Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


II. Методические указания для студентов. Изучение учебной дисциплины «Технологические практикумы социально-культурной



2015-12-15 1202 Обсуждений (0)
II. Методические указания для студентов. Изучение учебной дисциплины «Технологические практикумы социально-культурной 0.00 из 5.00 0 оценок




Изучение учебной дисциплины «Технологические практикумы социально-культурной деятельности» предполагает овладение студентами информационного блока, полученного, в результате прослушивания лекций; самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой, при подготовке к семинарским занятиям; систематического выполнения заданий, в рамках самостоятельной подготовки.

В лекционном курсе раскрываются важные вопросы темы, и заостряется внимание на сложных и интересных (спорных) моментах подаваемого материала, которые могут послужить основой для более глубокого изучения в ходе выполнения студентами заданий из цикла самостоятельной работы. Базисом для подготовки студента к семинарским занятиям является лекционный материал и рекомендуемая основная и дополнительная литература.

Одной из основных задач проведения семинарских занятий, является двухсторонний контроль (со стороны преподавателя и самого студента) за степенью усвоения пройденного материала и ходом выполнения самостоятельной работы. Обсуждению-дискуссии на семинарских занятиях подлежат наиболее сложные и спорные вопросы в рамках изучаемой темы.

В соответствии с требованиями к знаниям и умениям в изучаемой области, самостоятельная работа студента включает в себя:

- написание контрольных работ (по выбору студента, из предложенных кафедрой, либо преподавателем тем);

- тесты, задачи и упражнения по дисциплине, которые носят не только контрольно-обучающий характер, но и способствуют развитию творческого мышления, изучению истории и проблемных моментов дисциплины.

Упражнения и задачи могут быть использованы не только в качестве заданий для самостоятельной работы, но и для самоконтроля знаний при подготовке к зачету.

 

III. МАТЕРИАЛЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ СОДЕРЖАНИЕ

И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫХ

И ИТОГОВЫХ АТТЕСТАЦИЙ

Планы практических занятий и задания к ним

1. Человек в организации

Вопросы:

Личность и расположения (отношение к...)

• Источники личностных различий

• Личность и внешняя среда, личность и поведение

• Личность и ситуация

• Расположения и поведение

• Удовлетворенность работой

• Организационное обязательство

• Этическое поведение

• Восприятия и атрибуции:

• Процесс восприятия

• Атрибуции как восприятие причин поведения

• Процесс атрибуции

 

Упражнение. Личность для работы

Цель: помочь применять «теорию о личности» к организационным требованиям.

Вначале необходимо разработать модель личности для кандидата на каждую из должностей. Эта модель должна описывать наиболее важные черты личности, которые приведут к успеху в работе. Затем следует подготовить список вопросов к кандидату на должность, ответы на которые помогут совместить требования к работе с личностной характеристикой.

Анкета для подбора кадров. По каждой категории различия личности (наследственность, культура, семья, социальная группа, жизненный опыт) студент должен составить не менее пяти вопросов к кандидату на работу в организации.

2. Научение и изменение поведения

Вопросы:

Типы научения: классическое, или рефлексное, оперантное, социальное

• Ситуационное усиление поведения: положительная компенсация, отрицательная компенсация, непоощрение или гашение, наказание

• Режим или порядок усиления поведения: фиксированный или переменный, интервальный или нормативный

• Изменение (модификация) поведения.

Практическое упражнение. Ситуационное усиление поведения.

Цель: ознакомление студента на основе реальных действий с тем, как влияет реакция окружающих на результативность поведения человека в организации.

Студент выбирает один из типов ситуационного усиления (подкрепления) поведения и описывает факты и события из жизни организации, когда к кому - либо применялся данный тип усиления.

