Практическое занятие 2 (2ч)
Практическое занятие 1 (2ч) Тема: Основы педагогической деятельности Основные понятия:педагог, воспитатель, учитель, педагогическая деятельность, педагогическая компетентность, профессионализм, профессиограмма, специальность, квалификация, педагогическое мастерство, педагогическое творчество, педагогическое управление. Вопросы для обсуждения. 1. Понятия «педагог», «учитель», «воспитатель», «мастерство». 2. Педагогическая профессия и педагогическая деятельность 3. Многообразие видов педагогической деятельности 4. Гуманистическая направленность педагогической деятельности 5. Какие требования предъявляет общество к личности педагога? Чем обусловлены эти требования? Есть ли ограничения при выборе профессии педагога? 6.Что объединяет и чем отличаются педагогические способности от общих способностей личности? 7. Личность педагога -гуманиста 8. Модель успешной педагогической деятельности: А) компоненты (проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный, гностический); Б) умения педагогов согласно компонентам деятельности; В) личностные качества согласно компонентам и умениям. 9. Профессиональные способности: · конструктивные (проектированность, композиционное построение); · организаторские (организация деятельности детей, коллег); · коммуникативные (моделирование отношений); · дидактические (доступно объяснять, выделять главное...); · гностические (исследование объекта, процесса и результата деятельности). 10. Понятия «профессионализм», «профессиональная компетентность», критерии педагогического профессионализма. 11. Какие специфические черты педагогической деятельности раскрываются в категории «компетентность»? Из чего складывается педагогическая компетентность? Как соотносятся педагогическое мастерство и профессиональная компетентность учителя? Упражнения и задания: 1. Подобрать высказывания педагогов-классиков (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, Я.А.Коменский, И.Г.Песталоцци, Дж.Локк, Ж-Ж.Руссо, И.Ф.Гербарт, К.Д.Ушинский и др.) о школе, учителях и их деятельности. 2. Сформулировать и записать заповеди учителя-гуманиста. 3. Составить список качеств идеального учителя (20). Провести самооценку данных качеств. 4. Составьте «Книгу жалоб учителя» 10-15 проблем, которые затрудняют профессионально-педагогическую деятельность. Доклады и сообщения: 1. Гуманизм педагогики В.А.Сухомлинского 2. Ш.А.Амонашвили о личности ребенка 3. Педагогическая деятельность как творчество Конспекты: 1. Педагогика / В.А.Сластенина и др. М., 2004, С.18-23. 2. Приготовить конспекты из книг педагогов-мастеров В.А. Сухомлинский, Ш.А.Амонашвили, В.Ф.Шаталов, Е.Н.Ильин, С.Н.Лысенкова, Н.Н.Палтышев, И.П.Волков и других (2-3 на выбор) или мультимедийную презентацию.
Творческая работа
Подготовить выступление-презентацию «Я и моя профессия» План: 1. Почему я выбрал профессию учителя 2. Как я готовил себя к профессии учителя 3. Что я могу уже сегодня дать детям 4. Чего бы мне хотелось добиться в процессе профессиональной подготовки в вузе 5. План профессионального роста
Рекомендуемая литература: а) основная: Введение в педагогическую деятельность: Учебное пособие для студентов высш.педагог.учеб.завед./А.С.Роботова, Т.В. , Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. – М., «Академия», 2000, - 208с. Смоляр А.И. Введение в педагогическую профессию: Учебно-методическое пособие. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. Формирование профессиональной культуры учителя /Под ред. В. А. Сластенина. – М., 1993 б) дополнительная: Гончарова И.Т., Гончарова И.Ф.Когда учитель властитель дум. – М., 1991 Лентьева, И.Г. Щапошникова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 208 Личность: внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды / Сост.: Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская. - Спб., 1996. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. Новосибирск, 1991. Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. М., 1986. Наумчик В.Н., Савченко В.А.Этика педагога: Учебн.-метод.пособ.- Мн.: 1999. Руднева И.И. Педагогика профессионализма. – С., 1997. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. - М., 1997. Шиянов Е. Н. Гуманизация профессионального становления педагога // Советская педагогика. – 1991. – № 9. – С. 80 – 84.
Практическое занятие 2 (2ч) Тема: «Общая и профессиональная культура педагога». Цель: сформировать у студентов научно обоснованные представления о взаимосвязи и взаимозависимости общей и профессиональной культуры педагога. Форма проведения:практическое занятие Вопросы для обсуждения:
Таблица 1. Профессиограмма учителя
Упражнения и задания. 1. На основе наблюдений, личного опыта представьте творческий портрет педагога, воспитателя. 2. Перечислите основные компоненты педагогической культуры 3. Подберите высказывания о педагогическом мастерстве и педагогическом творчестве. 4. Объясните следующие высказывания: Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически. (А.П. Чехов) Манеры человека — это зеркало, в котором отражается портрет его. (В. Гёте) 5. Разработайте модель личности педагога конкретной специальности (учитель биологии, химии, географии, математики и т.д.). 6. Заполнение диагностической карты изучения самооценки педагогической культуры
Доклады и сообщения 1. Подготовить доклады и сообщения по вопросам темы. Конспекты Творческая работа Напишите синквейн на педагогическую тему Синквейн — стихотворение, состоящее из пяти строк. В синквейне автор выражает свое отношение к проблеме. Порядок написания синквейна: 1-я строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2-я строка — два прилагательных, характеризующих данное понятие; 3-я строка — три глагола, показывающих действие понятия; 4-я строка — короткое предложение, в котором автор высказывает свое от- ношение к понятию; 5-я строка — одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием. Например: Ребёнок. Хороший, добрый. Играет, гуляет, растёт. Маленький человек. Радость*. Рекомендуемая литература: а) основная: Видт И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы // Педагогика. – 2002. - №3 Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую профессию: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 288с. б) дополнительная: Андриади И.П.Основы педагогического мастерства. – М., 1999 Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб:Питер, 2008. – 304с. Кан-Калик В.А., Никандоров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1990.-С.33. КондратенковА.Е. Труд и талант учителя: Встречи. Факты. Мысли. Кн.для учителя., М., 1985. Пуйман С.А. Практикум по педагогике: Пособие. С.А.Пуйман, В.В.Чечет. – Мн.:ТетраСистемс, 2003. -176с. Введение в педагогическую профессию: Учебно-методическое пособие. Самара: Изд-во СамГПУ, 1999. Чернышов А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.:Педагогическое общество России, 1999. – 186с. Шевченко Л.Л. Практическая педагогическая этика. Экспериментально-дидактический комплекс. - М., 1997.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2249)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |