Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Практическая работа на тему «Факторы влияющие на скорость химической реакции»



2015-12-13 3146 Обсуждений (0)
Практическая работа на тему «Факторы влияющие на скорость химической реакции» 0.00 из 5.00 0 оценок




Цель: актуализировать и углубить знания о скорости химической реакции и выявить зависимость скорости химических реакций от различных факторов.

Оборудование и материалы:соляная кислота, опилки магния, цинка и железа, дистиллированная вода, гранулы, стружка, порошок цинка, порошок оксида меди, серная кислота, пероксид водорода, раствор дихромата калия, спиртовка, пробирка, штатив, конические колбы

I.Природа реагирующих веществ.

В три пробирки прилить по 3 мл раствора НCl и внести в каждую из пробирок навески опилок одинаковой массы: в первую – Mg, во вторую – Zn, в третью – Fe;

Зафиксируйте наблюдения, сделайте вывод и напишите уравнение реакции.

II. Концентрация реагирующих веществ.

В три пробирки прилить раствор НCl: в первую – 3 мл; во вторую – 2 мл; в третью – 1 мл.

Затем во вторую и третью добавить по 1 мл и 2 мл дистиллированной воды соответственно (тем самым разбавляем раствор).

В каждую из пробирок опустить по грануле Zn (примерно одинакового размера).

В какой пробирке реакция идет более интенсивно? Почему? Зафиксируйте наблюдения, сделайте вывод и напишите уравнение реакции.

III.Температура.

В две пробирки положите оксид меди (порошок черного цвета) и прилейте одинаковый объем серной кислоты. Одну пробирку нагрейте, другую оставьте при комнатной температуре.

Что наблюдаете? Зафиксируйте наблюдени, сделайте вывод и напишите уравнение реакции.

IV.Наличие в реакционной системе катализатора.

В две мерные конические пробирки налейте по 1 мл 3 % - го водного раствора пероксида водорода. В одну пробирку добавьте две капли 0,3 М раствора дихромата калия а в другую пробирку - четыре капли. (K2Cr2O7), С помощью секундомера измерьте время протекания реакции (от начала и до окончания выделения пузырьков газа) в обеих пробирках, а также окраску раствора.

Сделайте вывод о протекании этой реакции. Зафиксируйте наблюдения, и напишите уравнение реакции.

V.Площадь соприкосновения реагирующих веществ, для гетерогенных реакций.

В три пробирки (под номерами) прилить по 2 мл раствора HCl, и добавить в первую – гранулу Zn, во вторую – стружку Zn, в третью – порошок Zn (одинаковые по массе).

В какой пробирке реакция идёт интенсивнее? Где скорость реакции больше? Зафиксируйте наблюдения, сделайте вывод и напишите уравнение реакции.

КОНСПЕКТ УРОКА "КЛАССИФИКАЦИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ"

Учитель-практикант:Рахимова Резеда Ильгизовна.

Учебное заведение:МАОУ «СОШ №165 с углубленным изучением английского языка» Ново-Савиновского района г. Казани

Класс: 9 А.

Тема урока: §17 "Классификация химических реакций".

Программа: Химия. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская.- 2-е изд.- стереотип- М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2008.

Цель: Систематизировать знания учащихся о подходах к классификации химических реакций.

Задачи:

а) образовательные: обобщить и углубить знания учащихся о химических реакциях и их классификации.

б) Развивающие: развивать способность к анализу, умения использовать изученный материал для познания нового; памяти, внимания, логического мышления; развивать у учащихся умение наблюдать и анализировать увиденное; формировать навыки самоконтроля усвоения изученного материала; активизировать мышление учащихся с помощью беседы.

в) Воспитательные: воспитывать доброжелательное и деликатное отношение друг к другу, умение работать в коллективе; формировать дисциплинированность и внимательность при организации учебного труда.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная.

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.

