Раздел 2. Человеческий фактор в обеспечении безопасности труда
Раздел 1. Теоретические основы БЖД
1.1 Определить понятия «надежность», «отказ», «технический ресурс». Что такое «модель системы»? ее назначение.
Надежность – это свойство объекта выполнять технологические функции в установленных пределах и во времени. Для количественной оценки надежности применяют вероятностные методы и величины. Одно из основных понятий теории надежности – отказ. Отказ – это нарушение работоспособного состояния технического устройства из-за прекращения функционирования или из-за резкого изменения его параметров. В теории надежности оценивается вероятность отказа, то есть вероятность того, что техническое средство откажет в период заданного времени работы. Теория надежности позволяет оценить срок службы, по окончании которого техническое средство вырабатывает свой технический ресурс и должно подвергнуться капитальному ремонту, модернизации или замене. Техническим ресурсом называется продолжительность непрерывной или суммарной периодической работы от начала эксплуатации до наступления отказа. Количественная информация о надежности накапливается в процессе эксплуатации технических систем и используется в расчетах надежности. При этом выявляются ненадежные элементы и факторы, ускоряющие или вызывающие отказы, слабые места в конструкции, а также вырабатываются рекомендации по улучшению устройств и оптимальным режимам их работы. При таком подходе принимают в расчет и строение системы, и свойства отдельных ее компонентов, причем: а) под системой понимают совокупность машин, оборудования, средств управления и операторов,требуемую для достижения определенной цели либо для реализации проекта; б) реальная система представляется в виде некоторого образа, называемого моделью системы. Подмоделями понимают отображения всех параметров систем, выполненные таким образом, что они передают взаимосвязь этих параметров. Моделирование неизбежно сопровождается некоторым упрощением и формализацией взаимосвязей в системе. Эта формализация может быть осуществлена в виде логических (причинно-следственных) и/или математических (функциональных) отношений. Поведение систем и их моделей должно подчиняться одним и тем же правилам.
Задача. Определить значение индивидуального риска, если за период 3 года от несчастных случаев погибло 5 человек, а среднесписочное число работающих на данном объекте за указанный период составляло 958 человек.
Ответ: берем формулу индивидуального риска: , где (Кч)– количество несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих, Т – количество несчастных случаев, произошедших за определенный период времени; Р – среднесписочное число трудящихся в тот же период времени.
, ответом на данную задачу является: Количество несчастных случаев, приходящихся на 1000 работающих за 3 года составляет 0,52.
Раздел 2. Человеческий фактор в обеспечении безопасности труда.
2.1 Психологическое состояние человека и производственная безопасность. Понятие стресса и его влияние на работоспособность человека.
Среди психологических факторов, влияющих на безопасность деятельности, выделяют факторы, устойчиво или временно повышающие индивидуальную подверженность опасности. Из факторов устойчивых определяющими являются особенности темперамента, функциональные изменения в организме, дефекты органов чувств, неудовлетворенность данным видом деятельности, профессиональная непригодность. Факторами, временно повышающими подверженность опасности, являются неопытность, неосторожность, утомление. В процессе деятельности реакция организма на внешние воздействия не остается постоянной. Организм стремится приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности. При этом возникает состояние психической напряженности, которое канадский физиолог Г.Селье (1936) назвал стрессом. Стресс является необходимой и полезной реакцией организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Он характеризуется рядом физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его возможностей. Поэтому сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но «механизмом», содействующим успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасностей. Однако между уровнем стресса и вытекающей из него активацией нервной системы и результативностью трудовой деятельности нет пропорциональной зависимости. Американские исследователи Р. Иеркс и Дж. Додсон экспериментально показали, что по мере возрастания эмоционального напряжения работоспособность и возможности человека повышаются по сравнению со спокойным состоянием (так называемый «мобилизующий эффект стресса»), доходят до максимума, а затем начинают падать. зависимость между уровнем активации нервной системы и продуктивностью, получившая название инвертированной V-образной кривой, представлена нарис. 14.
Рис. 14. Закон Иеркса-Додсона, связывающий активацию нервной системы (а) с продуктивностью действий (W): I – случай, когда приращение активации ведет к приросту продуктивности DW1;
2.2 Исследование эмоциональной устойчивости (используя шкалу самооценки) и дать оценку полученным результатам с позиции психической надежности человека в критических ситуациях.
Дана таблица, по ней сделать исследование и дать оценку.
Таблица № 2.2
Окончание табл. №. 2.2
Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по отдельным формулам:
РТ = ∑1 - ∑2 + 50 , где
∑1 – сумма выбранных ответов из табл.2.2.по вопросам 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18;
∑2 - сумма выбранных ответов из табл.2.2.по вопросам 1,2,5,8,10,11,15,16,19,20;
ЛТ = ∑1 - ∑2 +35, где ∑1 – сумма выбранных ответов из табл.2.2.по вопросам 22,23,24,25,28,29,31,32,34,35,37,38,40;
∑2 -сумма выбранных ответов из табл.2.2.по вопросам 21,26,27,30,33,36,39.
Ответ: РТ= (2+2+2+2+2+3+1+1+1+2) – (2+3+1+1+2+3+1+2+2+2) + 50= 18-19+50=49 ЛТ=(3+1+3+1+1+2+1+1+4+2+2+1+1) – (3+3+3+3+4+3+4) + 35=23-23+35=35
Рекомендуются следующие критические оценки: 30 и < - низкий уровень тревожности, 31-45 - умеренный уровень тревожности, 45 и > - высокий уровень тревожности. С позиции психической надежности оператора в критической ситуации лица с низким уровнем тревожности рассматриваются как склонные к недооценке конкретной обстановки и действиям с запозданием (отставленная реакция). Лица с высоким уровнем тревожности обычно реагируют на изменение обстановки быстро, но необычайно бурно (аффективно), что может вести к ошибочным (паническим) действиям и, следовательно, к аварии и травматизму. Лица с высоким уровнем тревожности склонны к проявлению состояния сильного волнения в ситуациях оценки его компетентности, подготовленности и престижа. В процессе труда и воспитательной работы с такими людьми рекомендуется сместить акцент с внешней требовательности, категоричности и высокой значимости в постановке задач на содержательное осмысление деятельности и конкретное планирование по подзадачам, а также на формирование чувства уверенности в успехе. Люди с низким уровнем тревожности, наоборот, требуют пробуждения активности личности, большего внимания и мотивации деятельности, возбуждения заинтересованности и чувства ответственности, акцентирования общественной и личной значимости и необходимости решения тех или иных задач.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (681)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |