Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рынки факторов производства



2015-12-15 396 Обсуждений (0)
Рынки факторов производства 0.00 из 5.00 0 оценок




 

• Особенности рынков факторов производства

• Рынок труда; заработная плата

• Рынок капитала; ссудный капитал; ссудный процент

• Рынок земли; земельная рента; цена земли

 

 

На рынках факторов производства собственниками и продавца ми ресурсов выступает население, а покупателями - хозяйствующие субъекты. На рынках факторов производства действую те же законы, что и на товарных рынках. Рыночная цена так же формируется под воздействием спроса и предложения. Однако спрос на факторы производства имеет свои особенности, которые заключаются в том, что спрос на факторы производства является производным от продукта, спроса на продукт, который создается с помощью данного фактора. Производный спрос - это спрос на факторы производства, предъявляемый хозяйствующими субъектами и его объем зависит от спроса на товары и услуги, создаваемые с помощью использования этих факторов.

Главным фактором производства выступает рабочая сила, которая соединяются средства труда и предметы труда в единый технологический процесс и реализация способностей, то есть знаний, умений, навыков человека происходит через труд, через использование этих способностей. Так же как и любой другой объект, в рыночной экономике труд, способность к труду, является объектом купли-продажи. Спрос на рабочую силу формируют работодатели. Предложения рабочей силы формируют наемные работники. Так же как и любой другой товар, рабочая сила имеет свою стоимость и денежное выражение этой стоимости выпускает в форме з/п. Стоимость рабочей силы представляет собой те затраты труда, денежное выражение которых позволяет работники осуществлять воспроизводство своей способности к труду, а так же содержать нетрудоспособных членов своей семьи.

Ни один работодатель не установит уровень з/п выше денежного поражения стоимости рабочей силы.

З/п представляет собой ту сумму денег, которая, во-первых, позволяет рабочему восстановить свою способность к труду и, во-вторых, возобновить рабочую силу. З/п имеет систему организации, которая включает следующие составные части:

• Единые тарифно-квалификационные справочники

• Тарифная ставка

• Тарифная система.

 

З/п, прежде всего, характеризует отношения между собственником средств производства и наемными работниками по поводу использования рабочей силы, капитала размера получаемых доходов и их распределения. З/п связана, прежде всего, с наемным трудом. Размер з/п зависит, прежде всего, от соотношений спроса и предложений рабочей силы, а так же от продолжительности времени труда, его интенсивности и так далее. Сущность з/п проявляется в тех функциях, которые она выполняет:

Учетная заключается мерой труда конкретного работника

Воспроизводственная заключается в том, что ее размер должен обеспечить восстановление и развитие рабочей силы, а так же содержание иждивенцев

Регулирующая состоит в распределении трудовых ресурсов по отраслям, регионам и так далее в зависимости от ее размеров. Трудовые ресурсы - совокупность населения в трудоспособном возрасте (женщина 16-54; мужчина 16-59; а так же фактически работающие пенсионеры и подростки)

Стимулирующая заключается в способности з/п изменять свою величину в соответствии с изменением величины затрат труда, а так же з/п должна составлять большую часть дохода работников, способствуя привлечения их к труду

Дифференцирующая заключается в разделении рабочих по уровню оплаты труда в соответствии с их квалификацией, интенсивностью труда и так далее.

Компенсирующая состоит в компенсации вредных условий труда и производства

Социальная заключается в привлечении работников не престижным видом деятельности, но которые необходимы обществу

Статусная. Величина з/п определяет место данного работника по отношению к другим работникам

Существует 2 вида з/п:

Номинальная з/п - это сумма денег, которую получает наемный работник.

Реальная з/п - это совокупность товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную з/п с учетом инфляции.

Различают 2 формы з/п:

Повременная. Размер зависит от величины обработано, от времени; в настоящее время является преобладающим. По временная з/п имеет следующие системы:

- простая повременная

- повременно-премиальная (премия начисляется за работу сверх нормы)

2. Сдельная форма оплаты зависит от объема созданной работниками продукции и включает следующие системы:

- простая сдельная

- сдельно-премиальная (сверх нормы - премия по повышенным размерам)

- сдельно-регрессивная (сверх нормы более низкие расценки)

- аккордно-премиальная (реализация этой системы з/п направлена на 100% выполнение объема работ)

В процессе производства работ работникам выдается аванс. Остальная часть з/п начисляется, но не выплачивается. Полный расчет осуществляется по завершению работ. Основой организации з/п выступает тарифная система, которая включает:

• Тарифно-квалификационные справочники. В этих справочниках характеризуется сложность и объем выполняемых работ, которые соответствуют определенной квалификации работников

• Тарифные сетки

• Тарифные разряды

• Тарифные ставки.