3. Мотивация деятельности

Вопросы:

• Основы и процесс мотивации

• Теории содержания мотивации:

• Иерархия потребностей Маслоу

• Теория ЕКС Альдерфера

• Двухфакторная теория Герцберга

• Теория приобретенных потребностей МакКлелланда

• Теории процесса мотивации:

• Теория ожидания

• Теория справедливости

• Концепция участия в управлении

• Системы стимулирования

Практическое упражнение. Основы мотивации

Цель: ознакомить студентов с влиянием мотивации работника на поведение человека в организации и различие таких мотиваторов для разных групп работников.

Назовите по пять наиболее важных, по мнению опрашиваемых, мотиваторов для лиц, работающих в данной организации на различных должностях.

4. Установление целей в организации

Вопросы:

• Миссия и цели организации:

- миссия организации и ее определение

- природа и сущность организационных целей

- функции целей в организации

- типы организационных целей

- требования к организационным целям

• Установление целей в организации:

- установление индивидуальных и групповых целей

- управление по целям (УПЦ)

- участие в управлении

Практическое упражнение. Установление целей в организации

Цель – приобрести навыки постановки целей в организации

 

 

Заполните приведенную форму (табл. 1).

Таблица 1

Цели и действия по их достижению

Общие цели, которые в равной мере разделяются членами группы Специфические цели или задачи, которые способствуют достижению общих целей Конкретные действия или шаги, которые позволят выполнить специфические цели или задачи
     

5.Стратегическое управление

Вопросы:

Общая характеристика стратегического управления

• Анализ внешней и внутренней среды в организации

 

6.Проектирование работы

Вопросы:

Функции и процессы управления

- общие функции предприятия

- функция администрирования

- «управление по процессам» как новая парадигма

• Содержание проектирования работы:

- концепция проектирования работы

- анализ, параметры и восприятие содержания работы

- технология в проектировании работы

• Модели проектирования работы:

- построение работы

- расширение работы

- ротация в работе

- обогащение работы

- социотехническая система

- выбор модели проектирования

- концепции реинжиниринга и реструктуризации в работе.

 

Практическое упражнение. Проектирование работы

Цель: привить студенту навыки и умения в проектировании и перепроектировании работы; обеспечить более глубокое понимание всех составляющих процесса проектирования работы.

Выполнить следующие задания:

1. Определить, какие функции должно выполнять данное предприятие.

2. На основе выделенных функций спроектировать соответствующие им работы и определить тип их взаимозависимости. Проектирование включает анализ работы: содержание, требования, контекст. При необходимости рассматриваются параметры работы: масштаб, сложность, отношения.

3.Что вы хотите получить от своей работы?

Работники заполняют вопросник (табл. 3). Проранжируйте данные характеристики в баллах от 1 до 16, поставив балл 1 наиболее высоко оцениваемой характеристике с точки зрения важности и удовлетворенности, а балл 16 — характеристике с самой низкой оценкой.

Таблица 3

Вопросник к заданию

Характеристики работы Важность Удовлетворенность
1. Независимость в работе    
2. Шансы к продвижению    
3. Возможность контактов с людьми    
4. Гибкое рабочее время    
5. «Бесплатные» социальные услуги (страховка и т. п.)    
6.Интересная работа    
7. Общественная значимость работы    
8. Гарантии стабильности найма    
9. Возможность научиться новому    
10. Высокая оплата    
11. Признание коллегами    
12. Продолжительность отпусков    
13. Продолжительность рабочего дня    
14.Близость работы к дому    
15. Небольшой стресс от работы    
16. Возможность оказывать другим помощь на работе    

7. Проектирование организации

Вопросы:

Факторы проектирования организации:

- внешняя среда

- технология работ

- стратегический выбор

- поведение человека

• Элементы проектирования организации:

- разделение труда и специализация

- департаментизация и кооперация

- связи в организации и координация

- масштаб организации и контроля

- иерархия в организации и ее звенья

- распределение прав и ответственности

- централизация и децентрализация

- дифференциация и интеграция

• Типы организаций и их структуры:

- по взаимодействию с внешней средой

- по взаимодействию между подразделениями

- по взаимодействию с человеком

- новое в типах организаций

Практическое задание. Факторы проектирования организации

Цель: данное упражнение поможет добиться большего понимания влияния факторов внешней среды на проектирование того или иного типа организации.

