Раздел 3. Технологический практикум по методическому обеспечению социально-культурной деятельности
15. Ретроспективный анализ развития теории внешкольного образования в России Вопросы: • Принципы организации внешкольного и дополнительного образования • «Образование» и «Обучение», «методическое сопровождение» и «методическое обеспечение» • Дополнительное образование • «Системно-целевой подход» и «личностно-деятельностный подход» приминительно к дополнительному образованию Практическое задание.Изучить историко-культурные подходы к развитию дополнительного образования Цель – Способствовать у студентов формированию историко-педагогического подхода к пониманию сущности дополнительного образования. Таблица Принципы организации внешкольного и дополнительного образования
1. Изучите работы Е. Н. Медынского «Внешкольное образование и его значение, организация и техника» и «Энциклопедия внешкольного образования»; Горского В. А. Обсуждаем проект базисного плана // Внешкольник. Сделайте сравнительный анализ принципов и подходов в организации дополнительного образования по образцу в выше представленной таблицы. 2. Познакомтесь с основополагающими документами по дополнительному образованию: закон РФ «Об образовании», «решение коллегии Министерства РФ», «Концепция дополнительного образования детей», «Типовое положение об образовательном УДДОД». 3. Проведите ретроспективный анализ развития внешкольного образования и возможности его перехода в новое качество. 4. Сравните принципиальные основы сущности, целей и задач дополнительного образования 5. Составте вопросы, подготовьте выступление на круглом столе «Дополнительное образование – вчера, сегодня, завтра». 16. Методы внешкольного образования Вопросы: • Методы общего развития • Методы Локализации • Методы индивидуализации • Направленность методов • Гибкость методов • Всесторонность влияния на человека • Методы организации самодеятельность населения Практическое задание. Изучить отраслевую структуру УДО. Цель – формировать у студентов интегральный подход в осмыслении теории и практики дополнительного образования. 1. Познакомьтесь с содержанием деятельности в УДО, выделите основные направления. 2. Выделите место и роль какого-либо детского коллектива (кружок, студия, объединение) в системе образовательной деятельности в УДО. 3. На основании принципов теории внешкольного образования выстройте структуру блока «Изобразительное искусство» в системе учреждений дополнительного образования. Результаты исследования выразите в разработанной вами схеме.
17. Система организации УДО Цель – познакомить студентов с типами учреждений ДО. Вопросы: • Система УДО • Системообразующие элементы УДО • Функционирование системы • Образование как подсистема общества • Базовое и дополнительное образование • Базовые элементы дополнительного образования • Содержание образования • Кадровый состав УДО • Управление и самоуправление УДО • Формы управления УДО Практическое задание. Дать характеристику типам УДО. 1. Познакомиться с Типовым положением об образовании учреждений детей дополнительного образования. 2. Составьте характеристику на УДО (по выбору студента), определите составляющие элементы системы деятельности в УДО. 3. Составьте схему структуры управления данным учреждением 4. Определите формы и задачи управления данным учреждением. 5. Запишите перечень документов, дающих право на образовательную деятельность данного учреждения. 18. Развитие творческой самодеятельности детей и подростков в УДО Вопросы: • Личность • Условия УДО • Диагностика • Методы диагностики • Развитие, индивидуальное развитие • Творчество, творческие способности • Самодеятельность • Творческая самодеятельность Практическое задание. Изучить условия созданные в УДО для развития творческой самодеятельности детей и подростков. Цель – изучить содержание работы УДО, совершенствовать умения целенаправленно наблюдать и анализировать педагогические явления. 1. Дайте заключение о соблюдении в УДО санитарных норм и правил охраны жизни и здоровья детей. 2. Оцените факторы, способствующие созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в УДО. 3. Если бы вы работали в этом УДО, какие бы вы внесли коррективы, дополнения к деятельности УДО. 4. Проанализируйте, опишите работу УДО. 5. Дайте характеристику самодеятельного творчества в УДО. 6. Проведите диагностический срез развития творческих способностей у участников самодеятельного коллектива. 19. Культура педагогической деятельности Вопросы: • Потребность в общении • Межличностные отношения в детском коллективе • Совместная деятельность • Межличностное взаимодействие • Самопознание • Лидерство • Игра, игровые тренинги Практическое задание. Овладевание культурной педагогической деятельности. Цель – сформировать установку у студентов на личностно-ориентированное общение, повышать культуру педагогической деятельности (речи, общения, внешнего вида и т. д.). 1. Придумайте интересные варианты знакомства и приветствия в детском коллективе. 2. Проведите мероприятия, которое бы заинтересовало детей и способствовало вашей авторитетности в детском коллективе. 3. Понаблюдайте за поведением детей, опишите проявления их индивидуальности. 4. Выявите неформальных лидеров в детском коллективе, определите тип лидерства. 5. Составьте кортотеку игр и игровых теренингов, способствующих формированию благоприятного психологического климата в коллективе, благоприятным межличностным отношениям, творческой атмосфере. 20. Психолого-педагогическая характеристика детского коллектива в системе УДО Вопросы: • Группа • Малые группы, групировки • Интересы, потребности • Ценностные ориентаци • Детский коллектив • Развивающая среда • Воспитание • Роль семьи в воспитании Практическое задание. Дайте психолого-педагогическую характеристику детского коллективва в системе УДО. Цель – подготовить студентов к организации образовательной деятельности. 1. Изучите межличностные отношения в детском коллективе. 2. Проанализируйте климат в вашем коллективе. 3. Выясните, что привело детей в коллектив. 4. Определите причины объединения детей в коллективе: симпатии, общие дела, традиции 5. Определите уровень сплочённости коллектива 6. В чём проявляется круг обязанностей, поручений, ответственность перед коллективом. 7. Составьте психолого-педагогическую характеристику детского коллектива по следующей схеме: А Общие сведения околлективе (кружок, студия, клубное объединение…); - название коллектива, особенности построения развивающей среды; - когда и по каким признакам данный коллектив был сформирован; - поливозростная характеристика коллектива; - наличие детей разногоуровня развития (интелектуального, социального, медико-психологического; - проанализируйте работу педагога с семьями детей. Б) Психолого-педагогическая характеристика коллектива: - характер межличностных отношений; - малые группы, группировки их состав, причины создания, особенности взаимоотношений между альчиками и девочками, есть ли проявление антогонизма в отношениях; - предложения студента по коррекции взаимоотношений данной категории детей. В) Содержание и характер деятельности детей и подростков в коллективе УДО. - образовательная деятельность, свобода выбора, индивидуальный уровень, темп освоения,степень выраженности мотивации к образовательной деятельности; - формы результатов к продуктивной деятельности; - характеристика образовательного процесса, его содержание и способ организации, направленность на допрофессиональную подготовку; - характеристика интересов и инициатив детей ( к искусству. Литературе, спорту, к современным событиям; - рольпедагогов в поддержании этих интересов, отношение к прикладной деятельности; - учёт интересов детей в организации деятельности; - наличие традиций в коллективе; - характеристика участия данного коллектива в общих делах в УДО. Г) Воспитательно-образовательные задачи, основанные на характеристике коллектива. Е) Общие выводы и рекомендации. - Показать достоинства, преимущества детского коллектива, выявить неготивные явления, их причины; - что бы Вы предложили изменить в организации деятельности коллектива? - что бы Вы заимствовали из профессиональной деятельности педагога наблюдаемого коллектива, почему? 21. Специфика организации труда педагога дополнительного образования Вопросы: • Педагого дополнительного образования • Функциональные обязанности педагога дополнительного образования • Учебно-производственный план • Индивидуальный план • Содержание деятельности • Виды деятельности Практическое задание. Составте индивидуальный план практиканта (помощника педагога дополнительного образования) в УДО. Цель – сформировать у студентов навыки организованности и исполнительности. 1. Познакомтесь с учебно-производственным планом педагога дополнительного образования. 2. Определите своё место в совместной деятельности с педагогом в УДО. 3. Выделите виды деятельности, обязанности студента на период практики. 4. Продумайте формы организации детского коллектива, согласно плана педагога. 5. Согласуйте меру своего участия в системе досуговых дел УДО. 6. Составьте индивидуальный план помощника педагога дополнительного образования. практиканта _(ФИО)___________________ педагог _____(ФИО)___________________ УДО ________________________________ коллектив____________________________
22. Система методического обеспечения СКД. Вопросы: • Методическое обеспечение. • Организационная структура государственной системы методического обеспечения • Методическая служба • Организационная структура разноуровневых методических органов и учреждений. • Цели, задачи, функции и содержание деятельности методического обеспечения Практическое задание. Организация деятельности методического отдела, службы. Цель – изучить организацию деятельности методических отделов, служб в различных типах учреждений социально-культурной сферы, составить сравнительную характеристику. 1. Изучение нормативно-правовых документов методических органов и учреждений. 2. Изучить специфику деятельности отдела народного творчества. 3. Изучить специфику деятельности организационно – методического отдела. 4. Изучить специфику деятельности репертуарно – редакционного отдела. 5. Изучить специфику деятельности отдела культурно – досуговой деятельности. 6. Определите функции научно-методического обеспечения педагогического процесса в системе дополнительного образования. 7. Посмотрите журнал «Методист» или «Дополнительное образование) на выбор) за три последних года. Выберите и законспектируйте не менее 5 статей, раскрывающих специфику методической службы в УДО. 8. Сделайте сравнительный анализ деятельности методических служб, в выше указанных пунктах. Организация методической службы
9. Сделайте краткое описание деятельности отделов, по каждому отделу составьте схему организации деятельности. 23. Методическая деятельность педагога дополнительного образования Вопросы: • Методическая деятельность • Условия эффективности деятельности • Разработка методик • Репродуктивное перенесение метериала • изучение и обогащение педагогического опыта • Овладение научно-теоретическими знаниями • Разработка собственных методических положений • Экспериментальная деятельность • Конструирование собственной педагогической деятельности • Систематизация методических знаний • Распространение методических знаний Практическое занятие. Организация методической деятельности педагога дополнителного образования. Цель – изучить содержание методической деятельности педагога дополнительного образования 1. Изучите методическую деятельность педагога 2. Определите содержание методического фонда в учебном кабинете 3. Выясните в чём специфика подбора материала для методического фонда 4. Что у Вас есть в методической капилке для будущей работы? 5. Продумайте свои действия по совершенствованию своей профессиональной подготовки. 7. Сделайте сравнительную характеристику взаимодействия методической службы и педагогов в организации образовательного процесса. Представьте аналитеическую записку. 24. Виды методической продукции. Вопросы: • Методическое описание • Бюллетень • Событийная информация • Информационно-методическая выставка • Методическая записка • Памятка • Инструкция • Тематическая папка • Меотодические рекомендации • Аннотация • Методическая разработка • Прикладная методическая продукция • Сценарий • Плакат информационный • Графики диаграммы • Тематическая подборка • Картотека • Информационный католог Практическое задание. Описание методической продукции. Цель – изучить составляющие методической продукции на примере одного из учреждений социально-культурной сферы. 1. Подробно опишите проведённое творческое дело, события, действия, разясните их. 2. Составьте бюллетень по одному из направлений работы учреждения СКС. 3. Сделайте обзор периодической печати за последние 6 месяцев одного из журналов: «Методист», «Внешкольник», «Дополнительное образование», «Клуб». 4. Примите участие в организации информационно-методической выставки и составьте её описание: - тема выставки, название, назначение; - адресат; - разделы выставки сназванием, подзаголовком, эпиграфом; -анотация к литературе. 5. Составьте методическую записку: - решению каких задач способствует данная методическая работа; - кому адрессована; - на основании каких документов, фактов составленна; - система изложения материала. 6. Составте памятку для выполнения каких либо функций УДО: - краткие сведения об операции; - алгоритм действий; - круг обязанностей; - советы; - адресат. 7. Напишите инструкцию к какой-либо игре, дидактическому пособию: - название; - кому предназаначена; - из чего состоит; - сколько человек, групп могут одновремено пользоваться; - в чём заключается смысл; - условия пользования; - порядок пользования; - кем разработано; - полезные советы (по необходимости). 8. Сделайте описание тематической папки: - нормативные документы, определяющие деятельность в данном направлении; - методические рекомендации; - разработка конкретных дел, сценарии; - материалы из опыта работы; - библиография; - дидактический материал 9. Составте методические рекомендации проведения какого-либо дела по примерной схеме: - адрес (кому предназначена) - вступительная часть (пояснительная записка, включающая актуальность, необходимость рекомендаций, срез положения дел по данному вопросу, какую помощь призвана оказать рекомендация; - изложение главного тезиса, что именно рекомендуется сделать; - методические указания по решению организационных вопросов (создание штаба, агитация, оформление и т. п.); - примерные варианты проведения дела с советами (трудыне моменты, средства и т. д.); - описание преспективных результатов, место дела в ситеме деятельности); - список рекомендуемой литературы; - атор работы, год написания, рецензия (методического совета, РИСа, конкретного специалиста). 10. Составьте аннотацию на какое-либо учебное пособие в предложенном в УМК списке литературы (кратко изложить суть, назначение, где и кем может быть использована) 11. Изучите методическую разработку дела для учреждений СКС по выбору и дайте ей описательную характеристику. - название; - форма проведения; - пояснительная записка; - оборудование, оформление; - методические советы на подготовительный период; - сценарный план, ход проведения дела; - сценарный план, включающий все композиционные части; - методические советы организаторам или постановщикам; - список литературы; - автор разработки, должность, место работы, год. 12. Подберите прикладную методическую продукцию к Вашему содержанию выше перечисленных пунктов. 13. Составьте информационный плакат, пользуясь материалами УДО. 14. Составьте график, диаграмму (по материалам методиста) дающий сравнительную характеристику какого-либо направления деятельности за предыдущий год и текущий год. 15. Сделайте тематическую подборку для проведения одного из календарных праздников. 16. Составьте картотеку по выбранной тематике (10 карточек) - А. Код № … название, автор, краткая анотация, выходные данные, место нахождения в библиотеке; - Б. Код №… буква, с которой начинается фамилия, ФИО, должность, место работы, телефон, чем интересен человек. На обратной стороне даётся краткое описание опыта, идеи, сроки реализации, кем изучен опыт, где и в какой форме можно его применить.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (827)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |