Цель: актуализировать и углубить знания о скорости химической реакции и выявить зависимость скорости химических реакций от различных факторов.
Оборудование и материалы:соляная кислота, опилки магния, цинка и железа, дистиллированная вода, гранулы, стружка, порошок цинка, порошок оксида меди, серная кислота, пероксид водорода, раствор дихромата калия, спиртовка, пробирка, штатив, конические колбы
I.Природа реагирующих веществ.
В три пробирки прилить по 3 мл раствора НCl и внести в каждую из пробирок навески опилок одинаковой массы: в первую – Mg, во вторую – Zn, в третью – Fe;
Зафиксируйте наблюдения, сделайте вывод и напишите уравнение реакции.
II. Концентрация реагирующих веществ.
В три пробирки прилить раствор НCl: в первую – 3 мл; во вторую – 2 мл; в третью – 1 мл.
Затем во вторую и третью добавить по 1 мл и 2 мл дистиллированной воды соответственно (тем самым разбавляем раствор).
В каждую из пробирок опустить по грануле Zn (примерно одинакового размера).
В какой пробирке реакция идет более интенсивно? Почему? Зафиксируйте наблюдения, сделайте вывод и напишите уравнение реакции.
III.Температура.
В две пробирки положите оксид меди (порошок черного цвета) и прилейте одинаковый объем серной кислоты. Одну пробирку нагрейте, другую оставьте при комнатной температуре.
Что наблюдаете? Зафиксируйте наблюдени, сделайте вывод и напишите уравнение реакции.
IV.Наличие в реакционной системе катализатора.
В две мерные конические пробирки налейте по 1 мл 3 % - го водного раствора пероксида водорода. В одну пробирку добавьте две капли 0,3 М раствора дихромата калия а в другую пробирку - четыре капли. (K2Cr2O7), С помощью секундомера измерьте время протекания реакции (от начала и до окончания выделения пузырьков газа) в обеих пробирках, а также окраску раствора.
Сделайте вывод о протекании этой реакции. Зафиксируйте наблюдения, и напишите уравнение реакции.
V.Площадь соприкосновения реагирующих веществ, для гетерогенных реакций.
В три пробирки (под номерами) прилить по 2 мл раствора HCl, и добавить в первую – гранулу Zn, во вторую – стружку Zn, в третью – порошок Zn (одинаковые по массе).
В какой пробирке реакция идёт интенсивнее? Где скорость реакции больше? Зафиксируйте наблюдения, сделайте вывод и напишите уравнение реакции.
КОНСПЕКТ УРОКА "КЛАССИФИКАЦИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ"
Учитель-практикант:Рахимова Резеда Ильгизовна.
Учебное заведение:МАОУ «СОШ №165 с углубленным изучением английского языка» Ново-Савиновского района г. Казани
Класс: 9 А.
Тема урока: §17 "Классификация химических реакций".
Программа: Химия. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская.- 2-е изд.- стереотип- М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2008.
Цель: Систематизировать знания учащихся о подходах к классификации химических реакций.
Задачи:
а) образовательные: обобщить и углубить знания учащихся о химических реакциях и их классификации.
б) Развивающие: развивать способность к анализу, умения использовать изученный материал для познания нового; памяти, внимания, логического мышления; развивать у учащихся умение наблюдать и анализировать увиденное; формировать навыки самоконтроля усвоения изученного материала; активизировать мышление учащихся с помощью беседы.
в) Воспитательные: воспитывать доброжелательное и деликатное отношение друг к другу, умение работать в коллективе; формировать дисциплинированность и внимательность при организации учебного труда.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная.
Тип урока: комбинированный.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.
Опорные знания:экзотермические реакции, термохимическое уравнение, эндотермические реакции, реакция соединения, реакция разложения, реакция замещения, реакция обмена, окислитель, восстановитель, окислительно- восстановительные реакции, гомогенные реакции, гетерогенные реакции, каталитическая реакция, катализатор.
