Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и система государственной службы в РФ



2015-12-15 556 Обсуждений (0)
Понятие и система государственной службы в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок




Глава 1

Теоретические основы государственной службы в РФ

Понятие и система государственной службы в РФ

Государственная служба как особое направление публично-профессиональной деятельности шло параллельно с возникновением и усилением государственной власти, созданием Русского централизованного государства, а затем и Российской империи.

Возникновение профессиональной государственной службы в России было связано с государственными реформами Петра I, создание "рационально управляемого государства", которое требовало укрепления аппарата управления и его движущей силы - "рациональной" бюрократии. Именно с того времени и появилась "профессиональная деятельность по обеспечению полномочий государственных органов" - как это и закреплено в современном российском законодательстве.

Официальным началом государственной службы России можно считать 1722 год, тогда был издан Табель о рангах, который вводил новую иерархию военных, статских и придворных чинов из 14 классов. В основу Табели был заложен принцип личной выслуги, согласно которому каждый чиновник или военный в своей служебной карьере должен был последовательно проходить всю лестницу чинов снизу вверх.

Функционирование института государственной службы в советский период определялось особенностями государственной власти в СССР. Организация государственного аппарата, утверждение структур и государственных должностей являлись исключительной прерогативой коммунистической партии. В соответствии со своими доктринальными установками партия большевиков создала управленческий механизм - государственную службу, способную осуществить намеченные политические и социально-экономические преобразования.

В Советском Союзе постепенно утвердился административный институт государственной службы, хотя официально термина «государственная служба» не существовало. Государственный аппарат находился под жестким контролем партийно-советской номенклатуры в лице правящей политической элиты в Политбюро и ЦК ВКП(б) - КПСС и первых секретарей ЦК республик, обкомов на местах. В условиях партийного диктата использовалась «трудовая модель» функционирования государственного аппарата, при которой отношения государственной службы сводились к обычному трудовому найму и регулировались различными правовыми актами не административно-служебного, а трудового права.

Обращаясь кратко к истории периода «перестройки» следует выделить, что ее кульминацией стали первые конкурентные выборы Съезда народных депутатов СССР 1989 года, которые привели к появлению реформаторского меньшинства в высшей государственной власти и введение поста Президента СССР в 1990 году.

В России в этот период продолжали происходить коренные изменения в общем политическом устройстве страны, ориентированной на всестороннюю модернизацию государственной системы. В период 1992-1993 годов в стране в качестве основ формирования рыночной экономики произошла либерализация цен; была осуществлена приватизация. Политические и экономические реформы инициировались указами президента, полномочия которого значительно расширились с принятием новой Конституции РФ в 1993 году. Эти события были ключевыми в процессе модернизации России в 1990-х годах и качественно обусловили ее специфику.

Безусловно, созданная в 1990-е годы законодательная база значительно продвинула развитие института государственной службы на пути модернизационных преобразований. Подводя итоги работы, проделанной в нашей стране за 1990-е годы, профессор В.Ю. Войтович приходит к следующим выводам:

1. Освоение Конституции РФ 1993 г., несмотря на выявившиеся недостатки, дало возможность сформировать «костяк» новой российской государственности, государственного и муниципального управления, института государственной и муниципальной службы.

2. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. впервые в отечественной истории закрепила на конституционном уровне положения, связанные с государственной гражданской службой;

3. Утверждённые Указом Президента РФ Положение о федеральной государственной службе (1992 г.), Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ нормативно закрепили ряд важнейших понятий (государственная служба, государственная должность, государственные служащие и др.) и положений связанных с государственной службой.

В реформе системы государственной службы Российской Федерации можно выделить несколько этапов.

№ этапа Года Суть
1. (1991-1997 гг.) Данный этап характеризовался отказом от советской партийно-номенклатурной системы, созданием новых кадровых служб и учебно-научных учреждений. Были созданы: Главное управление по подготовке кадров для государственной службы при Правительстве Российской Федерации (Росглавкадры), РАГС – Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, появились первые институты и факультеты университетов, в которых начали готовить студентов по специальности «Государственное и муниципальное управление». Была заложена нормативная правовая база государственной службы Российской Федерации. В июле 1995 года принят Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации». В том же 1995 году Указом Президента Российской Федерации был утвержден Реестр федеральных государственных должностей Российской Федерации. Одновременно принимались законодательные и иные нормативные правовые акты, регламентирующие государственную службу субъектов Российской Федерации.
2. 1997 г. – осень 1999 г.). В этот период Администрацией Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина была подготовлена Концепция административной реформы (основные положения которой были озвучены в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию весной 1998 г.). В этом документе впервые были проанализированы системные недостатки существующей государственной службы, и представлен замысел реформы – повысить профессионализм государственной службы и эффективность взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества.
3. зима 1999 г. – 2002 г.) .). Одним из значимых решений было утверждение в августе 2001 года Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации. Концепция реформы государственного управления Российской Федерации была подготовлена в качестве составной части предвыборной программы В.В. Путина как кандидата в Президенты Российской Федерации. В рамках этой Концепции была обоснована необходимость преобразования государственной службы и рассмотрен приоритетный вариант её реформирования.
4. ноябрь 2002 г. - 2007 г.). В 2002 году была принята Федеральная программа «Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003-2005 гг.)», реализация которой осуществлялась в 2003—2005 годы. Позже срок действия программы был продлен до 2007 года. Ко времени завершения программы был детально проанализирован отечественный и международный опыт, проведены пилотные исследования, созданы экспертные команды в ряде регионов. Все это стало необходимой базой для реализации концепции реформ и тех целей, которые обозначены в программе реформирования государственной службы. Большое значение имеют эксперименты и пилотные проекты, выполненные в 2004 году. В рамках этих экспериментов на региональном уровне (в органах администраций субъектов Федерации и в ряде территориальных органов федеральных ведомств) проводилось апробирование должностных регламентов, служебных контрактов, систем оценки деятельности государственных служащих и оплаты их труда. В 2003 и 2004 годах были приняты федеральные законы «О системе государственной службы Российской Федерации» «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которые заложили основы становления государственной гражданской службы как института профессиональной деятельности. В ходе их подготовки был учтен опыт зарубежных государств по созданию системы государственной службы. Опыт осуществления мероприятий федеральной программы "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)", выявил сложность и комплексный характер проблем реформирования государственной службы, необходимость постановки целей и задач следующего этапа реформирования и развития государственной службы.  

