Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 1.2. Философия древнего мира и средневековая философия



2015-12-13 2062 Обсуждений (0)
Тема 1.2. Философия древнего мира и средневековая философия 0.00 из 5.00 0 оценок




Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

Раздел I. Предмет философии и ее история

Тема 1.2. Философия древнего мира и средневековая философия

Студент должен:

знать:

современное определение термина «философия» и его понимание в период Античности; характерные черты философии в период Античности; основные идеи философских теорий Платона и Сократа; основные отличия античной философии от средневековой; основные идеи философов средневековья.

уметь:

ориентироваться в наиболее общих философских проблемах философских периодов Античности и Средневековья; перечислить основные предпосылки философии в древнем мире.

Содержание учебного материала:

1.Предпосылки философии в древнем мире (Китай и Индия)

Методические указания по изучению учебного материала:

Рекомендуется изучать тему «Философия Древнего Китая», используя следующий алгоритм работы:

1.Познакомтесь с общей характеристикой восточной философии и ее влиянием на западную философию. Выделите основной признак большинства восточных философских идей – их религиозную основу.

2.Выделите особенности философии в Китае в различные периоды ее истории:

а) протофилософия - XII – VIII вв. до н. э., б) натурфилософия - VIII – VI вв. до н. э. в) «золотой век китайской философии» - VI – III вв. до н. э.

3.Познакомтесь с основными школами «золотого века» древней китайской философии: конфуцианством и даосизмом.

4.Дайте определение следующим терминам китайской философии: Дао; У-вей . Объясните особенности употребления этих терминов в разных философских ш9колах Древнего Китая.

Рекомендуется изучать тему «Философия Древней Индии», используя следующий алгоритм работы:

1.Познакомьтесь с основным текстом древнеиндийской философии – Ведами, и его влиянием на различные философские школы Индии. Выделите в Ведах философский раздел – Упанишады. В Упанишадах найдите главу Чхандогья Упанишада, перечислите и объясните ее базовые идеи.

2. Выделите среди индийских философских школ 2 группы - Ортодоксальные (признающие Веды) и Неортодоксальные (не признающие Веды). Сформулируйте основные особенности Неортодоксальных философских школ: джайнизма и буддизма.

3. Дайте определение основным понятиям древнеиндийской философии: Веды; Упанишады; Джива; Аджива; Обет Ахимсы; Бодхи. Объясните особенности употребления этих терминов в разных философских школах Древней Индии.

 

Основные первоисточники:

по теме «Философия древнего Китая»:

1. Конфуций «Беседы и размышления»

2. Лао Цзы «Дао Дэ Цын»

 

по теме «Философия древней Индии»:

3. Чхандогья Упанишада

4. Трипитака

Основные философы по теме:

по теме «Философия древнего Китая»:

1. Конфуций

2. Лао-Цзы

 

по теме «Философия древней Индии»:

1.Сиддхартха Гаутама

2. Вардхамана

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Когда возникает восточная философия? Какие страны традиционно к ней относят?

2. Почему философии Китая и Индии считаются религиозными?

3. Назовите философские и религиозные тексты, считающиеся базовыми в философии Китая и Индии.

4. На какие периоды делиться философия древнего Китая?

5. Какие философские школы считаются основными в философской традиции Китая?

6. Какое влияние оказали Веды на философию в Индии?

7. Что такое «Упанишады»? Какое отношение они имеют к основным индийским философским школам?

8. Что общего и различного у философских школ джайнизма и буддизма?

Список литературы:

1. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник, М.: ИД «Форум», 2012. (с.23-25)

2. Антология мировой философии. Древний Восток. – Мн. Харвест, 2001 (Упанишады)

3.Гриненко Г.В. История философии – М. ИД «Форум», 2004 (с. 25-46).

4. Кохановский В.П., Яковлев В.П. История философии. - Издательство: Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010 (с.13-25)

5.Соколов В.В. Антология мировой философии. В 4-х томах. Том 1, «Мысль»., -Философ. наследие, 1999 (Упанишады, с.75)

Содержание учебного материала:

2.Становление философии в Древней Греции. Философские школы.

