Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ АНАТОМИИ. АНАТОМИЧЕСКАЯ НАУКА. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС. КЛЕТКА, ТКАНЬ, ОРГАН, СИСТЕМА ОРГАНОВ, АППАРАТЫ



2015-12-15 2023 Обсуждений (0)
ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ АНАТОМИИ. АНАТОМИЧЕСКАЯ НАУКА. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС. КЛЕТКА, ТКАНЬ, ОРГАН, СИСТЕМА ОРГАНОВ, АППАРАТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок




Анатомия изучает строение тела человека. На протяжении полутора лет происходит последовательное знакомство студентов со строением различных систем органов и тканей человека. Начав с уяснения сведений о таких компонентах, как кости, происходит как бы постепенное наслаивание на них представлений о связочном аппарате, мышцах сосудах, нервах и т.д. Уже из такого простого перечисления понятно, что разделов анатомии несколько, а само изучение предмета - весьма трудоемкое. Без знания этой науки полноценного врача быть не может. Наш соотечественник Ефрем Осипович МУХИН писал: “ВРАЧ НЕ АНАТОМ НЕ ТОЛЬКО БЕСПОЛЕЗЕН, НО И ВРЕДЕН”.Высказанное не потеряло своего значения и в наши дни.

Один из крупнейших советских анатомов Д.А.Жданов определял анатомию как науку о формах строении тела человека и соответствующих органов и тканей во взаимоотношениях с их функциями в процессе происхождения и развития организма как целого. Изучая анатомию, возникшую из практической потребности человечества, нельзя подходить к строению тела человека (или животных) как к чему-то незыблемому, не изменяющемуся, постоянному. На протяжении всей жизни происходит сложная перестройка организма, связанная не только с возрастом, но и с полом, функцией органов, взаимодействием внутренней и внешней Среды. Организм не является чем-то застывшим или оторванным от животного мира.

Анатомия изучает форму и строение, положение частей и органов тела с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Различают анатомию СИСТЕМАТИЧЕСКУЮ (ФОРМА И СТРОЕНИЕ) И ТОПОГРАФИЧЕСКУЮ (РАСПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ, ИХ ОТНОШЕНИЯ ДРУГ С ДРУГОМ).

Анатомия человека, изложенная в институтском учебнике, где все сведено к закономерному, наиболее часто встречающемуся, к среднестатистическому и общему для всех, - это желательный эталон. Он неминуемо несет в себе определенный уровень абстракции.

Правы М.Р.Сапин с соавторами, что в современной научной литературе, в том числе медицинской, НОРМА, обычно рассматривается как среднестатистический вариант, соответствующий определенному наиболее часто встречающемуся объекту. Сторонники такого понимания нормы в медицине стремятся на основании средних арифметических данных представить “среднего человека” в качестве образца. А между тем - норма - явление объективное, динамическое, индивидуальное. Именно поэтому “норма” учитывает оптимум живой системы.

В описательной анатомии сложилось представление о норме как о наиболее частом, типичном строении организма и его частей. М.Р.Сапин справедливо указывает, что НОРМУ МОЖНО ХАРАКТЕРИЗОВАТЬ КАК ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ИНТЕРВАЛ (МЕРУ) КОЛИЧЕСТВЕННЫХ КОЛЕБАНИЙ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ, НЕ ВЫЗЫВАЮЩИХ КОРЕННОЙ КАЧЕСТВЕННОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СТРУКТУРЫ, что “НОРМА” ДИНАМИЧНА, НЕПОСТОЯННА И ПО МЕРЕ РАЗВИТИЯ НАУКИ ИЗМЕНЯЕТСЯ.

Провести четкие границы между нормой и патологией вряд ли возможно. В 1981 году он определяет: “ЗА НОРМУ В МОРФОЛОГИИ МОЖНО ПРИНЯТЬ СОСТОЯНИЕ СУБЪЕКТА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФУНКЦИИ ЗДОРОВОГО ОРГАНИЗМА НА СООТВЕТСТВУЮЩИХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА”. Норма предстает абстракцией выведенной из вполне реального.

Вынуждены констатировать, что никто не знает всего о строении здорового человека, ибо все параметры весьма подвержены колебаниям. Они весьма значительны даже в относительно анатомически стабильные периоды жизни человека, т.е. с 20 до 45 лет. К этому времени последствия полового созревания уже преодолены, а старческое увядание еще обычно не наступает.

Академик В.Г.Касьяненко еще в 1957 году предложил различать четыре основных направления в морфологии.

Описательная морфология призвана отвечать на вопросы “что?” и “как?” устроено.

Сравнительная морфология, являющаяся по содержанию эволюционной, кроме того, отвечает на вопросы “откуда?”, “почему?”, “для чего?”.

Функциональная морфология стремится показать организм как целое путем функционального анализа органов и систем.

Экспериментальная морфология интересуется главным образом вопросами морфогенеза как динамики становления организма, экспериментально изучает факторы его формирования.

Новая информация поступает в курс анатомии с разных сторон, и не только благодаря стыку с соседними дисциплинами. Анатомия не замыкает, не воздвигает, а наоборот разрушает границы между собой и окружающими дисциплинами, так же как анатомы поставляют информацию, важную для всех специальностей.

Организм - это единое целое. Целостность организма обеспечиваются:

1. Соединением всех частей организма (клеток, тканей, органов, жидкостей и др.) в единую массу;

2. Связью всех частей организма при помощи жидкостей, циркулирующих в его сосудах, полостях и пространствах;

3. Связью всех частей организма при помощи нервной системы, которая регулирует все процессы организма.

Единый организма построен из отдельных частных структур - органов, тканей и тканевых элементов (клетки и живое вещество, не имеющие клеточного строения), объединенных в единое целое.

Отражая этот процесс дифференцировки, организм человека содержит в своем теле все эти структуры.

Клетки организма человека, как и всех многоклеточных животных, существуют только в составе тканей.

ТКАНЬ - это исторически сложившаяся система элементов (клеток и неклеточного живого вещества), объединенных между собой общей структурой, функцией и развитием, протекающим под непосредственным влиянием нервной системы в составе целостного организма, находящегося в единстве с внешней средой.

В организме человека имеются все виды тканей присущих живому организму, а именно:

1) пограничные ткани, или эпителий;

2) ткани внутренней среды, или соединительные;

3) мышечные ткани;

4) нервная ткань.

ОРГАН является орудием приспособления организма к внешней среде, Он возникает в результате длительного процесса подбора полезных приспособлений организма к определенным условиям питания, размножения и защиты, результатом подбора и усиления таких приспособлений из поколения в поколение и вместе с тем отсев организмов, менее приспособленных. Орган - это естественное орудие тела.

Орган является частью организма, вне которого он не может существовать, но вместе с тем является целостным образованием, имеющим свою определенную, присущую только ему структуру, форму, строение, функцию и положение в организме. Он представляет собой исторически сложившуюся систему различных тканей, объединенных общей функцией, строением, развитием.

Для выполнения ряда функций одного органа оказывается недостаточно. Поэтому возникают комплексы органов - СИСТЕМЫ.

СИСТЕМЫ ОРГАНОВ - это совокупность органов, сходных по своему общему строению, функции и развитию. Это функциональное объединение однородных органов. Например, костная система есть совокупность костей, имеющих однородное строение, функцию и развитие. Тоже можно сказать и о нервной и сосудистой системах.

В итоге можно наметить следующую схему построения организма: ОРГАНИЗМ - СИСТЕМА ОРГАНОВ - ОРГАН - ТКАНЬ - ТКАНЕВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.

Заслугой анатомии в последние два-три десятилетия явилась разработка представлений о возможности подразделения в плане строения ряда органов на доли и сегменты. Эти сведения, как оказалось, помогают лучше локализовать опухоли, способствуют развитию новых методов хирургического лечения. Раньше лишь ГМ подразделяли на доли. Но уже в ХХ веке в легком, печени, почке смогли выделить доли, сегменты, субсегменты, дольки - структурные элементы, обладающие относительно автономным сосудистым руслом. ПРИМЕР: Канд. дисс. Е.С.Бадалянца.

Донецкий морфолог Д.Г.Довинер в начале 50-х годов нашего века предложил вводить лекарственные и контрастные вещества непосредственно в систему воротной вены через пупочную вену, которая, как оказалось, не зарастает на всем протяжении и после рождения. О проходимости пупочной вены, как выяснилось, и не знали. Благодаря этим данным врачи смогли непосредственно воздействовать на печень: вводить лекарства, переливать кровь и т.д.

Академик АН Белоруссии Д.М.Голуб предложил отделять вегетативный нервный узел и на ”ножке” пересаживать его в тот орган, который нуждается в иннервации (желудок, мышцу). За это он был удостоен Государственной премии.

Столь же высокой оценке удостоены исследования академика АМН профессора В.В.Куприянова о морфологических особенностях микроциркуляторного русла. Мы убеждены, что новые открытия возможны в строении самых, казалось бы, известных органов.

Говоря о сегодняшних успехах, нельзя забывать о перекличке с предшественниками. К сожалению мы не можем вспомнить всех их из разных поколений.

Древний Рим. Клавдий ГАЛЕН был величайшим биологом, философом, анатомом своего времени. Благодаря своим работам в области медицины он далеко продвинул анатомию. Он дал сохранившуюся до настоящего времени классификацию костей и их соединений, описал ряд мышц и отметил их зависимость от нервов, а представление Галена о движении крови продержалось до 17 века, до момента открытия кровообращения Гарвеем.

АБУАЛИ ХУСЕЙН ибн ХАСАН ибн СИНОизвестен в Европе как АВИЦЕННА. Он родился в 980 году в районе Бухары. Годы скитаний, были наиболее плодотворные в его жизни. В заключении он написал один из разделов своего труда “Книга исцеления”. Годы скитаний, лишения, бессонные ночи подорвали его здоровье, и на 57 году жизни он тяжело заболел. Однако этот величайший врач, оказавший помощь многим больным, был не в силах излечить себя. Он говорил:

От преисподней до колец Сатурна

Все тайны мира я постиг недурно,

Лишь одного узла не мог я развязать,

И этот узел - узел смерти.

Его произведение «АЛЬ-КАНУН ФИТТИБ» («КАНОН МЕДИЦИНЫ»)было лучшим сочинение его эпохи и настольной книгой до середины 17 века. В главах «Канона» не только собран и систематизирован ряд сведений, но они еще дополнены и оценены. Строение тела человека объясняется с точки зрения целесообразности, «полезности» составляющих его органов и тканей. В описании строения глаза даны описания и названия, которыми мы пользуемся до настоящего времени: водянистая влага, зрачок, ресницы, сетчатка и т.д. Он дает полную анатомию костей и суставов. Терминология описательной анатомии костей скелета и суставов близка к нашему времени.

Нельзя не упомянуть ЛЕОНАРДО-да-ВИНЧИ- художник, анатом. Рисунки с натуральных анатомических препаратов не потеряли своей актуальности до настоящего времени.

АНДРЕЙ ВЕЗАЛИЙ - впервые подошел системно к изучению анатомии и изложил это в величайшем своем труде “О строении тела человека в семи книгах”.

В этот же период жили и работали Габриель ФАЛЛОПИ, Бартоломей ЕВСТАХИЙ которые обстоятельно изучали органы и системы органов, дали их подробное описание и оставили весьма значительный след в истории развития анатомии.

17 век явился переломным в развитие медицины и анатомии. И связано это прежде всего и именем ВИЛЬЯМА ГАРВЕЯ. Так как препарирование трупа не давало истинной картины жизнедеятельности организма, то Гарвей впервые применил эксперимент на животных. Это и дало ему возможность сделать эпохальное открытие. Он дал истинное представление о кровообращении. Однако, ввиду того, что микроскоп еще не был изобретен Гарвей не смог объяснить переход артериальной крови в вены. И тем не менее маленькая книжка Гарвея, в которой он изложил свои исследования, создала эпоху в медицине. И лишь после изобретения микроскопа МАРЧЕЛЛО МАЛЬПИГИ открыл предсказанные Гарвеем капилляры. Однако он полагал, что кровь из артериальных капилляров попадает вначале в “промежуточные пространства”, а затем уже в венозные капилляры.

Только А.М.ШУМЛЯНСКИЙ, изучивший строение почек, доказал отсутствие мифических промежуточных пространств и наличие прямых связей между артериальными и венозными капиллярами. Таким образом, А.М.Шумлянский впервые показал, что кровеносная система замкнута, и этим окончательно “замкнул” круги кровообращения.

В начале 18 века Россия сделала гигантский рывок в своем развитии и в медицине, в частности. Это было правление Петра Великого.

Ученик и питомец М.В.Ломоносова А.П.ПРОТАСОВ был первым русским академиком - анатомом. В своей диссертации он развил идею единства формы и функции, т.е. анатомии и физиологии.

Развитию анатомии в России способствовали такие ученые как К.И.ЩЕПКИН, который впервые стал преподавать анатомию на русском языке; М.И.ШЕИН - автор первого русского анатомического атласа “Sylabus” и Н.М.МАКСИМОВИЧ-АМБОДИК, создавший первый русский словарь анатомических терминов под названием “Анатомо-физиологический словарь на российском, французском и латинском языках”.

На рубеже 18 и 19 веков в России была учреждена Санкт-петербургская медико-хирургическая академия. Кафедру анатомии создал и возглавил П. А.ЗАГОРСКИЙ, который написал первый учебник по анатомии на русском языке. Выдающимся учеником и преемником Загорского на кафедре был И.В.БУЯЛЬСКИЙ. Буяльский был не только выдающимся анатомом, но и хирургом. Его приглашали к умирающему А.С.Пушкину. Поэтому в своем произведении “АНАТОМИКО-ХИРУРГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ” он связал анатомию с хирургией.

Н.И.ПИРОГОВ - выдающийся хирург, основатель топографической анатомии. Мировую славу ему сыскал труд «ХИРУРГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ СОСУДИСТЫХ СТВОЛОВ И ФАСЦИЙ».

Таким образом, к началу 20 века уровень развития медицины в России был достаточно высок. В анатомии сложилось несколько передовых направлений:

1. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ, связанное с именами А.П.Протасова, П.А.Загорского, Н.И.Пирогова, П.Ф.Лесгафта, В.Н.Тонкова.

2. ПРИКЛАДНОЕ, связанное с именем И.В.Буяльского и особенно Н.И.Пирогова, а также В.И.Шевкуненко.

3. ЭВОЛЮЦИОННОЕ, возникшее на почве дарвинизма (А.Н.Сиверцев).

4. ИДЕЯ НЕРВИЗМА, более всего обязана своим развитием И.М.Сеченову, С.П.Боткину и И.П.Павлову, а из анатомов В.А.Бецу, Д.Н.Зернову.

Начинали работать в 19 веке и продолжали уже в советский период такие крупнейшие ученые анатомы и топографоанатомы как ВОРОБЬЕВ В.П., ТОНКОВ В.П., ДОЛГО-САБУРОВ Б.А., ШЕВКУНЕНКО В.Н., ИОСИФОВ Г.М., ЖДАНОВ Д.А., ЛЫСЕНКОВ Н.К. и другие.

Нельзя не остановится, и сказать несколько слов о Куйбышевской, Самарской школе морфологов. Свой отсчет она ведет с 1953 г., когда на заведование кафедрой нормальной анатомии пришел ученик В.Н.Тонкова профессор Маркизов Федор Петрович. С его приходом на кафедре начало развиваться новое направление - микроангиология. Этому была посвящена монография Федора Петровича, посвященная венозной системе человека. Под его руководством были защищены две докторские диссертации (Адыширин-Заде Э.А. и Орловский Ю.А.), кандидатские - Пржездецкая И.К., Федорова Р.Н., Захаров К.В., Габаин Л.И., Марков И.И. и другие.

В настоящее время кафедра продолжает это направление. Под руководством Эмруллы Адышириновича защищена докторская диссертация И.И.Марковым, кандидатские диссертации - Галаховым Б.Б., Альхимовичем В.Л., Бадалянцем Е.С., Васиной Е.Н., Гелашвили П.А., Фоминым А.М., Марковым А.И. Это только те кандидаты, которые остались работать на кафедре.

В настоящее время на кафедре разрабатываются проблемы микроциркуляции, лимфоциркуляции, гемосепарации, проблема местной регуляции кровотока.




2015-12-15 2023 Обсуждений (0)
ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ АНАТОМИИ. АНАТОМИЧЕСКАЯ НАУКА. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС. КЛЕТКА, ТКАНЬ, ОРГАН, СИСТЕМА ОРГАНОВ, АППАРАТЫ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЛЕКЦИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ В ИЗУЧЕНИЕ АНАТОМИИ. АНАТОМИЧЕСКАЯ НАУКА. КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС. КЛЕТКА, ТКАНЬ, ОРГАН, СИСТЕМА ОРГАНОВ, АППАРАТЫ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2023)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)