Новые знания: необратимые реакции, обратимые реакции, прямая реакция, обратная реакция.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Классификация химических реакций».
Литература: Химия. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ И.И.Новошинский, Н.С.Новошинская.- 2-е изд.- стереотип- М.: ООО "ТИД "Русское слово-РС", 2008.
Электронные ресурсы:
· Википедия ( обратимые реакции) https://ru.wikipedia.org/wiki/Обратимые_реакции
· Энциклопедия Кругосвет Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия (химическое уравнение) http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/himiya/himicheskoe_uravnenie.html
· Химический сервер (Необратимые и обратимые реакции) http://www.himhelp.ru/section23/section5/section34
· §9.6 Катализ. http://www.hemi.nsu.ru/ucheb216.htm
· Окислительно-восстановительные реакции http://rmbel.ucoz.ru/Lek/L7/ovr_pr.pdf
· (Конспект урока по теме «Типы химических реакций» ) http://davaiknam.ru/text/konspekt-uroka-po-teme-tipi-himicheskih-reakcij
· Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Классификация химических реакций. 11-й класс) http://festival.1september.ru/articles/597870/
Этап урока
| Время, мин
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
|
Организационный момент
|
| Проверяет готовность класса к уроку. Устанавливает тишину. Приветствует.
| Готовятся к уроку, приветствуют.
|
Актуализация
|
| Проверка домашнего задания (задания 1-4 на странице 83).
| Проговаривают домашнее задание.
|
Мотивация
|
| Ответьте на несколько вопросов.
1. Что называется химической реакцией?
2. По каким признакам можно судить о том, что произошла химическая реакция?
|
1. Химическая реакция- это явление, сопровождающееся получением новых веществ.
2. Изменение цвета, выпадение или растворение осадка, выделение запаха, выделение или поглощение энергии, выделение газа.
|
Сообщение темы и задач урока
|
| Тема сегодняшнего урока: «Классификация химических реакций». Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Задача урока: обобщить и углубить знания о химических реакциях и их классификации.
| Записывают дату и тему урока.
|
Изучение нового материала
|
| Учитель рассказывает, используя мультимедийный проектор и презентацию.
В окружающем нас мире протекает огромное число реакций. Как же удержать в памяти многообразие химических процессов, как практически ориентироваться в них?
В любой науке применяется прием классификации, позволяющий по общим признакам разделить все множество объектов на группы.
Итак, химические реакции классифицируются следующим образом.
Первый признак, положенный в основу классификации число и состав исходных веществ и продуктов реакции. Это:
· Реакция соединения;
· Реакция разложения;
· Реакция замещения;
· Реакция обмена.
Запишите в тетради.
С этим типом реакций вы познакомились в 8 классе.
Вспомните, какие реакции называются реакциями соединения? Какие вещества взаимодействуют между собой? Какие вещества образуются?
Запишите пример реакции соединения- горение фосфора в кислороде:
4P +5O2 = 2P2O5
Что такое реакции разложения? Что общего в этих реакциях?
Из данных уравнений найдите реакцию разложения и запишите в тетради.
2 Al + 3Br2 = 2 Al Br3
2HgO = 2Hg + O2
CaO + H2O = Ca(OH)2
CuSО4 + Zn = Cu + ZnSО4
Какие реакции называют реакциями замещения?
Напишите пример реакции замещения:
Fe + CuCl2 → FeCl2 + Cu
Какие реакции относятся к типу реакций обмена?
Из данных уравнений найдите реакцию обмена и запишите в тетради.
CuCI2 + 2NaOH = Cu(OH)2 +2NaCl
Mg(OH)2 = MgO + H2O
2КВr + Сl2 = 2КСl + Вr2
СO2+ СаО = СаСO3
Какую реакцию вы записали?
Выполните задания. (устно)
Определите тип химической реакции:
1) CaO + CO2 = CaCO3
2) CO2 + 2NaOH = Na2CO3 + H2O
3) Fe + S = FeS
4) 2H2O = 2H2 + O2↑
5) CuO + H2 = Cu + H2O
6) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑
7) ZnO + H2SO4 = ZnSO4 + H2O
8) Cu(OH)2 = CuO + H2O
Вы знакомы ещё с одной классификацией реакций: в одних реакциях теплота выделяется, в других поглощается. Как называют такие реакции?
Что означают знаки «+ Q» и «- Q»?
Второй признак-тепловой эффект. Выделяют
· Экзотермические реакции;
· Эндотермические реакции.
Запишите в тетради.
Определите тип химической реакции:
1. CaO + H2O = Ca (OH)2 + Q
2. C + O2 = CO2 + Q
3. 2KMnO4 = K2MnO4 + MnO2 + O2 — Q
4. 2SO2 + O2 = 2SO3 + Q
5. С(графит)+О2=СО2+393,5кДж
6. 2Н2О = 2Н2 + О2 – 572кДж
Третий признак- наличие или отсутствие поверхности раздела между реагентами. Какие это реакции?
Запишите.
Какие реакции называются гомогенными? А гетерогенными?
Приведите примеры.
Выполните задание. Определите тип химической реакции:
1. Н2 + Cl2 = 2HCl
2. Zn+2HCL=ZnCl2+ H2
3. HCL+ NAOH=NaCl+ H2O
4. CuO+ H2= Cu+H2O
Четвертый признак-изменение степени окисления атомов, входящих в состав реагирующих веществ. По данному признаку реакции делятся на:
· Реакции без изменения степени окисления атомов
· Окислительно- восстановительные реакции.
Запишите.
С таким типом реакций вы познакомились в начале учебного года.
Какие реакция называются окислительно- восстановительными?
Что такое окислитель? Восстановитель?
Определите, какая из предложенных реакций окислительно-
восстановительной не является:
1. 2Na +Cl2 =2NaCl
2. NaCl +AgNO3= NaNO3 +AgCl
3. Zn+ 2HCl =ZnCl 2+H2
4. S+ O2 =SO2
Расставьте коэффициенты и определите окислитель, восстановитель.
FeS 2+ O2 →Fe2O3 + SO2
Запишите пятый признак-присутствие катализатора. По данному признаку реакции делятся на:
· Каталитические реакции;
· Некалитические реакции.
Запишите.
Что такое катализатор? Приведите примеры.
Как пример каталитической реакции запишите промышленный способ получения аммиака ( используется катализатор на основе железа):
Fe
N2 + 3H2 = 2NН3
Последний, шестой признак,- направление протекания реакции. По этому признаку реакции делятся на:
· Необратимые реакции
· Обратимые реакции
Запишите.
Как вы думаете, какие реакции называются обратимыми, а какие необратимыми?
Необратимые реакции- это реакции, которые протекают только в одном направлении. Запишите определение термина в тетради.
Первичные реагирующие вещества полностью преобразуются в продукты реакции. К примеру, если в соляную кислоту положить гранулу цинка, то при определенном (достаточном) количестве кислоты реакция будет протекать до полного растворения цинка согласно уравнению:
2HCl + Zn = ZnCl2 + H2↑.
Обратимые реакции- реакции, которые протекают при данных условиях в двух противоположных направлениях-прямом и обратном.
В уравнениях ставится знак обратимости «↔». Реакция, протекающая слева направо «→»- прямая реакция, а справа налево «←»-обратная.
Запишите определение термина в тетрадь.
пример:
3H2 + N2 ⇌ 2NH3
N2O4 ⇌ 2NO2
|
Записывают.
Реакции соединения – реакции, в результате которых из двух или более веществ образуется одно.
Записывают уравнение реакции.
Реакции разложения – реакции, в результате которых из одного исходного вещества образуются два или более веществ.
Записывают уравнение реакции
2HgO = 2Hg + O2
(один ученик отвечает устно)
Реакции замещения – реакции, в ходе которых атомы простого вещества замещают атомы элементов в сложном веществе.
