Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Значение терминов «гуманизм» и «возрождение»



2015-12-15 1196 Обсуждений (0)
Значение терминов «гуманизм» и «возрождение» 0.00 из 5.00 0 оценок




Раздел 9. Философия эпохи Гуманизма и Возрождения

Эпоха Гуманизма и Возрождения успешно преодолевала и рассеивала интеллектуальную тьму и обскурантизм эпохи Средних веков.

Прежде громадное большинство свободомыслящих интеллектуалов пребывали в трепете перед несокрушимой и всеподавляющей властью Церкви. Во времена Леонардо да Винчи (1452-1519) было заурядным явлением, когда человек, осмелившийся выйти за рамки установленных Церковью границ познания, попадал в руки инквизиции.

Взрыв свободной мысли и духовных исканий представлял собой отражение внезапных и радикальных изменений в сознании человека и осмыслении им своего места в мире. Традиционные формы Церкви не могли дать удовлетворяющего объяснения этих перемен. Изобретение печатного станка (Иоганн Гуттенберг, 1399-1468) явилось важным фактором в распространении идей, но причина изменений заключалась не в этом.

Отметим, что расцвет эпохи Возрождения был обусловлен, во-первых, появлением на Западе ранее неизвестных творений античных авторов. А, во-вторых, притоком интеллектуалов – в первую очередь греков – со всех концов рухнувшей (в 1453 г.) Византии. В университеты и коллегиумы Запада перебрались десятки тысяч риторов, живописцев, богословов, инженеров из Византии. Достаточно сказать, что именно греческий эрудит был учителем Франческо Петрарки (1304-1374). Об этом редко говорится, но, если б не падение Византии и не появление на Западе массы носителей передовой мысли и культуры, Возрождение ограничилось бы пробуждением интереса к оккультным «наукам», который всегда был присущ потомкам варварских племён – кельтов, галлов, германцев. Появление в западных университетах преподавателей-греков, людей, по преимуществу православных (хотя бы в душе), привело к осознанию и обострению внутренних противоречий в католицизме, что уже через полвека дало импульс возникновению предреформационных течений и открытому началу Реформации.

Мы склонны видеть в эпохе Возрождения отправную точку века науки, а Леонардо считать «первым учёным», что для современного сознания представляет собой противоположность магии и оккультизма. Но подобная оценка – в значительной мере результат эволюции современной культуры. Чтобы понять эпоху Возрождения, надо отказаться от деления сферы науки на области, отвергая и игнорируя те из них, которые не укладываются в рамках наших представлений.

Между тем сама суть мышления эпохи Возрождения сводилась к тому, что нет и не должно быть никакого разделения: всё является частью единой великой сокровищницы Знания.

Лишь во второй половине XVI в. произошёл раскол познания и на месте прежде единого Знания образовалась пропасть. Новая, невиданная прежде свобода мысли привела к тому, что под вопросом оказались бесспорные прежде догматы Церкви. Кульминацией этого процесса неизбежно явилась Реформация. Католическая церковь, собравшись с силами, дала ей отпор, развернув Контрреформацию, опорой для которой служили инквизиция и лояльные к католичеству монархи Европы, прежде всего – короли Испании. В итоге Европа оказалась втянутой в водоворот религиозных войн и разгул насилия, и оккультизм в очередной раз был оттеснён в подполье. Чтобы выжить, образованные люди были вынуждены отрекаться от оккультных корней своих убеждений. Но, оккультизми в таких условиях сумел уцелеть и волновал умы великих людей много лет спустя. Так, Исаак Ньютон уделял куда больше внимания различным алхимическим опытам, чем изучению оптики, закона всемирного тяготения или исчислению бесконечно малых чисел.

Примером влияния оккультизма на собственно научное мышление является создание гелиоцентрической теории Николаем Коперником (1473-1543). Первыми её приверженцами стали именно алхимики, т.к. она согласовывалась с одним из основополагающих принципов, гласящих, что самой мощной силой обладает Солнце. Показательно, что во введении к изложению своей теории Коперник цитировал «Асклепий» - один из важнейших трудов по алхимии.

Новый подъём в эпоху Возрождения испытывает и неоплатонизм как развитие классической философии Платона, которую большинство историков считают рационалистической, протонаучной философской системой. Однако это не так: она утверждает, что человек – частица Божественного начала на земле, пребывающая в плену в этом несовершенном мире, которая теоретически может реализовать свою Божественную составляющую путём овладения оккультными знаниями и законами.

Герметизм, и (или) алхимия, - это философия, основанная на трудах «Асклепий» и «Герметический корпус». Их автором, по преданию, считается древнеегипетский маг Гермес Трисмегист (греч. Трижды Величайший). Он, якобы, прочёл по звёздам о приближении Всемирного потопа, повелел возвести пирамиды и спрятать в них сокровища, писания, изобрёл письменность и был покровителем всех искусств. Ему приписывалось создание Сфинкса и обширный свод так называемых герметических текстов оккультного плана, датируемых от середины II тыс. до н.э. до III в. н.э. Первый из этих трудов был известен в Европе ещё в Средние века, второй получил известность лишь после того, как его в середине XV в. заново открыл и перевёл на латынь флорентиец Марсилио Фичино. Затем, в 1486 г. другой итальянец, Пико делла Мирандола (1463-1494) опубликовал трактат о каббале.Он был членом новой «Платоновской академии» и утверждал, что есть особая наука – эзотерическая доктрина, связующая воедино представления о бытии.

Итак, этим трём системам – неоплатонизму, алхимии и каббале – предстояло коренным образом трансформировать дух эпохи.

На всём протяжении Средних веков Церковь учила, что человек – существо слабое, ничтожное, порождение первородного греха, зависящее исключительно от Божьего милосердия. Напротив, философия герметизма (алхимия) утверждала возвышенную природу души человека, постулируя, что каждый человек – это потенциальный бог.

И вдруг всё стало возможно и позволено, мир предстал увлекательным и захватывающим местом изучения и познания всего и вся, где можно было бесстрашно экспериментировать и, в рамках законов природы, управлять происходящим.

Страной, где началось бурное развитие эпохи Возрождения, стала Италии. Это кажется парадоксальным, но именно здесь авторитет папы был значительно слабее, чем в других странах. Государства, существовавшие на территории Италии, видели в папе политического соперника и стремились ограничить до минимума власть Церкви. Из Италии этот возрожденческий «Нью Эйдж» (англ. «новая эпоха») начал распространяться по всей Европе. Флоренция оказалась эпицентром нового духа, а катализатором этого взрывного интеллектуального развития стал Лоренцо Медичи Великолепный (1450-1492). Его дед, Козимо, посылал агентов по всему Средиземноморью с заданием скупать древние манускрипты, считавшиеся давно утраченными. И этот интерес к древности весьма характерен для всей эпохи Ренессанса. Что означает понятие«гуманизм»? Этот термин появился сравнительно недавно. Возможно, он был впервые использован Ф. Нитхаммером (1808) для того, чтобы указать на ту область культуры, которая связана с изучением классики, и собственный дух которой раскрывается в противопоставлении её области собственно научных дисциплин.

Однако термин «гуманист» (humanista) и его производные в различных языках появился в XV веке. Он был произведён по принципу терминов: законник (легиста); юрист (юриста); знаток канонического права (канониста); художник (артиста), указывающих на преподавателей и учителе грамматики, риторики, поэзии, истории и философии морали. Кроме того, уже в XIV веке, для того, чтобы обозначить эти дисциплины, говорили: «studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины) и «studia humaniora» со ссылкой на Цицерона.

«Humanitas» для латинских авторов означал, примерно то же, что эллины выражали термином «пайдейа», т.е. воспитание и образование человека. Считалось, что в становлении духовного образования основная роль принадлежала словесности, т.е. поэзии, риторике, истории и философии. Именно эти дисциплины способствуют его общему развитию и духовному возвышению.

Эпоха отмечена пылом и рвением библиотечной работы и знакомством с греческим языком, языком человека просвещённого. Первые кафедры греческого языка и литературы были учреждены в XIV веке, но наибольшее распространение греческого произошло в XV веке.

Но в термине «гуманист» есть и философская закваска, Обычно под философией понимают грандиозныекартины мира. Гуманисты как раз отрицали прежнюю философию как построение «соборных идей», «сумму» знаний, развитых в рамках главным образом теологии. На её место идёт новая философия со своими принципами вне всяких правил. Главное в ней – это чувство истории и исторической размеренности, чуткость кобъективности знания исторических условий.

Гуманисты открыли античность, Вергилия, Платона и Аристотеля, хотя они были известны и в Средние века, потому что возвратили этих авторов своему времени и своему миру.

Не случайно великие гуманисты были людьми по большей части государственными, активными, чьё свободное творчество в общественной жизни было востребовано временем.

Теперь относительно исторического значения термина «возрождение». Он вошёл в употребление в XIX веке, благодаря работе Якоба Буркгардта «Культура Ренессанса в Италии» (Базель, 1860). В этой работе Ренессанс – изысканное итальянское явление, в основе которого - индивидуализм практический и теоретический, культ светской жизни с подчёркнутой чувственностью, светский дух религии с привкусом язычества, освобождение от власти авторитетов, особенное внимание к истории, философский натурализм и чрезвычайный вкус к искусствам.

И всё же термин «Ренессанс» нельзя считать изобретением историков XIX века: гуманисты явно использовали такие выражения, как «воскрешать», «возвращать блеск древностям», «обновлять», «дать новую жизнь», «возрождать древний мир» и т.п. При этом они противопоставляли новую эпоху света, в которую они жили, Средневековью как периоду темноты и невежества. Джорджо Вазари (1511-1574), живописец, архитектор и историк искусства, выразительно говорил о «возрождении» живописи и скульптуры из «ржавых» Средних веков, из «грубости и несоразмерности» к совершенству «современной манеры».

Ренессанс имел также корни в идее возрождения римского государства, жившей и в Средние века. Предшественник итальянского Возрождения Кола ди Риенцо (1313-1354) (вместе с Петраркой) провозгласил как пророк далёкого будущего настоятельную потребность национального возрождения Рима и единой Италии, а потом и всего христианского мира. Это он возглавил антифеодальное восстание в Риме (1347) и возглавил, на короткое время, Римскую республику.

«Возрождение» и «Реформа» становятся взаимопроникающими: в этих двух образах воссоздана мистическая концепция «воскрешения», которую можно найти и в древней языческой, и в христианской литургии. Так и «Гуманизм», понимаемый как миссия очеловечивания, совпадает с обновлением, он есть «Возрождение» духа человеческого. Поэтому Гуманизм и Ренессанс являются двумя сторонами одного и того же явления.



2015-12-15 1196 Обсуждений (0)
Значение терминов «гуманизм» и «возрождение» 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Значение терминов «гуманизм» и «возрождение»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1196)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)