Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Методы укрепления конкурентных позиций транснациональных компаний на мировом рынке




 

Говоря о сущности и значении транснациональных компаний в мировом экономическом пространстве, важно заметить, что сама роль ТНК и их значение обусловлены теми стратегиями, которые определены ТНК как базовые, интеграционные, направленные на оптимизацию достижения главной цели ТНК – глобализации рынка.

Вообще, стратегия компании – это способ осуществления ее целей и усиления конкурентной позиции в меняющихся рыночных условиях. Прежде всего, на выработку стратегий влияет конкурентная среда, в которой действует компания. В случае транснациональных компаний конкурентная среда имеет сложную структуру.

Условия международной конкуренции в разных отраслях существенно различаются. Существуют отрасли, где конкуренция ограничивается национальным рынком и не зависит от того, что происходит за его пределами. Такую форму конкуренции называют многонациональной. В этом случае не существует «мирового» рынка, а есть набор самостоятельных национальных рынков. Достигнутые на одном национальном рынке конкурентные преимущества ограничиваются его пределами и не могут быть перенесены в другие страны, где действует данная фирма. Для каждой страны приходится разрабатывать собственную стратегию. Многонациональная конкуренция обуславливается существенными различиями в культурной, экономической и политической сферой разных стран.

Глобальная конкуренция имеет место, когда цены и конкурентные условия национальных рынков тесно связаны между собой. В этом случае имеет смысл говорить о «мировом» или «глобальном» рынке. На мировом рынке конкурентная позиция фирмы на одном национальном рынке значительно влияет на её позиции на другом. В условиях глобальной конкуренции лидерство фирмы обеспечивается её деятельностью на всех рынках, но особенно необходимо завоевать преимущество в стратегически важных странах, где ёмкость рынка наибольшая и существует развитая инфраструктура. Именно на стратегических рынках конкуренция достигает наибольшей остроты. [портер]

Создание и реализация успешной стратегии развития, основанной на анализе внутренних мощностей и внешних условий бизнес-среды, является одной из наиболее важных управленческих проблем ТНК.

Существует несколько вариантов осуществления деятельности ТНК и укрепления конкурентных позиций на мировом рынке.

Многонациональная стратегия заключается в приспособлении стратегического подхода к условиям каждой страны, где действует ТНК. Это означает создание в целевых странах юридически независимых компаний (филиалов), разработку частных стратегий, соответствующих условиям данной страны, при минимальной координации или даже её отсутствии внутри ТНК как целого. Данная стратегия характеризуется также ориентацией на местных поставщиков и полной адаптацией к специфике национального спроса, культуре и обычаям страны.

Основной целью многонациональной стратегии является соответствие местным условиям страны, а не обеспечение конкурентного преимущества в мировом или даже национальном масштабе. Для ТНК многонациональная стратегия – сугубо вынужденный шаг, обусловленный спецификой рынка. [банк институт]

Глобальная стратегия. В отраслях с глобальной конкуренцией позиция фирмы в одной стране оказывает серьезное влияние на ее позиции в других. Конкурентные преимущества фирмы, завоеванные фирмой на национальном рынке, дополняются преимуществами, появляющимися в других странах. Продажи товаров осуществляются в большинстве стран, выступающих важными рынками сбыта товаров фирмы. Это предполагает значительный масштаб деятельности, сокращающий затраты на НИОКР и позволяющий применять последние его достижения. Основной задачей становится определение цепочки ценности, ее звеньев и осуществление деятельности в мировом масштабе.

Глобальная стратегия предполагает использование двух методов, благодаря которым фирмы могут достичь конкурентного преимущества или скрыть определенные недостатки работы в какой-либо стране: во-первых, размещение определенных видов деятельности в разных странах для наилучшей работы на рынке многих стран; во-вторых, координацию деятельности рассредоточенных отделений.

Оба метода направлены на достижение наилучших результатов деятельности предприятия, максимизацию ценности в терминологии М. Портера. С этой точки зрения, каждый участник технологической цепочки, доводящей товар до конечного потребителя, добавляет некоторую ценность. В первом методе увеличение совокупной ценности достигается за счёт использования страновых преимуществ, а во втором – вследствие лучшей организации ТНК, например, специализации подразделений, переноса технологий или использования торговой марки.

Деятельность, направленная на работу с покупателем, должна быть сосредоточена в непосредственной близости от него (это - маркетинг, распространение товаров и послепродажное обслуживание). Определенные виды производства должны находиться как можно ближе к покупателю, что связано как с высокими транспортными расходами, так и с более тесным сотрудничеством с покупателем.

Нередко выпуск продукции и поставка сырья могут производиться в независимости от близости к клиенту, здесь особое значение приобретают наименьшие издержки или диверсификация в международном масштабе.

При проведении глобальной стратегии фирма должна определиться, во-первых, с тем, целесообразно ли сосредоточить свою деятельность в одной, нескольких или многих странах, а во-вторых, на каких странах остановить свой выбор. [институт]

На выбор стратегии влияет множество факторов, в том числе:

· вид бизнеса и особенности отрасли, к которой относится компания,

· характер целей, которые ставит перед собой компания,

· ценности, которыми руководствуются при принятии решений высшие менеджеры,

· финансовые ресурсы и обязательства компании по уже принятым решениям,

· степень зависимости от внешней среды,

· фактор времени.

Сформированные стратегии оцениваются по степени пригодности для достижения главных целей компании и соответствия их требованиям окружения, а также возможностям развития организации.

А. Томпсон и А.Стрикланд предложили матрицу выбора стратегии в зависимости от динамики роста рынка на продукцию и конкурентной позиции компании.

Матрица Томпсона-Стрикланда

Примечание — Источник: [шихабахов, с. 157]

 

Матрица Томпсона-Стрикланда состоит из четырех квадрантов, образованных вертикальной и горизонтальной осями:

1) вертикальная ось «быстрый рост рынка-медленный рост рынка»,

2) горизонтальная ось «слабая конкурентная позиция-сильная конкурентная позиция».

Первый квадрант представляет перечень стратегий, которые наиболее предпочтительны в случае сильной конкурентной позиции и быстрого роста рынка. Такими стратегиями являются вертикальная интеграция и диверсификация в смежные отрасли.

Во втором квадранте представлены стратегии с быстрым ростом рынка, но со слабой конкурентной позицией. К ним относятся стратегии горизонтальной интеграции, диверсификации, ликвидации.

Третий квадрант характеризуется слабой конкурентной позицией компании и медленным ростом рынка. Наиболее приемлемыми для этого квадранта являются стратегии минимизации издержек, диверсификация, ликвидация.

Наконец, четвертый квадрант – это медленный рост рынка при сильной конкурентной позиции компании. Стратегиями, соответствующими этим исходным данным являются стратегия диверсификации в смежные и новые отрасли, создание совместных предприятий.

Целесообразно рассмотреть вышеупомянутые стратегии, применяемые ТНК с целью усиления конкурентной позиции, более детально:

1. Вертикальная интеграция – процесс слияния стадий производства, который способствует снижению транзакционных издержек и ускорению всего процесса производства. ТНК осуществляет вертикальную интеграцию назад, если она стремится получить контроль над компаниями, которые производят сырьё, необходимое при производстве товаров или услуг этой компании. Компания осуществляет вертикальную интеграцию вперёд, если она стремится получить контроль над компаниями, которые производят товар или услуги, которые находятся ближе к конечной точке реализации продукта или услуги потребителю (или даже последующему сервису или ремонту).

2. Горизонтальная интеграция – взятие под контроль или поглощение фирмы, находящеюся в той же отрасли промышленности и на той же ступени производства что и поглощающая фирма ТНК с целью снижения издержек за счет выбрасывания дублирующих процессов, снижения конкуренции, эффекта массовости, обмена опытом.

3. Стратегия концентрации сосредоточивает внимание фирмы на узком участке всего рынка. Целевой сегмент, или ниша, может определяться региональными особенностями, вытекающими из специальных требований к использованию продукции, или специальными свойствами продукции, привлекательными только для участников этого сегмента рынка.