Сократ. Платон. Аристотель.

Методические указания по изучению учебного материала:

Рекомендуется изучать данную тему, используя следующий алгоритм работы:

1. Познакомитесь с общей характеристикой древнегреческой и ее периодизацией. Проанализируйте влияние древнегреческой религии и мифологии на античную философию. Объясните, почему основной задачей античной философии было отделение от политеистической религии.

2. Выделите особенности трех периодов развития античной философии: первыйот Фалеса до Аристотеля; второйРимская философия до н.э., третий – философия первых веков н.э.

3. Дайте определение основным философским терминам античности: Неоплатонизм; Первопричина; Первоначало; Апейрон; Единое; Апории; 10 категорий Аристотеля. Объясните особенности употребления этих терминов у разных философов Древней Греции.

 

Основные первоисточники по теме:

1.Собрание отрывков произведений философов периода Натурфилософии – «Досократики. Доэлиатовский и Элиатовский периоды»

2.Платон «Гиппий Больший», «Парменид», «Софист», Апология Сократа»

3.Аристотель «Этика», «Логика».

 

Основные философы и философские школы по теме:

Натурфилософия, основные школы и их представители:

§ Милетская школа - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен

§ Пифагорейцы- Пифагор, Алкмеон Кротонский, Тимей Локрский

§ Элеаты -Ксенофан, Парменид, Зенон Элейский

§ Атомисты -Демокрит, Левкипп

§ Софисты -Горгий, Протагор, Продик, Гиппий

Классический период, основные школы и их представители:

§ Сократ

§ Платон

§ Аристотель

§ Киники - Антисфен, Диоген Синопский

§ Киренаики - Аристипп

§ Скептицизм - Пиррон, Агриппа, Ксанф

§ Эпикуреизм - Эпикур Метродор Лампсакский

§ Стоики - Зенон Китийский, Тимон

Вопросы для самоконтроля:

1.На какие разделы делится античная философия?

2. Какие философские вопросы относятся к первому периоду развития античной философии (Натурфилософии)?

3. Кто был первым античным философом?

4. Какие философские школы Древней Греции относятся к первому и второму периоду греческой философии?

5. В чем состоит связь философских идей Сократа, Платона и Аристотеля?

Список литературы:

1.Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник, М.: ИД «Форум», 2012. (с.26-30)

2.Гриненко Г.В. История философии – М. ИД «Форум», 2004 (с. 47-72).

3. Кохановский В.П., Яковлев В.П. История философии. - Издательство: Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010 (с.57-89)

4.Соколов В.В. Антология мировой философии. В 4-х томах. Том 1, «Мысль»., -Философ. наследие, 1999 (Платон, с.370)

Содержание учебного материала:

1. Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика.

Методические указания по изучению учебного материала:

Рекомендуется изучать тему «Римская философия», используя следующий алгоритм работы:

1.Познакомтесь с особенностями римского периода развития античной философии. Выясните связь греческих и раннехристианских идей в философии.

2. Выясните причину, по которой римскую философию называют Неоплатонической (Неоплатонизмом). Ознакомьтесь с основными идеями ведущих философов этого периода – Плотина и Порфирия.

3. Дайте определение основным философским терминам неоплатонической философии: Эманация; Единое; Логос. Объясните особенности употребления этих терминов у разных философов-неоплатоников.

4. Выясните связь неоплатонической философии и раннего христианства – общие и различные принципы: идея единого Бога (отождествление термина Единое и христианского понятия Бога-Отца), идея божественности Иисуса Христа (отождествление термина Логос и христианского понятия Бога-Сына), идея познания Бога (отождествление познания Бога через Его Эманацию и христианского познания Бога через отвержение мира).

Рекомендуется изучать тему «Средневековая философия», используя следующий алгоритм работы:

1.Охарактеризуйте периоды развития средневековой философии: Апологетика (1-3 вв.), Патристика (4-8вв.), Схоластика (9-15 вв.), а также основные отличия средневековой философии от античной.

2. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы становления философии Апологетики: христианские идеи 1-2 вв. н.э., распространение христианства в странах Малой Азии и Риме, влияние на этот процесс философов-апологетов. 3. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы становления философии Патристики. Выясните вклад Отцов Церкви в развитии христианства и средневековую философию (создание перечня христианских философских вопросов).

4. Дайте определение понятию «ересь». Изучите причины ее появления, масштабы распространения и влияние на развитие средневековой философии.

5. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы становления философии Схоластики: массовое распространение ереси, схоластические споры, пересмотр базовых католических принципов.

6. Охарактеризуйте философские идеи основных философов Схоластики: Фома Аквинский, Бонавентура, Петр Абеляр, и их влияние на развития философии других периодов

7. Определите основные понятия средневековой философии: апологетика; патристика; отцы Церкви; схоластика; арианство; монофизитство; ересь; креационизм; провиденциализм; персонализм; томизм. Объясните особенности употребления этих терминов у разных философов средневековья.

 

Основные первоисточники:

по теме «Римская философия»:

1. Плотин «Энниады»

по теме «Средневековая философия»:

1. Боэций «утешение философией»

2. Аврелий Августин «Исповедь», «О граде Божьем»

3. Тертуллиан «Прескрипция против еретиков»

4. Дионисий Ареопагит «Ареопагитики»

5. Иоанн Дамаскин «Диалектика», «О ересях»

6. Фома Аквинский «Сумма теологии»

 

Основные философы:

по теме «Римская философия»:

1. Плотин

2. Порфирий

3. Прокл

4. Ямблих

по теме «Средневековая философия»:

Период Апологетики (1-3 вв. н.э.):

Юстин

Климента Александрийский

Тертуллиан

Аврелия Августин

Татиан

Период Патристики (6-8 вв.н.э.):

Ранняя патристика (Отцы Церкви): Поздняя патристика:

Василий Великий Боэций

Григорий Нисский Кассиадор

Григорий Богослов Григорий Великий

Иоанн Златоуст Бенедикт Нурсийский

Максим Исповедник Исидор Сивильский

Иоанн Дамаскин Беда Достопочтенный

Амвросий Медиоланский

Арий Александрийский

Дионисий Ареопагит

Схоластика (9-14 вв. н.э.):

Беренгарий Турский Расцелин

Петр Даниани Гильом из Шампо

Ансельм Кентерберийский Бернард Шардский

Петр Абеляр Иоанн Солсбериский

Бонавентура Фома Аквинский

 

Вопросы для самоконтроля:

по теме «Римская философия»:

1. Почему Римскую философию часто называют Неоплатонизмом?

2. Перечислите основных представителей Неоплатонизма?

3. Связана ли философия Плотина с ранними периодами развития античной философии?

4. Какие философские понятия были заимствованы неоплатонизмом из философии Платона?

5. Какие философские понятия неоплатонизма были заимствованы ранним христианством? Почему выбрали именно эти понятия?

 

по теме «Средневековая философия»:

1.На какие периоды делиться средневековая философия?

2.Почему философов 1-3 вв. н.э. принято называть апологетами?

3. Какие идеи распространяли апологеты?

4. Какой вклад в средневековую философию и христианство внесли Отцы Церкви?

6. На какие периоды делиться эпоха Патристики?

7. Что такое «ересь»? в какой период истории средневековой философии она возникла?

8. Кого можно назвать первым еретиком эпохи средневековья? Почему массовые ереси распространились только к 14 веку?

9. Перечислите основные идеи философов-схоластов?

10. Определите понятие «томизм», когда оно возникло?

 

 

Список литературы:

1.Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М. Основы философии: учебник, М.: ИД «Форум», 2012. (с.105-119)

2.Гриненко Г.В. История философии – М. ИД «Форум», 2004 (с.111; с.129-155).

3. Кохановский В.П., Яковлев В.П. История философии. - Издательство: Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010 (с.89-101)

4.Соколов В.В. Антология мировой философии. В 4-х томах. Том 1, «Мысль»., -Философ. наследие, 1999 (Прокл, с. 554)

 

 



2015-12-13 2062 Обсуждений (0)
Тема 1.2. Философия древнего мира и средневековая философия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 1.2. Философия древнего мира и средневековая философия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2062)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)