 

В статье 1 ФЗ от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О системе государственной службы Российской Федерации" , понятие государственной службы трактуется как профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

• Российской Федерации;

• федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов (далее - федеральные государственные органы);

• субъектов Российской Федерации;

• органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы субъектов Российской Федерации);

• лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (далее - лица, замещающие государственные должности Российской Федерации);

• лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (далее - лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

Во взгляде на сущность государственной службы существует три точки зрения.

Во-первых, государственная служба рассматривается как институт, выражающий интересы всего общества, то есть, она имеет общесоциальный характер.

Во-вторых, государственная служба рассматривается как институт, выражающий, прежде всего, интересы привилегированных групп и, следовательно, она носит классовый характер.

В-третьих, государственная служба рассматривается как институт, который имеет двойственный характер, то есть, для нее присущи общесоциальная и классовая сторона сущности. Последний взгляд связан с тем, что государственная служба выполняет общие задачи, которые затрагивают интересы всех социальных групп, но при этом привилегированным группам удается приватизировать институты государственной службы, подчинить их своим эгоистическим интересам.

Цели государственной службы можно разделить по содержанию. И так цели государственной службы могут быть социальными, экономическими, политическими, организационными, правовыми, идеологическими и другими. Характеристика целей представлена в таблице

Цели Характеристика
1. Социальные цели государственной службы обусловлены социальным характером государства. Целью органов государственной власти является реализация обязательства государства обеспечивать определенный уровень жизни граждан, удовлетворять их материальные и духовные потребности, а также конституционные требования государственной поддержки образования, здравоохранения, социального обеспечения, обеспечения занятости, охраны труда, помощи социальным группам с низкими доходами и т. п.  
2. Экономические цели государственной службы связаны с повышением эффективности государственного регулирования экономики, управления государственной собственностью, поддержкой предпринимательства, а также со снижением затрат на содержание государственного аппарата.  
3. Политические цели государственной службы направлены на укрепление правового государства, организационно-техническое обеспечение органов государственной власти, создание условий для связи государственного аппарата с населением
4. Организационные цели характеризуют ожидаемые результаты исполнения полномочий соответствующих государственных органов, профессионализации государственного аппарата, совершенствования норм, правил, стандартов, регулирования качественного и количественного состава государственных служащих, их продвижения по службе, изменения структуры государственного аппарата и т. п.  
5. Правовые цели отражают намечаемые результаты реализации государственными служащими законодательства страны, а также разработки специального законодательства о государственной службе.  

Главной целью государственной службы является практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов Федерации.

Исходя их целей государственной службы, основными задачами государственной службы можно назвать следующие:

· защита прав, свобод и законных интересов граждан;

· охрана конституционного строя Украины, создание и обеспечение условий для развития гражданского общества, политического и социального партнерства;

· формирование общественно-политических и правовых условий для практического достижения целей и осуществления задач и функций органов государственной власти и местного самоуправления;

· обеспечения эффективного функционирования механизма государства и государственного аппарата;

· комплектования персонала органов государственной власти высококвалифицированными специалистами, способными профессионально выполнять свои должностные обязанности;

· усовершенствования условий профессиональной деятельности государственных служащих;

· обеспечения действия принципа прозрачности в деятельности государственных служащих и государственного аппарата, соблюдения законности, искоренение бюрократизма, протекционизма, коррупции и других негативных явлений в государственной службе;

· обеспечения надлежащего функционирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих;

· создание социальных, информационных, материально-финансовых и других условий, необходимых для деятельности персонала органов государственной власти и местного самоуправления, в частности, создание и поддержание благоприятных межличностных отношений, которые бы обеспечивали развитие положительных личностных качеств работников, их способностей и эффективность управленческого труда;

· усовершенствование порядка отбора кадров, продвижения по службе, проведение аттестаций, присвоении рангов, стимулирование к добросовестной работы и ответственности.

 

В государственной службе выделены три группы функций – регулятивные (прежде всего управленческие), обеспечивающие и технологические. Их объединяет социологическое понимание функций государственной службы как совокупности ее черт: социальной роли, формы связи и социального действия. Социальная роль государственной службы состоит в удовлетворении потребностей общества в государственном управлении, достижении целей государственной службы, интеграции для их достижения всех частей социального института.

В государственной службе нередко проявляются дисфункции отдельных частей, так и социального института в целом об этом свидетельствуют конфликты, факты дестабилизации, дезорганизации, неисполнения поручений, бездействия, ошибочных решений, бесконтрольности, дезинформации и т.д.. Оптимизация функций государственной службы зависит от ряда внутренних и внешних факторов. Среди внешних факторов в условиях реформ важную роль играет выбор перспективной модели государственного управления.

 



2015-12-15 556 Обсуждений (0)
Понятие и система государственной службы в РФ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и система государственной службы в РФ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (556)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)