Записывают пример.
Реакции обмена – реакции между сложными веществами, в ходе которых сложные вещества обмениваются своими составными частями.
Записывают уравнение реакции
CuCI2 + 2NaOH = Cu(OH)2 +2NaCl
(один ученик отвечает устно)
У доски отвечает один ученик.
1. Реакция соединения;
2. Реакция замещения;
3. Реакция соединения;
4. Реакция разложения;
5. Реакция замещения;
6. Реакция замещения;
7. Реакция обмена;
8. Реакция разложения.
Экзотермические (теплота выделяется) и эндотермические (теплота поглощается).
«+ Q» - теплота выделяется,
«- Q» - теплота поглощается.
Записывают в тетради.
1. Экзотермическая реакция;
2. Экзотермическая реакция;
3. Эндотермическая реакция;
4. Экзотермическая реакция;
5. Экзотермическая реакция;
6. Эндотермическая реакция;
(один ученик отвечает устно)
Гомогенные и гетерогенные реакции.
Записывают.
Гомогенная реакция-это реакция, в которой отсутствует поверхность раздела между реагирующими веществами (все вещества образуют однородную среду).
Гетерогенные реакции- реакции, в которых реагирующие вещества отделены друг от друга поверхностью раздела.
1. Гомогенная реакция;
2. Гетерогенная реакция;
3. Гомогенная реакция;
4. Гетерогенная реакция.
(один ученик отвечает устно)
Записывают.
Реакции, протекающие с изменением степеней окисления атомов всех или некоторых элементов, входящих в состав реагирующих веществ, называют окислительно- восстановительными.
Окислитель- вещество, атомы, ионы или молекулы которого присоединяют электроны.
Восстановитель- вещество, атомы, ионы или молекулы которого отдают электроны.
Реакция 2 не является ОВР, так как у элементов, входящих в состав соединений, участвующих в реакции степень окисления не изменяется. Все остальные реакции являются ОВР.
Fe+2 S2-1 + O20 →Fe2+3 O3-2 + S+4O2-2
4FeS 2+ 11O2 →2Fe2O3 + 8SO2
Молекула является FeS2 восстановителем за счет обоих атомов, входящих в состав молекулы. При этом атом железа повышает степень окисления с +2 до +3 , а атом серы повышает степень окисления с −1 до +4 . Окислителем является кислород O2 за счет атомов O , понижающих свою степень окисления от 0 до −2 .
Записывают.
Катализаторами называются вещества, которые увеличивают скорость химических реакций, но сами при этом не расходуются. Например, разложение пероксида водорода.
Записывают.
Предлагают свои варианты определения терминов.
Записывают определение термина и пример в тетради.
Записывают определение термина и пример в тетради.
|
Закрепление изученного материала
|
| На основе классификации химических реакций дать характеристику следующим реакциям:
1 вариант
2NH3 ↔ N2 +3H2 — Q
2 вариант
H2O + C →CO + H2 + Q
|
Это реакция:
1. Разложения;
2. Окислительно-восстановительная;
3. Обратимая;
4. Эндотермическая;
5. Некаталитическая;
6. Гомогенная.
Это реакция:
1. замещения;
2. Окислительно-восстановительная;
3. Обратимая;
4. Экзотермическая;
5. Некаталитическая;
6. Гетерогенная.
|
Подведение итогов урока и оценивание
|
| Сегодня вы, изучив тему «Классификация химических реакций», обобщили и углубили знания о химических реакциях и их классификации.
Выставление оценок.
|
|
Домашнее задание
|
| · §17 «классификация химических реакций» изучить.
· Выполнить 1 задание на странице 86 в тетради письменно. (объяснение: дать характеристику 2 реакциям на основе классификации, которую прошли на уроке.).
· Подготовить сообщение «История открытия кислорода».
| Записывают в дневниках домашнее задание
|
Проверил учитель химии
Самохина Татьяна Александровна:
Дата:
Конспект урока "Кислород. Озон.»