Тарифная ставка представляет собой размер з/п за выполняемых работу которой соответствует определенный квалификации работника и профессии. Тарифная сетка - совокупность тарифных ставок. Соотношение последующей тарифной ставки к предыдущей называется тарифным коэффициентом. Кроме того, в тарифную систему входят: районные коэффициенты к з/п и надбавки.

 

Капитал, во-первых, по определению Маркса, самовозрастающая стоимость или стоимость, привносящаяся прибавочную стоимость.

Денежное выражение прибравочной стоимости есть прибыль. В более широком плане капитал - это и денежные средства, накопленные знания, и способности человека, которые используются для увеличения богатства людей. Основными формами капитала выступают:

1. Физический или реальный капитал (здания, станки, сырье, материалы и так далее)

2. Человеческий капитал (общие и специальные знания, навыки, умения, опыт и так далее)

Вследствии того, что капитал создается самой экономикой, его объем в определенной мере зависит от спроса и цены на него. И то и другое формируется на рынке. Рынок капитала - это рынок, на котором, вследствии взаимодействия спроса и предложения формируется цена капитала в виде процентной ставки. В свою очень спрос на капитал зависит от его цены. О покупке капитала речь может идти в том плане, что приобретается не весь находящийся в экономике запас благ капитальных благ, а поток нового капитала, который необходим в данный период производства для замены устаревшего, пришедшего в негодность основного капитала. Спрос на капитал первоначально возникает не на капитальные блага, а на временно свободные денежные средства, которые можно использовать на покупку этих капитальных благ. В силу этого, рынок капитала в первую очередь есть рынок денежного капитала, а в качестве инструментов рынка денежного капитала выступают:

• Кредитные ресурсы или ссудный капитал

• Ценные бумаги (акции, облигации и так далее)

Акция - ценная бумага, которая характеризует долю своего владельца в уставом капитале акционерного общества. Существует 2 вида акций:

1. Обыкновенная(рискованная). Обыкновенная акция дает возможность реализации своему владельцу трех прав

- право на долю в уставом капитале а так же

- право на получение дивиденда, размер которого зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности как правило за год

- право решающего голоса на ежегодных собраниях акционеров

2. Привилегированная. Привилегированная акция - дивиденд на такую акцию заранее определяется и не зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности. Право на долю в уставом капитале. Вместе с тем, владелец привилегированной акции не наделен правом решающего голоса на ежегодных собраниях акционеров.

3. Облигация - ценная бумага, которая характеризует отношения займа между лицом выпустившем эту ценную бумагу и владельцем ценной бумаги. Доход на облигацию выступает в виде процента от номинальной стоимости облигации.

4. Ссудный капитал - денежный капитал, предоставляемый его собственником во временное пользование хозяйствующие субъекту (заемщику) в целях получения в будущем части прибыли в виде судного процента. Ссудный капитал есть капитал собственности в отличие от физического капитала, который функционирует в процессе производства в руках заемщика. Предоставление денежных средств во временное пользование или ссудах выполняется при соблюдении следующих принципов:

• Срочность

• Платность (процент)

• Возвратность

• Дифференцируемость

• Материальное обеспечение (если человек не может вернуть кредит)

• Целевое использование (на какие цели)

Ссудный процент - это цена, которую платят собственникам ссудного капитала за использование их заемных средств с течении определенного периода времени. Ссудный процент выступает в 2 основных видах:

Номинальный ссудный процент - ставка процента, выражающая в денежных единицах по их текущему курсу.

Реальный ссудный процент - ставка процента которая выражена в неизменных денежных единицах. Другими словами реальный ссудный процент учитываете уровень инфляции. Реальная ставка ссудного процента есть разность между номинальной ставкой и уровнем инфляции. Величина ставки ссудного процента зависит от следующих факторов:

- степень риска на ссудный капитал (рейтинг заемщика)

- срока на который выдается ссудный капитал (чем больше сров тем выше ставка)

- система налогообложения (наличие или отсутствие льгот)

- размер ссудного капитала

- структура рынка капитала (ограниченные или неограниченные условия конкуренции на рынке)

Соотношение спроса и предложения ссудного капитала (низкая ставка процента увеличивает спрос на ссудный капитал; высокая ставка ссудного процента уменьшает спрос на ссудный капитал)

Рынок земли - это рынок, на котором вследствие соотношения спроса и предложения формируется цена земли в виде земельной ренты. Предложение земли в силу ее ограниченности более или менее стабильно. Основными факторами, влияющими на предложения земли, выступает количество и качество земли, то есть их плодородие и местоположение от рынков сбыта. Изменение качества земли происходит очень медленно что является причиной образования дохода на землю. При этом предложение земли является неэластичным. Другими словами, оно не может быть увеличено даже при значительном росте ценны на землю.

