущения и/или узнать возможности своего организма. Возможно, что подросток с выраженны­ми трудностями в неформальном общении употребляет спиртное, чтобы почувствовать себя более раскованно и свободно перед тем, как идти в компанию сверстников или на свидание. Это лишь один из мотивов ранней алкоголи­зации подростков.

Другим мотивом бывает нежелание отстать от компа­нии сверстников, если в ней принято употребление алко­голя, токсических или наркотических веществ. Последнее становится формой алкогольного или токсикоманического поведения, если возникает так называемая групповая зави­симость от дурманящего вещества, когда желание, напри­мер, выпить возникает всякий раз, когда собирается ком­пания, а вне группы оно у подростков отсутствует (А.Е. Личко).При этом на смену желанию испытать неизвестные ранее ощущения приходит желание снять на­пряжение и достичь релаксации.

Подростки с церебрастеническими явлениями.Как правило, говоря о таких детях, родители или учи­теля жалуются, что им трудно учиться и отсутствует (или почти отсутствует) интерес к учебе. Успеваемость у таких детей или низкая с самого начала обучения в школе, или снижается при переходе в среднюю школу из начальной, хотя и там была невысокой. Основой таких случаев неред­ко является церебрастенический синдром: утомляемость (причем наиболее высокая при выполнении учебных заданий), не очень высокая и неус­тойчивая работоспособность, трудность концентрации про­извольного внимания. Среди личностных особенностей на первый план вы­ступает низкая самооценка, неуверенность в себе, нередко маскируемая различными защитами (от избегания неуспе­ха до агрессивного и вызывающего поведения).

Однако у них имеются некоторые особенности, кото­рые помогают в коррекционно-развивающей работе. Во-первых, у них зачастую есть любимый школьный предмет или внешкольное занятие (в спортивной секции, кружке, музыкальной школе и т. д.), которое обладает для них осо­бой значимостью, а успехи в этом деле являются источни­ком положительного отношения к себе.

Подростки из трудных семей.Под «трудными» семьями здесь имеются в виду прежде всего семьи, где социальная ситуация развития ребенка непредсказуема, не подвластна ему и всегда чревата непри­ятными неожиданностями. Ребенок растет, никогда не бу­дучи уверен в том, что сможет получить поддержку и по­мощь родителей, когда ему это потребуется. Наиболее оче­видным и, увы, весьма распространенным примером подобных семей являются такие, где кто-то из взрослых страдает алкоголизмом. Однако к таким семьям можно от­нести и те, где один из членов семьи страдает хроническим (например, психическим) заболеванием, отражающимся на жизни всех близких, и даже те, где взрослые члены семьи постоянно конфликтуют между собой, не стесняясь в вы­ражении своих негативных чувств друг к другу. Семьи, о которых идет речь, могут быть внешне довольно благопо­лучными. Но в таких семьях детям тоже недостает уверен­ности в том, что они любимы родителями и нужны им.

У детей, растущих в таких семьях, возможно появление целого ряда личностных черт, которые становятся более заметными именно в подростковом возрасте. Необязатель­но, что у подростка из такой семьи проявятся все перечис­ленные ниже особенности, но возникновение некоторых весьма вероятно. Для них характерна низкая самооценка, которая нередко маскируется защитами различного вида (например, перфекционизмом, т. е. навязчивым стремле­нием к совершенству во всех делах, контролированием дру­гих, проявлением презрения к другим и сплетничаньем). Они испытывают чувство вины, действуя в своих интере­сах, даже при том, что не задевают интересов других лю­дей. Чувство стыда у них также гипертрофировано. Сама способность распознавать и выражать собственные чувст­ва, а также понимать чувства других людей у них снижена. Дети из трудных семей, делая многое в своей семье по чув­ству долга, становясь взрослыми, бывают или чересчур от­ветственны (в том числе когда этого не требуется), или, напротив, весьма безответственны, словно наверстывая упу­щенное в детстве. Из-за непредсказуемости семейной си­туации они очень болезненно реагируют на неподконтроль­ные внезапные изменения в жизни, чувствуют потребность, чтобы их контролировали и контролировать других. С этим связаны и их трудности планирования собственной деятель­ности – они склонны откладывать на потом дела, требую­щие выполнения к определенному сроку.

