Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Подготовка публичной речи



2015-12-15 508 Обсуждений (0)
Подготовка публичной речи 0.00 из 5.00 0 оценок




Раздел 5. Основы ораторского искусства

 

Из истории ораторского искусства

Риторика - древняя дисциплина, зародившаяся в V в. до н.э. в Древней Греции. Риторика - это теория выразительной речи, теория красноречия, ораторского искусства. Иными словами, это наука, изучающая законы порождения эффективного публичного высказывания, и искусство построения речи. Расцвет ораторского искусства в Древней Греции был связан с демократией, с возможностью свободного участия граждан в общественно-политической жизни страны. В истории европейской риторики выделяются следующие этапы:

1. древнегреческая риторика ( софисты,Сократ, Платон, Аристотель, ораторы демократического полиса);

2. древнеримская риторика( Цицерон, Квинтилиан, риторика времен раннего христианства);

3. средневековая европейская риторика;

4. новые европейские риторики(ХVI -XIX вв.);

5. неориторики (ХХв.)

Особый след в истории риторики оставили софисты.В основе их теории лежит учение об относительности истины, а искусство оратора, по их мнению, заключается не в том, чтобы открыть или доказать какую-либо истину, а в том, чтобы убедить в чем-либо слушателей, выделяя при этом благоприятные данные и замалчивая другие, невыгодные для дела. Цель софиста - " слабое сделать сильным". (Соответственно софизм -умышленно ложно построенное умозаключение, формально кажущееся правильным).

Первым из тех, кто выступил против софистов, был Сократ, который поставил во главу угла логическое доказательство. Идеи Сократа продолжил развивать Платон, величайший мастер диалога и полемики. Достижения греческого ораторского искусства были исследованы и обобщеныАристотелем в трактате "Риторика". Аристотель признан основоположником теории риторической науки. В Древней Греции риторикасчиталась царицей всех наук.

Вершина римского красноречия - ораторская практика Цицерона. Задача оратора, считалЦицерон, состоит в следующем: найти, что сказать - инвенция; найденное расположить по порядку - диспозиция; придать ему словесную форму - элокуция; утвердить все это в памяти - мемориа; произнести - акцио.

Отечественное красноречие развивается после принятия Русью христианства, это так называемое торжественное и учительное красноречие, утвердившееся в поучениях отцов церкви. В ХII в. русское красноречие обогащается такими шедеврами торжественного ораторского искусства, как "Слова" Кирилла Туровского. Крупнейшим теоретиком и практиком ораторского искусства ХVIII в. был церковный и политический деятель Феофан Прокопович. Первый учебник по риторике был написан М.В.Ломоносовым ( издан в1748 г.), который развил теорию ораторского искусства на русской культурной почве. Книга Ломоносова "Краткое руководство к красноречию" способствовала всеобщему признанию риторики в России и стала важнейшим учебным пособием для многих поколений образованных людей. Ломоносову принадлежит определение: "Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и писать".

Роды и виды красноречия

Роды и виды красноречия выделяются в зависимости от сферы коммуникации. Существуют несколько сфер коммуникации: научная, деловая, информационно-пропагандистская, духовная и социально-бытовая. Им соответствуют разновидности ораторского искусства (частные риторики).

1. Академическоекрасноречие : доклад, научный обзор, вузовская лекция, научно-популярная лекция, научное сообщение.

2. Судебноекрасноречие : речь прокурора (обвинительная), адвокатская речь.

3. Социально- политическое: парламентская речь, митинговая речь, дипломатическая, военно-патриотическая, агитаторская, доклад на съезде, собрании.

4. Социально-бытовое : юбилейная речь, застольная речь, поминальная, приветственная, речь на приеме, торговое красноречие.

5. Церковно-богословское (духовное)красноречие : проповедь, официальная церковная речь.

Подготовка публичной речи

Классическая риторика включает следующие разделы:

1. инвенция ( лат. inventio - изобретение) - создание речи;

2. диспозиция ( лат.dispositio - расположение) - построение речи;

3. элокуция ( лат. elokutio - украшение) - языковое оформление речи;

4. мемориа ( лат. memoria - память) - запоминание речи;

5. акцио ( лат. actio - действие) - произнесение речи.

При подготовке выступления перед публикой оратор должен поставить себе цель. В зависимости от цели публичного выступления речи подразделяются на следующие типы: информационная, развлекательная, агитационная.

Задача информационнойречи состоит в том, чтобы пробудить интерес к ее предмету, теме, а также дать слушателям новое знание. Информационные речи звучат в школьном классе, студенческой аудитории, в парламенте, на собраниях , научных конференциях и т.д.

Развлекательная речь ставит целью доставить слушателям удовольствие, помочь им приятно и с пользой провести время. Такую речь можно услышать на праздничном вечере, банкете, вечеринке и т.п.

Агитационная речь направлена на то, чтобы воздействовать на слушателя. Агитационные речи могут быть воодушевляющими, убеждающими и призывающими к действию ( проголосовать на выборах, купить товар, бросить курить и т.д.).



2015-12-15 508 Обсуждений (0)
Подготовка публичной речи 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Подготовка публичной речи

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (508)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)