Финансовые системы государства

Финансы: структура и функции

• Бюджетная система, государственный бюджет; бюджетный дефицит, государственный долг

• Налоги и фискальная политика государства

Финансы представляют собой экономические отношения по формированию денежных средств, их распределению и использованию в обществе. Финансовые отношения всегда регулируются правовыми актами государства. Финансовые отношения охватывают 2 сферы:

• Финансовые отношения, связанные с формированием и использования денежных форм государства. Эти денежные фонды аккумулируются, во-первых, в бюджетной системе и, во-вторых, во вне бюджетных фондах. Существуют 3 не бюджетных фонда: пенсионный, социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования.

• Финансовые отношения, которые опосредуют кругооборот денежных фондов предприятия

Субъектами финансовых отношений выступают:

Хозяйствующие субъекты. Эти отношения возникают при уплате налогов в бюджетную систему и финансирования налогов

Физические лица. Это отношения между государством и гражданами при внесении налогов и добровольных платежей.

Хозяйствующие субъекты. Эти отношения возникают между юридическими лицами в процессе приобретения товарно- материальных ценностей а так же реализации продукции и оказания услуг.

Звенья бюджетной системы:

• Федеральные

• Субъектов федерации

• Муниципальные

Главным источником денежных фондов выступает национальный доход и его составные части: фонд потребления и фонд накопления. Сущность финансов проявляется в их функциях:

Воспроизводственная. Это мобилизация и предоставление денежных средств в пользования для обслуживания потребностей воспроизводства. На принципах финансирования, финансы превращаются в денежные потоки с использованием целевых денежных средств.

Распределительная. Посредством финансов происходит распределение и перераспределение. Денежные средства, необходимые для производства материальных благ социального обеспечения и так далее аккумулируются в бюджетных фондах.

Контролирующая. Это экономический контроль за деятельностью государства а так же хозяйствующих субъектов. С помощью этой функции осуществляется контроль за доходами и расходами. Например, бюджет любого урочная это не только фонд денежных средств, но и финансовый документ, который нажюет обязательному исполнению.

Регулирующая. Реализация этой функции позволяет стимулировать или сдерживать развитие хозяйствующих субъектов в необходимом для общества направлении с помощью системы финансовых рычагов.

Посредством финансов государство формирует антимонополиционную политику, формирует структурную политику, решает социальные проблемы и так далее. Совокупность организаций, институтов, финансовых отношений, обеспечивающих движение финансов, образует финансовую систему, которая включает следующие элементы:

• Государственный бюджет

• Внебюджетные фонды

• Государственный кредит

• Фонды страхования: социального, имущественного и личного

• Фондовый рынок

• Финансы предприятий различных форм собственности

• Специальные денежные фонды

Существует 2 принципа построения государственных финансов:

Централизм. Суть централизма заключается в том, что большая часть денежных средств аккумулируется в едином центре. Оставшиеся денежные средства находятся у хозяйствующих субъектов. Такая централизация денежных средств позволяет успешно реализовать государственные программы развития национальной экономики.

Бюджетный (фискальный) федерализм предполагает с одной стороны четкое распределение функций между различными функциями государственной системы. Правительство занимается проблемами обороны внешних сношений и так далее.

Второй уровень бюджеты субъектов федерации. Охрана общественного порядка, содержание учреждений образования, медицины и так далее

Третий уровень бюджетной системы: органы местного самоуправления.

Как финансовая категория, бюджетный федерализм выступает формой финансовых отношений и выражает совокупность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов. Движение денежных средств от одного уровня бюджетной системы к другому называется трансфертом. Государственная бюджетная система России включает 3 звена:

• Федеральный уровень или бюджет РФ

• Бюджеты субъектов федерации

• Региональные бюджеты

Ведущим звеном государственной бюджетной системы выступает государственный бюджет. Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств, которым располагает представительство страны для выполнения необходимых социально-экономических функций, а так же финансирования расходов на оборону, а так же на государственный аппарат. Через государственный бюджет происходит перераспределение значительной части валового национального продукта путем аккумулирования и организации денежных средств, а так же выделения и использования финансовых ресурсов. Государственный бюджет состоит из 2 частей:

• Доходной

• Расходной

Основными доходами государственного бюджета являются налоги и неналоговые платежи. Основными направлениями расходов государства выступают:

1. Финансирование промышленности и других отраслей национальной экономики.

2. Финансирование социально-культурного развития и науки.

3. Содержание органов государственной власти и управления, а также ПО.

4. Затраты, связанные с обслуживание государственного долга.

5. Финансирование государственных целевых программ.

Если расходы превышают доходы, то возникает дефицит государственного бюджета и наоборот: если доходная часть государственного бюджета превышает расходную, то возникает профицит государственного бюджета. И то, и другое для любой национальной экономики является отрицательным явлением.

Сумма накопленных дефицитов государственного бюджета образует государственный долг, который может быть внешним и внутренним. Внешний долг – иностранным государствам, внутренний – собственному населению.