1. Какие компоненты внешней для организации среды студент собирается исследовать?

2. Какие из этих компонентов являются наиболее и наименее важными?

3. Что должно быть перепроектировано в организации для наиболее адекватного реагирования на существующее внешнее окружение?

4. Схема организационной структуры. По правилам изображения схем организационных структур студент рисует схему организации, в которой он проходит практику. При этом, по необходимости, прилагается пояснение к тексту.

8. Организационная культура

Вопросы:

Концепция организационной культуры:

- понятие и структура организационной культуры

 

Практическое упражнение. Организационная культура учебной группы

Цель: научить студента подмечать и формулировать составляющие содержания отношений организационной культуры для ее описания в соответствующих терминах.

Студент заполняют прилагаемую форму «Организационная культура».

Форма. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

I. Важные разделяемые верования и предположения

1._____________________________

2._____________________________

3._____________________________

4._____________________________

5._____________________________

 

II. Разделяемые вещи материального мира

1._____________________________

2._____________________________

3._____________________________

4._____________________________

5._____________________________

III. Разделяемые выражения

1._____________________________

2._____________________________

3._____________________________

4._____________________________

5._____________________________

IV. Разделяемые действия

1._____________________________

2._____________________________

3._____________________________

4._____________________________

5._____________________________

Примечание. Сформулированные пп. 1–5 разделов I–V ,с одной стороны, должны быть разделяемы большинством членов организации и, с другой стороны, должны отличать ее от других, ей подобных.

9. Планирование реализации стратегии. Принятие решения

Вопросы:

Природа и характеристика управленческого решения

• Модели принятия решений (рациональная, количественная, ограниченная)

• Процесс принятия решения

• Методы принятия решения

• Этическое принятие решения

 

Практическое упражнение. Принятие решения

Цель: Упражнение позволяет понять различие между программированными и непрограммированными решениями.

Студент должен представить описание примера из своей практики, когда он наблюдал принятие руководителем или старшими коллегами решения по одной из моделей.

10. Управление конфликтом

Вопросы:

Причины и типы конфликтов в организации

• Уровни конфликтов в организации

• Методы разрешения межличностных конфликтов

• Структурные методы управления конфликтом

• Переговоры в управлении конфликтом

Практическое упражнение 1. Разрешение противоречий в организации.

Цель: показать, как действуетмеханизм сотрудничества для разрешения конфликта.

Постарайтесь описать выявленный конфликт в соответствующих терминах, заполнив форму.

Описание конфликта

Вопрос Краткий ответ Ситуационное объяснение (7—10 слов)
Источник или причина конфликта    
Конструктивные начала конфликта    
Тип конфликта    
Уровень конфликта    
Наиболее эффективный стиль разрешения конфликта с одной стороны    
Наиболее эффективный стиль разрешения конфликта со стороны………….    

Практическое упражнение 2. Разрешение конфликтных ситуаций

1. Тест «Каков ваш стиль разрешения конфликтной ситуации?».

2. Case study. Студентам предлагается пакет проблемных ситуаций, которые они анализируют по разработанной схеме.

Занятие 2. Case study.

Студенты разрабатывают, анализируют конфликтные ситуации, ориентируясь на личный опыт наблюдения, литературу, кинофильмы, публикации в прессе и т.д. На занятии они предлагают вниманию свои «кейсы».



2015-12-15 1202 Обсуждений (0)
II. Методические указания для студентов. Изучение учебной дисциплины «Технологические практикумы социально-культурной 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: II. Методические указания для студентов. Изучение учебной дисциплины «Технологические практикумы социально-культурной

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1202)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)