В отношениях с другими людьми они также имеют це­лый клубок тесно переплетенных между собой проблем. В силу особенностей своего детства и подростничества, когда они не были уверены в том, что их любят близкие, дети из трудных семей не склонны верить в то, что к ним испытыва­ют симпатию, дружеское расположение, любовь. Это прояв­ляется, например, в том, что им недостает искренности в отношениях со сверстниками. Вынужденные скрывать многое из своей семейной жизни (и потому, что запрещают взрос­лые, и потому, что неловко рассказывать какие-то подроб­ности), они усваивают привычку к так называемой автома­тической лжи, когда ложь не служит достижению каких-либо выгод, а говорится как бы по инерции в тех случаях, когда за правду никто не стал бы осуждать. Не желая оби­деть или потерять друзей, они поддерживают дружеские от­ношения даже с теми, кто их предал. В этом отчетливо про­является страх отвержения и потери отношений с другими, даже таких отношений, которые изжили себя. Эта черта, а также низкая самооценка и неуверенность в себе, защиты, маскирующие такую самооценку, болезненное реагирование на внезапные изменения ситуации придают подросткам из трудных семей невротические черты и делают более вероят­ным возникновение у них неврозов.

Проблемы, связанные с сексуальным развитием.Подростковый возраст является периодом интенсивно­го полового созревания, а также началом так называемого периода подростково-юношеской гиперсексуальности – по­вышенного по сравнению с последующим периодом поло­вого влечения и интереса к сексу. На этот период прихо­дятся жалобы родителей, связанные с акселерацией поло­вого созревания и с некоторыми девиациями сексуального поведения. В частности, немало беспокойства доставляют родителям занятия онанизмом (или даже их возможность) у подростков.

В литературе по сексологии и психиатрии отмечается, что некоторые явления, напоминающие девиации сексу­ального поведения, в подростковом возрасте не редкость. Их причиной становится еще не дифференцированное по­ловое влечение, что вполне естественно в этот период раз­вития. Однако со временем, по мере того, как начинается регулярная половая жизнь, большинство этих явлений про­ходит. А.Е. Личко отмечает, что при некоторых акцентуа­циях характера встречаются подобные явления, однако они бывают лишь на пике эротического возбуждения и затем проходят.

Завершая разговор о подростках «группы риска», уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей.

Во-первых, ответственность психолога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит дальнейшая судьба подростка. Любая до­гадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно прове­рена в диагностической работе.

Во-вторых, необходимы особая осторожность и проду­манность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах подростка. Для этого следует отказать­ся от клинико-психологической терминологии и исполь­зовать лишь обыденно-житейскую лексику. При этом не­обходимо давать учителям и родителям ясные и точные рекомендации, как помочь подростку, испытывающему трудности.

В-третьих, следует обращать особое внимание на осо­бенности семейной ситуации. Работа с семьей подростков «группы риска» оказывается зачастую более важным сред­ством психопрофилактики, чем работа с группой сверстни­ков и с учителями. Соблюдение этих условий дает возмож­ность помочь подростку, создать условия для компенсации трудностей.

Литература:

Основная:

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М., 1997.

2. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов / Под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1979.

3. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие / И.Ю. Кулагина. – М.: Изд-во УРАО, 1997.

4. Курс общей, возрастной и педагогической психологии. Вып. 3 / Под. ред. М.В. Гамезо. – М.: Просвещение, 1982.

5. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 1997.

6. Немов, Р.С. Психология. Кн. 2 / Р.С. Немов. – М., 1997.

7. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Пед. об-во России, 1995.

8. Практическая психология образования / Под. ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998.

9. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: Учебное пособие / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

10. Эльконин, Д.Б. Избранное / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия педагогических и социальных наук, 1996.

Дополнительная:

1. Выготский, Л.С. Собр. соч. В 6 т. / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1982-83.

2. Дубровина, И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2007.

3. Кон, И.С. Психология ранней юности: Кн. для учителя / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1989.

4. Личко, А.Е. Подростковая психиатрия / А.Е. Личко. – Л., 1985.

5. Моргун, В.Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии: Учеб. пособие / В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачев. – М.: Изд-во МГУ, 1981.

6. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2001.

7. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб. пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Школа-пресс, 2000.

8. Фельдштейн, Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д.И. Фельдштейн. – М., 1995.

9. Хухлаева, О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2002.

10. Шульга, Т.И. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки / Т.И. Шульга, Л.Я. Олиференко. – М., 1997.

 




2015-12-15 2559 Обсуждений (0)
Подростки «группы риска» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подростки «группы риска»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2559)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)