Опорные знания:экзотермические реакции, термохимическое уравнение, эндотермические реакции, реакция соединения, реакция разложения, реакция замещения, реакция обмена, окислитель, восстановитель, окислительно- восстановительные реакции, гомогенные реакции, гетерогенные реакции, каталитическая реакция, катализатор.

Новые знания: необратимые реакции, обратимые реакции, прямая реакция, обратная реакция.

Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Классификация химических реакций».

Литература: Химия. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская.- 2-е изд.- стереотип- М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2008.

Электронные ресурсы:

· Википедия ( обратимые реакции) https://ru.wikipedia.org/wiki/Обратимые_реакции

· Энциклопедия Кругосвет Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия (химическое уравнение) http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/himicheskoe_uravnenie.html

· Химический сервер (Необратимые и обратимые реакции) http://www.himhelp.ru/section23/section5/section34

· §9.6 Катализ. http://www.hemi.nsu.ru/ucheb216.htm

· Окислительно-восстановительные реакции http://rmbel.ucoz.ru/Lek/L7/ovr_pr.pdf

· (Конспект урока по теме «Типы химических реакций» ) http://davaiknam.ru/text/konspekt-uroka-po-teme-tipi-himicheskih-reakcij

· Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Классификация химических реакций. 11-й класс) http://festival.1september.ru/articles/597870/

 