 

 

Общемировая практика: расходы на оборону - каждый 5 рубль государственного бюджета.

Важнейшей стороной деятельности правительства выступает сокращение бюджетного дефицита. Формы:

Снижение расходов бюджета.

Рост налоговых поступлений.

Сокращение расходов осуществляется путем:

• Уменьшения дотаций национальной экономики

• Сокращение социальных программ

Выпуск в обращение государственных ценных бумаг которые имеют 2 последствия:

• Изъятие из обращения денежных средств способствует сокращению инфляции

• Эти денежные средства выступают источником пополнения доходной части населения.

Кроме того существуют еще и такие способы сокращения дефицита. Дополнительная эмиссия денежных средств. Введение заимствований особенно иностранных кредитов.

Принято считать, что бюджетодефецит в 2-3% валового внутреннего продукта является нормальным для любой национальной экономики. Последствиями государственного долга являются:

• Необходимость постоянного его обслуживания

• Долг в определенной мере приводит к вытеснению частного капитала

• Увеличение налогов является анти-стимулом экономической активности, усиливает социальную напряженность в обществе.

• Перераспределение доходов в пользу в пользу держателей государственных облигаций увеличивает неравенство в доходах.

Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны. Налог - это обязательный платеж, который взимается государством как с физических, так и с юридических лиц на основе государственного законодательства. Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Сущность налогов выражает отношение между людьми по перераспределению национального дохода между классами, социальными слоями, группами населения, а так же это отношения по регулированию экономики страны. Сущность налогов раскрывается в следующих принципах налогообложения:

• Всеобщность налогов

• Пропорциональность доходу

• Определенность налогов

• Простота и удобство налогообложения

• Минимизация тяжести и издержек налогообложения

Любая налоговая система устанавливает методы построения и включает следующие элементы налога:

• Субъект налога (налогоплательщик)

• Объект налога (доход или имущество)

• Источник налога (за счет какого дохода выплачивается налог)

• Ставка налога (представляет собой размер налога на единицу обнажения например со 100 рублей или 1 сотки земли)

Существуют следующие ставки налога:

Пропорциональная. Устанавливается в зависимости от величины налога

Твёрдые ставки. Не зависят от величины дохода

Прогрессивные. С ростом дохода ставка налога изменяется в большей мере чем прирост дохода.

Регрессивная. Чем больше доход тем меньше ставка

В отдельных случая объект налога и источник налога тождественны.

Американские ученые во главе с профессором Лафером считают, что при шкале налогообложения в 75% (Швеция) в США никто не стал бы вкладывать капитал в производство. На доход корпораций существует налог в 38%. Графическая зависимость между величиной налога и ставками налогов получила название кривой Лафера. Высшая ставка налога должна находится в пределах 50-70%. Величина налогов на прямую влияет на деловую активность хозяйствующих субъектов. При ставке налогов до 30% налогоплательщики принимают такую ситуацию совершенно спокойно. До 50% формируется отрицательное отношения. Налогам более 50% неприемлемым. Неуплата налогов в западной экономике воспринимается как уголовное дело. Все виды налогов можно классифицированы по различным признакам:

В зависимости от методов взимания.

Налоги на доход или имущество налогоплательщика подразделяется на:

Реальные (поземельный, подомный, паромысловой; налоги на ценные бумаги)

Личные(подоходный налог; налог на прибыль корпорации)

Косвенные (надбавки к ценам на определенные товары и услуги (например, акцизы, таможенные пошлины и сборы, государственные фискальные монополии, которые представляют собой государственную монополию на производство; реализацию некоторых товаров массового потребления (табак спички соль))

2. От направления поступления налогов различают:

Федеральные налоги (подоходный налог с физических лиц; налог на прибыль; таможенная пошлина)

Региональные (за счет них формируется бюджет субъектов федерации)

Местные налоги (источник формирования местных бюджетов)

3. В зависимости от использования денежных средств от налогов:

Общие налоги (подоходный налог). Поступления от таких налогов не закреплены за какими-либо видами расходов.

Специальные налоги (денежные средства). Поступления от таких налогов имеют строго целевое расходование (транспортный).

Фискальная политика представляет собой налогово-бюджетную политику, предусматривающую использованием правительства своих прав устанавливать налоги и расходов пять денежные средства на основе нормативных документов. Различают 2 вида фискальной политики:

Дискрисационная - это сознательное манипулирование государства налогами и правительственными расходами с целью изменения объема ВВП, уровня инфляции и занятости.

Фискальная политика стройных стабилизаторов предполагает использование прогресса вношу налогообложения и пособий по безработице что позволяет воздействовать на совокупный спрос его увеличение или сокращение)



2015-12-15 396 Обсуждений (0)
Рынки факторов производства 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рынки факторов производства

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (396)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)