4. Стратегия диверсификации — стратегия ТНК, которая позволяет компании определить и развить дополнительные направления бизнеса, отличающиеся от текущих производимых товаров и услуг. В условиях растущей конкуренции стратегия диверсификации производства становится отличным инструментом для управления рисками; позволяет избежать излишней фокусировки усилий на одном направлении работы компании. Стратегия центрированной диверсификации также называется стратегией связанной диверсификации. Такая стратегия означает расширение производственного портфеля за счет продуктов (или направлений бизнеса), позволяющих более эффективно или полно использовать существующие технологии и ресурсы компании. Стратегия конгломеративной диверсификации также называется стратегией несвязанной диверсификацией и подразумевает ведение ТНК двух абсолютно независимых направлений бизнеса, которые не улучшают деятельность друг друга. Следуя стратегии конгломеративной диверсификации ТНК развивает совершенно новые направления бизнеса и получает доступ к совершенно новым потребителям. [диверсиф]

5. В рамках стратегии минимизации издержек компания ставит своей целью наладить малозатратное производство товаров отрасли. Обычно у такой ТНК широкая сфера деятельности: компания обслуживает несколько сегментов индустрии, при этом захватывая по возможности и смежные отрасли, — зачастую именно такая широкая сфера деятельности и позволяет компании добиться лидерства в минимизации издержек.

6. Стратегия сокращения применяется тогда, когда у ТНК просто не остается другого выхода: нужно переждать нестабильный период, прекратить убыточное производство, сменить деятельность и т.д..

7. Стратегия ликвидации - предельный случай стратегии целенаправленного сокращения. В данном случае фирма в течение короткого периода времени ликвидирует (закрывает) отдельные хозяйственные подразделения, так как нуждается в перегруппировке сил для обеспечения роста эффективности своей деятельности, либо отказывается от некоторых направлений своей деятельности.

Необходимо осозновать и одна из общих стратегий сама по себе не ведет к высоким показателям эффективной работы — успех приходит только в том случае, если компания выберет отличную от конкурентов стратегию и будет последовательно прилагать усилия для ее реализации (хотя при этом любые действия конкурентов, которые положительно влияют на структуру индустрии, могут повысить уровень ее прибыльности даже в том случае, если конкуренты будут имитировать действия друг друга).

Недобросовестная (нерыночная) конкурентная борьба
Ни для кого не секрет, что, помимо «честных» способов конкурентной борьбы, существует недобросовестная конкуренция, то есть нарушение общепринятых правил и норм конкуренции*. При этом нарушаются не только деловой этикет и неписанные нормы бизнеса, но и законы.
Спектр деятельности, которую можно назвать нечестной, очень широк. Парижская конвенция определяет как недобросовестную конкуренцию следующие три ее вида *:
— все действия, ведущие к тому, что потребитель может принять предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность данной фирмы за предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;
— ложные заявления в ходе коммерческой деятельности, дискредитирующие предприятие, товары, промышленную или коммерческую деятельность конкурента;
использование в ходе коммерческой деятельности указаний или обозначений, которые вводят потребителя в заблуждение относительно природы, способа изготовления, характеристик, пригодности для определенных целей или количества товаров.
Еще 12 видов деятельности определяются как недобросовестная конкуренция в комментарии к Типовому закону по товарным знакам, фирменным наименованиям и актам недобросовестной конкуренции для развивающихся стран. Это следующие виды:
1. подкуп покупателей конкурентов, направленный на то, чтобы привлечь их в качестве клиентов и сохранить на будущее их признательность;
2. выяснение производственных или коммерческих тайн конкурента путем шпионажа или подкупа его служащих;
3. неправомочное использование или раскрытие ноу-хау конкурента;
4. побуждение служащих конкурента к нарушению или разрыву их контрактов с нанимателем;
5. угроза конкурентам исками о нарушении патентов или товарных знаков, если это делается недобросовестно и с целью противодействия конкуренции в сфере торговли;
6. бойкотирование торговли другой фирмы для противодействия или недопущения конкуренции;
7. демпинг, т.е. продажа своих товаров ниже стоимости с намерением противодействовать конкуренции или подавить ее;
8. создание впечатления, что потребителю предоставляется возможность покупки на необычайно выгодных условиях, когда на самом деле этого нет;
9. намеренное копирование товаров, услуг, рекламы или других аспектов коммерческой деятельности конкурента;
10. поощрение нарушений контрактов, заключенных конкурентами;
11. выпуск рекламы, в которой проводится сравнение с товарами или услугами конкурентов;
12. нарушение правовых положений, не имеющих прямого отношения к конкуренции, когда такое нарушение позволяет добиться неоправданного преимущества перед конкурентами.
В России борьба с недобросовестной конкуренцией регламентируется законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

 




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2137)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)