Этап урока Время, мин Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент Проверяет готовность класса к уроку. Устанавливает тишину. Приветствует. Готовятся к уроку, приветствуют.
Актуализация Проверка домашнего задания (задания 1-4 на странице 83).   Проговаривают домашнее задание.
Мотивация Ответьте на несколько вопросов. 1. Что называется химической реакцией?     2. По каким признакам можно судить о том, что произошла химическая реакция?     1. Химическая реакция- это явление, сопровождающееся получением новых веществ. 2. Изменение цвета, выпадение или растворение осадка, выделение запаха, выделение или поглощение энергии, выделение газа.
Сообщение темы и задач урока Тема сегодняшнего урока: «Классификация химических реакций». Откройте тетради, запишите число и тему урока. Задача урока: обобщить и углубить знания о химических реакциях и их классификации. Записывают дату и тему урока.  
Изучение нового материала Учитель рассказывает, используя мультимедийный проектор и презентацию. В окружающем нас мире протекает огромное число реакций. Как же удержать в памяти многообразие химических процессов, как практически ориентироваться в них? В любой науке применяется прием классификации, позволяющий по общим признакам разделить все множество объектов на группы. Итак, химические реакции классифицируются следующим образом. Первый признак, положенный в основу классификации число и состав исходных веществ и продуктов реакции. Это: · Реакция соединения; · Реакция разложения; · Реакция замещения; · Реакция обмена. Запишите в тетради. С этим типом реакций вы познакомились в 8 классе. Вспомните, какие реакции называются реакциями соединения? Какие вещества взаимодействуют между собой? Какие вещества образуются? Запишите пример реакции соединения- горение фосфора в кислороде: 4P +5O2 = 2P2O5 Что такое реакции разложения? Что общего в этих реакциях? Из данных уравнений найдите реакцию разложения и запишите в тетради. 2 Al + 3Br2 = 2 Al Br3 2HgO = 2Hg + O2 CaO + H2O = Ca(OH)2 CuSО4 + Zn = Cu + ZnSО4 Какие реакции называют реакциями замещения? Напишите пример реакции замещения: Fe + CuCl2 → FeCl2 + Cu Какие реакции относятся к типу реакций обмена? Из данных уравнений найдите реакцию обмена и запишите в тетради. CuCI2 + 2NaOH = Cu(OH)2 +2NaCl Mg(OH)2 = MgO + H2O 2КВr + Сl2 = 2КСl + Вr2 СO2+ СаО = СаСO3 Какую реакцию вы записали? Выполните задания. (устно) Определите тип химической реакции: 1) CaO + CO2 = CaCO3 2) CO2 + 2NaOH = Na2CO3 + H2O 3) Fe + S = FeS 4) 2H2O = 2H2 + O2↑ 5) CuO + H2 = Cu + H2O 6) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑ 7) ZnO + H2SO4 = ZnSO4 + H2O 8) Cu(OH)2 = CuO + H2O Вы знакомы ещё с одной классификацией реакций: в одних реакциях теплота выделяется, в других поглощается. Как называют такие реакции? Что означают знаки «+ Q» и «- Q»?   Второй признак-тепловой эффект. Выделяют · Экзотермические реакции; · Эндотермические реакции. Запишите в тетради. Определите тип химической реакции: 1. CaO + H2O = Ca (OH)2 + Q 2. C + O2 = CO2 + Q 3. 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2 — Q 4. 2SO2 + O2 = 2SO3 + Q 5. С(графит)2=СО2+393,5кДж 6. 2Н2О = 2Н2 + О2 – 572кДж     Третий признак- наличие или отсутствие поверхности раздела между реагентами. Какие это реакции? Запишите. Какие реакции называются гомогенными? А гетерогенными? Приведите примеры. Выполните задание. Определите тип химической реакции: 1. Н2 + Cl2 = 2HCl 2. Zn+2HCL=ZnCl2+ H2 3. HCL+ NAOH=NaCl+ H2O 4. CuO+ H2= Cu+H2O   Четвертый признак-изменение степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ. По данному признаку реакции делятся на: · Реакции без изменения степени окисления атомов · Окислительно- восстановительные реакции. Запишите. С таким типом реакций вы познакомились в начале учебного года. Какие реакция называются окислительно- восстановительными? Что такое окислитель? Восстановитель? Определите, какая из предложенных реакций окислительно- восстановительной не является: 1. 2Na +Cl2 =2NaCl 2. NaCl +AgNO3= NaNO3 +AgCl 3. Zn+ 2HCl =ZnCl 2+H2 4. S+ O2 =SO2 Расставьте коэффициенты и определите окислитель, восстановитель. FeS 2+ O2 →Fe2O3 + SO2     Запишите пятый признак-присутствие катализатора. По данному признаку реакции делятся на: · Каталитические реакции; · Некалитические реакции. Запишите. Что такое катализатор? Приведите примеры.   Как пример каталитической реакции запишите промышленный способ получения аммиака ( используется катализатор на основе железа): Fe N2 + 3H2 = 2NН3 Последний, шестой признак,- направление протекания реакции. По этому признаку реакции делятся на: · Необратимые реакции · Обратимые реакции Запишите. Как вы думаете, какие реакции называются обратимыми, а какие необратимыми? Необратимые реакции- это реакции, которые протекают только в одном направлении. Запишите определение термина в тетради. Первичные реагирующие вещества полностью преобразуются в продукты реакции. К примеру, если в соляную кислоту положить гранулу цинка, то при определенном (достаточном) количестве кислоты реакция будет протекать до полного растворения цинка согласно уравнению: 2HCl + Zn = ZnCl2 + H2↑. Обратимые реакции- реакции, которые протекают при данных условиях в двух противоположных направлениях-прямом и обратном. В уравнениях ставится знак обратимости «↔». Реакция, протекающая слева направо «→»- прямая реакция, а справа налево «←»-обратная. Запишите определение термина в тетрадь. пример: 3H2 + N2 ⇌ 2NH3 N2O4 ⇌ 2NO2     Записывают.     Реакции соединения – реакции, в результате которых из двух или более веществ образуется одно. Записывают уравнение реакции.   Реакции разложения – реакции, в результате которых из одного исходного вещества образуются два или более веществ.     Записывают уравнение реакции 2HgO = 2Hg + O2 (один ученик отвечает устно)   Реакции замещения – реакции, в ходе которых атомы простого вещества замещают атомы элементов в сложном веществе.   Записывают пример. Реакции обмена – реакции между сложными веществами, в ходе которых сложные вещества обмениваются своими составными частями. Записывают уравнение реакции CuCI2 + 2NaOH = Cu(OH)2 +2NaCl (один ученик отвечает устно) У доски отвечает один ученик. 1. Реакция соединения; 2. Реакция замещения; 3. Реакция соединения; 4. Реакция разложения; 5. Реакция замещения; 6. Реакция замещения; 7. Реакция обмена; 8. Реакция разложения. Экзотермические (теплота выделяется) и эндотермические (теплота поглощается). «+ Q» - теплота выделяется, «- Q» - теплота поглощается. Записывают в тетради. 1. Экзотермическая реакция; 2. Экзотермическая реакция; 3. Эндотермическая реакция; 4. Экзотермическая реакция; 5. Экзотермическая реакция; 6. Эндотермическая реакция; (один ученик отвечает устно) Гомогенные и гетерогенные реакции. Записывают. Гомогенная реакция-это реакция, в которой отсутствует поверхность раздела между реагирующими веществами (все вещества образуют однородную среду). Гетерогенные реакции- реакции, в которых реагирующие вещества отделены друг от друга поверхностью раздела. 1. Гомогенная реакция; 2. Гетерогенная реакция; 3. Гомогенная реакция; 4. Гетерогенная реакция. (один ученик отвечает устно) Записывают. Реакции, протекающие с изменением степеней окисления атомов всех или некоторых элементов, входящих в состав реагирующих веществ, называют окислительно- восстановительными. Окислитель- вещество, атомы, ионы или молекулы которого присоединяют электроны. Восстановитель- вещество, атомы, ионы или молекулы которого отдают электроны.   Реакция 2 не является ОВР, так как у элементов, входящих в состав соединений, участвующих в реакции степень окисления не изменяется. Все остальные реакции являются ОВР.   Fe+2 S2-1 + O20 →Fe2+3 O3-2 + S+4O2-2 4FeS 2+ 11O2 →2Fe2O3 + 8SO2 Молекула является FeS2 восстановителем за счет обоих атомов, входящих в состав молекулы. При этом атом железа повышает степень окисления с +2 до +3 , а атом серы повышает степень окисления с −1 до +4 . Окислителем является кислород O2 за счет атомов O , понижающих свою степень окисления от 0 до −2 .     Записывают. Катализаторами называются вещества, которые увеличивают скорость химических реакций, но сами при этом не расходуются. Например, разложение пероксида водорода.   Записывают. Предлагают свои варианты определения терминов.   Записывают определение термина и пример в тетради.   Записывают определение термина и пример в тетради.  
Закрепление изученного материала На основе классификации химических реакций дать характеристику следующим реакциям: 1 вариант 2NH3 ↔ N2 +3H2 — Q   2 вариант H2O + C →CO + H2 + Q     Это реакция: 1. Разложения; 2. Окислительно-восстановительная; 3. Обратимая; 4. Эндотермическая; 5. Некаталитическая; 6. Гомогенная.   Это реакция: 1. замещения; 2. Окислительно-восстановительная; 3. Обратимая; 4. Экзотермическая; 5. Некаталитическая; 6. Гетерогенная.
Подведение итогов урока и оценивание Сегодня вы, изучив тему «Классификация химических реакций», обобщили и углубили знания о химических реакциях и их классификации. Выставление оценок.  
Домашнее задание · §17 «классификация химических реакций» изучить. · Выполнить 1 задание на странице 86 в тетради письменно. (объяснение: дать характеристику 2 реакциям на основе классификации, которую прошли на уроке.). · Подготовить сообщение «История открытия кислорода». Записывают в дневниках домашнее задание

 

Проверил учитель химии

Самохина Татьяна Александровна:

 

 

Дата:

 

Конспект урока "Кислород. Озон.»



2015-12-13 3146 Обсуждений (0)
Практическая работа на тему «Факторы влияющие на скорость химической реакции» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Практическая работа на тему «Факторы влияющие на скорость химической реакции»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3146)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)